Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетирование в туристских организациях

Поиск

7.1. Принципы финансового обеспечения
деятельности туристских организаций

6. Теоретическая ретроспектива, анализ тенденций трансформации туристского обслуживания населения, социальные оценки организационно-экономических процессов развития туризма создают предпосылки для выработки механизма развития туризма в рыночной экономике. Основой такого механизма является принципы и основные условия экономико-финансового обеспечения деятельности туристских организаций.

7. В нашей экономической литературе и в общественной практике, наблюдается недооценка туризма как одной из важнейших сфер социально-экономической деятельности. Во всяком случае, складывается несколько одностороннее представление о его месте и роли в жизнеобеспечении современного общества и недооценка туризма как одной из важнейших отраслей экономической деятельности[1].

8. Между тем туризм – одна из важнейших сфер занятости. В нем занят каждый шестнадцатый работающий в мире. В США в этой сфере работает больше людей, чем в сельскохозяйственной, автомобильной, электронной, текстильной областях вместе взятых. То же в ФРГ, Франции, Великобритании.

9. По данным межпарламентской конференции по туризму, поступления от международного туризма составляют 6% от общего объема мирового экспорта и 25-30% от мировой торговли услугами. По уровню доходов мировой туризм занимает второе место после нефтедобывающей промышленности. Особенно интенсивно этот процесс протекает в последние годы и, как следствие, нуждается в формировании организационно-экономического механизма развития.

10. Функционирование индустрии туризма, как и любой другой отрасли национального хозяйства, связано с развитием организационных и экономико-финансовых отношений, что, в конечном счете, предполагает построение соответствующего механизма развития.

11. Особенностям организационно-экономического механизма развития индустрии туризма являются:

12. 1. Особая схема кругооборота оборотных средств. Это обусловлено тем, что:

13. - главным объектом деятельности туризма является человек (турист), который покупает услуги и, как следствие, туристские впечатления, исходя из своего туристского интереса;

14. - в туризме процессы производства, реализации и организации потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственно-обслуживающий процесс.

15. Туризм имеет дело с человеком (туристом), у которого возник туристский интерес, т.е. перспективы получения положительных эмоций и потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной услуге или товаре. Именно для удовлетворения своего туристского интереса турист покупает туристский продукт.

16. Потребление туристского продукта вызывает получение туристом туристского впечатления – комплекса положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникшего или достигнутого им в результате потребления туристского продукта (услуги, товара). Турист в основном планирует или подразумевает получение от купленных туристских услуг положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений и т.д. (туристских впечатлений), которые возникают при совершении экскурсии, посещении и наблюдении красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др.

17. В туризме в кругооборот оборотных средств вовлекаются деньги, вложенные в услуги (материальные и нематериальные), оказываемые туристам туристкой фирмой (или предприятиями туристской индустрии), и деньги, вложенные в товары туристского ассортимента, производимые и реализуемые туристом, а также туристские впечатления, вызванные туристским интересом, и продажа которых приносит доход туристской фирме, не требуя от нее денежных затрат на создание объектов туристской индустрии.

18. Поэтому кругооборот оборотных средств в туризме правомерно представить схемой[2].

19.

 

 

где:

Д – денежные средства, авансированные туристской фирмой на организацию тура (т.е. на создание туристского продукта);

Т – материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско-сувенирного назначения;

В – туристские впечатления;

Д – денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающих в себя добавленную стоимость.

 

Схема 2.

 

20. Приведенная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит и что его впечатляет (красивый ландшафт, явления природы, памятники истории и культуры, архитектурные памятники и т.п.). В создании этих объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, однако их существование уже одним видом приносит денежный доход туристской фирме. Туристская фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов. Для получения дохода туристской фирмы важное значение имеет вид и качество туристских впечатлений, которые должны соответствовать туристским интересам. Изменение или исчезновение (частично или полностью) объектов туристского интереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и к уменьшению денежных поступлений в туристскую фирму.

21. 2. Для туристских фирм характерен особый состав и структура финансовых ресурсов.

22. Этот состав определяется субъектами, участвующими в туристской деятельности – турагентами и туроператорами и особенностями их деятельности. Туроператор формирует (создает) туристский пакет (тур), осуществляет его продвижение, а также реализацию самостоятельно или через турагентов.

