Теория экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория экономического анализа



ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Учебное пособие

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 4

1.1. Предмет и основные задачи экономического анализа 4

1.2. Место экономического анализа в системе наук 8

1.3. Основные функции управления и роль экономического анализа 10

1.4. Классификация видов экономического анализа 13

1.5. Пользователи (субъекты) экономического анализа 18

1.6. Классификация факторов 20

1.7. Классификация резервов 23

2. МЕТОД И МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 26

2.1. Понятие метода и методики экономического анализа 26

2.2. Качественные и количественные методы экономического анализа 28

2.3. Система и классификация аналитических показателей 29

2.4. Приемы детализации и группировок 33

2.5. Прием сравнения и условия сравнимости показателей 35

2.6. Факторное моделирование (взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов) 37

2.7. Элиминирование 41

2.7.1. Метод цепных подстановок 45

2.7.2. Метод абсолютных разниц (абсолютных отклонений) 49

2.7.3. Индексный метод 50

2.7.4. Метод относительных (процентных) разниц 52

2.8. Интегральный метод 56

2.9. Методика определения влияния структурного фактора с помощью метода цепных подстановок 58

2.10. Балансовый метод 61

2.11. Метод долевого участия 62

2.12. Метод изолированных индексов 64

2.13. Экономико-математические методы 66

2.14. Эвристические методы 68

2.15. Методы, используемые для обобщения результатов экономического анализа 69

3. МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 76

3.1. Содержание комплексного экономического анализа 76

3.2. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности 79

4.ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 109

4.1. Формы организации и основные этапы проведения экономического анализа 109

4.2. Информационное обеспечение экономического анализа 111

4.3. Компьютеризация экономического анализа 114

4.4. Функционально-стоимостной анализ 119

4.5. История и перспективы развития экономического анализа 124

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132

 

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Предмет и основные задачи экономического анализа

 

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть внутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Под анализом в широком плане подразумевается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

В науке и на практике применяются различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и т.д. Они отличаются объектами, целями, методами исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и других относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где то и другое должна заменить сила абстракции.

Содержанием экономического анализа является установление взаимосвязей между процессами и явлениями, оценка результатов хозяйственной деятельности и определение влияния на эти результаты воздействия различных факторов, как внутренних, так и внешних.

Принято отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические процессы и явления на макроуровне, и конкретно-экономический анализ на микроуровне – анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий. Если общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, то экономический анализ хозяйственной деятельности как наука выделился сравнительно недавно.

Предмет экономического анализа – это хозяйственная деятельность конкретного предприятия, экономическая эффективность и конечные финансовые результаты его деятельности, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов и получают отражение в системе экономической информации.

Хозяйственная деятельность включает в себя:

текущую деятельность (обычную, операционную),

финансовую деятельность (связанную с привлечением капитала),

инвестиционную деятельность (направленную на вложение капитала).

Предметом анализа является не только коммерческая деятельность с целью извлечения прибыли, но и деятельность некоммерческих организаций, а также некоммерческая деятельность коммерческих предприятий, связанная с охраной окружающей среды, с научной деятельностью и т.д.

Объектами экономического анализа являются предприятия различных организационно-правовых форм, а также некоммерческие организации.

Задачи экономического анализа зависят от вида и направления анализа. Основными видами являются внешний финансовый анализ и внутренний управленческий.

Задачами внешнего финансового анализа являются:

· анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия, его деловой активности и инвестиционной привлекательности,

· прогноз развития предприятия, оценка риска возможного банкротства.

Задачи внутреннего управленческого анализа гораздо шире. К ним относятся:

  • предварительный анализ для составления плана,
  • оценка выполнения плана на основе изучения причинно-следственной связи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности,
  • анализ динамики показателей работы предприятия;
  • выявление размера влияния основных факторов на выполнение плана и динамику показателей с помощью приемов экономического анализа;
  • разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование всех видов ресурсов предприятия;
  • прогнозирование возможных результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, разработка моделей развития предприятия при различных вариантах использования ресурсов.

