Инфраструктура и механизм функционирования туристского рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфраструктура и механизм функционирования туристского рынка



Инфраструктура – совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих индустрию туризма. Туризм, как межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Инфраструктура туристского рынка обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов.

Основными функциями инфраструктуры туристского рынка является:

- обеспечение участникам рыночных отношений в туризме и соблюдение их интересов;

- повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;

- организационно-правовое оформление рыночных отношений в туризме;

- облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.

Основными элементами инфраструктуры туристского рынка являются следующие:

1) туристские биржи; 2) туристские ярмарки, туристские выставки регионального или местного уровня, туроператоры, турагенты и другие организационные формы посредничества; 3) система кредитных карт «путешествий и увеселений»; 4) система эмиссии туристских чеков, туристского пластика и ее организационно-правовые формы; 5) негосударственные центры содействия занятости в туризме; 6) информационные технологии в туризме (интернет-технологии) и средства деловой коммуникации; 7) система налоговых льгот в туризме; 8) формы и виды страхования туристских рисков; 9) специальные рекламно-информационные агентства, центры и СМИ; 10) добровольные общественные негосударственные объединения деловых кругов по поддержке и развитию туризма; 11) система таможенных льгот в туризме; 12) профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма; 13) коммерческо-выставочные комплексы; 14) государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля, готовящие специалистов в области экономики и менеджмента туризма; 15) общественные, муниципальные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования предпринимательской деятельности в туризме; 16) виды и формы туристского предпринимательства в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства.

Механизм функционирования туристского рынка – это система действия экономических рычагов для сбалансированности спроса и предложения на туристский продукт, движения туристского продукта и денежных средств.

Общая экономическая теория выделяет в рыночном механизме две стороны:

- механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;

- механизм свободной конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.

Механизм спроса и предложения, также и механизм свободной конкуренции непосредственно связаны с ценой. В первом случае механизмом спроса и предложения формируется цена на туристской продукции. Во-втором случае конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.

В основе функционирования туристского рынка лежат законы стоимости, полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др. Индикатором туристского рынка, подающим сигналы производителям туристских продуктов, является колебания прибыли, получаемой туроператорами, турагентами и их контрагентами.

Экономическое положение субъектов туристского рынка зависит от рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура туристского рынка - это совокупность экономических условий на рынке туристских продуктов, при которых осуществляется процесс реализации на определенный момент времени.

Конъюнктура туристского рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние туристского рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособности туристов как потребителей, состоянием туристских продуктов и пр.

Конкуренция на туристском рынке – это соревнование между производителями и потребителями туристского продукта за лучшие условия производства, купли и продажи туристского продукта. В результате конкуренции устанавливается общая цена на однородные туристские продукты на основе спроса и предложении.

В современной экономической теории выделяют совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция – это такое состояние туризма, как экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса в туризме на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. К признакам совершенной конкуренции относят: множественность продавцов и покупателей туристских продуктов; однородность производимых туристских продуктов; отсутствие у продавцов и покупателей туристских продуктов влиять на цены; мобильность туристских продуктов; обеспечение всех участников рынка доступной информацией о состояния туристского рынка.

Несовершенная конкуренция означает такое состояние туристского рынка, когда несколько крупных туристских компаний производят основную массу определенных туристских продуктов.

С возникновением олигополии на туристском рынке возникает и такая форма борьбы за покупательский спрос, как неценовая конкуренция. Которая осуществляется

на основе технического превосходства, высокого качества туристских услуг, с применением эффективных способов сбыта, расширения набора предоставляемых туристских услуг и гарантий туристам и т.д.

Функционирование денежных средств можно представить следующей схемой (рис. 5.1)

 


Рис. 6.1. Схема функционирования туристского рынка

Приведенная выше схема показывает, что спрос на туристского продукта обусловлен определенными предпосылками. Основными фигурантами рынка являются люди: с туристскими потребностями; с высокой покупательной способностью; с покупательской поведением. Покупательское поведение человека определяется природными, психологическими, социальными и другими факторами. Поведение людей – важный фактор эффективности функционирования туристского рынка, которое требует разделение рынка на отдельные секторы, изучение которых позволяет определить оптимального сочетания предложения и спроса.

Состояние туристского рынка отражается на экономике страны. Высокоразвитый туристский рынок ведет к богатству государства, а слаборазвитый туристский рынок характеризует его бедность. Нельзя односторонне развивать туризм. Для его быстрого развития требуется одновременное развитие всех отраслей экономики страны, что является достаточно сложной проблемой.

На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денежных средств и туристского продукта, которые в процессе движения друг к другу создают туристский кругооборот.

Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристского продукта.

Информационный аспект представляет собой рациональную организацию потока информации. Наиболее эффективной организацией для отрасли является вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. Таким образом поток информации поступают от низшей структуры к высшей.

Управление в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управление туризмом на уровне отрасли означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На отраслевом уровне к субъектам управления туризмом относятсяфедеральные, региональные, местные власти, комитет по туризму и др.

Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлением туристам различных услуг, а потребителями выступают туристы.

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

- производство туристского продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);

- реализацию туристского продукта;

- организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.

Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль «туризм».

Объектом управления являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.007 с.)