23. Таким образом, процесс реализации туристского продукта сосредоточен в основном в фирмах – турагентах или в особых подразделениях туроператоров, которые выполняют функции центральных агентств. В связи с тем, что многие туристские фирмы в силу общности лицензии на международную туристскую деятельность одновременно занимают туроператорством и турагентством, то за критерий отнесения фирм к туроператору принимается соотношение между количеством собственных сертифицированных туров (туроператорская деятельность) и количеством покупных туров, т.е. туристских путевок (турагентская деятельность).

24. Особенностью экономической деятельности туристских организаций является то, что подавляющая часть финансовых ресурсов приходится на оборотные средства. Это следствие того, что турфирмы являются, как правило, малыми предприятиями и не имеют собственных гостиниц.

25. Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием денежных отношений и задолженностью между субъектами туристского рынка, которое определяется, прежде всего, тем, что между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникают кредиторская и дебиторская задолженности у турагента и туроператора, что показано на схеме 3.

 
 

 

 


Д К З Д К

К

К Д К З

Д Д

 

К

где: Д – деньги;

3 -дебиторская задолженность;

К – кредиторская задолженность.

 

Схема 3. Схема потока денежных средств и задолженности между
субъектами туристского рынка

 

26. 3. Среди источников финансовых ресурсов турфирм значительное место занимают привлеченные средства. Привлеченные средства представлены главным образом кредиторской задолженностью (67,2% от суммы всех источников средств). Заемных средств у фирм не имеется. Это обусловлено тем, что туристская фирма обычно получает деньги за проданные туристские путевки раньше, чем представляет туристу услуги по этим путевкам.

27. 4. Туристские фирмы не пользуются кредитом под оборотные средства. Это связано с тем, что источником финансовых ресурсов туристских фирм являются собственные и привлеченные средства.

28. Привлеченные средства (кредиторская задолженность и др.) являются собственностью других экономических субъектов, но они постоянно находятся в распоряжении туристской фирмы, которая пользуется ими бесплатно и на долговременной основе. Поэтому привлеченные средства можно назвать приравненными к собственным средствам. Потребность в заемных средствах у туристских фирм возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, ресторанов, приобретения туристских автобусов и т.п.

29. 5. Особенность финансовых отношений в туризме обусловливается действием туристского кругооборота.

30. На туристском рынке происходит непрерывный поток денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг к другу и обмениваются. Непрерывный обмен «Деньги – Туристский продукт» ведет к возникновению туристского кругооборота и финансовых отношений, связанных с этим кругооборотом. Туристский кругооборот – это система гражданско-правовых (т.е. экономических, финансовых и юридических) отношений, возникающая между туристами и туристской фирмой и покрывающая потоки денег и потоки туристского продукта, потоки инвестиций в развитии туризма, и потоки денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

31. Этот кругооборот показан на схеме 4.

Турфирма – Туроператор
  Турист
 

2 1 1 3 4 2 7 5 6

 

Турфирма- Турагент
5 6

 

 
 
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК

 

 


Схема 4. Схема туристского кругооборота

потоки туристского продукта;

- денежные потоки;

32. 1 – турист платит туристской фирме деньги за туристскую путевку;

33. 2 – туристская фирма выдает туристу туристскую путевку;

34. 3 – турист обменивает туристскую путевку на туристский пакет (т.е. конкретные услуги туризма);

35. 4 – в процессе реализации туристского продукта турист получает удовлетворение от затраченных на покупку туристского продукта денежных средств, то есть происходит процесс косвенного возврата туристу его средств;

36. 5 – туристская фирма осуществляет инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии (материально-технической базы туризма) и в создание новых видов туристского продукта;

37. 6 – туристская фирма получает новые виды туристского продукта

38. 7 – туристская фирма платит налоги и различные сборы в бюджет.

39.

40. Приведенные данные показывают, что на туристском рынке возникают как минимум пять видов финансовых отношений; туриста с туристской фирмой; туриста с предприятиями туристской индустрии; между турагентами и туроператорами; туристской фирмы с бюджетом; туристской фирмы с предприятиями туристской индустрии.

41. 6. При формировании финансовых отношений в туризме надо учитывать особенности туристского импорта и экспорта. Туризм вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны. В платежном балансе Российской Федерации вывоз валюты туристами примерно в 3-4 раза превышает ввоз валюты.

42. 7. Особенности организации финансовых отношений в туризме в значительной степени обусловливаются также особенностями ценообразования на туристский продукт.

