Ганцевичский район как туристическая дестинация



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ганцевичский район как туристическая дестинация



Ганцевичский район как туристическая дестинация

Выполнила:

 

студентка 4 курса

географического факультета,

специальность 1-89 01 01

туризм и гостеприимство 3,5 года

Захарчук Яна Николаевна

 

Научный руководитель:


Доцент, кандидат географических наук

Заруцкий Сергей Александрович

 

Брест 2016


Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Задание по подготовке дипломной работы

 

Студенту___________________________________________________________

 

Тема работы ________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Утверждена _________________________________________________________

Срок сдачи законченной работы ______________________________________

Исходные данные к работе____________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Краткое содержание работы___________________________________________

1)___________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________

4)___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Перечень графического материала_____________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Консультанты_______________________________________________________

Дата выдачи задания_________________________________________________

Кафедра социально-экономической географии и туризма____________________________________________________________________

Руководитель_______________________________________________________

Зав. кафедрой _______________________________________________________

Задание принял______________________________________________________

Дата __________________________________ Подпись_____________________

РЕФЕРАТ

Ганцевичский район как туристическая дестинация.Дипломная работа / Захарчук Я.Н., ГУиЭ – Брест: 2016 – 74 с., 6 таб., 18 рис., 67 источн.

Ключевые слова: дестинация, оценка туристического потенциала, туристические ресурсы, экономическая эфективность.

Целью дипломной работы является изучить современное состояние, выявить проблемы и определить перспективные направления развития туризма Ганцевичского района.

Предмет исследования: состояние и приоритеты развития туризма в Ганцевичском районе.

Объект дипломного исследования: туристический потенциал Ганцевичского района.

Цельщобусловилащрешениещследующихщзадач:

проанализировать теоретико-методологические основы изучения туристических дестинаций;

выявить проблемы и перспективы развития туризма в Ганцевичском районе;

охарактеризовать развитие деятельности в сфере туризма в Ганцевичском районе;

разработать перспективные направления развития (новые проекты развития, новые маршруты, инфраструктура и т.д.).

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, все заимствованные из литературных и других источников теоретические, мето­дологические и методические положения и концепции сопровождаются ссыл­ками на их авторов.

            1-89 01 01 – Д - 4
           
Изм Кол Лист № док Подп Дата
Разраб. Захарчук Я.Н.         Ганцевичский район как туристическая дестинация Стад Лист Листов
Руков. Заруцкий С.А.     ДД  
Консульт.       УО «БрГУ имени А.С. Пушкина», кафедра ГС
Зам. каф.      
Контроль      

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ.. 7

1.1 Понятие «туристическая дестинация»: основные подходы к определению.. 7

1.2Теоретико-методологические основы оценки туристского потенциала локальных территорий (дестинаций) 16

2 ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ ГАНЦЕВИЧСКОГО РАЙОНА. 23

2.1 Общая характеристика Ганцевичского района. 23

2.2 Природные туристские ресурсы.. 26

2.3 Историко-культурные туристские ресурсы.. 29

2.4Социально-экономические туристские ресурсы (туристическая инфраструктура) 38

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГАНЦЕВИЧСКОМ РАЙОНЕ. 44

3.1 Современное состояние развития туризма в Ганцевичском районе (экономические показатели, виды туризма) 44

3.2 SWOT-анализ. 46

3.3 Перспективные направления развития (новые проекты развития, новые маршруты, инфраструктура и т.д.) 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 64

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 71

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

В связи с этим туризм долгое время рассматривался как экономическое явление, как отрасль экономики, повышающая благосостояние и влияющая на уровень жизни населения страны. Однако очень важным для понимания сущности туризма является его рассмотрение не только как явления экономического характера – туризм характеризуется включенностью практически во все сферы общества, выполняя определенные социальные функции. В современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социокультурного порядка.

Массовые перемещения людей в социокультурном пространстве способствуют ускорению процессов культурного и социального взаимодействия социумов, интенсифицируют процессы межкультурной коммуникации.

Туризм входит в число важнейших статей экспорта в 83 % стран мира, при этом в 38 % из них выступает ведущим источником валютных поступлений. Увеличение экспорта туристических услуг способствует притоку валюты в страну и во многом определяет устойчивость развития экономики. Использование возможностей туризма для решения проблем дефицита торгового баланса актуально для стран с незначительными природными ископаемыми и ограниченной ёмкостью рынков сбыта продукции, к числу которых относится Беларусь.

