Туризм как социально-экономическая система. Функции туризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туризм как социально-экономическая система. Функции туризма.



ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Международный туризм в системе мирового хозяйства и его экономическое значение.

Международный туризм охватывает поездки путешествую­щих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Как одна из форм международных экономических отношений он приобрел огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и куль­турные связи между государствами. Неоспоримо, что междуна­родный туризм – один из влиятельнейших (если не самый влия­тельный) феноменов экономического и социального развития современного общества.

Обмен услугами международного туризма между странами является частью международной торговли. При этом туристские услуги в международном товарообороте выступают как невиди­мый товар. Характерной особенностью и существенным досто­инством туристских услуг как товара является то, что для их производства не требуется больших затрат, если применять для этого существующую в стране материально-техническую базу. Иностранные туристы пользуются услугами предприятий тури­стской индустрии страны пребывания. Кроме того, они потреб­ляют и (или) покупают и вывозят в качестве сувениров и подар­ков определенное количество товаров, что также обеспечивает стране пребывания значительные валютные поступления.

Международный туризм является одной из наиболее дина­мично развивающихся форм международной торговли. В эконо­мике отельной страны он выполняет ряд важных функций:

1) является источником валютных поступлений и средством для обеспечения занятости населения;

2) расширяет вклад в платежный баланс;

3) способствует диверсификации экономики, оказывая сти­мулирующее воздействие на отрасли, обслуживающие сфе­ру туризма;

4) повышает привлекательность страны как сферы междуна­родного предпринимательства и делового сотрудничества;

5) создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала.

Главной особенностью международного туризма является пересечение туристами государственных границ. Чем сильнее различия между государствами,тем больше препятствии на пути сводного перемещения людей. Чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к туристским формальностям, но оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличия международного туризма от внутреннего.

Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает воз­действие на международные туристские потоки, упрощая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствует росту международного туризма сложная и запутанная процеду­ра оформления выездных документов, нарушение сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, введение жест­ких ограничений на ввоз и обмен валюты, от чего зависит уро­вень потребления туристами товаров и услуг. Таможенные декларации и досмотры выступают вкачестве сдерживающего начала и приводят к сокращению туристских поездок.

Другая особенность международного туризма носит эконо­мический характер и раскрывается через влияние, оказывае­мое им на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Именно поэтому прием иностранных туристов получил название активного туризма. С другой стороны, выезд туристов за границу сопряжен с оттоком валюты из стра­ны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода отражаются в пассиве пла­вного баланса страны – поставщика туристов, а сам туризм характеризуется как пассивный.

Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на туризм внутренний.

В международном туризме, как известно, выделяют две разновидности – выездной и въездной, которые различаются по направлению туристских потоков. Один и тот же турист может быть одновременно классифицирован как въездной и выездной в зависимости от того, по отношению к каким странам описыва­ется его перемещение.

Основными направлениями деятельности государств по раз­витию международного туризма в соответствии с Заключитель­ным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (Хельсинки, 1975 г.) являются:

1) оценка взаимосвязи между развитием туризма и мерами, при­нимаемыми в других областях экономической деятельности;

2) поощрение развития туризма на индивидуальном, семей­ном, групповом, коллективном уровнях;

3) содействие улучшению материальной базы туризма и со­трудничеству в этой области;

4) реализация собственных проектов по туризму, включая техническое сотрудничество;

5) содействие обмену информацией;

6) рассмотрение и позитивном духе вопросов, связанных с фи­нансовым обеспечением туристских поездок за границу, с учетом своих экономических возможностей, а также свя­занных с формальностями, требуемыми для таких поездок;

7) содействие деятельности иностранных туристских агентств и транспортных компаний, связанных с развитием международного туризма;

8) активизация туризма во внесезонный период;

9) обмен, студентами и специалистами в области туризма с це­лью повышения их квалификации;

10) содействие проведению конгрессов и симпозиумов по вопро­сам планирований развития туризма, а также с целью обсу­ждения детальных исследований по проблемам туризма.

 

Методические приемы показа

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, "видеть" не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность "зрительно" восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время затрачиваемое на объяснение.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;

б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п. Кроме этого движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов.

Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий – жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности. Третий вариант – движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться, все явственней возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Особые методические приемы

Помимо методических приемов показа и рассказа, на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала.

Встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется.

Иногда в экскурсиях используется прием исследования. Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно, глубина ущелья измеряется брошенным камешком.

Прием исследования способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он используется в экскурсиях с детьми и подростками.