43. Цена туристского продукта или отдельной услуги туризма является весьма динамичной и зависит от многих факторов: от стоимости самих услуг, входящих в турпакет, от числа туродней, от вида тура (групповой, индивидуальный), от количества туристов в группе, от возрастного состава туристов, от сезонности тура и от других факторов. Расчет цены на туристский продукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.

44. Особенности экономико-финансовой деятельности туристских организаций вызывают объективную необходимость своеобразного вычленения в системе управления механизма обеспечения их деятельности. При этом в результате включенного наблюдения за деятельностью целого ряда турфирм мы выделяем три важнейших блока вопросов, первоочередных в своем разрешении, а именно:

45. -установление величины отвлеченного капитала и срока, в течение которого формируется система туристского продукта;

46. -определение величины дохода, получаемого от реализации туристского продукта;

47. -расчет величины себестоимости на производство и реализацию туристского продукта.

48. Рассмотрим последовательно возможные решения этих вопросов.

49. Расчет величины отвлеченного капитала и срока формирования турпродукта можно представить схематически (см. рис. 3)

50.


51.

 
 


Д

 

Объем

Реализуемых

Услуг

 

 

Рис. 3. Расчет величины отвлеченного капитала и
срока формирования турпродукта

Обозначения:

– размер отвлеченного из оборота капитала;

– текущие затраты;

– выплата по банковскому кредиту;

Д – доход от реализации туристской услуги (продукта);

Тн.р. – время начала разработки туристской услуги (продукта) или инвестирования проекта;

То.р. – время окончания разработки туристской услуги (продукта);

То.к. – время окупаемости единовременных затрат (инвестиций) в разработку туристской услуги (продукта);

Тр – срок разработки туристской услуги (продукта);

Тс.к. – срок окупаемости единовременных затрат на разработку туристской услуги (продукта).

 

52. Исследуя данный график, следует отметить, что единовременные затраты (3е) могут иметь место как до периода окончания срока разработки туристского продукта (услуги), так и в дальнейшем до момента их окупаемости (в случае возврата по процентам заемного капитала). В момент начала реализации туристской услуги (продукта) возникают в дифференциальной и интегральной формах две новые составляющие: одна иллюстрирует объем дохода от реализации услуг и расположена над осью времени, другая – эксплуатационные затраты и расположена ниже оси времени.

53. Когда интегральная сумма продаж (Д) оказывается равной интегральной сумме затрат, состоящая из единовременных (Зе) и текущих (Зт) затрат, то есть когда площадь над осью времени () станет равной площади под осью времени (S + ), тогда наступает момент, известный в литературе, как срок окупаемости затрат.

54. Если остановить исследования эффективности капитала в этом месте, то в момент времени, соответствующий сроку окупаемости затрат, процент на капитал равен нулю. Очевидно, что для исчисления положительных значений данного показателя следует продолжить график по оси времени на более отдаленный срок.

55. При этом следует учесть дискретность количества представляемых услуг (продукта) и величины текущих затрат на их создание во времени. Как известно, на эти показатели в туризме воздействует целый комплекс взаимоувязанных рекреационных, социально-экономических, политических и иных факторов. От того, насколько глубоко их влияние будет исследовано, во многом зависит глубина достоверности проведенной работы.

56. Таким образом, четвертая стадия оценки эффективности затрат в туризм состоит из установления величины снижения размера реализации туристского продукта, вызванного соответствующего рода объективными и субъективными факторами.

57. Пятая стадия представляет собой определение размера затрат капитала на восстановление утраченного и вызванного причинами четвертой стадии дохода.

58. Все пять выше перечисленных стадий оценки эффективности затрат в туризм характеризуются вычислением пяти соответствующих показателей в их дифференциальных формах, представленных на рис. 4.

 

 

 


Рис. 4. Определение максимального значения размера процентного дохода на отвлеченный из оборота капитал

 

59. Рис. 4 является дальнейшим развитием рис. 3. Если взять текущие значения ординат из пяти линий, любого из пяти показателей), то получаются суммарные, кумулятивные значения этих показателей, то есть получаются их интегральные характеристики. Интересующую нас величину процента на капитал, отражающую эффективность затраченных средств в любой момент времени, можно вычислить по представленным на рис. 4 пяти фукнкциям.

60. Учитывая, что подобные вычисления не могут быть выполнены исключительно аналитическими средствами из-за малой неопределенности поведения самих функций, то эту интегральную характеристику следует заменить численным расчетом. В приведенных формулах в знаменателях стоит время «, а не «(+) по той простой причине, что такое упрощение практически не изменят результатов расчетов.

