Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ финансового состояния предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Характеристика показателей финансовой устойчивости.

Поиск

Оценка финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это экономическая ка-тегория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазви-тию. ФСО в процессе хозяйственной деятельности постоянно меняется: оно может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным), кризисным.

Финансовая устойчивость предприятия (ФУП) — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

ФУП достигается при достаточности собственного капитала и уровня рен-табельности, хорошем качестве активов, ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов производ-ственной, коммерческой и финансовой деятельности, а также грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия. Поэтому главными задачами предприятия являются;

♦ своевременная и объективная диагностика ФСП;

♦ поиск путей его улучшения;

♦ разработка конкретных рекомендаций, направленных на укрепление

ФСП;

♦ прогнозирование возможных финансовых результатов;

♦ разработка моделей ФСП.

Главным образом финансовое состояние предприятия зависит от:

♦ оптимальности структуры активов источников капитала (собственные

и заемные средства);

♦ оптимальности структуры активов предприятия (основные и оборотные

средства);

♦ равновесия активов и пассивов по функциональному признаку.

С этой целью рассчитываются и анализируются следующие показатели (коэффициенты):

♦ концентрации собственного капитала

К„,

СК

Общая валюта баланса (ОВБ)

♦ концентрации заемного капитала

кзк = -

Общая валюта баланса (ОВБ) ♦ финансовой зависимости

ЗК

 

132 Экономика туризма

♦ текущей задолженности

„ _ Краткосрочные обязательства (КО)

Ктз ойё~;

♦ устойчивого финансирования

_ СК+ Долгосрочные обязательства (ДО)

Куф 5й~;

♦ финансовой независимости капитализирования источников

к ск, """ ск+до'

♦ финансовой зависимости капитализирования источников

Кзки= Д0; СК + ДО

♦ покрытия долгов собственным капиталом (платежеспособности соб

ственности)

км = ск

ЗК

♦ финансового левериджа (финансовогориска). Этот показатель считает

ся одним из основных индикаторов ФУО. Чем выше его значение, тем выше

риск вложения капитала в предприятие.

"" СК

Норматива соотношения заемных и собственных средств не существует. Это зависит от отраслевых особенностей предприятия, скорости оборачиваемости, конъюнктуры товарного и финансового рынков, рентабельности хозяйствования, финансовой стратегии и т.д. На практике для его определения следует исходить из фактически сложившейся структуры активов и обще-принятых подходов к финансированию.

Важными показателями, характеризующими устойчивость предприятия, являются сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса.

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету (внеоборотные + оборотные активы), суммы пассивов, принимаемых к расчету (долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства по кредитам и займам; кредиторская задолженность; задолженность участникам по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства).

Величина чистых активов определяет целесообразность существования предприятия. Если они меньше величины уставного капитала, фирма обязана уменьшить последний до величины чистых активов, а если чистые активы меньше установленного минимального размера уставного капитала, то в соответствии с действующим законодательством предприятие обязано принять решение о самоликвидации.

Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть рас-крыта на основе изучения равновесия между статьями актива и пассива баланса, главный смысл которого заключается в соблюдении источников фи-нансирования, сроков покрытия затрат, доли собственного и заемного капитала в формировании оборотных активов, оптимальных пропорций в структуре их распределения. Для характеристики структуры распределения собственного капитала рассчитывается коэффициент маневренности капитала

Собственный оборотный капитал (СОК)

"мк = ■

Общая сумма СК

Он показывает, какая часть СК находится в обороте. Для того чтобы обес-печить гибкость в использовании собственных средств предприятия, этот коэффициент должен быть достаточно высоким.

Немаловажным показателем, характеризующим ФСП и ее устойчивость, является обеспеченность материальных оборотных средств устойчивыми (плановыми) источниками финансирования (собственным оборотным капиталом и краткосрочными кредитами банка).

В соответствии с этим показателем выделяют четыре типа финансовой устойчивости:

♦ абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость, если запасы

(3) меньше суммы собственного оборотного капитала:

3<СОК; К = (^> 1; 3

♦ нормальная краткосрочная финансовая устойчивость, при которой

запасы больше собственного оборотного капитала, но меньше плановых ис

точников их покрытия:

1;

СОК < 3 < Ипл; К =

♦ неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при котором на-рушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения источников временно свободных средств (Ивр) в оборот предприятия: не-просроченной задолженности персоналу по оплате труда, бюджету по налого-вым платежам и др.