Задачи анализа не исчерпываются приведенными выше. Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой в целом и перед экономическим анализом, в частности, на различных этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные, по-иному обозначались соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить и в дальнейшем.

 

Классификация факторов

 

Под факторами в экономическом анализе понимаются причины и условия совершения хозяйственных процессов, в результате действия которых происходят положительные и отрицательные изменения в состоянии объекта экономического анализа и под влиянием которых формируется исследуемый показатель.

Под качественным факторным анализом понимается отбор факторов, воздействующих на анализируемый результат, и построение факторных моделей, в которых увязывается исследуемый результат и факторы.

Под количественным факторным анализом понимается расчет размера влияния каждого отобранного фактора на исследуемый результат. В процессе экономического анализа в основоном изучаются только те факторы, которые поддаются количественному измерению.

Все факторы, оказывающие влияние на результаты хозяйственно-финансовой деятельности, можно классифицировать по ряду признаков.

Таблица 1. - Классификация факторов экономического анализа

Признак классификации Виды факторов
По содержанию Количественные (первичные) Качественные (вторичные)
По характеру влияния на развитие производства Экстенсивные Интенсивные
По зависимости от деятельности предприятия   Внешние (объективные) Внутренние (субъективные)
  По временной протяженности (длительности действия)   Постоянные Временные
По действию в различных видах деятельности (по широте действия) Общие Специфические
По взаимосвязи со сферой деятельности Технико-технологические Организационные Социальные Экономические Природные
По значимости (степени влияния на результат) Основные Второстепенные Случайные
По связи с ресурсами Факторы основных фондов Трудовые Материальные Финансовые
По степени детализации Факторы первого порядка Факторы второго порядка . . Факторы n-ного порядка
По направлению влияния на исследуемый результат     Положительные Отрицательные
По направлению связи с исследуемым результатом (по характеру влияния на исследуемый результат) Факторы прямо пропорционального действия Факторы обратно пропорционального действия
По виду связи с исследуемым результатом Факторы функциональной зависимости Факторы вероятностной зависимости
По возможности определения размера влияния Факторы, поддающиеся количественному измерению Факторы, количественно не измеримые
По возможности управления факторами Регулируемые (зависящие от предприятия) Частично регулируемые Нерегулируемые (независящие от предприятия)

 

Изучение влияния факторов (путем соответствующих расчетов) позволяет более правильно проанализировать результаты того или иного предприятия.

Классификация резервов

Резервы – это полностью или частично неиспользованные возможности повышения эффективности производства.

В экономике различают два понятия резервов:

- резервные запасы, наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития предприятия;

- резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей.

Для обнаружения и использования резервов производства проводится изучение и анализ деятельности предприятия.

В экономической литературе понятие резервов, как правило, сводится к снижению потерь в использовании ресурсов.

Правильнее под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.

Для использования резервов существуют по крайней мере два пути:

- один путь - это устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат;

- другой путь связан с внедрением инноваций для повышения эффективности производства.

Резервы в полном объеме можно измерить величиной разрыва между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.

Классификация резервов возможна по разным признакам, но в любом случае она должна облегчить поиск резервов.

 

Таблица 2 - Классификация резервов экономического анализа

 

Признак классификации Виды резервов
По характеру образования Образуемые сознательно Неиспользуемые
По возможности обнаружения Явные Скрытые
По сроку использования (в зависимости от времени мобилизации резервов) Текущие Перспективные
По месту нахождения (в зависимости от источника образования) Внешние Внутренние
По характеру связи с ресурсами (в зависимости от вида ресурса) Трудовые резервы Резервы средств труда Резервы предметов труда
По взаимосвязи со сферой деятельности или управления Резервы, связанные с техникой и технологией Резервы, связанные с уровнем организации производства, труда и управления Резервы, связанные с социальными условиями на предприятии
По стадиям процесса производства В сфере производства В сфере обращения
По широте охвата (возможности улучшения совокупности показателей) Частные (по отдельным ресурсам) Комплектные (наименьшее значение из найденных резервов по отдельным видам ресурсов, так как иначе они могут быть не обеспечены другими ресурсами)   Комплексные (увязанные между собой)
По стадиям жизненного цикла изделия На предпроизводственной стадии На производственной стадии На стадии эксплуатации На стадии утилизации

 

При подсчете резервов необходимо учитывать возможность их мобилизации. Для реализации резервов необходима разработка мероприятий по совершенствованию производственных процессов, организации труда и управления.