Прием демонстрации наглядных пособий, включенных в «портфель экскурсовода». Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

Прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды – эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы.

Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

 

Северный (Поозерье)

Белорусское Поозерье охватывает Витебщину и частично северные районы Минской области. В этом историко-этногарфическом регионе чрезвычайно живописный, холмистый рельеф с валунами, пригорками и низинами, в которых - многочисленные реки, озера, ручьи. Это обусловило особенности сельских поселений Поозерья, которые выделяются малодворностью и бессистемностью застройки. Именно потому экспозиционный сектор “Поозерье” представлен небольшой деревенькой и отдельно размещенным хутором - двумя характерными региону типами поселений.

Своеобразие культуры и социума Северной Белоруссии (Поозерья) во многом обусловлено ее более тесными связями с соседними русскими регионами (в равной мере это относится и к Восточной Белоруссии). Свое влияние оказала и общая древняя этноплеменная основа - культура кривичей. Даже входя в состав Великого княжества Литовского, Полоцкая и Витебская земля пользовались привилегиями, которые гарантировали им территориальную целостность и неприкосновенность владений феодалов и мещан. Эти земли являлись ареной постоянных выступлений против власти польских королей, за воссоединение с Россией. В 1771 г. в результате первого раздела Речи Посполитой северная и восточная части белорусского этнокультурного ареала отошли к России. Остальная часть Белоруссии вошла в состав Российской империи только после второго и третьего разделов Речи Посполитой в 1793 и 1795 годах.

Важной частью крестьянского хозяйственного комплексы были промысловые занятия - лесные промыслы, извоз, строительство, рыболовство. Большое значение играло отходничество в крупные городские центры.

При относительно неразвитом зерновом хозяйстве в Поозерье интенсивно развивалось льноводство. Лен был товарной культурой, выращивался как в крестьянских, так и в помещичьих хозяйствах. В течение ХIХ в. расширялись посевы картофеля, который постепенно занял очень важное место в структуре питания местного населения.

Для традиционной одежды жителей характерен прямой, свободный крой. Наиболее распространенными цветами одежды являлись белые и светло-серые. Из верхней одежды, кроме общебеларусских свит и кожухов, носили также кафтан, кабат. Женская поясная одежда определялась значительным типологическим разнообразием: льняная юбка, саяны, андараки. В технике украшения использовалась вышивка, складки, которые в женской одежде (сорочках, фартуках) гармонировали с кружевами. В вышивке доминировал красный цвет; юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Основу узорных мотивов складывали стилизованные ромашки, незабудки, горошек, земляника и др., что временами сочетались с геометрическим орнаментом. Керамика определялась массивностью форм и основательностью обработки, что не повышало функциональные качества.

Региональной особенностью определяются местная устно-поэтическое творчество и традиционная обрядность. Рядом с общебелорусской календарно-земледельческими и семейно-обрядовыми песнями расширены те жанры, которые в других районах имеют ограниченный ареал или совсем неизвестны, - масленичняе, льнодельческие, толочные. Для песенного фольклора Поозерья свойственно сольное исполнение: мелодия песен ровная, а плавными переходами, напевы неторопливые и свободные.

Для Поозерьи характерна дисперсная система расселения. Наиболее густонаселённым издавна был левый берег Днепра. Большая часть сельского населения проживала в малодворных деревнях (3-5 дворов) и на хуторах, образующих в целом сравнительно густую сеть расселения. Сельские поселения не имели четкой структуры, усадьбы располагались без особого плана в зависимости от рельефа местности. Аналогичная система расселения характерна и для южных районов Псковщины, примыкающих к белорусскому Поозерью.

Жилой комплекс, характерный для северной Белоруссии образуется тремя помещениями в одном ряду - хата+сени+истопка (истопка - помещение для хранения продуктов). Для усадеб характерны замкнутые планы (усадьбы веночного - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом).

В Северном (а также и Восточном) регионе Белоруссии строили бани, тогда как в других регионах Белоруссии они были редкостью. Только в этих регионах строили просторные гумна с сушилками, где находилась печь.

В структуры поозерской деревеньки с бессистемной планировкой входят культовые построения, поозерские веночные дворы-комплексы с жилыми и хозяйственными построениями, построения пригуменьев, малые архитектурные формы. На сегодняшний день на экспозиционном секторе восстановлено много памятников. Среди них ветряная мельница из д. Янушовка Мядзельского района - памятник народной архитектуры нач. ХХ в. с интересными двойными махами, которые обеспечивали самостоятельный поворот мельницы по направлению ветра.