Развитие туризма позволит решить большое количество проблем экономического, политического и социального характера. Туризм способен стать лидирующей отраслью, оказывающей влияние на эффективное социально-экономическое развитие страны, способствовать экономическому, социальному и духовному развитию, как отдельных регионов Беларуси, так и республики в целом. Сказанное выше и определило актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель данной дипломной работы – изучить современное состояние, выявить проблемы и определить перспективные направления развития туризма Ганцевичского района

Объектом дипломного исследования является туристический потенциал Ганцевичского района.

Предмет исследования - состояние и приоритеты развития туризма в Ганцевичском районе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать теоретико-методологические основы изучения туристических дестинаций;

выявить проблемы и перспективы развития туризма в Ганцевичском районе;

охарактеризовать развитие деятельности в сфере туризма в Ганцевичском районе;

разработать перспективные направления развития (новые проекты развития, новые маршруты, инфраструктура и т.д.).

Цель и задачи определили структуру дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Практическая значимость данной работы характеризуется тем, что основные положения и результаты, представленные в ней, могут использоваться при планировании приоритетных направлений деятельности по продвижению и развитию туризма в Ганцевичском районе.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых – специалистов в области туризма.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, а также информация, содержащаяся в научной, монографической и периодической литературе, материалах научных конференций и др.

В дипломной работе использованы следующие методы: системный подход, метод анализа и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение.

 

Теоретико-методологические основы изучения туристических дестинаций

Понятие «туристическая дестинация»: основные подходы к определению

Туристская дестинация – решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов.

Понятие «туристская дестинация» введено в оборот отечественной туристики сравнительно недавно и является заимствованным из английского языка (англ. destination). В зарубежной литературе данное понятие широко применяется в научных и практических целях. В отечественной науке о туризме оно находится на стадии разработки, и его трактовка российскими учеными встречается в основном в диссертационных работах и монографиях.

В таблице 1.1 представлены определения понятия «дестинация», предлагаемые различными отечественными и зарубежными авторами.

 

Таблица 1.1 – Определения понятия «дестинация», предлагаемые зарубежными и отечественными авторами

Автор Определение
В зарубежной литературе
В. Альтхоф Определенное место назначения или целевой регион. В качестве дестинации могут высту­пать, например, места для загородных прогулок, сооружения для проведения свободного времени, коммуны, регионы, федеральные земли, Германия, Европейский союз
К. Каспар Пункт «кристаллизации туристского спроса» 28
Лейпер Географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов3
П. Пирс Место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции
В отечественной литературе
М.А. Морозов Территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребности туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д. При этом автор выделяет первичную дестинацию, которая представляет собой главную цель поездки, и вторичную дестинацию, под которой понимаются остановки в пути при движении к первичной дестинации44
Т.А. Себекина Место, имеющее реальную или умозрительную границу (физическую, политическую, географическую, рыночную): страна, область, остров и т.п., которое посещают туристы с определенной целью52
А.Ю. Рябуха Дестинацией могут выступать либо местность, либо сооружения, обладающие туристским потенциалом, т.е. это то, что турист выбирает для своего посещения и что продают производители услуг49
С.С. Николаев Под сформировавшейся туристской дестинацией понимается некая социально-географичес­кая местность (место, регион, город, деревня, парк
Продолжение таблицы 1.1
аттракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки. Она рас­полагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений45

Примечание – Источник: [28, 44, 45, 49, 52].

 

Из определений, представленных в таблице 1.1, видно, что понятие «туристская дестинация» трактуется различными авторами неоднозначно. В результате складывается размытая и неопределенная картина, препятствующая четкому пониманию данного понятия. Можно выделить четыре аспекта, в рамках которых различными авторами формируются те или иные существенные признаки, характеризующие туристскую дестинацию: территориальный, экономический, социальный, управленческий.

Территориальный аспект. Оценка понятия «туристская дестинация» в рамках территориального аспекта основывается в первую очередь на критерии «привязанности» ее территории к конкретной географической местности. Большинство авторов связывают дестинацию с определенным местом в пространстве, изменение которого невозможно и по направлению к которому перемещаются туристы (П. Пирс, Лейпер, М.А. Морозов, С.С. Николаев, Т.А. Себекина). В определении А.Ю. Рябухи в качестве дестинации наряду с местностью рассматриваются также сооружения, которые могут быть не привязаны к какой-либо конкретной территории, т.е., по мнению автора, изменение местоположения дестинации является возможным. В определениях В. Альтхофа и К. Каспара вопрос пространственно-территориальной привязанности туристской дестинации остается неопределенным.

