Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время социологи уделяют значительное внимание изучению малых групп, позволяющему на микроуровне проследить зарождение многих процессов, возникающих в обществе. Малые группы отличаются от больших не только количественными параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.
В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.
Лидерство рассматривается как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда наиболее влиятельный член группы берет на себя функции, связанные с координацией и направлением действий всей группы. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который выдвигается благодаря своим личным качествам и наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам. В малой группе обычно бывает один лидер, но иногда складывается ситуация двойного лидерства. В таком случае выделяют лидеров двух типов: делового (инструментального) и эмоционального (экспрессивного). Первый организует, направляет деятельность группы, второй создает определенный эмоциональный настрой, обеспечивает высокую мотивацию членов группы. В тех группах, где лидеры склонны сотрудничать, формируется модель двойного лидерства. По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство. Первое предполагает единоличное руководство группой, второе – вовлечение в процесс управления большинства членов группы. Лидер должен обладать определенными качествами, среди которых социологи и социальные психологи выделяют следующие: физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный; личностные качества: уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху; интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало; коммуникативные качества: контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность. Лидер занимает центральное место в ролевой структуре малой группы. Изучение неформальной ролевой структуры, выявление в ней лидера осуществляются методом социометрии, который позволяет дать количественную оценку реальных связей между членами группы по признакам симпатии – антипатии (каждого члена группы в анонимной форме просят указать, с кем он хотел бы вместе поработать, провести досуг, отправиться в поход и т. д.; тот, кто получает наибольшее число выборов, и является неформальным лидером). Вопросы лидерства тесно связаны с групповой динамикой, которая отражает происходящие в группе процессы, подверженные определенным закономерностям. В целом под групповой динамикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов. Групповая динамика предполагает: формирование структуры группы; изменение статуса группы (прогресс или регресс); флуктуацию, т. е. возможное неоднократное изменение позиции индивида в структуре группы; руководство и лидерство; формирование групповых ценностей и группового мнения; возникновение конфликтов и их разрешение; воздействия на членов группы с целью их сплочения. Одна из важных характеристик групповой динамики – способ коммуникации в малой группе (т. е. как осуществляются непосредственное взаимодействие и обмен информацией между членами группы). Все способы коммуникации подразделяются на два основных типа: централизованные («штурвал», «веер») и децентрализованные («круг»). Первые эффективны при выполнении оперативных заданий, вторые – в творческой работе. Возможны смешанные варианты коммуникации (Приложения, схема 11). Эффективная коммуникация повышает уровень удовлетворенности групповыми отношениями и, в конечном счете, способствует росту групповой сплоченности. При анализе групповой сплоченности социологи выделяют переменные, соответствующие причинам и следствиям симпатий. Сюда относятся частота взаимодействия, стиль руководства, статусные и поведенческие характеристики членов группы и др. Последствиями симпатий являются благоприятная оценка межличностного взаимодействия, рост комфортного поведения, возможное повышение эффективности группы и т. д. Для социологов выделение этих переменных особенно важно в методическом плане, так как они имеют ярко выраженный эмпирический характер и могут четко фиксироваться в ходе проведения конкретных социологических исследований. В целом жизнь малой группы с динамической точки зрения представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Поэтому особое значение имеют выявление конфликтов и их разрешение. Конфликт преодолевается различными средствами, и успех его разрешения зависит от характера противоборства, стратегии и тактики конфликтующих сторон. При всех условиях важно научиться управлять конфликтами. Считается, что конструктивное разрешение конфликта определяют следующие факторы: 1) адекватность восприятия конфликта; 2) открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем; 3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Таким образом, изучение малых групп имело большое значение для развития социологии. Групповая динамика, лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентификация, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот и находятся в поле зрения социологов, психологов и специалистов в области управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.183 (0.009 с.) |