Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы и формы экономического поведения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Факторы экономического поведения Факторы экономического поведения делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам поведения фирмы относятся: наличие издержек (связанное с их ростом и со стремлением фирм к их минимизации); обладание различными типами активов; отраслевая принадлежность фирмы; производительность труда; размер фирмы; форма собственности; цели и интересы фирмы (ее сотрудников); возникновение конфликтных ситуаций на уровне фирмы и оппортунистическое поведение ее сотрудников; асимметрия информации[3]. Многообразный спектр внешних факторов (ограничений) можно классифицировать по ряду признаков[2]. Так, по характеру происхождения (места формирования фактора в социально-экономической среде) определяются макроэкономические, отраслевые, микроэкономические (отражающие влияние других хозяйствующих субъектов на экономическую деятельность фирмы). По способу воздействия выделяются: сетевые (проявляющиеся через партнерские связи, обязательства фирмы); социальные (обусловленные групповым поведением, например, акционеров, банкиров, органов власти и т.д., то есть всех тех, кто заинтересован в деятельности фирмы); средовые (характеризующиеся социально-экономическим положением в стране, то есть внешней экономической средой функционирования экономики в целом). Наибольший вес среди вышеперечисленных факторов имеют средовые факторы, характеризующие выделение конкурентных, монопольных или олигополистических условий хозяйствования. Среди всей совокупности внешних факторов наибольшее значение приобретают макроэкономические, связанные с воздействием государственного регулирования на экономическое поведение фирмы. В целом макроэкономическая политика должна способствовать формированию определенных предпосылок, условий для успешного развития отечественного производства, отраслей, промышленного комплекса путем выработки и осуществления бюджет- но-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной и инновационной, промышленной политики. Миссия и экономические знания Современной особенностью экономического поведения фирм является то, что актуальными стали следующие внутренние и внешние факторы. 1. Миссия (смысл жизнедеятельности) предприятия, которая определяет угол зрения фирмы на текущую ситуацию и прогноз ее развития, управляет формированием целей и стратегиями их достижения. Во многом миссия определяется внешней средой и сознанием, которое транслирует, фильтрует, преобразует внешнюю информацию и синтезирует ее с собственным опытом. 2. Экономические знания агентов фирмы, которые являются регулятором экономического поведения фирмы и ориентируют их на те или иные формы экономической активности. Экономические знания могут включать: знание специфики проявления основных экономических законов в рыночной сфере, конкретных зависимостей технологического развития фирмы от факторов внешней среды и закономерностей ее внутреннего развития; умение самостоятельно принимать решения, распределяя все виды ресурсов, потребные для производства того или иного товара или услуги, предвидеть последствия принятых решений; навыки так решать профессиональные задачи, чтобы сформировалась модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающая оптимальные результаты. Фактор ожидания и фактор времени 3. Фактор ожидания, сопряженный с неопределенностью и риском. Любая появившаяся фирма сталкивается с многочисленными ожиданиями со стороны самых разнообразных экономических субъектов. Она связывает свои ожидания с внешним объектом и является одновременно адресатом его ожиданий. Внутренние и внешние ожидания влияют на экономическое поведение фирмы. В стратегическом плане возникают, таким образом, два аспекта ожиданий. Первый отражает ожидания агентов и направлен на фирму и внутрь ее, а второй нацелен на ожидания фирмы от соответствующих субъектов (поставщики, покупатели, научно-исследовательские организации и т. д.). 4. Фактор времени, взаимосвязанный с фактором ожидания. Анализу фактора времени придавал большое значение К. Эрроу[5], исследуя взаимосвязь информации и экономического поведения. Важная особенность данного фактора заключается в том, что решения, зависящие от фактора времени, обладают неопределенностью. Неотъемлемой чертой принятия решений служит недостаточное знание об имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результаты решений. Фирме необходима разного рода информация. В силу этого она и занимается сбором нужных ей сведений, затрачивая значительные средства на инновации и исследование рынка [3]. Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях предполагает наиболее полный и всеобъемлющий учет факторов внутреннего и внешнего экономического поведения и соблюдение необходимых фирме и обществу принципов деятельности. Это в конечном итоге должно отразиться на эффективности поведения фирмы и экономике страны в целом. 