Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, сущность и механизм функционирования↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие, сущность и механизм функционирования Туристского рынка
Рынок – это опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур, обеспечивающих функционирование таких отношений. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия: свободная конкуренция производителей, наличие одинаковых правил для всех в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, возможность свободного выбора потребителей. Под рынком услуг принято понимать систему отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Рынок услуг не похож на другие рынки в основном по двум причинам: 1) услуга не существует до момента ее предоставления, а значит, невозможны сравнение и оценка услуг до их получения, поскольку сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные; 2) услуге присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок. И. Н. Рубанова к основным особенностям рынка услуг относит[1]: · высокую динамичность рыночных процессов, связанную, с одной стороны, с динамичным характером спроса на услуги, подверженного значительному влиянию временного фактора, с другой стороны, с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг; · территориальную сегментацию, определяющую формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятия; · локальный характер, обусловленный влиянием территориальной специфики, связанный с формированием в рамках одной территории отличных от других, но связанных между собой социально-экономических характеристик; · высокую скорость оборота капитала, связанную с более коротким производственным циклом и выступающую одним из основных преимуществ; · высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, обусловленную невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления; · специфику организации производства и процесса оказания услуг, которая связана с личным контактом производителя и потребителя; · высокую степень дифференциации услуг, так как сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, их диверсификацию, персонификацию и индивидуализацию; · неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, так как результат не может быть заранее определен с достаточной точностью и его окончательная оценка возможна только после потребления услуги. Перечисленные выше особенности рынка услуг можно распространить и на туристский рынок. Вместе с тем, туристский рынок является достаточно специфическим элементом рынка услуг и ему присущи некоторые специфические особенности, которые не проявляются в других отраслях сферы сервиса (к примеру, сезонность в предоставлении туристских услуг). В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). При этом следует иметь ввиду, что указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров. Она может состояться и без прямого привлечения продавца и покупателя туристского продукта, например посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной. Ряд авторов рассматривает туристский рынок в качестве: инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта; сферы реализации туристского продукта; сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта. Туристский рынок – это сфера проявления общественно-экономических отношений между производителями, и потребителями туристского продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта. Рынок будет эффективно функционировать только в том случае, если соблюдаются следующие условия: свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами); наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг; возможность свободного выбора потребителя. Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором. Следовательно, субъектами туристского рынкаявляются: потребители туристского продукта (туристы); производители туристского продукта (турфирмы); правительство (внешне регулирует туристский рынок в соответствии с политикой государства). Существует также точка зрения, согласно которой субъектами туристского рынка выступают[2]: · турист – потребитель туристского продукта – любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования; · туроператор – юридическое или физическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензий; · турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензий, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности; · контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране или регионе временного пребывания, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями. Особо следует отметить, что для нормального функционирования туристского рынка и эффективного взаимодействия его субъектов требуется соответствующая инфраструктура. Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Инфраструктуру туристского рынка образуют пять важнейших составляющих: 1) средства размещения туристов – гостиницы и прочие коллективные средства размещения; 2) предприятия индустрии общественного питания – рестораны, кафе, бары, столовые, бистро и т. д.; 3) транспортные предприятия, занимающиеся обслуживанием туристов; 4) объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей; 5) организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами. В ряде работ выделяются три группы организаций как основных инфраструктурных элементов туристского рынка[3]: Первую группу образуют организации и предприятия, занимающиеся разработкой и предоставлением основных туристских услуг. К ним относятся: а) туроператоры и турагенты; б) предприятия размещения; в) предприятия общественного питания; г) транспортные предприятия. Вторая группа представлена специализированными организациями, оказывающими туристские услуги целевого назначения. К ним относятся: Ø экскурсионные бюро и организации гидов-переводчиков; Ø оздоровительные комплексы рекреационного туризма; Ø туристские базы различной специализации; Ø учебные пункты первоначальной специализированной подготовки туристов; Ø спортивные комплексы и лагеря для занятий спортом и проведения соревнований; Ø предприятия, производящие и продающие товары туристского назначения; Ø службы и организации по оказанию юридических услуг и услуг в области международного туризма; Ø организации, предоставляющие услуги по урегулированию различных туристских формальностей и т. д. Третью группу представляют организации, занимающиеся воспроизводством туристской деятельности. К ним можно отнести: а) организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма; б) кадровые агентства по профессиональному отбору; в) курсы подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков; г) организации лицензирования, аттестации, аккредитации и контроля физических и юридических лиц, занимающихся туристской деятельностью. Туристский рынок есть экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции (рис. 5.1.).