Ив

= ИПЛ

Но поскольку капитал в запасах находится довольно продолжительное время, а сроки погашения данных обязательств наступят очень скоро, то вложение коротких денег в длинные активы может вызвать значительные финансовые трудности для предприятия;

♦ кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани бан-кротства), при котором

Ив

К =

3 > Ип

Одним из индикаторов финансового состояния предприятия является его платежеспособность.

Платежеспособность — это способность туристского предприятия рас-плачиваться по своим обязательствам, выдерживать убытки.

Наилучшая ситуация для предприятия, когда у него всегда имеются сво-бодные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обяза-тельств. Предприятие является платежеспособным и в том случае, если сво-бодных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кре-диторами. В этом проявляется сущность ликвидности.

Ликвидность туристского предприятия означает способность выполнять свои обязательства по задолженности точно в момент наступления срока платежа.

В экономической литературе различают ликвидность активов, ликвидность баланса и ликвидность предприятия.

Ликвидность активов — это возможность их превращения в денежные средства. Степень ликвидности определятся продолжительностью периода, в течение которого превращение может быть осуществлено. Чем короче период, тем выше ликвидность активов. Эта величина обратна ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств перед его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заклю-чается в сравнении средств актива, сгруппированных по степени их ликвид-ности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами пассива, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Все активы баланса по степени ликвидности делятся на группы:

♦ А! включает абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения;

♦ Аг — быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская

задолженность со сроком погашения до 12 месяцев и НДС по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от

своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм

расчетов и др.;

♦ Аз — это медленно реализуемые активы (производственные запасы, не

завершенное производство, готовая продукция, товары), для трансформации

которых в денежную наличность понадобится значительно больший срок;

♦ А4 — это труднореализуемые активы, куда входят основные средства,

нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев;

♦ А5 — неликвидные активы (безнадежная дебиторская задолженность,

неходовые, залежалые материальные ценности, расходы будущих периодов).

Все пассивы в зависимости от сроков погашения подразделяются на сле-дующие группы:

♦ П^ — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены

в течение текущего месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка,

сроки возврата которых наступили);

♦ П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года

(краткосрочные кредиты банка);

♦ Пз — долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и зай

ìû);

♦ П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в

распоряжении предприятия;

♦ П5 — доходы будущих периодов, которые предполагается получить в

перспективе.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

À1 ³ Ï1; À2 ³ Ï2; À3 ³ Ï3; À4 £ Ï4; À5 £ Ï5.

Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами отражает текущую ликвидность; сравнение медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами — перспективную ликвидность.

Ликвидность предприятия — это его способность пополнять свои сред-ства из разных источников, т.е. за счет заемных средств. В этом отличие лик-видности предприятия от ликвидности баланса, предполагающей изыскание платежных средств за счет внутренних источников.

Для оценки ликвидности предприятия рассчитывают следующие относи-тельные показатели ликвидности:

♦ коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

-~ _ Финансовые вложения + Денежные средства РасКеты — Долгосрочные кредиты и займы

Рекомендуемое значение Кал — не менее 0,2—0,5;

♦ коэффициент быстрой ликвидности (Кбл);

♦ коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

 

Оборотные активы

РасКеты - Долгосрочные кредиты и займы

Нормативное значение Ктл — не меньше 1,7;

♦ если коэффициент КгЛ меньше норматива, но наметилась тенденция его роста, то определяется коэффициент восстановления ликвидности (Квл) за период, равный шести месяцам:

Км=-

Если Квл > 1, то у предприятия есть возможность восстановить ликвидность баланса и наоборот;

♦ если КрЛ равен или выше нормативного значения, но наметилась тен

денция его снижения, рассчитывается коэффициент утраты ликвидности

(Кул) за период, равный трем месяцам:

к„,+|(к™.-к™.) Кул " к,^

Если Кул > 1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить ликвидность баланса в течение трех месяцев и наоборот.

Для оперативного внутреннего анализа текущей платежеспособности на предприятии следует составлять оперативный платежный календарь. Он обеспечивает ежедневный контроль за поступлениями и расходованием де-нежных средств.

