Социальные общности: основные виды и характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные общности: основные виды и характеристики.



Общество как социальная общность.

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

 

Признаки социальной общности

 

• Сходство условий жизнедеятельности.

 

• Общность потребностей.

 

• Наличие совместной деятельности.

 

• Формирование собственной культуры.

 

• Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

 

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

 

- по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

 

- по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);

 

- по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

 

Социальное общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе).

 

Виды социальных общностей

 

• Классовые общности и слои.

 

• Исторические формы общности.

 

• Социально-демографические общности.

 

• Корпоративные общности.

 

• Этнические и территориальные общности.

 

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

 

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Механизмы и институты социального контроля.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

• Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

• Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Этносоциология.

Этносоциология — сравнительно новое направление этнографической науки. Она возникла на рубеже 70-80-х годов минувшего века и достаточно быстро была признана весьма актуальной и перспективной отраслью. Этносоциология имеет очень широкий спектр направлений, интересов, исследований. В целом она охватывает культуру народа, его быт, традиции и все, что с ним связано, — в историческом контексте, в современных условиях глобализационных процессов. Этносоциологические исследования, получившие распространение в 70-х годах, на самом деле являлись социологическими, с некоторыми этническими аспектами. Вполне понятно, что из-за этого они носили ограниченный характер. Но в последующем, с развитием этой отрасли этнографической науки, можно сказать, что центром исследований этносоциологов стали особенности этносоциальных, этнокультурных процессов в странах мира. Все социальные, культурные, порой экономические или даже политические процессы при ближайшем рассмотрении имеют этнические привязки. В чем заключен этот этнический аспект, каковы его проявления — это и пытаются выяснить этносоциологи.

 

Прикладное значение результатов исследований в этносоциологии трудно переоценить. К примеру, проблему миграции изучают сегодня и демографы, и социологи, и т.д. С этносоциологической точки зрения миграция — это изменение устоявшейся структуры населения, которая, в свою очередь, предполагает устоявшуюся систему взаимоотношений, поведенческих стереотипов. Когда под воздействием определенных, главным образом экономических, факторов происходит резкое изменение этой структуры, ее коренная ломка, то половая и возрастная диспропорция, которая наблюдается в стране, в основном в сельской местности, влияет не только на демографию, но — самым серьезным образом — и на этническую, традиционную культуру, культуру взаимоотношений в той же семье. Процессы негативного характера с точки зрения традиционной культуры ускоряются. Обществу нужно время для того, чтобы приспособиться к данной ситуации. Этносоциология может выявить и заострить внимание на данной проблеме, как чреватой последствиями. Или возьмем другую проблему — процесс урбанизации. С этнологической точки зрения городская культура — это ведущая часть этнической культуры, которая вырабатывается на основе традиционной этнической культуры, вбирая урбанистическую общемировую культуру. Когда под влиянием массы экономических, социальных, политических факторов происходит неконтролируемый стремительный рост городского населения, это отражается на качестве городской этнической культуры, низводя ее до уровня сельской. Сегодня мы можем наблюдать в городе сельские взаимоотношения, сельское поведение и даже временами сельский пейзаж. Эта ситуация также является объектом изучения этносоциологии. Необходимо проведение определенной урбанистической политики, ограничивающей не административно, а путем создания условий на местах, предотвращая отток сельского населения в город. Сохранение городской этнической культуры нужно для национального развития.Социальная субъектность этноса – как активность в природной и социальной среде – определена механизмом самозащиты и самовоспроизводства. Однако на разных этапах социально–исторического развития этноса (традиционном и индустриальном) носителем этого качества выступают различные институты. В традиционном обществе это – семья, традиции, первичные (родовые и поселенческие) управленческие структуры. В индустриальном – государство, система образования, институты культуры и науки. При совпадении этноса и государственности этническая субъектность становится составной частью социальной активности более широкого социального образования – государства; при их несовпадении этническая субъектность может сохраняться как потенциальное качество, способное проявиться как основа политической активности этнических групп в условиях полиэтничного государственного образования.

122. Социология образования.

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

общесоциологический (общетеоретический) уровень;

специальные (частные) социологические теории;

эмпирические социологические исследования.

 

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

Безработица и её формы.

Безработица – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы.