Экономический аспект. В определениях В. Альтхофа, Лейпера, П. Пирса, Т.А. Себекиной туристская дестинация представляется как некоторое место, посещаемое туристами. Она не рассматривается как экономическая категория, в то время как в определениях К. Каспара, М.А. Морозова, С.С. Николаева, одним из существенных признаков, характеризующих дестинацию, является туристский спрос. Следовательно, туристская дестинация понимается ими не только как привлекательная для туристов территория. В первую очередь она рассматривается как товар, имеющий свою потребительную стоимость и выступающий в качестве объекта рыночных отношений.

Кроме этого, в определениях С.С. Николаева и М.А. Морозова в качестве существенного признака выдвигается обязательное наличие туристской инфраструктуры (средства размещения, питания, развлечения, транспорта). Следовательно, туристская дестинация выступает не только в роли товара или продукта, но и представляет собой своего рода экономическое пространство.

Социальный аспект. В определении С.С. Николаева туристская дестинация трактуется как некоторая социально-географическая местность, т.е., по мнению автора, пространство туристской дестинации одновременно является жизненным пространством местного сообщества. В дефинициях других авторов социальный аспект остается неопределенным.

Управленческий аспект. Управленческий аспект как критерий, характеризующий понятие «туристская дестинация», заключается в рассмотрении туристской дестинации как объекта управления и подразумевает наличие субъектов управления. Вообще говоря, любая система представляется управляемой, когда в качестве субъекта управления выступают силы природного характера. Однако в данном случае нами в качестве субъекта управления рассматривается человек, и туристская дестинация в управленческом аспекте оценивается именно с этих позиций. На наш взгляд, признаком, позволяющим судить о наличии управленческого аспекта в определении понятия «туристская дестинация», является оценка ее как объекта рынка. Следовательно, в определениях К. Каспара, М.А. Морозова, С.С. Николаева и А.Ю. Рябухи туристская дестинация рассматривается как управляемая система. В дефинициях других авторов управленческий аспект не определен.

Причины неоднозначности толкования понятия «туристская дестинация» заключаются прежде всего в сложности, динамичности и противоречивости явлений, описываемых с помощью него, поэтому его определение нуждается в дальнейшем анализе и разработке.

Один из методов прояснения сущности понятия подразумевает рассмотрение его этимологии и области применения. В английском языке термин «дестинация» имеет несколько значений (назначение, предназначение, место назначения, цель путешествия, похода и т.д.) и не является узкоспециализированным, применяется наряду с понятием «туризм» и в других областях: при обозначении направления вылетов самолетов, при перемещении людей с различными целями и пр.

Рассмотрение понятия «туристская дестинация» как экономической категории и его определение добавляют к числу указанных существенных признаков, с одной стороны, критерий «наличие туристского спроса», в результате чего дестинация рассматривается как товар, с другой - критерий «наличие множества объектов и связей между ними», который позволяет рассматривать дестинацию как экономическое пространство. Указанные «экономические» критерии образуют два различных типа туристских дестинаций, которые, однако, могут сочетаться в рамках одной дестинации. Следовательно, дефинирование понятия «туристская дестинация» в разрезе различных «экономических» критериев будет разным в зависимости от целей исследования.

Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристические дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, можно выделить концепцию профессора Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов [12, с. 48]:

- географический компонент;

- туристы;

- туристская индустрия.

При этом географический компонент включает в себя три основных составляющих:

- регион, порождающий туристов;

- транзитный регион;

- регион туристской дестинации.

Регион, порождающий туристов, представляет не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, которые стимулируют спрос на туризм, и которые включают географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.

В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимуляции) потенциальных потребителей к путешествиям.

Люди читают книги о разных странах, смотрят журналы, рекламную информацию (например, проспекты о курортах), телевидение, общаются со знакомыми и родственниками, наконец, принимают определенное решение и отправляются в путешествие.

Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом «транзитном регионе». Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.

Транзитный регион (транзитный маршрут) является связующим звеном между регионом, порождающим туристов, и регионом туристской дестинации. Это понятие является одним из ключевых элементов данной схемы, т.к. именно через транзитный регион могут проходить разные туристические потоки. Однако, цель путешествия - это регион туристской дестинации. Остановимся более подробно на понятии дестинации, ее сущности и особенностях.

В рамках первого подхода дестинация описывается как территория, имеющая определенные географические границы (Лейпер).

Согласно другой точке зрения дестинация - это географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов. То есть здесь на первый план выступает категория «привлекательности», которая может не совпадать для различных групп туристов. Например, туристы различного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной территории (кемпинг, отель) могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других - исторические места и музеи, для третьих важен активный отдых и развлечения и т.д. [9, с. 11].