 

 

Экономического анализа

Методы экономического анализа можно разделить на качественные (неформализованные) и количественные (формализованные).

Качественные (неформализованные) методы основаны на логическом изучении процессов и явлений. С их помощью даются качественные характеристики, изучаются взаимосвязи и направления развития процессов. Указанные методы могут использоваться при прогнозировании состояния объекта в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии четкой информации о возможных путях развития. Они характеризуются определенным субъективизмом, большое значение имеют интуиция, знания и опыт специалиста по экономическому анализу.

К качественным методам экономического анализа относятся:

· метод факторного моделирования,

· метод детализации,

· метод экспертных оценок,

· метод интервью, сценариев,

· методы коллективной генерации идей (мозгового штурма) и др.

Применение количественных методов предполагает применение формализованных расчетов, т.е. используются математические и графические методы:

· метод цепных подстановок,

· индексный метод,

· интегральный метод,

· экономико-математические и другие методы.

В результате их применения получают количественную оценку процессов и явлений.

 

Показателей

 

Аналитические показатели представляют собой понятия, в которых находят отражение объем, уровень и экономическая эффективность хозяйственных процессов, как во всей деятельности предприятия, так и отдельных ее сторон.

Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из данных учета и отчетности или путем преобразования, сочетания обработки учетной или отчетной информации.

Принято отличать общую и частную систему показателей.

Под общей системой понимают показатели, систематизируемые в определенном порядке, которые отражают всю хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты.

Частная система используется для определения конкретного результата или направления деятельности предприятия.

Рассматривая общую систему аналитических показателей, мы должны представлять, что эти показатели можно систематизировать по ряду признаков:

1). По назначению:

Показатели ресурсов - показатели, отражающие объем авансированных и примененных ресурсов в производстве;

Показатели затрат - показатели, которые отражают текущие затраты ресурсов на производство и продажи продукции;

Показатели результата - показатели результата производства, показатели объема продаж, показатели финансовых результатов;

Показатели эффективности – отражают соотношение результатов и ресурсов (или затрат), использованных для достижения этих результатов.

2). По способу выражения:

Абсолютные показатели отражают определенную совокупность хозяйственных процессов, т.е. отражают их объем или какие-либо качественные особенности.

В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть:

· натуральные,

· условно-натуральные,

· стоимостные,

· трудовые.

В зависимости от порядка или способа исчисления абсолютные показатели могут быть:

· интервальные - показатели характеризуют величину процесса за определенный период (промежуток) времени (интервал);

· моментные - показатели характеризуют величину хозяйственных ресурсов на определенную дату;

· средние - показатели отражают средний размер затрат, результатов, ресурсов за определенный период времени. Они могут рассчитываться как средние арифметические величины, средние хронологические, средние взвешенные и т.д.

Относительные показатели рассчитываются как частное от деления двух взаимосвязанных разных абсолютных показателей. В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть:

· коэффициентами - частное от деления двух абсолютных разных показателей в одинаковом измерении;

· удельными показателями - частное от деления двух абсолютных показателей в разных единицах измерения;

· структурными показателями - результат деления частного на общее (в знаменателе - общее, в числителе - частное);

· индексами - частное от деления значений одного и того же показателя за разные промежутки времени.

3). По содержанию:

Количественные - характеризуют объем процесса, объем ресурса, т.е. дают чисто количественную характеристику.

Качественные - отражают какие-либо особенности хозяйственного процесса, качество этого процесса, уровень эффективности.

