Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая система и элементы. Принципы налогообложения и функции налогов. Особенности налогообложения в туризме.

Поиск

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц (плательщиков) в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые го-сударством в форме перераспределения части общественного продукта, ис-пользуемого для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и ме-тодов их установления, введения, взимания, изменения, прекращения действия, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства составляет налоговую систему.

Налоговое законодательство — система принятых на основании и в соот-ветствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает Налоговый кодекс, законы, декреты и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, соответствующие постановления Правительства Республики Беларусь, нор-мативные правовые акты республиканских органов государственного управ-ления, органов местного управления и самоуправления.

Налогообложение базируется на принципах;

♦ всеобщности;

♦ равенства;

♦ равномерности;

♦ определенности;

♦ удобства;

♦ экономичности;

♦ однократности обложения одного и того же объекта за определенный

период времени;

♦ стабильности;

 

♦ оптимальности налоговых изъятий.

Налоги выполняют следующие функции;

♦ фискальную;

♦ стимулирующую;

♦ регулирующую;

♦ распределительную;

♦ контрольно-учетную.

Обязательными элементами системы налогообложения являются:

♦ субъекты (плательщики);

 

Экономика туризма 89

♦ объекты;

♦ налоговая база;

♦ ставка;

♦ льготы;

♦ налоговый период;

♦ санкции;

♦ налоговое обязательство.

Существуют следующие способы взимания налогов:

♦ кадровый;

♦ декларационный;

♦ административный.

К методам уплаты налогов относятся:

♦ наличный платеж;

♦ безналичный платеж;

♦ гербовые марки.

Для организации рационального управления налогообложением налоги классифицируются по различным признакам:

♦ по объектам обложения (имущество, капитал, земля и др.);

♦ по принадлежности к уровням управления и власти (республиканские

и местные);

♦ по источнику уплаты (выручка, себестоимость, прибыль, фонд оплаты

труда);

♦ по субъектам уплаты (уплачиваемые юридическими и физическими ли

цами);

♦ по способу изъятия (прямые и косвенные);

♦ по методу обложения (от ставки) (прогрессивные, регрессивные, про

порциональные, линейные, ступенчатые и др.);

♦ по назначению (общие, целевые);

♦ по способу обложения (кадастровые, декларационные, налично-денеж-

ные, безналичные) и др.

Основные виды налогов, сборов, отчислений, уплачиваемых юридическими лицами, в том числе и туристскими предприятиями Республики Беларусь, ежегодно уточняются в Законе "О бюджете".

В Беларуси по признаку "Источник уплаты" различают следующие сборы, отчисления, налоги:

♦ уплачиваемые из выручки от реализации:

- НДС;

- акцизы;

- сбор в Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной про

дукции, продовольствия и аграрной науки;

- налог на услуги;

- налог с продажи товаров в розничной торговле;

♦ включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг):

- налоги и отчисления от фонда заработной платы:

 

Экономика туризма

- отчисления в Фонд социальной защиты населения;

- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве;

- прочие налоги, платежи и сборы:

- экологический налог;

- платежи за землю;

- плата за проезд по платным автострадам;

- отчисления в инновационные фонды;

♦ уплачиваемые из прибыли:

- налог на недвижимость;

- налог на прибыль и доходы;

- целевой сбор;

- местные сборы и отчисления во внебюджетные фонды;

♦ удерживаемые из заработной платы:

- подоходный налог;

- отчисления в пенсионный фонд.

Существуют особые режимы налогообложения. К ним относятся:

- упрощенная система налогообложения;

- налогообложение в свободных экономических зонах;

- налог на игорный бизнес, лотерейную деятельность;

- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физичес

ких лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);

- налогообложение отдельных категорий и плательщиков.

Налоговое обязательство — обязанность плательщика при наличии об

стоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить опре

деленный налог, сбор (пошлину). Исполнение его может обеспечиваться сле

дующими способами:

♦ залогом имущества;

♦ поручительством;

♦ пенями;

♦ приостановлением операций по счетам в банке;

♦ арестом имущества.

Вышеперечисленные способы используются при взыскании налогов, сбора (пошлины), т.е. при принудительном исполнении налогового обязательства.