61. Вычисление эффективности затрат путем определения процента на капитал показывает, что данный показатель в своих исчислениях проходит от отрицательных значений через нуль (в момент достижения срока окупаемости единовременных затрат), в определенный момент времени достигает максимального значения, а затем снова начинает снижаться (причем этот процесс может происходить до нуля и отрицательных значений).

62. В соответствии с законом стоимости, в тот момент, когда процент на капитал достигает максимального значения, необходимо прекратить реализацию туристского продукта (услуги) или обеспечить его замену новым. Точка, в которой процент на капитал достигнет максимума, является, с нашей точки зрения, важнейшим экономическим понятием и искомой величиной методологии оценки эффективности затратного механизма в туризм.

63. Как показано выше , срок окупаемости затрат представляет собой такой момент времени, когда площадь над осью времени становится равной площади под осью времени. Если мы продолжим линии, отражающие затраты и результаты проекта до момента времени, когда накопленная сумма дохода от реализации туристской продукции (услуг) окажется в два раза раньше, чем накопленная сумма затрат, то следует ввести новое понятие – «время удвоения капитала».

64. Для оперативных практических расчетов (с точностью до 5-1- процентов относительных) целесообразно пользоваться упрощенной формулой:

65. «Время удвоения капитала» х «Годовой процент на капитал» = 72.

66. Эта формула означает, что если вложенные средства удваиваются за четыре года, то «процент на капитал» составляет 18% в год.

67. При 68% в год соответствующее «время удвоения капитала» составляет 12 лет. Таким образом, «время удвоения капитала» – это не срок окупаемости. За интервал «время удвоения капитала» выполняются следующие экономические фазы объект инвестирования:

68. -завершен (готов к эксплуатации, использованию);

69. -окупил себя;

70. -дал удвоение поступления относительно полных затрат.

71. Таким образом, «время удвоения капитала» состоит из трех времен: времени разработки и создания объекта (продукта) туризма, срока окупаемости совокупных затрат отвлеченного из оборота капитала и времени наработки второго рубля. В практике целесообразно использовать следующую шкалу:

72. -срок, через который вложенные средства возвратились инвестору;

73. -срок, через который вложенные средства удвоились;

74. -срок, через который вложенные средства утроились и т.д.

75. Если по первым двум показателям туристские услуги (продукты, объекты) оказались тождественными, то следует использовать третий показатель и так далее до тех пор, пока один из рассматриваемых вариантов не получит лучшей оценки, Это позволит исключить волюнтаризм в выборе дополнительной аргументации и точно предпишет вычислительному комплексу программу исчисления интересующей оценки эффективности инвестиций.

76. Связь между процентами на капитал и ростом производительности труда в туризме при создании совокупного туристского продукта на основе дестинации легко может быть прослежена при вычислении «среднего процента на капитал» по всем видам единовременных затрат (инвестиций) в виде «отвлеченного из оборота капитала». Этот «средний» процент на капитал и позволяет судить о совокупности эффективности затрат в туризм (в туристский продукт).

77. Особое место в методологии оценки затратного механизма в туризм занимает проблема вложения средств в его инфраструктуру и отдача от этих средств (ресурсов). Разрабатывая новую дестинацию, следует учитывать всю формируемую вокруг нее инфраструктуру, а процесс создания совокупного туристского продукта должен осуществляться на основе использования методов планирования. Следовательно, и при исчислении доходной части дестинации необходимо рассчитывать как прямой, так и совокупный рекреационный (муниципальный, федеральный) доход.

78. Важным является также учет не только прямого эффекта от инвестирования в виде «прибавочного продукта», но и введение результата стратегии менеджмента.

79. Предлагаемые методические предпосылки, естественно, требуют детального изучения как с точки зрения их дополнительного теоретического осмысления так и практику оценки инвестиционных затрат в туризм. Понятия «процент на капитал» и «стратегическая прибавочная стоимость» позволит уточнить методологию эффективности отраслевого затратного механизма и будет способствовать его совершенствованию.

80. Таким образом, представляемые решения вопросов развития туризма составляют основу организационно-экономического обеспечения туристского обслуживания населения и позволят уточнить методологию эффективности отраслевого затратного механизма, что будет способствовать его совершенствованию.

81. 7.2. Управленческая бухгалтерия – инструмент
бюджетного планирования

82. Современная экономика, основанная на рыночных отношениях, требует новых подходов к формированию организационно-экономических принципов развития туристских организаций, турфирм в целом. В общесистемном аспекте такой проход был предложен в начале 90-х годов и основан на принципе бюджетирования[3]. В основу бюджетирования заложено бюджетное управление системами.

