Социальное действие как первичный элемент социальной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное действие как первичный элемент социальной жизни.



Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначальна оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни. Понятие <социальное действие> было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером. Социальным он называет такое действие, которое <по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него>. Другими словами, социальное действие - преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентире ванный на других людей, их возможные ответные действия.

Следовательно, социальное действие предполагает два основных условия: субъективную мотивацию и ориентацию в других. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как атом толпы или когда он ориентируется на какое либо природное явление (так, если раскрывают зонты, то это не социальные, а просто однотипные действия для защиты от дождя).

Любое социальное действие включает в себя следующие ос-новные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) ре-зультат.

Важно учитывать конкретную среду (<ситуацию>), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и сред-ства социального действия. Под условиями действия понимают-ся те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами - элементы, кото-рые оно контролирует.

Исходным моментом социального действия является воз-никновение потребности у индивида. Это могут быть потреб-ности в безопасности, общении, самоутверждении, достиже-нии высокого положения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуа-лизируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и воз-можность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означа-ющей потенциальную готовность к совершению социального действия.

Таким образом, основными элементами механизма социаль-ного действия являются потребность индивида, актуализованный мотив, интерес, цель и мотивационная установка.

Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, традици-онное действие и аффективное действие. Вероятность ре-ализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно ска-зываются индивидуальные особенности, культурно-интеллекту-альные возможности человека. На массовом уровне большое значение имеют формы организации социальной жизни, харак-тер экономических отношений, особенности политической сис-темы и социокультурной среды.

Социальные действия, выражающие зависимость людей формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:

субъекты социальной связи (может быть любое количе-ство людей);

предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

механизм регуляции социальной связи (<правила игры>).

Все эти элементы скоординированы, сопряжены друг с другом. Так, изменение числа участников связи может отра-зиться на характере ее регуляции (например, если хозяй-ственные связи между соседями регулируются на основе мо-ральных норм, то между смежными предприятиями - уже на правовой основе). На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета. Так, у военнослужащих регулирование связи жестко регламентировано, а у научных работников - допускает зна-чительную степень свободы. Особое значение имеет разграничение непосредственных и опосредованных связей. Первые устанавливаются чаще всего визуально; на межличностном уровне, вторые- предполагают посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития общества, его усложнения все большую роль играют опосредован-ные связи. Социальная связь может выступить в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные кон-такты - это, как правило, внешние, поверхностные, неглубокие; связи между людьми. Гораздо более важную роль играют соци-альные взаимодействия, которые определяют главное содержа-ние Социальной жизни.

Культурные универсалии.

Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, Динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди» в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Тер мин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная, реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила — регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения/Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются Стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия!

Выполнение ритуалов или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

146. Теории социального развития личности. Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.На базе представлений З.Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Этапы социализации

Первое детство

Как уже неоднократно говорилось, для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери

Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка (рисунок). Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.

Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми.

В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.

Детство и отрочество

В.преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет: включать социально-фиксированные эталоны в перцептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий; · включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть", "запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.

В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках.

Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я".

К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.

Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст.

Что может ребенок к 6/7 годам?

Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.

Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.

Второй этап социализации - школьный возраст.

Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д.

Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток).

На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (обычно не более 5), но среди них больше представителей другого пола

Зрелость. Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению.

В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.

В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое" опять, как в детстве, сдвигается в сторону биологического. Тем не менее, нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения - отодвигание (или ненаступление) собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. Особенно это характерно для лиц интеллектуального труда.

С приходом старости и в связи с драматическими событиями (уходом близких и спутников жизни), тем не менее, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.

Теории жизненных кризисов

На базе представлений Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.

Жизненные кризисы по Эриксону..

1 - первый год жизни. Связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. Соответственно у ребенка возникает чувство доверия/недоверия к миру.

2 - первый опыт обучения, особенно приучение ребенка к чистоплотности. Если родители проявляют слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль, то у ребенка развивается стыд или сомнения в собственной состоятельности (альтернатива - развитие автономии).

3 - второе детство - самоутверждение ребенка. Если планы, которые он строит, в основном осуществляются, это способствует развитию чувства инициативы; если ему много запрещают или он переживает повторные неудачи, это приводит к появлению безынициативности, покорности и чувству вины.

4 - школьный возраст - развивается вкус к работе или чувство неполноценности как в плане когнитивном, так и в плане своего социального статуса среди товарищей (в зависимости от атмосферы в школе и методов воспитания).