Налоговый контроль — система мер по контролю за исполнением нало-гового законодательства, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков, на-логовых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для привлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

В целях налогообложения и осуществления налогового контроля пла-тельщика в обязательном порядке осуществляется налоговый учет, заключающийся в учете объектов налогообложения, определении налоговой базы и основывающийся на данных бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных об объемах, подлежащих налогообложению. По-рядок ведения налогового учета утвержден Постановлением Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь "О вопросах ведения налогового учета" от 16.12.2003 г. № 173/114.

Каждым плательщиком по каждому налоговому сбору (пошлине) в нало-говый орган представляется налоговая декларация — письменное заявление на бланке установленной формы о доходах и их источниках, расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и других данных, необходимых для начисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

Налоговые проверки могут быть:

♦ плановыми;

♦ внеплановыми;

♦ камеральными;

♦ выездными.

Плановая проверка проводится на основании квартальных графиков на-логового органа; внеплановая — без предварительного уведомления платель-щика, по поручению государственных, правоохранительных, судебных и иных органов; камеральная — по месту нахождения налогового органа; выездная — по месту нахождения плательщика. (Она может быть комплексной, рейдовой, тематической, встречной.)

В целях совершенствования регулирования налоговых отношений, обес-печения прав юридических и физических лиц, исполнения ими своих обя-занностей, защиты интересов государства в сфере налогообложения издан Указ Президента Респулики Беларусь "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений" от 30.06.2006 г. № 419.

Туристские предприятия, как и все другие юридические лица, во взаимоот-ношениях с налоговыми органами руководствуются сводом законов о налого-обложении, однако отраслевая специфика и характер их деятельности опреде-ляют некоторые особенности в исчислении налогов. Они связаны в основном с субъектом (туроператор, туристское агентство) и объектом налогообложения (определение налогооблагаемой базы). Указом Президента "О необходимых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" от 02.06.2006 г. № 371 предусмотрен ряд льгот. Так, от НДС освобождены:

♦ услуги по организации путешествий иностранных туристов в пределах

Республики Беларусь (проживание, питание, спортивные, познавательные,

оздоровительные, экскурсионные мероприятия);

♦ услуги гидов-переводчиков и экскурсоводов, оказываемые иностран

ным туристам;

♦ услуги по организации экскурсионного обслуживания.

От налога на прибыль освобождены организации за оказываемые услуги гостиницами в течение трех лет с начала осуществления данной деятельнос-

 

ти на 33 туристских объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 г. Указом Президента"0 мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Бе-ларусь" от 02.06.2006 г. № 372 также предусмотрен ряд льгот. В частности, в размере одной базовой величины (32 тыс. р.) определена годовая ставка за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на период до 31 декабря 2010 г.

8.2. Анализ влияния налогового бремени на деятельность

туристского предприятия. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы

Налоговая система Республики Беларусь, на первый взгляд, незначительно отличается от любой другой. Поэтому так часто упоминается, что тот или иной налог соответствует мировой практике. В то же время каждая страна по-своему стимулирует посредством налогов приоритеты социального и экономического развития. Действующая в настоящее время налоговая система не только очень сложна, но и не дает предприятиям четкой ориентации на направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя.

Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2006 г. составил примерно 40 % при пороговом значении не выше 35 %. На предприятиях туристской сферы уровень налогового бремени меняется в зависимости от активного и "мертвого" сезона, характерных для этого вида деятельности, и колеблется в пределах от 25 до 80 %. Приведенные цифры не отражают реальной действи-тельности, так как экономическая наука до сих пор не определилась в отношении критериев степени тяжести налогового бремени. На этот счет выс-казываются различные точки зрения. Тем не менее на макроуровне принято считать, что лучшим инструментом является кривая Лаффера. Ее суть заклю-чается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Превышение этого уровня подрывает стимулы деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Это приводит к резкому падению деловой активности фирмы (вплоть до сворачивания бизнеса) и массовому уклонению от налогов.

В Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь используется методика отнесения общей суммы налогов к доходам от реализации (с учетом сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям). При этом в зависимости от целей аналитического исследования для расчета используется как начисленная, так и фактически уплаченная сумма налогов. В первом случае показатель налоговой нагрузки (номинальная нагрузка) отражает фискальный потенциал действующей налоговой системы; во втором (реальная налоговая нагрузка) — характеризует уровень оставшегося налогового давления на плательщика. Балансирующей статьей между этими показателями является величина задолженности по платежам в бюджет. При этом в общую сумму платежей в бюджет не вписываются подоходный налог, налог на доходы, в том числе и иностранных юридических лиц, перечисление в бюджет прибыли республиканских унитарных предприятий, суммы эконо-мических санкций.