4). По характеру использования в факторном анализе:

характеристики результатов хозяйственных процессов (результативные показатели);

характеристики - факторы, воздействующие на результат (показатели-факторы).

5). По полноте учета (охвата) исследуемого процесса или объекта:

Обобщающие – относятся ко всей совокупности, всему объему деятельности, всему хозяйственному процессу, всему предприятию.

Частные отражают отдельную часть объекта или явления.

По широте использования

общие показатели, применяемые при анализе любой сферы деятельности, независимо от специфики;

специфические показатели, характерные для определенной отрасли, деятельности, зависят от специфики деятельности предприятия.

7). По зависимости от органов управления:

директивные показатели, устанавливаемые или регулируемые государством;

расчетные показатели, рассчитываемые самим предприятием.

Эта система показателей не является исчерпывающей. Она может быть дополнена в соответствии с целями и задачами анализа.

 

Метод цепных подстановок

Является одним из наиболее распространенных приемов изучения влияния факторов. Применяется при мультипликативной или смешанной детерминированных моделях. В его основе лежит деление факторов на количественные и качественные. Сначала изучается действие количественных, а затем качественных показателей. Составляется цепочка расчетов (подстановок), в каждой из которых производится замена значения одного из факторов с базисного на отчетное (фактическое). Остальные факторы остаются неизменными. Если их действие уже изучалось, то они остаются в отчетном значении, а если еще нет – то в базисном. Таким образом, производится расчет условных показателей (подстановок), каждое из которых отличается от предыдущего только за счет какого-то одного фактора. Вычитая из последующей подстановки предыдущую, находят влияние изучаемого фактора. Общее совокупное влияние всех факторов должно быть равно изменению изучаемого показателя.

Например, рассмотрим следующую модель. Объем выпуска продукции за год (ВП) равен произведению численности рабочих (Ч), среднего числа дней, отработанных одним рабочим за год (Д), и среднедневной выработки продукции одним рабочим (ДВ).

(1)

 

То есть рассматривается взаимосвязь результата производства (объема выпуска продукции) с наличием рабочей силы, использованием рабочего времени и производительностью труда рабочих. Данные предыдущего (базисного) года обозначим «0», а отчетного – «1». Тогда схема расчетов подстановок будет следующей.

Базисный год

1-я подстановка

2-я подстановка

Отчетный год

Расчет влияния на объем выпуска продукции факторов изменения численности рабочих, среднего числа дней, отработанных одним рабочим, и среднедневной выработки продукции одним рабочим:

Проверка правильности расчетов:

Примечание. Общее количество требуемых величин для расчета влияния факторов на единицу больше, чем количество факторов, а количество условных величин (подстановок) на единицу меньше, так как первая и последняя величины (базисная и отчетная) известны из исходных данных, их не надо рассчитывать путем перемножения факторов.

Достоинством приема цепных подстановок является его простота и понятность. Недостаток состоит в том, что при проверке не всегда выявляются ошибки. Если ошибка допущена в расчете условной величины (подстановки), то при проверке она не выявится, так как каждая подстановка участвует в расчете дважды: один раз как вычитаемое, а второй раз как уменьшаемое.

Рассмотрим на конкретном примере.

Таблица 4. - Исходные данные для расчета влияния трудовых факторов на объем выпуска продукции

 

Показатели Базисный год Отчетный год
1. Объем выпуска продукции, тыс. руб.    
2. Среднесписочная численность рабочих, чел.    
3. Общее количество дней, отработанных всеми рабочими за год    
4. Среднее количество дней, отработанное за год одним рабочим (стр.3/стр.2)    
5. Среднедневная выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. (стр.1/стр.3) 1,20 1,25

 

Объем выпуска продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличился на 3000 тыс. руб. Чтобы рассчитать влияние факторов, рассчитаем условные величины (подстановки).

Базисный год 50´225´1,20 = 13500 тыс. руб.

1 подстановка 60´225´1,20 = 16200 тыс. руб.

2 подстановка 60´220´1,20 = 15840 тыс. руб.

Отчетный год 60´220´1,25 = 16500 тыс. руб.