83. Бюджетное управление (budgetary control) представляет собой процесс разработки предстоящих планов операций компании и контролирования исполнения планов. Другими словами, бюджетное управление (бюджетирование) – это технология планирования, учета и контроля. То есть основными составляющими бюджетирования являются бюджетное планирование, бюджетный учет и бюджетный контроль.

84. Рассмотрим последовательно составляющие бюджетного управления.

85. Бюджетное планирование (budgeting) являющееся самым детализированным уровнем планирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Иногда этот термин трактуется более широко, как система внутреннего финансового управления.

86. Бюджетный учет в настоящее время развивается по двум направлениям:

87. -интегрированный бюджетный учет (стандарты, нормативы и т.д.) в составе финансового и управленческого учета;

88. -самостоятельный бюджетный учет, построенный на информации управленческого учета.

89. Французские ученые Горе Ф. и Дюпуй К. указывают, что «бюджетное управление опирается на информацию, полученную от управленческой бухгалтерии, и представляет собой систему предварительно скоординированных экономических действий, которые должны быть предприняты на предприятии в будущем периоде. Оно является инструментом спрогнозированного управления и контроля»[4]

90. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. Бюджетный контроль позволяет выяснить, в каких областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно.

91. Ключевым инструментом бюджетирования является бюджет – финансовый план (в денежном выражении) деятельности предприятия или отдельной его функции или подразделения, как правило, на один предстоящий год.

92. Немецкий профессор Г. Альтетмар, проведя одно из самых крупных исследований по перспективному планированию и прогнозированию, пришел к выводу, что «понятие бюджета исходит из камеральной[5] бухгалтерии. Камеральная бухгалтерия имеет целью схематическое, легко контролируемое извне определение хода производства посредством заранее фиксируемого ассигнования статей бюджета. Центральная администрация, учитывая экономическую ситуацию, принимает обязательный к исполнению бюджет на будущий год, которым предписывает определенную тактику руководства производством»[6]

93. В экономической литературе, особенно в англоязычной, проводится достаточно четкое различие между понятиями “план” и “бюджет”. Первый термин понимается в более широком смысле и включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых процедур.

94. Бюджет - более “узкое” понятие. Бюджет является количественным выра- жением планов деятельности и развития предприятия, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей [30, с. 81].

95. В книге «Введение в финансовый менеджмент» автор Ковалев В.В. [13, с. 295] отмечает, что «в нашей стране понятие «бюджет» традиционно трактуется более специальным образом – как смета доходов и расходов некоторого субъекта на определенный срок» и что «в определенном смысле отечественным аналогом западного термина «бюджет» является термин «смета». Однако анализ литературы показывает, что в последние годы российские авторы начали использовать исключительно понятие «бюджет», а термин «смета» часто встречается именно в зарубежной литературе.

96. Можно выделить следующие основные различия между планом и бюджетом (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые различия понятий “план” и “бюджет”

Признак План Бюджет
Показатели и ориентиры Любые, в т.ч. и количественные В основном стоимостные
Горизонт планирования В зависимости от предназначения плана В основном от года *
Предназначение Формулирование целей, которые нужно достигнуть, и способов достижения а) детализация способов ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей; б) средство текущего контроля исполнения плана

 

97. * Рекомендуется составлять бюджет на три года с разбивкой в первый год по месяцам [27, с. 429].

98. Существуют различные подходы к пониманию сущности бюджетного планирования. Его можно понимать «и как инструмент финансового управления, и как форму составления баланса предприятия, и как технологию организационного руководства с применением экономических рычагов, и как механизм формирования и реализации предпринимательской политики»[7]

99. Бюджетный метод планирования производства имеет ряд достоинств. Во-первых, он основывается на социальных оценках и прогнозах будущих результатов; во-вторых, в его основе лежит квалифицированный и всеобъемлющий контроль за производством, сбытом и финансовым обеспечением всей деятельности.