Дестинация (место назначения) привлекает путешественников для временного пребывания, т.к. она обладает такими характерными особенностями, которых нет в странах их проживания. Индустрия туризма этих мест занимается расселением (размещением), организацией питания, отдыха и развлечений, розничной продажей товаров туристического спроса и сувениров и т.п.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий: наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы; наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации); наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристического рынка о дестинации.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие:

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристического ландшафта».

3. Дестинация неразделима, т.е. туристический продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристического продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3-4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других [6, с. 32].

Итак, дестинация – это территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения т.д. и является целью его путешествия.

 

Рисунок 1.1- Цикл развития дестинации

Примечание – Источник [8, с. 36].

 

Дестинация может быть первичной и вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиента интерес посетить ее и, соответственно, главная ее цель - удовлетворить этот интерес туриста за определенный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (или «остановка в пути») представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Поэтому ее основная задача - удовлетворение желаний туристов на один-два дня. Вторичная дестинация представляет собой достаточно интересное место. С одной стороны, она является лишь необходимой остановкой на пути к первичной дестинации, а с другой стороны, она может также выступать местом привлечения туристов на несколько дней для осмотра ее достопримечательностей [13].

С точки зрения посещаемости первичная дестинация должна привлекать туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на краткое время.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда характеризуется определенным местоположением, территорией (например, Дисней Лэнд), а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.

Любая дестинация проходит определенный цикл развития, продолжающийся в среднем не менее 20-25 лет. На рис.1.1 показано, какие фазы развития проходит дестинация в процессе своей эволюции.

В начале развития туризма, в так называемую дотуристскую фазу, основными мотивами приезда людей в дестинацию являются встреча с родственниками или друзьями, а также деловые интересы. Некоторые из приезжих осматривают природные и культурные достопримечательности посещаемой ими территории. Естественно, что их потребности легко удовлетворяются сферой обслуживания, и они уезжаю с хорошими впечатлениями. На этой стадии развития дестинации лишь небольшая часть инфраструктуры (гостиницы, общественное питание) зависит от количества приезжих и сроков их пребывания.

Однако постепенно количество туристов увеличивается, так как они уже знают, что в данной дестинации их ждут хорошее обслуживание, интересная местная культура, природа и т.д. На это реагирует бизнес, развивая специализированные сервисные услуги для приезжих туристов. Территория начинает приобретать характерные черты туристской дестинации. Открываются новые рестораны, кафе и бары, которые предлагают туристам как привычные для них блюда, так и национальные; магазины начинают торговать сувенирами местного производства. Инвестиции в экономику дестинации приносят большую прибыль и, естественно, увеличиваются. Общественный и частный сектора находят новые возможности привлечения туристов и их обслуживания [42, с. 38].

В туристскую зону приезжают все большие массы туристов, которые приносят в местную культуру свои традиции и культуру. Под их влиянием происходят изменения в традиционном укладе жизни коренного населения дестинации, что приводит к определенным переменам и во взаимоотношении между людьми. Наступает так называемая фаза туристического менеджмента, основными целями которого являются: продвижение дестинации на туристском рынке для привлечения такого количества туристов, которое бы обеспечило поддержание туристического бизнеса в данной дестинации на должном уровне, и выбор административных методов, обеспечивающих выгодные с финансовой точки зрения виды и формы туризма. На этой стадии решаются вопросы о том, какие сферы обслуживания развивать, как улучшить удовлетворение постоянно меняющихся потребностей приезжих, какими способами можно влиять на природу этих вкусов и желаний. При решении этих вопросов влияние дестинации становится все более активным и определяющим.

Кроме того, в дестинацию идет постоянный приток новой рабочей силы. Как правило, приезжают молодые рабочие и служащие со своими семьями и оседают на данной территории на довольно длительное время. Постепенно происходит ассимиляция местных жителей (аборигенов) с приезжими. Это приводит к утрате местных культурных обычаев и появлению новых, но уже не свойственных и не характерных для данной дестинации. Под влиянием этих процессов происходит изменение первоначальной природы дестинации. Под влиянием этих процессов происходит изменение первоначальной природы дестинации, она утрачивает свою исключительность, и начинается падение ее привлекательности для туристов.

Самая главная задача частного и общественного секторов в данный момент – быстро отреагировать на происходящие изменения. Прежде всего, необходимо создать новый маркетинговый план развития дестинации и найти перспективные сегменты туристического рынка, которые могут совершенно отличаться от рыночных сегментов первоначальной дестинации.