D ВП(Ч) = 16200 – 13500 = 2700 тыс. руб.

D ВП(Д) = 15840 – 16200 = - 360 тыс. руб.

D ВП(ДВ) = 16500 – 15840 = 660 тыс. руб.

Проверка: 2700 - 360 + 660 = 3000 тыс. руб.

Таким образом, за счет увеличения численности рабочих объем выпуска продукции увеличился на 2700 тыс. руб., за счет ухудшения использования фонда рабочего времени (снижения среднего числа дней, отработанного одним рабочим за год) объем выпуска продукции снизился на 360 тыс. руб., а за счет повышения производительности труда (увеличения среднедневной выработки продукции одним рабочим) объем выпуска продукции увеличился на 660 тыс. руб.

Доля влияния каждого из факторов:

численности рабочих 2700:3000´100 = 90%

использования рабочего времени (-360):3000´100 = - 12%

производительности труда 660:3000´100 = 22%

(всего 100%)

 

 

2.7.2. Метод абсолютных разниц (абсолютных

отклонений)

 

Данный метод является модификацией метода цепных подстановок, поэтому их нередко объединяют в один.

Чтобы от метода цепных подстановок перейти к методу абсолютных разниц, следует вынести за скобки одинаковые сомножители. Тогда в скобках останется абсолютная разница по изучаемому фактору. В данном примере алгоритм расчета будет следующим.

Проверка:

Полученное при проверке расхождение может быть только из-за округлений.

Метод абсолютных разниц имеет следующие преимущества. Во-первых, запись более компактная, во-вторых, при проверке любая ошибка будет выявлена, в-третьих, сразу видно направление влияние факторов. Если разность в скобке положительная, то и влияние фактора будет положительное, и наоборот.

В данном примере (см.таб.1):

D ВП(Ч) = (60 – 50)´225´1,2 = 2700 тыс. руб.

D ВП(Д) = 60´ (220 – 225)´1,2 = - 360 тыс. руб.

D ВП(ДВ) = 60´ 220 ´ (1,25 – 1,2) = 660 тыс. руб.

Проверка: 2700 -360 + 660 = 3000 тыс. руб.

16500 – 13500 = 3000 тыс. руб.

 

Индексный метод

Данный метод широко используется в статистике, но для расчета агрегатных индексов как правило, используется только два показателя: например, индекс физического объема продукции и индекс цен. В экономическом анализе при построении детерминированных моделей количество факторов может быть гораздо больше.

Подход к порядку расчетов такой же, как в методах цепных подстановок и абсолютных разниц: сначала изучается влияние количественных, а затем качественных факторов (на самом деле метод цепных подстановок и метод абсолютных разниц являются модификациями индексного метода).

Для расчета влияния факторов индексным методом рассчитываются индексы соответствующих факторов.

Влияние первого количественного фактора равно изменению его индекса, так как остальные факторы остаются на базисном уровне. Их индексы равны единице, и на них можно не умножать. Если влияние фактора надо определить в процентах, то прирост индекса первого фактора следует умножить на 100, а если в абсолютном изменении – то на базисную величину изучаемого показателя.

При расчете второго количественного фактора изменение его индекса следует умножить на индекс первого фактора, так как первый фактор должен быть взят на отчетном уровне (как и при методах цепных подстановок и абсолютных разниц). Для нахождения влияния в процентах результат также следует умножить на 100, а в абсолютном изменении – на базисную величину изучаемого показателя.

Аналогичные расчеты проводятся для всех остальных факторов. В рассматриваемом примере:

Проверка:

Для расчета индексов показателей величину отчетного периода следует разделить на величину базисного периода.

Например, (2)

Результаты расчетов индексным методом должны быть примерно равны результатам расчетов методами цепных подстановок и абсолютных разниц. Расхождение может быть только из-за округлений.

В данном примере (см. таб.5):

D ВП(Ч) = (60/50–1)´13500 = (1,2–1)´13500 = 2700 тыс. руб.

