Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекреация как предмет научного анализа.

Поиск

Если понятие "досуг" было введено древними греками, то " рекреация " (от лат. recreatio - восстановление) - римлянами. Границы рекреации весьма широкие. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иные рутинные формы рекреации) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором - предполагает длительную смену привычного образа жизни. И первый и второй виды рекреации необходимы для нормальной жизни человека вне зависимости от его социального статуса.

В настоящее время неуклонно возрастает роль рекреации как сферы, нейтрализующей производственные стрессы, нервно-психические нагрузки, усталость от монотонного труда, гиподинамию. Для регенерации сил и энергии человеку необходима смена условий и форм деятельности (их последовательности, нагрузок, видов). Неудовлетворенные, заглушенные рекреационные потребности неминуемо негативно сказываются на физиологическом состоянии организма, становятся одной из распространенных причин психических расстройств. Поскольку рекреация напрямую связана со здоровьем населения, рекреационные эффекты являются традиционным предметом изучения медицинских наук.

В отличие от ранних трактовок современное содержание понятия "рекреация" смещается в сторону большего социального наполнения. В русле дальнейшей социологизации категории отдыха и рекреации развивается рекреационная география. В "Теоретических основах рекреационной географии" (1975) ключевое понятие "рекреационная деятельность" определяется как "деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса".

В этой дефиниции подчеркивается социальный характер рекреационной деятельности и отражаются важнейшие ее особенности. Во-первых, привязка к определенному типу времени – свободному. Во-вторых, ее самоценность (самоцельность). В отличие от труда и бытовых занятий рекреационная деятельность, как и другие виды деятельности в свободное время, представляет важность для человека не только достигнутыми результатами, но сама по себе. Это объясняется тем, что удовлетворение большей части потребностей в воспроизводстве физических и психических сил человека происходит не в результате, а в процессе рекреационной деятельности.

В 1970-е гг. отечественной школой рекреационной географии были выделены общественно-полезные функции рекреационной деятельности: медико-биологические, социально-культурные и экономические. Медико-биологические функции состоят в восстановлении и сохранении здоровья населения путем санаторно-курортного лечения лиц, перенесших болезнь, и оздоровления практически здоровых людей. Социально-культурные функции заключаются в формировании всесторонне и гармонически развитой личности через познание окружающего мира. Экономические функции связаны с медико-биологическими и социально-культурными функциями. Рекреация обеспечивает рост производительности труда, увеличение фонда рабочего времени благодаря сокращению заболеваемости, продление периода трудовой активности человека. Кроме того, в рекреационной сфере хозяйствования создаются дополнительные рабочие места, тем самым решается проблема занятости. Открытие учреждений рекреации в любом регионе способствует развитию сферы обслуживания, повышению уровня жизни населения. Рекреационная деятельность рассматривается также как источник валютных поступлений в страну.

Отечественная рекреационная география характеризует рекреационную деятельность человека в качестве неотъемлемой части социальной и духовной его жизни и неразрывно связывает ее с деятельностью трудовой. Таким образом, происходит постепенное сближение понятий "досуг" и "рекреация", смысловые границы между ними становятся все более размытыми. "Досуг может быть рекреацией, когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и … релаксация со своей стороны может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности".

 

Проблема рекреации обусловлена тем, что она мб представлена и как функция досуга, и как необходимое условие решения проблем педагогики досуга. Исследование феномена рекреации – предмет отд исследования. В наст вр обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно. Это понятно, поскольку индустрия досуга и развлечений, индустрия туризма, фешн-бизнеса, функционирование курортных зон отдыха, парков и т.д. так или иначе связано с рекреацией. Тогда естественно стремление определить предметное поле рекреации, осмыслить рекреалогию как специфическую область науки и соц практики. Возникает два вопроса. Первый – о предметном поле, описываемом понятием «рекреация», второй – о проблемном поле рекреалогии. Первый связан с преодолением разногласий по поводу семантики понятия, второй – с установлением рекреалогии если не как самост науки, то как области знания, предполагающ междисциплинарный подход к исследованию. Что касается 1го, то проблему составляет то, что оно отождествляется с др понятиями: отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановление сил и т.п. Этот ряд можно увидеть в любом словаре, открыв его на странице «рекреация». Дело даже не в том, что эти понятия не явл синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качве синонима одного из них в различн контекстах употребляется в том значении, кот более нравится автору. Именно в факте синонимичности закл первая проблема: зачем добавлять неопределенное новое, если уже существует разработанное старое? Если под рекреацией разуметь отдых, то зачем называть этот отдых рекреацией? То есть мы видим «размывание» понятия рекреации по другим понятиям. Не проще обстоит дело и со 2 вопросом о проблемном поле. Допустим, мы говорим «рекреация», а подразумеваем «отдых». Тогда в чем суть и новизна «рекреационной проблемы»? Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основ на механизмах саморегуляции организма, и здесь нет никакой проблемы. Независимо от нашего желания человек был создан таковым, что не имел возможности работать подобно всегда, и успешно себе отдыхал даже не имея представления о рекреации. Если же говорить о рационально организованном отдыхе, тогда нужно опред, что значит это «рационально», и в каких случаях опр этой рациональности будет иметь смысл. Не требует, например, научного обоснования понимание того, что практически любая деятельность – развлечения, спорт, музыка, танцы, чтение книг, стояние на голове и даже покраска забора Томом Сойером может быть срвом отдыха. Более того, человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книжки, не будет прыгать с парашютом, даже если это, по нашему мнению, крайне необход для его здоровья. Такая неопределенность отражается и в опред сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеят основе, направ на оздоровление, а также может иметь познавательный характер и быть срвом самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которых принимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры.

То, если мы предполагаем рекреацию как самостоятельный предмет научного анализа, то возникают два исходных вопроса, требующих теоретического исследования: 1. что представляет собой рекреация как предмет научного анализа; 2. какие причины привели к возникновению “рекреационной проблематики” и – с течением времени – становлению рекреалогии как самостоятельной области научного знания.

Все перечисленные определения рекреации не явл научными определениями понятия, которые, по законам научной логики, выходят из более широких понятий, а представляют собой адекватный перевод с латыни через соответствующий синонимический ряд.

Термины, составляющие синонимический ряд (отдых, восстановление сил, развлечения), на самом деле характеризуют разные объекты исследования и по своей сущности могут быть отнесенные к разным предметным полям.

определение рекреации с помощью любой адекватно переведенного термина каждый раз приводит к тому, что проблемное поле рекреалогии приобретает иное содержание. В связи с этим возникает вопрос: ли есть рекреация действительно специфическим предметом научного исследования, или же она представляет собой описательное понятие, которое легко сводится к другим понятиям и растворяется между разными дисциплинами?

Ответ на последний вопрос может быть позитивным при условии, если рассматривать рекреацию как феномен, несводимый к досугу, функции досуга, отдыху, оздоровлению и т.д., равно как несводимый и к их совокупности. С другой стороны, все они являются различными аспектами исследования рекреации как целостного феномена. Следовательно, речь идет о рекреации как о специфическом феномене и предмете исследования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.8 (0.006 с.)