Методика комплексной оценки финансового состояния предприятия ос-новывается на системе финансовых коэффициентов, характеризующих:

♦ структуру источников;

♦ структуру активов;

♦ состояние активов;

♦ прибыль и рентабельность;

♦ производство и реализацию продукции;

♦ соотношение между активами и источниками их формирования;

♦ показатели ликвидности;

♦ показатели риска;

♦ показатели инвестиционной привлекательности.

С этой целью изучается динамика показателей, проводится их сопостав-ление с нормативными и средними по отрасли. Результаты обобщаются в таблицу (табл. 11.3).

Границы

вокупного капита-ла, %

Коэффициент текущей ЛИКВИДНОСТИ

Коэффициент фи-нансовой независи-

Показатель Предп жятие Нормативные Средне отраслевое

 

Прошлый год Отчетный год

1.Структура источников, % 1.1. 2. Структура активов % 3. 4. 5. 6.

8. 9.

Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различия в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке кредитоспособности предприятия и риска его банкротства, ряд отечественных и зарубежных экономистов рекомендует производить оценку финансовой устойчивости, используя интегральные показатели, для расчета которых можно использовать:

♦ скоринговые модели;

♦ многомерный рейтинговый анализ;

♦ мультипликативный дискриминантный анализ и др.

Методика кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х гг. Сущность ее заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.

Рассмотрим простую скоринговую модель с тремя балансовыми показате-лями, позволяющую распределить предприятия по классам (табл. 11.4):

♦ I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости,

позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;

♦ П класс — предприятия, которые демонстрируют некоторую степень

риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;

♦ III класс — проблемные предприятия;

♦ IV класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после

принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять

свои средства и проценты;

♦ V класс — предприятия высочайшего риска, практически несостоя

тельные.

Границы классов

При оценке финансового состояния организаций туризма следует руко-водствоваться Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной Постановлением Министерства финансов, Министерства э-кономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 ã. ¹ 81/128/65.

Обобщение результатов показателей экономического анализа в сочетании с анализом факторов (внутренних и внешних) позволит выявить резервы и пути укрепления финансовой устойчивости туристской организации.

Планирование: сущность, виды, принципы.

Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учиты-вающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.

Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью ко-торых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При раз-работке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:

♦ приоритеты и направления развития предприятия;

♦ потребность в капитале и ресурсах;

♦ рынок и его сегменты;

♦ эффективность отдачи.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.

Принципы планирования:

♦ непрерывности;

♦ научности;

♦ оптимальности;

♦ экономичности;

♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации;

♦ взаимной увязки и координации.

Основные задачи планирования заключаются в:

 

♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурент

ного туристского продукта, услуг;

♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и бо

лее высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

Планирование классифицируется по следующим признакам:

♦ по времени

- долгосрочное (на срок от 5 и более лет);

- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

♦ по объекту

- план предприятия;

- структурного подразделения;

- конкретного исполнителя;

♦ по степени охвата

- частное (отдельные сферы деятельности);

- общее (деятельность всего предприятия);

♦ по видам

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

♦ по предмету планирования

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, инфор

мационные ресурсы);

- программное (программы производства и реализации);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый мар

кетинг).

В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).

Соответствие процесса планирования^ также самих планов реальным ус-ловиям экономической деятельности во многом определяется своевремен-ностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение.

Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет ха-рактерные отличия, которые заключаются главным образом в:

♦ точности устанавливаемого интервала планирования;

♦ степени дифференциации и количества показателей планирования;

♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства;

♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

 

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.

Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое пла-нирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами'.

♦ сверху вниз (Ьгеак-йотеп). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);

♦ снизу вверх (ЬшШ-ир) — обратный процесс;

♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эф

фективный способ.

Методы планирования'.

♦ балансовый;

♦ нормативный;

♦ программно-целевой.

В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.

Необходимость экономического обоснования планов предопределяет сис-тему показателей, включающую:

♦ количественные показатели (абсолютные величины):

- объем продаж;

- численность персонала;

- фонд оплаты труда;

- сумма прибыли;

- затраты;

- количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;

♦ качественные показатели (относительные) выражают экономическую

эффективность производства, его отдельных факторов:

- производительность труда;

- фондоотдача;

- качество продукта, услуги и др.

Процесс планирования включает следующие этапы'.