 

Неработающее трудоспособное население – часть взрослого населения, которая является экономически неактивной и не желает работать по найму. К нему относятся: домохозяйки, студенчество, лица свободных профессий, служители религиозных культов, заключенные и т. д.

 

Все трудоспособное население невозможно занять (если, конечно, общество не организовано по типу трудового лагеря или барачного коммунизма).

 

Безработица выступает в различных формах. Основными считаются:

Фрикционная (добровольная) безработица. Представляет собой временное отсутствие работы в связи с переходом на другую работу по собственному желанию, а также период поиска работы лицами, впервые ее ищущими.

Структурная. Возникает вследствие несоответствия структуры спроса на труд и предложения рабочей силы.

 

В ее состав попадают:

лица с формальным уровнем квалификации (отсутствие опыта работы при наличии диплома);

специалисты, чьи профессиональные навыки уступают другим на рынке или не востребованы в результате технических и социальных изменений (например, преподаватель марксизма в вузе);

работники, чьи способности дискриминируются работодателями (например, женщины, лица, совмещающие работу с обучением).

Циклическая (конъюнктурная) безработица. Представляет собой безработицу в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие. При циклической безработице идет общее сжатие экономической активности в стране, поэтому повышение квалификации или переобучение не спасает людей от безработицы. Поскольку циклическое развитие экономики предполагает чередование спадов и подъемов, то при подъеме она существенно сокращается и может сходить на нет.

Циклическая безработица наряду со структурной является формой вынужденной (принудительной) безработицы.

Возрастная стратификация.

Возрастная стратификация — совокупность возрастных групп, расположенных в определенном иерархическом порядке.

Состав и численность людей определенных возрастов постоянно изменяется в силу демографических причин. Человек постепенно переходит из одной возрастной группы в другую. Группы людей одного возраста, несмотря на индивидуальные различия, обладают общими чертами. Именно поэтому существуют такие понятия, как «поколение» и «сверстники». Их развитие происходит в определенных условиях, которые невозможно повторить. Группы людей по возрастам выполняют соответствующие им социальные роли. В этом процессе участвуют государство, система стимулов, общественные нормы и т.д. В связи с этим приобретает особое значение социализация каждого конкретного индивида.

Возрастная стратификация предполагает разделение всех людей по возрасту. Такое деление предполагает распределение статусов. Старшие обладают более высокими, а младшие — более низкими статусами. Соответственно неравномерно распределены права и обязанности. В реальной жизни, однако, это не всегда соответствует действительности. Развивается мировое хозяйство, экономики отдельных стран, регионов; усложняются взаимосвязи между людьми. В этой ситуации возраст не играет решающей роли, когда речь идет о профессиональной деятельности.

Ученые исследовали проблемы в области возрастной стратификации. Было выдвинуто множество теорий. Например, теория Карла Маркса предполагает разделение людей по физиологическим признакам.

Основными понятиями в области возрастной стратификации являются возрастная степень, возрастной, класс, возрастная группа.

Возрастная степень подразумевает деление всей жизни человека на определенные промежутки времени. В каждом из них он занимает определенный статус, обладает правами и несет обязанности в некотором объеме.

Возрастная группа состоит из людей, которые выполняют определенную функцию, связаны между собой и имеют свою внутреннюю организацию.

Понятие демографии.

Сведения о численности населения получают на основе регулярно проводимых (обычно один раз в 10 или 5 лет) всеобщих переписей населения, а в промежутках между ними – путем расчетов, опирающихся на данные переписей, как на базу. Во многих странах переписей уже давно не было, поэтому общая численность населения рассматривается как приближенная к точной величине оценка.

По данным ООН в 2005 г. численность населения Земли составила 6,5 млрд человек и будет продолжать возрастать и в 2050 г. составит приблизительно 9,1 млрд человек.

Трудовыми ресурсами и движением народонаселения в целом занимается демография – наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует закономерности, происходящие в структуре, динамике, а также размещении и перемещении народонаселения. На базе этого разрабатывается политика народонаселения, делаются прогнозные оценки изменений народонаселения страны, региона и в рамках мировой экономики в целом.

В демографической статистике используются коэффициенты рождаемости (число родившихся на 1 тыс. граждан страны, измеряется в промилле), смертности (число умерших на 1 тыс. граждан, в промилле), коэффициенты брачности, коэффициенты естественного движения населения – разница между коэффициентами рождаемости и смертности.