D ВП(Д) = (220/225 – 1)´1,2´13500 = (0,978 – 1)´1,2´13500 =

= - 356,4 тыс. руб.

D ВП(ДВ) = (1,25/1,2 – 1)´1,2´0,978´13500 =

= (1,041 – 1)´1,2´0,978´13500 = 649,6 тыс. руб.

Проверка: 2700 -356,4 + 649,6 = 2993,2 тыс. руб.

16500 – 13500 = 3000 тыс. руб.

Как видим, при использовании данного метода результаты расчетов немного отклоняются от результатов расчетов влияния факторов способами цепных подстановок и абсолютных разниц, а также при проверке общая сумма влияния факторов немного не совпадает с общим изменением изучаемого показателя. И то, и другое является результатом округлений.

Таблица 5. - Исходные данные для анализа влияния на объем

Интегральный метод

Данный метод разработан А.Д.Шереметом на основе правил дифференцирования и интегрирования функций. В основе данного метода лежит предположение, что все факторы действуют независимо друг от друга, поэтому нет необходимости делить их на количественные и качественные. Используется для мультипликативных, кратных и смешанных моделей. Для использования в экономическом анализе разработаны рабочие формулы, позволяющие легко применять данный метод для любых моделей.

Приведем наиболее простой алгоритм расчета влияния двух факторов, связанных мультипликативной зависимостью. Рассмотрим пример, когда результативный показатель можно представить как произведение двух сомножителей. Например, объем выпуска продукции (ВП) равен произведению численности рабочих (Р) на среднегодовую выработку продукции одним рабочим (ГВ):

(5)

Таблица 7. - Исходные данные для расчета влияния факторов на объем продукции

В тыс. руб.

Показатели Базисный год Отчетный год Изменения
1. Объем выпуска продукции      
2. Среднесписочная численность рабочих      
3. Среднегодовая выработка продукции на 1 рабочего      

 

1. Расчет влияния изменения численности рабочих:

DВП(Р) = 10´270 + (10´5)/2 = 2725 тыс. руб.

2) расчет влияния изменения среднегодовой выработки продукции одним рабочим:

 

DВП(ГВ) = 5´50 + (10´5)/2 = 275 тыс. руб.

Проверка: 2725 + 275 = 3000 тыс. руб.

 

Следует обратить внимание, что результаты расчетов будут отличаться от результатов, полученных предыдущими методами, так как здесь принципиально другой подход к разложению результата совместного влияния факторов. Например, при расчете способом абсолютных разниц мы получим следующие данные:

DВП(Р) = 10´270 = 2700 тыс. руб.

DВП(ГВ) = 5´60 = 300 тыс. руб.

Проверка: 2700 + 300 = 3000 тыс. руб.

 

Как видим, общая сумма влияния факторов также равна 3000 тыс. руб., но влияние первого фактора (количественного) меньше, чем при расчете интегральным методом, а второго (качественного) больше. При интегральном методе результат совместного влияния факторов делится между ними поровну, а при методе абсолютных разниц (а также методах цепных подстановок, индексном, относительных разниц) результат совместного влияния факторов присоединяется ко второму (качественному) фактору.

С одной стороны, интегральный метод позволяет однозначно рассчитывать влияние факторов при детерминированных зависимостях, а с другой стороны, здесь преобладает формальный подход к экономическим явлениям.

 

2.9. Методика определения влияния структурного фактора с помощью метода цепных подстановок

Структурный фактор – это изменение удельных весов тех или иных составляющих в общей совокупности. Например, с увеличением доли более рентабельных изделий растет общая прибыль предприятия, с увеличением удельного веса более дорогих видов продукции растет выручка от продаж и т.д. Влияние структурного фактора отражается практически на каждом показателе: выручке, прибыли, рентабельности, производительности труда, фондоотдаче, материалоемкости и так далее. Для расчета влияния структурного фактора существуют различные приемы. В данном случае рассмотрим только один из них, с использованием метода цепных подстановок.