Также, хозяйственные построения пригуменья: сарай из д. Волковщина Мёрскоо района и гумно из д. Кемянцы Браславского района - большие срубные построения с низкими стенами над высокими крышами вальмовой конструкции, которые опускаются почти до земли.

Веночные дворы Поозерья представлены отреставрированными памятниками из д. Варашылки Мядзельского района и д. Будзичи Докшицкого района. Со стороны улицы дворы замыкают брамы с воротами и вешницами, в жилых и хозяйственных помещениях восстановлены интерьеры. Неподалёку от них еще один памятник пригуменья - сарай из д. Левановичи Поставского района - каркасно-столбовое построение с четырехскатной крышей для сушки и хранения сена, соломы.

В стадии воссоздания интересный памятник культового зодчества XVIII в. Поозерья - церковь со звонницей из д. Вялец Глыбокского района. Это типичный пример культового зодчества региона, церковь “клецкого” типа под двускатной крышей с крычолкам.

Ниже на заливном луге реки Птичь воссоздаются построения хутора из д. Цимошкава Миерского района: дом, хлевы, клеть, восстановлено построение бани.

Восточный (Поднепровье)

Историко-этнографический регион Беларуси Поднепровье охватывает территорию бассейна Днепра и его притоков. Кроме соответствующих районов Могилевской области сюда входят Оршанский и Дубровенский районы Витебской области и районы Гомельской области вдоль Днепра и Сожа. Равнинный ландшафт обусловил развитие деревень с уличной застройкой.

Обширные равнины, пересеченные руслами судоходных рек делали этот регион весьма доступным для заселения и разнонаправленных миграционных процессов. Верхнее Поднепровье в древнерусский период (IХ - ХII вв.) представляло собой в этнической плане широкую зону контактов различных славянских племен. В ХII - ХIII вв. основная территория Верхнего Поднепровья входила в состав Смоленского княжества. Исторические судьбы древнего Поднепровья тесно были связаны с историей других русских земель. В средние века северо-восточная область (территория Поднепровья и Подвинья) получила название Белой Руси.

По языку, этнокультурным особенностям население белорусского верхнего Поднепровья имеет много общего с населением соседних областей России - Смоленщины, западной Брянщины. Говоры региона выделяются в особую витебско-могилевскую группу.

Особыми группами в составе населения Придепровья выделялись так называемые панцирные и путные бояре (локализация - бассейны Сожа и Друти). Позднее они назывались также шляхтой и однодворцами. Их бытовая культура по ряду параметров (землепользование, застройка усадьбы, жилище, одежда и др.) отличалась от культуры окружающего населения.

С древних времен поднепровцы занимались пчеловодством, земледелием, животноводством, извозом, ткачеством, строительствам, гончарством. В регионе исторически сложились центры ряда традиционных ремесел и промыслов: ткачество на Ветковщине, гончарство на Мстиславщине, узорчатой резьбы по дереву.

Льноводство в Поднепровье хотя и было развито, но в меньшей степени, чем в Поозерье. Были различия и в технологии льноводства. Если в северном регионе льнотресту вымачивали в водоемах, то в Поднепровье ее расстилали на лугах. Значительное место, наряду со льном, отводилось также конопле.

Из промысловых занятий сельских жителей Поднепровья можно отметить поташное и смолокуренное производства, углежжение, извоз, различные виду отхожих промыслов.

Из животноводческих отраслей широко было развито скотоводство (крупный рогатый скот) и коневодство. В Поднепровье (а также в Пооозерье) именно лошадь была основной тягловой силой, в отличие от других регионов, где в качестве тягла использовались волы. Особенно коневодство было развито в Быховском и Рогачевском уездах Могилевской губернии. По данным на начало 1880-х годов здесь на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем 3,4 лошади. Здесь лошадь использовалась не только в хлебопашестве, но и на лесных промыслах.

Широко занятием распространенным занятием жителей Поднепровья было пчеловодство. Наибольшее развитие это занятие получило в Гомельском и Рогачесвском уездах. Пчеловодством занимались не только крестьяне, но также шляхта и однодворцы.

Поселения Поднепровья отличаются большей величиной, чем в Поозерье. В ХVIII - ХIХ вв. на каждую деревню приходилось 15-30 дворов. В Поднепровья, в отличие от Северного региона значительно более четко прочитывается планировочная структура поселений. Здесь преобладает уличная застройка, выявляется центральная часть и концы поселения. В центре крупного поселения, как правило, располагались церковь, волостное правление, корчма, общинный амбар, колодец и др.