Показатель налоговой нагрузки на экономику в целом заведомо выше нагрузки на микроуровне прежде всего за счет того, что на микроуровне во внимание принимаются только платежи организаций, выручка от реализации продукции всегда выше вновь созданной стоимости (ВВП) на величину материальных затрат.

Расширенный способ определения налоговой нагрузки на конкретного плательщика оставляет за бортом аналитического исследования проблему вы-ручки: фонд оплаты труда, себестоимость, балансовая и чистая прибыль и др. А определение и оптимизация величины налоговых изъятий из основных баз налогообложения (выручка, фонд оплаты труда, прибыль) является краеу-гольным камнем современного налогового планирования и неотъемлемым элементом системы финансового менеджмента. Поэтому для оценки налого-вого давления на микроуровне должна действовать целая система обобщаю-щих и частных показателей (по примеру Российской Федерации).

Обобщающие показатели налоговой нагрузки будут опережать величину совокупного налогового изъятия из общей суммы финансовых ресурсов предприятия. Их изучение позволит судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства.

Частные показатели определяются путем отношения налоговых плате-жей к соответствующему источнику их покрытия. К ним можно отнести по-казатели налоговой нагрузки на выручку от реализации; на себестоимость; облагаемую прибыль; чистую прибыль; на одного работника.

Предлагаемая методика может быть рекомендована к использованию в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и кальку-лированию себестоимости туристского продукта.

Как отмечалось выше, налоговая нагрузка на туристские предприятия очень высока. Значительную часть полученной прибыли они вынуждены направлять на уплату налогов, а не на расширение производства и стимулирование работающего персонала, что противоречит сущности прибыли как экономической категории и стимулирующей функции налогов.

В рамках проведенного в 2006 г. исследования делового климата среди туристских предприятий наиболее обременительными для развития бизнеса признаны следующие налоги: на прибыль — 67 % респондентов, НДС — 42 %; от выручки — 32 %; из фонда оплаты труда — 30 %; подоходный — 24 %. В ответ на вопрос, что предпринять для превращения нашей налоговой системы в более эффективную, руководители компаний предложили снизить налоговые ставки, упростить правила налогообложения и сократить количество платежей. Наивысший балл по шкале "проблема" получили:

♦ частые изменения в налоговой отчетности;

♦ сложные правила налогообложения и бухгалтерского учета;

♦ запутанное и часто меняющееся законодательство;

♦ отсутствие единого источника налоговых платежей;

♦ чрезмерное регулирование цен.

Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости реформи-рования налоговой системы. На 3-м Всебелорусском собрании глава государ-ства весьма негативно оценил налоговую систему республики, в связи с чем правительством образована межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию налогообложения. Предполагаются снижение налоговой нагрузки в 2007 г. на 0,5 процентного пункта к ВВП, отмена некоторых налогов и др.

Жесткая систем налогообложения усиливает стремление предприятий к уменьшению налоговых платежей. Под минимизацией налогов понимаются определенные действия налогоплательщика, ведущие к сокращению налоговых выплат субъектов хозяйствования, оптимизация чрезмерной налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. Из всего многообразия способов минимизации налоговых выплат выделяется налоговое планирова-ние, основанное на активном использовании налогового щита — инструмента, позволяющего в рамках налогового законодательства защитить доходы предприятия от налогообложения.

Налоговые щиты в сфере туризма можно классифицировать по следующим признакам:

♦ организационно-правовая форма хозяйствования;

♦ место размещения и регистрации налогоплательщика;

♦ виды хозяйственной деятельности, частично или полностью освобож

даемые от налогов;

♦ воздействие на налогооблагаемый доход;

♦ содержание учетной политики туристского предприятия;

♦ использование налогового кредита и других льгот, определенных Ука

зом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании правового ре

гулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим

лицам и индивидуальным предпринимателям" от 28.03.2006 г. № 182;

♦ создание специальных налоговых щитов.

Действенность налогового щита в туристских фирмах возможна при усло-вии квалифицированного менеджмента.

