Социальные потребности. Концепции человеческих потребностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные потребности. Концепции человеческих потребностей.



Социальные потребности — особый вид потребностей чело-река. Потребности, нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом, — внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные обществом. Естественные потребности — это повседневные потребности человека в еде, одежде, жилье и т. д. Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т. е. к деятельности производственной. Без потребностей нет и не (может быть производства. Они побуждают человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготение к предмету потребности. К социальным потребностям относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения. Фиксация социальных потребностей в форме ценностных ориентаций, осознание реальных возможностей их реализации и определение путей и способов их достижения означают переход от стадии побуждения деятельности к стадии более или менее адекватного отражения потребностей в сознании человека. | Потребности людей, социальной группы (общности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивостью во времени пространстве, инвариантностью в специфических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей — их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей. Сопряженные потребности образуют длиннейшие цепи, переходящие одна в другую.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие «роды» потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам)

психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества.

Теория трудовой мотивации американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908—1970) раскрывает потребности человека. Классифицируя потребности человека, он разделяет их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и т. п.) и производные, или мета-потребности (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни и т. п.). Базисные потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных: во-первых, физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т. п.; во-вторых, экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизни и деятельности, стремление избежать несправедливого обращения, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. п.; в-третьих, социальные потребности — в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности; в-четвертых, престижные потребности - в уважении со стороны значимых других, служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке; в-пятых, духовные потребности — потребности в самовыражении через творчество. Достоинство теории А. Маслоу состояло в объяснении, взаимодействии факторов, в открытии их двигательной пружины, в том, что он считал потребности каждого нового уровня актуальными, насущными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Кроме того, Маслоу предположил, что физиологические, сексуальные и экзистенцальные потребности — врожденные, а остальные социально приобретенные.

Дальнейшее развитие эта концепция находит в теории Фредерика Херцберга, названной мотивационно-гигиенической. Здесь выделяются высшие потребности (достижение признания, продвижение, сама работа, возможность творческого роста и повышение ответственности) и низшие, которым соответствуют десять мотивационных факторов (политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, межличностные отношения в коллективе, отношения с подчиненными, заработки, безопасность и гарантии работы, личная и семейная жизнь, условия труда и статус).

Проводя исследования трудовых мотивов, Ф. Херцберг заметил, что когда люди говорили о неудовлетворенности работой, то подразумевали преимущественно окружение, а когда они удовлетворены, то саму работу. Отсюда следует вывод, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые качественно различны, независимы друг от друга. И по-разному влияют на поведение людей.

Первая группа — гигиенические факторы. Они не относятся к содержанию работы, потребляются для обозначения благоприятных условий труда и быта, налаженной организации труда и режима работы, обеспечения работников различными льготами и жильем. Данные факторы способствуют развитию психологически комфортных отношений между работниками и, в итоге, следует ожидать не высокую удовлетворенность работой или заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности.

Вторая группа факторов — мотивы — удовлетворяют, с точки зрения Ф. Херцберга, внутренние потребности и включают признание и достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию, ответственность, самостоятельность и т. п. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому, считает ученый, удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.005 с.)