При строительстве усадеб в белорусском Поднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы (усадьбы веночного типа). Реже встречается Г-образная и погонная застройка двора. Веночный двор во второй половине ХIХ в. мог эволюционировать в П-образную и двухрядную застройку. Жилое пространство образовывалось структурой типа хата+тристен. Тристен в такой системе иногда выполнял роль сеней, а иногда превращался в жилое помещение - приделом. Эта система могла эволюционировать в трехкамерное жилище: хата+придел+сени. Истопку в Поднепровье не строили, ее функции выполнял погреб. Главный фасад дома отличался богатым декоративным убранством, в основе которого - резьба по дереву, как сквозная, так и накладная. Здесь строили самые большие на территории Беларуси гумна и ветряные мельницы шатрового типа.

Народная одежда воплотила старинные черты, свойственные традиционному костюму славянских народов. Типичная лёгкая одежда – слегка приталенный кожух светло-серого цвета со стоячим воротником без пуговиц (подвязывался вокруг талии плетеным поясом), а также кафтан-армяк, укороченная полусвитка и кожушок (полушубок). В традиционной женской одежде ещё в начале ХХ вв. бытовали старинные панёвы, узорные андараки, безрукавки (гарсет) с вышивкой, кружевами, и саяны, аналогичные русские сарафаны. Женские сорочки шили с плечевыми вставками, нагрудную часть делали с более тонкого холщового холста. Их украшали вышивками и тканным орнаментом красного или комбинированного (красного с черным) цветов (могилевский строй), отделывали складками, кружевами. Самобытным узорно-декоративным стилем украшения выделяется одежда южных районов. В орнаменте праздничной одежды и ткани доминировали относительно крупные геометризованные узоры, в Посожье частей встречались растительные мотивы. В образцовом ткачестве употреблялась бранная техника, в производстве андараковой ткани предпочиталось 2-нитевое ткачество. Своеобразными приемами отделки выделяются традиционные неглюбские ручники и будо-кошелевские ручники.

Региональной особенностью определялась керамика. Посуда была легкая и грациозная. Ее делали преимущественно из красной глины с тонкими стенками и отделывали на горловинах или плечиках волнистыми поясками, которые наносились заостренным прутиком по сырой глине.

Лингвистическая карта Беларуси выделяет диалектные особенности речи Поднепровья, которые выделены в восточно-могилевскую группу северо-восточного диалекта. Неоднородность культурных ландшафтов разрешает выделить в Поднепровье несколько локальных регионов (подрайонов) – левобережье и правобережье Днепра, Посожье и Березинский район – со свойственным каждому из них комплексом местных этнокультурных примет.

Именно Поднепровье является своеобразным заповедником такого красивого и древнего вида танцевального искусства, как хоровод. Здесь бытовали различные типы хороводов: хороводы весенне-летней и зимней приуроченности; хороводы разных функций (обрядовые и игровые), разных рисунков (круговые, ленточные, "стенка на стенку" и др.), разных исполнительских стилей (медленные, подвижные, плясовые).

Экспозиционный сектор “Поднепровье” размещается на относительно ровном плато территории музея, что соответствует ландшафту этого региона. В будущем можно будет пройти по улице экспозиционной поднепровской деревни с двусторонней застройкой, которую образуют замкнутые веночные дворы. Перспектива улицы завершается силуэтом Преоброженской церкви, памятником 1707 года постройки.

Экспозиция недавно началась: восстановлены веночные дворы из д. Волева Дубровенского района (конец XIX в.) и деревни Бракава Слобода Чаусского района (нач. XX в.), подвал из д. Бракава Слобода. В стадии реставрации находятся Преображенская церковь из д. Барань Оршанского района и мельница из д. Зеленец Хотимского района (нач. XX в.). Веночные дворы — интересные памятники народной архитектуры, в которых жилые и хозяйственные построения размещены вокруг пространства открытого внутреннего двора.

В памятниках восстановлены традиционные интерьеры, созданы выставки “Дубровенская керамика” и “Чаусский наряд”.

Центральный

Историко-этнографический регион Центральная Беларусь размещен в центре территории республики между другими регионами. Центральный регион Белоруссии расположен на территории "великого водораздела", откуда берут свое начало реки, текущие в разных направлениях - в Балтийское и Черное моря. С географической точки зрения здесь располагается граница между балтийским и черноморским ареалами.