Содержание анализа хозяйственной деятельности.

Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского пред-приятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания.

Анализ охватывает все стороны деятельности туристского предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется. Главное внимание уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффективности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности.

Принципы анализа:

♦ научность;

♦ комплексность;

♦ системность;

♦ объективность;

♦ действенность;

♦ конкретность;

♦ своевременность;

♦ оперативность;

♦ достоверность;

♦ эффективность.

Виды анализа классифицируются следующим образом:

♦ по признаку времени

- предварительный;

- последующий — оперативный (ситуационный), итоговый;

♦ по периодичности проведения

- периодический;

- разовый;

♦ по субъектам управления

- технико-экономический;

- финансово-экономический;

- социально-экономический;

- экономико-статистический;

- маркетинговый

 

♦ по методике изучения объектов

- сравнительный;

- диагностический (экспресс-анализ);

- факторный;

- маржинальный;

♦ по субъектам (пользователям) анализа

- внутренний;

- внешний;

♦ по охвату изучаемых объектов

- сплошной;

- выборочный;

♦ по содержанию программы

- комплексный;

- тематический.

Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к след-ствиям.

Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической ин-формации.

Важным условием, которое необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

♦ единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факто

ров;

♦ единство промежутков или моментов времени, за которые сравнивае

мые показатели были исчислены;

♦ сопоставимость исходных условий производства туристского продукта;

♦ единство методики исчисления показателей и их состава.

Одни показатели являются результативными; другие — факторные — характеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат. Учитывая их многообразие, составляются факторные модели, которые, опираясь на математические модели взаимосвязи результата с факторами, определяют приемы экономического анализа. Любая факторная модель не должна противоречить причинно-следственной логике.

Существуют два типа связи, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа:

♦ функциональные;

♦ стохастические.

Функциональной (детерминированной) называется связь, если при за-данных условиях она переходит в единственное, определенное состояние.

 

Стохастической (вероятностной) связь является, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, т.е. каждому факторному признаку соответствует множество результатов.

Кроме того, связь между факторами может быть прямой и обратной, В первом случае рост (убывание) факторного признака влечет за собой рост (убывание) результата; во втором — наоборот.

При изучении связей решаются следующие задачи:

♦ установление наличия или отсутствия связи между показателями;

♦ измерение тесности связи;

♦ выявление закономерного (неслучайного) характера связей;

♦ выделение наиболее значимых факторов, определяющих результат;

♦ количественная оценка влияния изменения факторов на изменение ре

зультата.

В зависимости от вида анализа эти задачи решаются с помощью различных приемов.

Все приемы, используемые в экономическом анализе, можно разделить на простые и сложные.

К простым относят методы:

♦ сравнения:

- горизонтальный;

- вертикальный;

- трендовый;

- одномерный;

- многомерный;

 

♦ средних величин;

♦ относительных величин;

♦ группировок;

♦ балансовой увязки.

Их используют в основном для обработки собранной информации (построение и анализ аналитических таблиц). Сложные;

♦ элиминирование;

♦ корреляционно-регрессионный анализ;

♦ линейное программирование;

♦ экономико-математические;

♦ специальные и другие методы.

К примеру, элиминирование представляет собой прием, при котором устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель рассчитывается. Существуют следующие приемы эли-минирования:

- цепных подстановок;

- абсолютных и относительных разниц;

- относительных величин;

- индексный;

- интегральный;

- прием долевого участия.

Применение тех или иных приемов и способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования и т.д.

При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности вы-деляются следующие этапы;

1) уточнение объектов, цели и задач анализа; составление плана аналити

ческой работы; выделение субъектов анализа и распределение обязанностей

между ответственными исполнителями;

2) разработка системы синтетических и аналитических показателей, с

помощью которых характеризуется объект анализа;

3) сбор и подготовка необходимой информации; проверка ее точности;

приведение в сопоставимый вид и т.п.;

4) сравнение фактических результатов хозяйственной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет,

результатами конкурирующих предприятий;

5) выполнение факторного анализа;

6) выявление неиспользованных резервов повышения эффективности хозяйствования;

7) оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом влияния раз

личных факторов и выявленных неиспользованных резервов; разработка мероприятий по их использованию;

8) контроль за внедрением в производство предложенных мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.014 с.)