Рис. 5.1. Спрос и предложение на туристском рынке
Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Различаются следующие виды спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся, сезонный. В своем большинстве туристский спрос носит сезонный характер, который преодолевается специальными маркетинговыми мерами. Потребительский спрос зависит от многих факторов. Предложение на туристском рынке – это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения. К предложениям на туристском рынке также относятся направления (регионы пребывания) и объем туров (услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям в течение какого-либо периода по определенной цене. На туристском рынке туристский продукт выступает как меновая стоимость, которая никак не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит только, насколько высоко потребители субъективно оценивают этот продукт как полезный товар. Поэтому туристский рынок характеризуют как «рынок покупателя». Предложение туристского продукта обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие производителей туристского продукта (туроператоры), уровень развития туристской индустрии, объем туристских ресурсов. Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства туристского продукта. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение – цены поднимаются; если же предложение превышает спрос – цены снижаются. Итак, существуют рынок продавца, когда спрос превышает предложение и наблюдается дефицит товаров, и рынок покупателя – ситуация, при которой предложение соответствует спросу или опережает его. Ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, называется конъюнктурой рынка. Большое количество производителей туристского продукта рождает конкуренцию между ними, которая также является составной частью туристского рынка. Конкуренция – взаимная борьба предпринимателей за монопольное, или наилучшее положение на туристском рынке. Конкуренция, как и любое явление в обществе, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди положительных – высокий уровень мотивации (заинтересованность) производителей продукта на повышение качества и снижение цен. К отрицательным относятся конфликтность, нестабильность, банкротство предприятий, массовое увольнение рабочих и сокращение рабочих мест. Конкурентная борьба ведется двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. При ценовой конкуренции продавцы повышают или понижают цену в зависимости от спроса. Но все большую роль играет неценовая конкуренция, когда производитель выделяет свой продукт из ряда аналогичных продуктов конкурентов, придавая ему уникальные для покупателя свойства. Это выражается в разнообразных элементах программы обслуживания, которые должны быть редкими или уникальными, это может быть посещение новых туристских объектов, поведение или участие в каких-либо мероприятиях, праздниках, что ранее не практиковалось, в общем, все то, что может заинтересовать туристов, привлечь их внимание настолько, что они будут готовы заплатить за новый турпродукт большую сумму на фоне снижения цен за традиционные программы. Рынок выполняет большое количество функций: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Однако основными функциями туристского рынка являются[4]: Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте, что означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста) реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества. Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределение (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде. Особенности туристского рынка определяются основными особенностями туристских услуг. Во-первых, туристские услуги: а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать руками, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантии предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (то есть соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходима исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдения принципа «связи цены и качества» (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагают низкое качество). Доверие к фирме – это вопрос не только престижа, но и клиентуры и рыночной устойчивости; б) теряются во времени (доход от не предоставленной во время услуги теряется навсегда) здесь важна оперативность информации и работа с заказом клиента, а также гибкое, ступенчатое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу; в) изменчивость – качество отдельных услуг в составе тура может меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариативность обслуживания. Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то экскурсия, тур или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления.Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (платит не лично производителю услуг, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристкой фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы. В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах – все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.
В четвертых, в туризме качество в большой степени зависит от исполнителей, то есть от обслуживающего персонала(гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) – работников контактных профессий. Оно меняется при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивация качественного труда, создания гибкого туристского продукта являются первостепенными для туристского предприятия. В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная разобщенность потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами для удобства работы по удовлетворению запросов потребителя). Итак, главной особенностью туристского рынка является профессиональная разобщенность производителя туристских услуг, их потребителя – туриста и исполнителей купленной услуги. Комплексная туристская услуга (пакет услуг), как правило, предлагается туристу и приобретается им в месте его постоянного проживания, а место путешествия, страна пребывания находится за пределами его постоянного места жительства. Поэтому на рынке туристских услуг особую роль приобретают рекламные, информационные и правовые аспекты для его нормального функционирования, гарантирующие предоставление той услуги (пакета услуг), которая была оплачена. Многие авторы также определяют четыре фундаментальные характеристики туристского рынка, носящие как качественный, так и количественный характер[5]. Во-первых, туристский рынок должен быть структурированным. В структуре туристского рынка должны выделяться десятки узкоспециализированных рынков – к примеру, рынок автобусных путешествий, рынок оздоровительных и лечебных туров, рынок делового туризма и т. д. Во-вторых, туристский рынок должен быть свободным. Свободный рынок предполагает: а) неограниченное количество продавцов и покупателей; б) продажу и покупку неограниченного количества услуг; в) наличие полной и достоверной информации о продавцах и их услугах. В-третьих, туристский рынок должен быть конкурентным. Конкуренция – один из важнейших элементов рыночной экономики. В-четвертых, туристский рынок должен быть цивилизованным, иметь высокую экономическую культуру, включающую соблюдение правил ведения бизнеса, уважение интересов партнеров и конкурентов, соблюдение нравственных принципов, выполнение взятых обязательств. Механизм функционирования туристского рынка – это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги – туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта. Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован для сферы туризма с учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос туристов выражается в расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих благ и услуг составляет выручку туристской фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Туристы могут непосредственно воспользоваться имеющимися ресурсами туристского региона или приобрести готовый туристский продукт. Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (рис. 5.2.). Приведенная модель может быть уточнена включением оборотов внутри секторов. Самым очевидным является разделение туристских фирм на туроператоров и турагентов (туроператоры работают на рынке туристских ресурсов, а турагенты выступают в роли посредников между туристами и туроператорами). Одновременно рынок ресурсов включает в себя рынок производителей отдельных туруслуг, то есть средств размещения, предприятий питания, сферы развлечения и др.