В этногенетическом плане территория Центральной Белоруссии была зоной взаимодействия между славянским и балтским этнолингвистическими компонентами. Население Центральной Беларуси складывалось на славянской основе (потомки кривичей и дриговичей) с участием отдельных групп поляков, русских, евреев, татаров и др.

Центральная Белоруссия на протяжении веков была наиболее развитым экономически регионом. Культура Центральной Белоруссии отличалась, в целом, большей исторической динамичностью, сравнительно интенсивным процессом замены старых хозяйственных и культурных моделей на новые. В силу этого здесь одновременно сосуществовали более разнообразные, чем в других регионах, типы народной сельскохозяйственной техники, поселений и усадеб, жилища и одежды, календарных и семейных обрядов.

В целом, центральный регион Белоруссии и этнографическом, и в языковом отношениях отличается обилием разнообразных переходных форм. Этнокультурный комплекс Центральной Беларуси сконцентрировал в себе многочисленные черты и элементы, характерные почти для всех регионов Беларуси. Тут сходятся также ареалы этнографических примет, свойственных как беларусам, так и соседним народам (различные варианты хозяйственных построений и др.). Лингвистическая карта выделяет местные речи в особую группу среднебелорусской речи, которая является переходным, междиалектным образованием.

Для центральной части Белоруссии характерен высокий уровень развития земледелия. Особенно богатый сельскохозяйственный опыт был накоплен населением Слуцко-Несвижской равнины. Этот регион в ХIХ в. считался житницей Белоруссии. Для этого субрегиона характерна высокая плотность поселений. Центральная Белоруссия специализировалась на выращивании ржи, пшеницы, картофеля, льна. Развиты были также лесные и отхожие промыслы. В наиболее развитых в агрономическом отношении субрегионах Центральной Белоруссии рано стали практиковать многопольные севообороты и травосеяние. В Минской губернии на основе картофеля производили значительное количество спирта (в середине ХIХ в. первое место в России), развито было также производство сахара из сахарной свеклы.

В социально-экономическом отношении на территории Центрального региона в период позднего феодализма господствовала фольварочно-барщинная система. Здесь располагались крупные магнатские латифундии. Численность частновладельческих крестьян была существенно выше численности государственных крестьян.

Характер сельских поселений Центрального региона существенно меняется с севера на юг от сравнительно небольших деревень до крупных многодворных сел. На крупные поселения южной части региона большое влияние оказала волочная реформа ХVI в., способствовавшая формированию правильной планировки уличного типа.

Как и в ряде других аспектов культуры в отношении усадьбы и жилища Центральный регион совмещает несколько разнообразных типов застройки. Здесь известны веночный тип двора, Г-образный, П-образный и двор с несвязанными постройками. Но наиболее характерной для Центральной Беларуси была уличная (линейная) застройка поселений: однорядная или двухрядная, с наличием развитого общественно-культурного центра округа, волости, уезда. Крестьянское жилище по большей части представляло собой двух- или трехкамерную постройку типа хата+сени или хата+сени+клеть.

Народная одежда Центральной Беларуси до конца IX века сохраняла ряд традіціооных черт. Верхнюю одежду – свиту с откидным, ранее стоячим воротом, немного зауженую в талии, - шили с серого или черного сукна, на боках, ворота, отвороты руковов украшали цветными (голубыми, синими) шнурками. Для женского комплекса наиболее типичными были декорированна сорочка, суконный андарак (или льняная юбка), фартук, безрукавка, на голове – чепец-“каптур”, часто с ушками, платок, повойник, на шее – несколько рядов цветов. Особенным разнообразием и богатством узорных украшений выделялись копыльско-клецкий строй и пуховичский строй. Для народной одежды Случчины свойственны неяркие юбки, узорный рисунок, который слагали плавные цветные переходы горизонтальных полос. Спокойная тональность характерна и для андараков, тканный (полосатый или клетчатый) узор которых основанн на приглушенном контрасте черного и белого цветов.

Местная керамика по своей технологии и мастерских качествах выделялась разнообразием и сочетала в себе черты, свойственные соседним регионам. В одних и тех же гончарных центрах были известны несколько способов обработки глины и изделия посуды. Формовочную массу готовили обычно из глины одного сорта, временами – с добавкой хряща, и обрабатывали на ножном гончарном кругу с подвижной осью. Изделия расписывались скромным узором в виде хвойных веток, стилизованных цветков, поясков, волнистых линий (ивенецкая керамика, раковская керамика).

Главный памятник на площади экспозиционного села - Покровская церк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.50.220 (0.172 с.)