Групповые состояния в процессе развития групп.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповые состояния в процессе развития групп.



Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности.

Второй процесс: консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации проходит несколько этапов:

Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей.

Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возможностей, знаний при решении данной задачи.

Обмен членов группы между собой информацией – целями, интересами, знаниями, опытом.

Анализ каждым членом группы полученной от других информации.

Выработка единых для группы целей, норм, способов действий, направленных на решение задачи.

Согласование общих для группы целей и норм деятельности.

Интериоризация каждым членом группы согласованных целей, ценностей, норм, средств и способов деятельности.

 

Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способствует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, определяет направленность группы на решение задачи.

Теория ситуативного лидерства. Основателем этой теории является Р. Стогцилл. В 1948 году опубликована его работа «Личностный фактор, связанный с лидерством», где предложено рассматривать лидерство в динамическом аспекте. Проанализировав 124 исследования представителей «теории черт», он обнаружил еще большую путаницу, чем Б. Бэрд. Стогдилл считает, что личность становится лидером не в силу своих особых черт и потребностей членов группы, а в силу ситуации. Экспериментально он установил, что одна и та же личность в одной и той же группе становится лидером в одной ситуации и не становится – в другой.

 

Но и теория ситуативного лидерства не смогла логично объяснить природу лидерства. Критикуя эту теорию, Ф. Селзник в книге «Лидерство в администрации» пишет, что нельзя рассматривать лидерство как функцию ситуации, так как изменение ситуации не приводит к изменению природы лидерства. Если бы это было так, то изучение лидерства было бы бессмысленно.

 

Теория взаимосвязанных факторов. В последние годы американские ученые пытаются создать интегральный подход к лидерству, обобщить все факторы, влияющие на процесс лидерства в группе. Например, известный американский социолог и психолог Д. Мак-Грегор считает, что лидерство зависит от четырех взаимосвязанных факторов:

характеристик личности лидера;

отношений, потребностей, интересов, личностных характеристик ведомых;

особенностей организации, ее структуры, природы решаемых в ней задач;

политической, экономической, социальной среды.

 

В целом процесс лидерства представляет собой социально-психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Он приводит группу к такому состоянию, как организованность.

Четверти и процесс: конкуренция – это развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция характеризуется стремлением членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других. В процессе конкуренции проявляется или сотрудничество, или соперничество людей друг с другом. Если же члены группы стремятся наиболее полно проявить себя и чем-то стать лучше, профессиональнее остальных, но при этом помогают друг другу, то в процессе конкуренции складываются отношения сотрудничества. Если же члены группы стремятся самовыразиться и самоутвердиться за счет других членов группы, то тогда складываются отношения соперничества. Дойч сформулировал закон межличностных отношений: «Характерные процессы и эффекты, обусловленные определенным типом социального (кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального отношения. Стратегия силы, тактика угрозы или обмана являются как результатом, так и предпосылкой конкурентных связей. Стратегия единства, тактика убеждения порождаются кооперативной ориентацией и в реальности создают ее. «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию» – упрощенно формулирует свой закон М. Дойч и в серии экспериментов доказывает его.

 

Конкуренция бывает двух видов: личная и безличная. Личная конкуренция возникает, когда два или более человека одновременно в одном и том же месте соревнуются друг с другом по поводу эффективного решения одной и той же задачи. Например, два рабочих на фрезерном станке состязаются в том, кто быстрее обработает одно и то же количество деталей и получит звание «Лучший по профессии». Безличная конкуренция возникает тогда, когда люди соревнуются с эталоном, идеалом, мировым рекордом и каждый стремится сделать свою работу как можно лучше.

 

Групповая конкуренция выполняет две психологические функции:

 

ориентирующую и стимулирующую. Ориентирующая функция состоит в том, что в процессе конкуренции его участники более четко видят цели и задачи своей деятельности, а главное - результаты своего труда и имеют возможность постоянно оценивать эти результаты, корректировать свои цели, нормы, совершенствовать средства и способы деятельности. Стимулирующая функция конкуренции основывается на сопоставлении результатов труда. В процессе конкуренции важное значение имеет принцип сравнимости целей и результатов, поскольку для того чтобы стать стимуляторами деятельности, цели и результаты должны быть выражены в понятной и сопоставимой форме. Процесс конкуренции является источником индивидуальной и групповой активности.

 

Четвертое состояние: активность – характеризуется способностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов. В зависимости от цели деятельности можно выделить четыре типа групповой активности:

трудовая – показывает степень превышения работниками нормативных или средних показателей (по производительности труда, качеству продукции, использованию рабочего времени и т.д.);

творческая – характеризует деятельность, направленную на решение нестереотипных, нестандартных производственных задач, способствующую повышению качества и количества продуктов труда;

личностно развивающая – вязана с повышением образовательного уровня и квалификации, совершенствованием профессионализма и мастерства, освоением смежных и новых профессий;

общественная – направлена на формирование внутригрупповых (сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество) и межгрупповых отношений.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.174.50 (0.004 с.)