Рис 5.2. Механизм функционирования рынка туристских услуг[6]
Рис. 5.3. Туристский кругооборот
Туристский рынок характеризуется емкостью – способностью реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении в течение определенного промежутка времени (как правило, за год). Емкость рынка зависит от платежеспособного спроса населения, уровня цен и характера туристского предложения. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, туристское предприятие получает возможность оценить перспективность этого рынка для себя. На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот (рис. 5.3.). Туристский кругооборот – это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности. Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме: а) турист покупает путевку и платит туристскому предприятию деньги; б) в результате турист удовлетворяет свои насущные потребности; в) туристское предприятие получает деньги за проданный туристский продукт, производит инвестиции в развитие туристской индустрии, создает или покупает новые виды туристского продукта; г) туристское предприятие платит налоги, различные сборы в бюджет и выплачивает заработную плату своим работникам.
ТУРИСТСКИЕ ТОВАРЫ 11.1. Определение туристского товара 11.2.Шоппинг – туры. 11.3.Беспошлинная торговля 11.4.Включение туристских товаров в стоимость тура
Шоппинг – туры. Шоппинг. Шоппинг-туры. Приобретение туристами товаров для личного потребления, а не с целью последующей перепродажи, именуется мягкий шоппинг. Все иные виды мелкооптовых закупок товаров с целью последующей перепродажи хоть и относятся к туризму, но являются лишь деятельностью, искусственно притянутой к туризму с молчаливого согласия экономистов. Страсть приобретения товаров за границей с последующей перепродажей по возвращению домой переросла в целую отрасль туризма — шоппинг-туризм. По существу — это мелкооптовые торговцы, постоянно находящиеся в путешествии, но следующие не за удовольствием, а за товаром. Вся жизнь их в таскании объемных сумок с товаром, и в России они получили меткое прозвище — челноки. Следует отметить, что на переходном периоде экономики России «челноки» помогают обществу, они создают 3 млн. рабочих мест и обеспечивают страну товарной мелочевкой, одевают граждан в кожаные изделия. Оборот в этой «отрасли» столь велик, что правительство принимает специальные законы и правила их налогообложения. Нельзя шоппинг-туризм ассоциировать только с российскими «челноками». Этим же промышляют китайцы, немцы и туристы всех других национальностей. Шоппинговые туры занимают большую долю среди прочих. И это определяется уровнем состояния экономики общества. В Швеции или Финляндии лишь единичные туристы (чаще всего в приграничных районах) увлекаются таким видом туризма, но в целом в этих странах нет явления шоппинга таких размеров.
Беспошлинная торговля Некоторые страны для туристов вводят льготы при вывозе купленных товаров за границу Tax Free. При этом туристу возвращается часть стоимости купленных им товаров в специальных магазинах и торговых центрах Value Added Tax —VAT при пересечении границы. Такой возврат может составлять до 20% стоимости товара. Эти мероприятия способствуют инициации интереса у туристов к приобретению товаров (одежда, электроника, фототехника и другие бытовые предметы). Таблица 11.1. Оборот самых крупных в мире магазинов беспошлинной торговли
В зонах вне действия национальной юрисдикции, например в аэропортах, на контрольно-пропускных пунктах на границах, на морских круизных судах и паромах функционируют магазины беспошлинной торговли Duty Free. Эти магазины предлагают туристам определенный набор товаров туристского ассортимента по ценам, существенно более низким (до 50% и более), чем таковые продаются в обычных магазинах на территории страны. Количество приобретаемых товаров ограничивается. Это преимущественно парфюм, вино-водочные, табак и сигареты, бытовая электроника, продукты питания. Объем беспошлинной торговли весьма велик, что демонстрируется данными, по обороту самых крупных магазинов беспошлинной торговли, приведенными в табл. 11.1.