100. Считают, что бюджетирование – это «первая системная задача, которую приходится решать менеджерам, когда заканчивается менеджмент «здравого смысла».[8]

101. Промышленные предприятия обычно находятся в сложном положении и менее податливы к немедленным управленческим реформам. Одни предлагают начинать с общего финансового анализа, выработки программы антикризисных мер, а затем переходить к постепенной реструктуризации, в том числе построению системы управления финансами. Другие считают, что можно приступать к бюджетированию «сразу, но постепенно». Основатели и разработчики бюджетирования выделяют в бюджете и философский момент. «Во-первых, это «план жизни» компании. Во-вторых, он играет мотивирующую роль – его надо достигать, к его выполнению надо стремиться (это касается доходной части). Наконец, с бюджета начинается процесс осмысления и переосмысления бизнеса и постановка задач... Начинается сравнение ежемесячных итогов по бюджетам, и если кто-то недорабатывает, руководство может вовремя идентифицировать проблему, персонифицировать ее и принимать конкретные меры. Таким образом, бюджет играет и направляющую роль. И контролирующую тоже»[9].

102. Существует как минимум две причины, по которым процесс бюджетирования может стать для организации «вещью в себе». Во-первых, из-за пресловутой нестабильности российского рынка; а во-вторых, из-за нестабильности, неорганизованности внутри самих предприятий.

103. Видимо, можно выделить еще одну причину скептического отношения к бюджетированию – это невозможность применения в существующей информационной среде (внешней и внутрифирменной) готовых западных технологий финансового планирования: во-первых, из-за недостатка маркетинговой информации (не хватает информации для применения стандартных технологий бюджетирования): во-вторых, из-за отсутствия какой-либо статистической информации и ее достоверности; и в-третьих, из-за сильного влияния политики на экономику.

104. И все-таки в любом случае процесс составления бюджетов принципиально необходим, а что касается сроков планирования, то, естественно, в России они значительно меньше, чем на Западе: максимум год, а чаще – квартал или месяц. Кроме того, по мнению ряда менеджеров, особенно полезен так называемый скользящий вариант (rolling budget), когда бюджет, составленный на год или квартал, корректируется каждый месяц.

105. Необходимо указать еще на один момент, связанный с внутрифирменным управлением на основе системы бюджетирования. Большинство руководителей считают, что все проблемы, порождаемые системой бюджетирования в процессе ее внедрения и становления на предприятии, можно решить с помощью компьютерной программы. Вместе с тем, это невозможно до тех пор, «пока «вручную» не построена вся управленческая логистика бюджетирования. Программа должна лечь в подготовленные «ячейки» организационной и финансовой структур, политики, учета, единого регламента всех служб, персонала.

106. После построения такой отлаженной системы бюджетирования («вручную») автоматизация дает менеджерам безграничные возможности не только в оперативном контроле за финансами, но и в области финансовой аналитики. С помощью только одного бюджета движения денежных средств можно реализовать мечту советской экономической науки под названием экономико-математическое моделирование.

107. Чтобы не превратить бюджетирование в процесс ради процесса, нужно четко осознать разницу между бюджетом как инструментом планирования в узком смысле и бюджетом как инструментом управления (то есть планирования, учета и контроля), и, чтобы получился именно последний вариант, руководству компании потребуются усилия уже на организационном уровне. В этой связи предложим логическую модель организации бюджетного управления в турфирме (см. рис. 5). Как видно из представл6енной логической схемы бюджетного управления основное место здесь отводится процессам управления и, в частности, основам принятия решений. Этот блок можно представить на рис. 6, на котором выделены не только зависимости процедур управления, но и технологические принципы их осуществления.

108. Механизм выделения центра финансового управления в организационной структуре турфирмы представлен на рис. 7.

109. Принципы организации бюджетного управления турфирмами позволяют судить о необходимости формирования организационного (общего) бюджета, дополняемого оперативным и финансовым бюджетами, регламентирующими их деятельность.

110. Общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для организации в целом. Он состоит ид двух основных бюджетов: оперативного и финансового.

111. Структура общего бюджета (в общем виде) изображена на рис. 8.

       
 
 
   
Рис. 5. Логическая модель организации бюджетного управления в турфирме


 
 

 


Маркетинг

 




Операционный бюджет является, по своей сути, текущим бюджетом и показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений компании. Операционный бюджет включает в себя бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджеты продаж, производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты расходов.

Бюджетирование в турфирмах это, прежде всего, распределительная система согласованного управления деятельностью фирмы. Ключевыми моментами бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат.

Если разработка бюджетов и прогнозов основана на одном и том же комплексе исходных данных и предположениях о поступлениях, выплатах, величине материально-производственных запасов, уровне деловой активности, то они будут соответствовать друг другу и образовывать взаимосвязанную систему.

В управленческом учете бюджеты классифицируются по ряду признаков (табл. 6).

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.72 (0.019 с.)