Цикл развития дестинации сходен с циклом развития любой системы, который включает в себя несколько стадий: зарождение, рождение, рост, насыщение, спад, исчезновение либо возрождение [70, с. 58].

Многие туристические дестинации в своем развитии проходят стадии от зарождения до исчезновения, а затем осуществляется зарождение на принципиально новой основе. На цикл развития дестинации могут влиять различные факторы, например развитие транспорта. Так, с развитием железнодорожного транспорта близлежащие к местам проживания туристические курорты стали менее привлекательны и уступили место удаленным морским курортам. Развитие авиационного транспорта, особенно создание турбоактивных двигателей, снизило привлекательность местных морских курортов и способствовало развитию удаленных экзотических дестинаций.

Туристические дестинации являются весьма динамичными образованиями, изменяющимися с течением времени. Продолжительность их жизненных циклов и каждой стадии в отдельности различается в такой же мере, как и сами дестинации. Транспортная доступность, государственная политика в области туризма, наличие или отсутствие дестинаций-конкурентов - эти и другие факторы могут способствовать ускорению или, наоборот, затормозить прохождение разных стадий цикла. Известны случаи, когда развитие курорта приостанавливалось на одном из этапов эволюции. Те же туристические центры, проекты освоения которых обещают быструю и большую финансовую отдачу, обычно беспрепятственно достигают зрелости.

Весомый вклад в изучение туристских дестинаций в динамике внес американский ученый С. Плог. Он обоснованно предположил, что каждой стадии эволюции дестинации соответствует определенный тип посетителей. На ранних этапах становления дестинация привлекает аллоцентриков с присущим им духом приключенчества. Позднее, в периоды развития и укрепления, аллоцентриков сменяют среднецентрики, а в конце жизненного цикла (стагнация и упадок) – психоцентрики, ведущие спокойный образ жизни [40, с. 230].

 

Рисунок 1.2 - Системные характеристики туристского потенциала региона

 

В отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике туристского потенциала, приводится большое количество определений различных его видов, однако отсутствует общая классификация по разным признакам.

Святохо Н. В. предложена следующая общая классификация туристского потенциала по разным признакам [45]:

1. По уровню агрегированнности оценки:

а) совокупный туристический потенциал региона – это совокупность ресурсов, которые пребывают в его распоряжении с целью организации туристской деятельности;

б) частный туристический потенциал - составная часть совокупного туристского потенциала региона. К нему относятся:

- экономико-туристический потенциал региона – это потенциально пригодные силы и средства региона (материальные, природные, трудовые и др. ресурсы), необходимые для воспроизводства туристского продукта на региональном уровне;

- социально-туристический потенциал региона – совокупность различных социальных условий, имеющихся у региона (т. е. условий общечеловеческой общественной жизни), которые необходимы для осуществления региональной туристской деятельности. Состоит из духовного и морально-психологического потенциалов.

- духовный туристический потенциал – это духовные качества населения, вызывающие интерес у туристов;

- морально-психологический туристический потенциал – это морально-психологическая обстановка, складывающаяся на данный момент в обществе и отражающая процесс воспитания населения региона в правильном отношении к туризму как к явлению и туристу как его субъекту.

2. По содержанию:

а) экономический туристический потенциал (ТПТ (э)) – это способность субъектов хозяйствования и органов управления формировать туристический (рекреационный) продукт территории путем использования совокупных ресурсов развития территории с целью удовлетворения потребностей населения и целевых рынков;

б) технический туристический потенциал (ТПТ (т)) – это потенциал территории, касающийся возможности привлечь такое количество туристов, которое могут позволить себе принять средства размещения туристов или в целом определенный регион с наличными природными ресурсами, учитывая допустимую рекреационную нагрузку на эту территорию.

3. По мере реализации:

а) реальный (достигнутый) туристический потенциал (выявленный и привлеченный);

б) стратегический туристический потенциал (выявленный, но не привлеченный (вектор развития).

4. По источникам формирования:

а) туристический потенциал возможностей – совокупность возможностей, объективно складывающихся на территории региона и способствующих воспроизводству регионального туристского продукта;

б) туристический потенциал потребностей – определяет степень использования потенциала возможностей; его источником являются субъективные потребности туристов в туристском продукте того или иного вида и качества.

5. По виду нагрузки на туристический объект или местность:

а) общий туристический пропускной потенциал – это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристический объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения;

б) экологический туристический пропускно



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.029 с.)