Понятие, сущность и механизм функционирования Туристского рынка
Рынок – это опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур, обеспечивающих функционирование таких отношений. Принято считать, что рынок эффективно функционирует в том случае, если соблюдаются три основных условия: свободная конкуренция производителей, наличие одинаковых правил для всех в области качества и безопасности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, возможность свободного выбора потребителей. Под рынком услуг принято понимать систему отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Рынок услуг не похож на другие рынки в основном по двум причинам: 1) услуга не существует до момента ее предоставления, а значит, невозможны сравнение и оценка услуг до их получения, поскольку сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные; 2) услуге присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок. И. Н. Рубанова к основным особенностям рынка услуг относит[1]: · высокую динамичность рыночных процессов, связанную, с одной стороны, с динамичным характером спроса на услуги, подверженного значительному влиянию временного фактора, с другой стороны, с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг; · территориальную сегментацию, определяющую формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятия; · локальный характер, обусловленный влиянием территориальной специфики, связанный с формированием в рамках одной территории отличных от других, но связанных между собой социально-экономических характеристик; · высокую скорость оборота капитала, связанную с более коротким производственным циклом и выступающую одним из основных преимуществ; · высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, обусловленную невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления; · специфику организации производства и процесса оказания услуг, которая связана с личным контактом производителя и потребителя; · высокую степень дифференциации услуг, так как сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, их диверсификацию, персонификацию и индивидуализацию; · неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, так как результат не может быть заранее определен с достаточной точностью и его окончательная оценка возможна только после потребления услуги. Перечисленные выше особенности рынка услуг можно распространить и на туристский рынок. Вместе с тем, туристский рынок является достаточно специфическим элементом рынка услуг и ему присущи некоторые специфические особенности, которые не проявляются в других отраслях сферы сервиса (к примеру, сезонность в предоставлении туристских услуг). В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). При этом следует иметь ввиду, что указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров. Она может состояться и без прямого привлечения продавца и покупателя туристского продукта, например посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной. Ряд авторов рассматривает туристский рынок в качестве: инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта; сферы реализации туристского продукта; сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта. Туристский рынок – это сфера проявления общественно-экономических отношений между производителями, и потребителями туристского продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта. Рынок будет эффективно функционировать только в том случае, если соблюдаются следующие условия: свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами); наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг; возможность свободного выбора потребителя. Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором. Следовательно, субъектами туристского рынкаявляются: потребители туристского продукта (туристы); производители туристского продукта (турфирмы); правительство (внешне регулирует туристский рынок в соответствии с политикой государства). Существует также точка зрения, согласно которой субъектами туристского рынка выступают[2]: · турист – потребитель туристского продукта – любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования; · туроператор – юридическое или физическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензий; · турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничную реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензий, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности; · контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране или регионе временного пребывания, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями. Особо следует отметить, что для нормального функционирования туристского рынка и эффективного взаимодействия его субъектов требуется соответствующая инфраструктура. Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Инфраструктуру туристского рынка образуют пять важнейших составляющих: 1) средства размещения туристов – гостиницы и прочие коллективные средства размещения; 2) предприятия индустрии общественного питания – рестораны, кафе, бары, столовые, бистро и т. д.; 3) транспортные предприятия, занимающиеся обслуживанием туристов; 4) объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей; 5) организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами. В ряде работ выделяются три группы организаций как основных инфраструктурных элементов туристского рынка[3]: Первую группу образуют организации и предприятия, занимающиеся разработкой и предоставлением основных туристских услуг. К ним относятся: а) туроператоры и турагенты; б) предприятия размещения; в) предприятия общественного питания; г) транспортные предприятия. Вторая группа представлена специализированными организациями, оказывающими туристские услуги целевого назначения. К ним относятся: Ø экскурсионные бюро и организации гидов-переводчиков; Ø оздоровительные комплексы рекреационного туризма; Ø туристские базы различной специализации; Ø учебные пункты первоначальной специализированной подготовки туристов; Ø спортивные комплексы и лагеря для занятий спортом и проведения соревнований; Ø предприятия, производящие и продающие товары туристского назначения; Ø службы и организации по оказанию юридических услуг и услуг в области международного туризма; Ø организации, предоставляющие услуги по урегулированию различных туристских формальностей и т. д. Третью группу представляют организации, занимающиеся воспроизводством туристской деятельности. К ним можно отнести: а) организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма; б) кадровые агентства по профессиональному отбору; в) курсы подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков; г) организации лицензирования, аттестации, аккредитации и контроля физических и юридических ли
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.167 (0.012 с.) |