Пример. Необходимо рассчитать влияние на выполнение плана по прибыли предприятия следующих факторов:

- выполнения плана по объему продаж,

- изменения структуры продаж по сравнению с планом,

- изменения рентабельности продаж по сравнению с планом.

Модель, увязывающая указанные факторы, следующая:

(6)

где П – прибыль от продаж в целом по предприятию,

Вобщ – общая сумма выручки от продаж в целом по предприятию,

Д i – удельный вес отдельных видов продукции,

R i - рентабельность отдельных видов продукции,

n – количество видов продукции.

В данной модели общий объем продаж – это количественный фактор, структура продукции – структурный фактор (также относится к количественным), рентабельность продаж (продукции) – качественный фактор.

Производим следующие подстановки: сначала заменяем с планового на фактическое значение величину объема продаж, затем заменяем на фактические значения удельные веса отдельных видов продукции (оставляя объем продаж на фактическом уровне), затем подставляем вместо плановой фактическую рентабельность продукции (при этой подстановке все значения факторов станут фактическими, поэтому можно просто взять фактическую величину прибыли).

 

Таблица 8. Исходные данные для анализа прибыли от продаж

Виды продукции Выручка от продаж, тыс. руб. Структура продаж, % к итогу Рентабельность продаж, % Прибыль от продаж, тыс. руб.
План Факт План Факт План Факт План Факт
№1     71,4 63,4 20,0 25,0    
№2     28,6 36,6 10,0 12,0    
Итого     100,0 100,0 17,1 20,2    

 

Примечание. Прибыль по каждому виду продукции рассчитывается путем умножения выручки от продаж на рентабельность продаж по каждому виду.

Средняя рентабельность продаж в целом по предприятию рассчитывается путем деления общей суммы прибыли на общую сумму выручки (12000/70000´100 = 17,1%).

Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продаж:

D П (Вобщ) = 82000´0,171 – 12000 = 14022 – 12000 =

=2022 тыс. руб.

D П (Д) = 82000´(0,634´0,2+0,366´0,1) – 14022 =

=13399 – 14022 = - 623 тыс. руб.

D П (R) = 16600 – 13399 = 3201 тыс. руб.

Проверка: 2022 – 623 + 3201 = 4600 тыс. руб.

16600 – 112000 = 4600 тыс. руб.

Таким образом, за счет перевыполнения плана по количеству проданной продукции прибыль выросла на 2022 тыс. руб., за счет снижения удельного веса более рентабельного вида продукции прибыль снизилась на 623 тыс. руб., а за счет повышения средней рентабельности продукции прибыль выросла на 3201 тыс. руб.

 

Балансовый метод

Широко применяется в аналитических расчетах, когда факторы представляют собой алгебраическую сумму (аддитивную модель). Например, алгебраическая сумма всех доходов и расходов предприятия составляют прибыль до налогообложения. Каждый из видов доходов и расходов будут являться факторами, влияющими на эту прибыль. Величина влияния каждого из факторов будет равна величине его изменения, взятой с соответствующим знаком. То есть увеличение доходов будет увеличивать прибыль, а увеличение расходов - уменьшать.

Таблица 9. – Исходные данные для анализа прибыли до налогообложения по составляющим

В млн. руб.

Показатели Базисный год Отчетный год Влияние на прибыль до налогообложения
1. Прибыль от продаж продукции, работ, услуг      
2. Прочие доходы      
3. Прочие расходы     - 10
4. Прибыль до налогообложения (1+2 - 3)      

 

В данном примере прибыль до налогообложения увеличилась на 80 млн. руб., в том числе за счет роста прибыли от продаж продукции, работ, услуг на 50 млн. руб. и роста прочих доходов на 40 млн. руб.. В то же время рост прочих расходов уменьшил прибыль на 10 млн. руб. Таким образом, баланс соблюдается по каждой колонке приведенной таблицы.

 

Метод долевого участия

Обычно используется при смешанных моделях кратно-аддитивного типа, например,

(7)

Для расчета влияния факторов определяется доля каждого фактора в общей сумме их изменения и умножается на общий прирост (снижение) результативного показателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.173 с.)