♦ определение локальных и глобальных целей предприятия;

♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия;

♦ поиск альтернатив:

♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;

♦ принятие решения, постановка плановых заданий;

♦ собственно разработка плана.

В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана.

Структура плана:

♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснован

ное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и до

говоров. Основой разработки производственной программы являются:

- результаты маркетинговых исследований;

- портфель заказов;

- наличие производственных мощностей и ресурсов;

♦ план по издержкам;

♦ план по труду и кадрам;

♦ план инвестиций;

♦ план социального развития трудового коллектива;

♦ финансовый план.

Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.

43. Методы планирования и их характеристика.

44. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия.

На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабаты-ваетсяа бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все ос-новные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он поз-воляет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, оп-ределить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В Беларуси выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности:

♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для

уже действующей);

♦ инвестиционный',

♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;

♦ финансового оздоровления.

Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организациями прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2006 г. № 1091).

Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомен-дациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные 5 лет.

Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно.

Бизнес-планы инвестиционных проектов — в случаях, установленных законодательством, не позднее, чем за три месяца до начала реализации этих проектов, в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики. Порядок проведения их экспертизы определен также Положением № 1091.

Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или при-влеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка)

1. Резюме.

2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.

3. Исследование и анализ рынка.

4. План маркетинга.

5. План производства.

6. Организация, управление, кадры.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Стратегия финансирования.

Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информа-ция: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта.

Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма.

Основная информация о туристском предприятии включает его характе-ристику по всем стадиям жизненного цикла:

♦ наименование;

♦ форма собственности

♦ местонахождение;

♦ размеры;

♦ направления деятельности;

♦ современное состояние;

♦ условия (внешние и внутренние) функционирования;

♦ факторы, влияющие на деятельность.

Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития.

Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характе-ризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере.

Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг пред-приятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу.

В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам:

♦ стратегии маркетинга;

♦ формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и

услугах;

♦ методам и каналам товародвижения;

♦ формам и методам стимулирования продаж;

♦ рекламе;

♦ ценообразованию.

Главная задача пятого раздела —доказать, что туристское предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества. В шестом разделе описываются:

♦ организационная структура фирмы;

♦ обязанности и ответственность руководителей предприятия и совета директоров;

♦ структура собственности и инвесторов;

♦ подбор и мотивация труда персонала:

 

- численность;

- потребность в специалистах;

- обучение;

- формы и системы оплаты труда;

- расходы на его оплату.

Седьмой раздел включает:

 

♦ правовой статус туристского предприятия;

♦ форму собственности;

♦ профилактику правонарушений;

♦ доработку юридических документов;

♦ доходы и расходы по судебным искам.

В восьмом разделе оценивается и обосновывается степень неопределенности достижения поставленной цели, анализируются основные виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, их источники, предлагаются мероприятия по профилактике рисков и снижению денежных потерь, приводятся затраты на страхование.

Девятый раздел обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении, а именно;

♦ прибыль и убытки;

♦ кредитный план;

♦ долгосрочный план финансирования;

♦ издержки производства;

♦ объем продаж по товарной номенклатуре;

♦ баланс предприятия;

♦ распределение прибыли;

♦ формирование и использование уставного фонда;

♦ кассовый план;

♦ финансовые показатели предприятия;

♦ стратегия финансирования;

♦ средства, необходимые для финансирования проекта;

♦ источники их получения;

♦ срок окупаемости затрат.

Бизнес-план должна отличать емкость, четкость, системность, логичность, простота, аккуратность, убедительность, эффективность.

Эффективному управлению финансовой деятельностью туристского пред-приятия способствует организация финансовой службы — структурного подразделения, выполняющего функции в системе управления предприятием. Основные направления его деятельности — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. Структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производ-ства, общего количества работающих и характера деятельности.

Так, структурно финансовая служба может быть представлена;

♦ на крупных туристских предприятиях — финансовой дирекцией во

главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером;

♦ на средних — финансовым управлением (отделом) с входящими группами по направлениям исполняемых функций (группа экономического анализа, группа расчетов с потребителями и др.);

♦ на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии.

От компетентности и профессионализма сотрудников этого подразделения зависит финансовое состояние предприятия, так как служба организует управление финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли, определяет стратегию и тактику предприятия на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.017 с.)