116. Социология организаций. В социологии проводится различие между первичными и вторичными социальными группами. Первичные группы отличают эмоционально окрашенные межличные взаимоотношения. Примером таких групп служит семья. Вторичные группы характеризует наличие в них формальных, безличных отношений между людьми (организации). В современном обществе организации действуют в самых разных сферах социальной жизни: в экономике, политике, культуре. Организации представляют собой такие социальные группы, которые созданы для достижения определённых целей и деятельность которых является в значительной степени формализованной, то есть она подчиняется формальным правилам. Организации изучаются различными науками, а для социологического подхода к исследованию характерно то, что они рассматриваются во взаимодействии с их социальным окружением, то есть с другими группами и организациями. При анализе внутренней структуры организаций выделяют как формальные, так и неформальные отношения между входящими в них людьми. На раннем этапе развития социологии организаций в первой половине 20 века существенное влияние на это направление исследований оказала разработанная Вебером теория рациональной бюрократии. Вебер рассматривал бюрократию как иерархическую организацию, в которой существует чёткое разделение полномочий между должностными лицами—чиновниками. Эти чиновники получали особую профессиональную подготовку и использовали в процессе управления специальные знания. Кроме того, они должны были действовать в строгом соответствии с формальными правилами и подчиняться дисциплине и централизованному контролю. Как отмечал Вебер, в современном ему обществе всё более широкое распространение получали организации, приближавшиеся к этой модели рациональной бюрократии. Такие организации использовались в системе государственного управления. Кроме того, бюрократический аппарат существует в политических партиях, больницах, университетах, на крупных промышленных предприятиях. По мнению Вебера, такое повсеместное распространение бюрократии было связано с тем, что она представляла собой наиболее эффективную форму управления в условиях развитого индустриального общества. Использование бюрократического аппарата позволяло добиться наивысшей степени точности, последовательности, дисциплины при решении разного рода управленческих задач. В тоже время Вебер осознавал, что в реальной действительности организации почти никогда полностью не соответствовали его теоретической модели. И реально существующие бюрократии постоянно отклонялись от идеального типа. С точки зрения Вебера такие отклонения были во многом обусловлены тем, что бюрократия представляла собой не просто инструмент, орудие управления, но образующие её чиновники выступали и как особая социальная группа со своими собственными взглядами, ценностями и интересами. Характерные черты этой социальной группы Вебер прослеживал на примере государственных чиновников в современной ему Германии. Как отмечал Вебер, для чиновников как социальной группы была характерна вера в то, что благодаря своей профессиональной подготовке и компетентности они обладали превосходством над другими социальными слоями. С точки зрения самих чиновников лишь они одни понимали, в чём заключаются подлинные интересы государства и могли наилучшим образом отстаивать эти интересы, но как показал Вебер в ряде своих работ, под видом интересов государства чиновники часто преследовали свои собственные групповые, корпоративные интересы. Прежде всего, они были заинтересованы в сохранении самого управленческого аппарата. Они стремились также к расширению собственной власти и, напротив, ограничению власти и влияния тех социальных групп, которые не были подконтрольны бюрократическому аппарату. И при этом государственные чиновники обладали значительными возможностями отстаивать свои интересы. Власть представителей этого слоя далеко не ограничивалась их формальными полномочиями. Как отмечал Вебер, власть чиновников основывалась на том знании, которым они обладали. Такое знание включало в себя с одной стороны специальные знания и навыки, полученные в ходе профессиональной подготовки, а с другой стороны оно включало официальную информацию, которая была доступна лишь чиновникам по их административным каналам. Причём для чиновников было характерно стремление ограничить доступ к такой информации. С этой целью широко использовались понятия служебной тайны, государственной тайны, но во многих случаях секретный характер бюрократического управления был обусловлен не какими-то объективными причинами, а главным образом желанием чиновником избежать какого-либо контроля. В таких условиях эффективный контроль за деятельностью бюрократии был возможен лишь при наличии альтернативных источников информации, независимых от бюрократического аппарата. Итак, Вебер разработал теоретическую модель—идеальный тип рациональной бюрократии, а также рассмотрел социальные условия, которые приводили к отклонениям от данной модели. И в дальнейшем теория Вебера часто использовалась социологами в качестве исходной точки анализа структуры и деятельности разнообразных организаций. При этом неоднократно делались попытки дополнить или модифицировать модель бюрократии Вебера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.007 с.) |