5 - подростки обоего пола - поиск идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Для успешности этого процесса необходимо объединить прошлый опыт подростка, его потенциальные возможности и желаемые выборы. Трудности идентификации могут привести либо к ее "распылению", либо к путанице ролей, которые он будет всю жизнь играть.

6 - молодые взрослые люди - поиск близости с любимым человеком; иначе - изоляция человека и замыкание его на самом себе.

7 - кризис 40 лет - развитие чувства сохранения рода (генеративности), что проявляется в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Если же эволюция супругов идет иным путем, их жизнь застывает в состоянии псевдоблизости (стагнации), и каждый начинает жить только для себя.

Успешное преодоление кризиса 40 лет связано с выполнением следующих условий:

7.1. развитие уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости.

7.2.замена сексуализации социальных отношений на их социализацию

7.3.сохранение эмоциональной гибкости в противовес аффективному обеднению за счет

смерти близких и обособления детей

7.4.сохранение душевной гибкости - продолжение поиска новых форм поведения в противовес старым привычкам.

8 - во время старения. Завершение жизненного пути, достижение человеком цельности

жизни. Если человек не может свести свои прежние поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить заново.

Здесь также выделяется несколько условий:

8.1.переоценка собственного "я" помимо его профессиональной роли;

8.2.осознание факта ухудшения здоровья и старения тела - дает возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие;

8.3.изчезновение самоозабоченности - только тогда человек может без ужаса принять мысль о смерти.

Жизненные кризисы по Эльконину

1 - кризис новорожденности (проявляется в потере веса).

2 - кризис 3 лет (самоидентификация – начинает говорить о себе "я").

3 - кризис 7 лет (изменение ведущего типа деятельности, расширение круга общения, изменение роли значимых взрослых)

4 - кризис подросткового возраста (половое созревание и, следовательно, разбалансировка всех физиологических систем; ощущение взрослости; разрыв эмоциональных контактов с родителями, переход к формированию самооценки с ориентацией на сверстников).

Заниженная самооценка у подростков гораздо хуже, чем завышенная. В любой ситуации с подростком главное для родителей - не разорвать с ним отношения. В частности, при решении материальных вопросов лучше, если подросток выступает на равных с родителями (партнерские отношения). Вообще идеалом здесь являются товарищеские отношения между родителями и детьми.

5 - кризис юношеского возраста (переоценка ценностей)

6 - кризис середины жизни (40-45 лет). Более тяжело протекает у мужчин. Возникает неудовлетворенность достигнутыми жизненными результатами, на которую накладывается первая потеря друзей и близких.

7 - кризис выхода на пенсию (разрыв социальных связей). Здесь необходимо самому создавать социальные связи помимо работы (внуки, клубы по интересам и т.д.).

Социальные движения.

Социальные движения – это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других. Другая теория - мобилизиции ресурсов – делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследований.

148. Стратификационные системы. Стратификационную систему составляют характер социального расслоения и способ его утверждения. В социологии выделяют пять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости). Более слабые занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, которое закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта "естественная" стратификационная система существовала в первобытной общине.

Рабовладельческая стратификационная система дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников. Она также основана на прямом насилии. Однако неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Жесткость закрепления людей в непривилегированных стратах отличалась в двух исторических формах:

. примитивная форма была присуща патриархальному рабству, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи;

. зрелую форму (распространена в Древней Греции и Древнем Риме) олицетворяло классическое рабство, при котором раб был собственностью рабовладельца и лишен всех прав.В основе кастовой стратификационной системы лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Широкое распространение данная система получила в Индии.

В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия в Европе сложились к XV в. Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

5. Классовая стратификационная система установила ранжирование социальных групп - классов - по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.

Различия между группами заключаются, прежде всего, в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от предыдущих типов стратификации, принадлежность к классам не регламентируется политической властью, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается только имущество, капитал, но не сам статус).

Чистые классовые стратификационные системы достаточно редко встречаются, что обусловлено многообразием исторического, культурного развития, образом жизни разных групп населения. Поэтому существуют стратификационные системы смешанного типа, которые сочетают различные основания социальных различии и способы их закрепления. К подобным системам относится Англия.

В социологии существует два подхода в понимании термина "класс":

. традиционный (социально-экономический) подход (сформулирован К.Марксом) интерпретирует класс как большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Данное понимание было характерно для периода зарождения капиталистического общества, когда отношения собственности на средства производства были основой выделения классов;

. статусный подход под классом понимает любую социальную страту (слой), отличающуюся от других доходом, властью, образованием, престижем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.063 с.)