Коэффициенты чаще всего исчисляются за календарный год. Коэффициент смертности (рождаемости): число умерших (или родившихся) за год делится на среднюю численность населения (страны или другой изучаемой территории) за тот же год, после чего частное от деления умножается на 1000.

Средняя численность населения за данный год: численность населения по состоянию на 30 июня рассматриваемого года (либо исчисляют арифметическую среднюю из численности населения на 1 января данного и следующего года). Таким же способом исчисляется и коэффициент брачности: подсчет может исходить из числа заключенных браков или же из числа новобрачных, которые в два раза превосходят число заключенных браков.

В результате рождаемости и смертности происходит процесс непрерывного обновления населения, которое получило название «воспроизводство». Для наблюдения за динамикой населения определяют его ежегодный прирост. Коэффициент ежегодного прироста – это прирост населения в течение рассматриваемого года (т.е. между двумя последовательными 1 января) как среднее арифметическое:

P = (Pr / Pm) * 1000,

где Рг – прирост в течение года; Рm – средняя численность населения в течение года.

За исключением периодов войн, эпидемий и голода, рождаемость слегка превышала смертность; ежегодный прирост населения, как правило, достигает нескольких единиц на 1000, причем верхний предел – 10 на 1000, или 1%. Чтобы оценить, в какой мере данное поколение обеспечило свою замену, надлежит проследить за этим поколением с момента его рождения до того, как оно произведет на свет своих потомков. Полная замена поколения наблюдается в том случае, если 1000 человек данного поколения, учтенные с момента их рождения, произвели на свет 1000 новорожденных (живых).

Культурные универсалии.

Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, Динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди» в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Тер мин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная, реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила — регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения/Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются Стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия!

Выполнение ритуалов или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

146. Теории социального развития личности. Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.На базе представлений З.Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Этапы социализации

Первое детство

Как уже неоднократно говорилось, для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери

Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка (рисунок). Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.

Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми.

В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.

Детство и отрочество

В.преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет: включать социально-фиксированные эталоны в перцептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий; · включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть", "запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.

В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках.

Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я".

К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.

Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст.

Что может ребенок к 6/7 годам?

Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.

Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.

Второй этап социализации - школьный возраст.

Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д.

Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток).

На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (обычно не более 5), но среди них больше представителей другого пола

Зрелость. Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению.

В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.

В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое" опять, как в детстве, сдвигается в сторону биологического. Тем не менее, нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения - отодвигание (или ненаступление) собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. Особенно это характерно для лиц интеллектуального труда.

С приходом старости и в связи с драматическими событиями (уходом близких и спутников жизни), тем не менее, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.

Теории жизненных кризисов

На базе представлений Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным.

Жизненные кризисы по Эриксону..

1 - первый год жизни. Связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. Соответственно у ребенка возникает чувство доверия/недоверия к миру.

2 - первый опыт обучения, особенно приучение ребенка к чистоплотности. Если родители проявляют слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль, то у ребенка развивается стыд или сомнения в собственной состоятельности (альтернатива - развитие автономии).

3 - второе детство - самоутверждение ребенка. Если планы, которые он строит, в основном осуществляются, это способствует развитию чувства инициативы; если ему много запрещают или он переживает повторные неудачи, это приводит к появлению безынициативности, покорности и чувству вины.

4 - школьный возраст - развивается вкус к работе или чувство неполноценности как в плане когнитивном, так и в плане своего социального статуса среди товарищей (в зависимости от атмосферы в школе и методов воспитания).

5 - подростки обоего пола - поиск идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Для успешности этого процесса необходимо объединить прошлый опыт подростка, его потенциальные возможности и желаемые выборы. Трудности идентификации могут привести либо к ее "распылению", либо к путанице ролей, которые он будет всю жизнь играть.

6 - молодые взрослые люди - поиск близости с любимым человеком; иначе - изоляция человека и замыкание его на самом себе.

7 - кризис 40 лет - развитие чувства сохранения рода (генеративности), что проявляется в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Если же эволюция супругов идет иным путем, их жизнь застывает в состоянии псевдоблизости (стагнации), и каждый начинает жить только для себя.

Успешное преодоление кризиса 40 лет связано с выполнением следующих условий:

7.1. развитие уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости.

7.2.замена сексуализации социальных отношений на их социализацию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.075 с.)