Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы производства. Условия возникновения товарного производства

Поиск

ТИП ПРОИЗВОДСТВА — совокупность его организационно-технических и экономических особенностей, обусловленных номенклатурой изготовляемых изделий, масштабами и степенью регулярности выпуска одноименной продукции. Тип производства в значительной мере определяет производственную структуру предприятия, характер технологических процессов, организацию труда на рабочих местах, конкретные методы управления.

В промышленности различают три типа организации производства: массовый, серийный и индивидуальный (единичный). Массовое производство характеризуется специализацией предприятия на выпуске небольшой, но относительно устойчивой номенклатуры изделий в больших количествах.

При этом используется специальное оборудование, специальные инструменты и технологическая оснастка. Рабочие выполняют ограниченный круг операций. Серийный тип производства отличается специализацией предприятия на изготовлении более широкой номенклатуры изделий, выпускаемых относительно равномерными партиями, сериями. Серия — это количество конструктивно одинаковых изделий, запуск которых в производство повторяется через определенные промежутки времени. В зависимости от масштабов, номенклатуры продукции, уровня специализации серийное производство подразделяется ка мелкосерийное и крупносерийное.

Мелкосерийное производство специализируется на выпуске продукции небольшими сериями. Крупносерийное производство специализируется на выпуске сравнительно узкой номенклатуры изделий большими партиями. Индивидуальный (единичный) тип производства характеризуется выпуском изделий широкой номенклатуры в количестве нескольких единиц каждого вида, повторяющихся через неопределенные промежутки времени: турбогенераторы, экскаваторы больших мощностей, прокатные станы и др. На машиностроительных заводах обычно сочетаются различные типы производств.

Тип производства существенно влияет на технико-экономические показатели. Благодаря высокому уровню специализации и постоянству номенклатуры лучшие технико-экономические показатели достигаются в массовом производстве.

Мелкие предприятия часто лучше приспособлены к условиям мелкосерийного и единичного производства, изменению номенклатуры изделий в соответствии с требованиями технического прогресса и потребностями населения (см. также Организация производства, Серийное производство).

Товарное производство определяют как тип организации общественного производства, при котором экономические отношении между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.

Основными признаками товарного производства являются:

1) общественное разделение труда;

2) экономическое обособление хозяйствующих субъектов;

3) производство продукта на продажу, а не для собственного потребления;

4) обмен товарами;

5) эквивалентность обмена.

Товарное производство имеет общие черты, свойственные различным историческим эпохам. В то же время в каждой общественно-экономической формации он приобретает особые, специфически исторические особенности и зависит от господствующего способа производства, формы собственности и всей системы производственных отношений данного общества.

Само по себе товарное производство не порождает ни одного способа производства, поэтому было бы неправильно утверждать, что товарное производство порождает капитализм. Не товарное производство привело к господству капитализма (хотя оно сыграло большую роль в разложении феодального строя) а, наоборот, капиталистический способ производства сделал товарное производство всеобъемлющим. Оно становится таковым только в условиях капитализма, когда средства производства являются капиталом, а рабочая сила — товаром.

Основным условием возникновения и существования товарного производства является общественное разделение труда. Общественное разделение труда - это обособление различных видов трудовой деятельности, которые способствовали повышению производительности труда и создали материальные предпосылки для регулярного обмена. С развитием общества появляются новые отрасли производства, благодаря чему углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и, в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это об условливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Однако для возникновения товарного производства общественного разделения труда недостаточно. Общественное разделение труда существовало и в первобытной общине. Одни изготовляли орудия труда, другие - предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен (продажу). Собственником всех продуктов была община. Другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх необходимого для поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расширилась.

Таким образом, причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), свободу выбора или хозяйственной деятельности, собственности на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами. Различными, обособленными собственниками средств производства и продуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство. Понимание экономического обособления товаропроизводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, составной частью которых является укрепление экономической самостоятельности предприятий (объединений).

Экономическое обособление производителей есть такое их состояние, которое позволяет им относительно свободно распоряжаться производимой продукцией, отчуждать ее, владеть ею и использовать ее по своему усмотрению, т.е. быть ее собственником. Стало быть, экономическое обособление неотделимо от собственности на средства производства и производимую продукцию. Поскольку формы собственности многообразны, различна по своей социально-экономической природе и экономическая обособленность. Нет экономической обособленности вообще, как нет и собственности вообще, а есть исторически определенная форма собственности, которая и определяет специфически историческую природу экономического обособления.

Разложение натурального производства, возникновение и укрепление товарного ознаменовало собой экономический прогресс. Благодаря товарно-рыночному механизму, производительные силы продвинулись в своем развитии гораздо дальше, чем за всю предшествующую историю.

Товарное производство обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

Типы товарного производства. Истории общества известны два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде.

Простое и капиталистическое товарное производство имеют общие черты и различия. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка. Различия между ними состоят в следующем: при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом товарном производстве они находятся в собственности предпринимателя.

Первое основано на личном труде, второе - на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором - предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором - она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производства, при втором - оно носит всеобщий характер; при первом цель - удовлетворение потребностей производителя, при втором - получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором - продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталистическое - на развитой машинной технике.

Общие черты и различия простого и развитого капиталистического товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой - как собственник. Это важно для определения закономерностей развития мелкого товарного производства, которое преобладает в развивающихся странах. Эта двойственность проявляется в период революционных преобразований общества.

Типичной моделью товарного производства можно считать и предпринимательство - инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность граждан и их объединений. К предпринимательству могут относиться любые виды производственной деятельности, а также коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами. Одной из ведущих его форм является частное предпринимательство. Предпринимательство может осуществляться как отдельными лицами, так и объединением граждан и государством.

В экономической литературе выделяют и такие разновидности, модели товарного, или рыночного, хозяйства: товарное хозяйство свободной конкуренции, товарное хозяйство организованного рынка, планово-директивная и планово-нормативная модели. В первой модели отсутствует какая-либо монополия, имеет место свободная конкуренция; для второй - характерно наличие различных форм экономического монополизма и государственного регулирования; третьей - регулируемое хозяйство на основе директивного плана; четвертой - на основе плановых нормативов.

В исторической ретроспективе различают следующие модели товарного хозяйства: товарные хозяйства, экономическая направленность которых целиком определялась волей государства; товарные хозяйства, полностью основанные на частной собственности, независимой от государства; товарные хозяйства, основанные на взаимодействии частной или коллективной собственности с государственной.

Товар и его свойства

Товар и его свойства.

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей.

Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере насыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек может чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной порции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и иное – пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользования с улучшенными характеристиками, например, компьютер нового поколения взамен морально устаревшего.

Теперь рассмотрим свойства товара. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали “потребительная стоимость”).

Потребительная стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезностью, то он никому не нужен. Однако если всякий товар – полезная вещь, то можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полезная вещь – товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром. Этих условий три.

Первое. Товаром признается продукт, на который затрачен человеческий труд. Даровые продукты природы – вода, дикорастущие плоды и т.п. – товарами не являются.

Второе. Товарами являются полезные вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности.

Третье. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентного(равноценного) обмена на другую вещь.

Значит, товар – продукт труда, произведенный для продажи.

Из данного определения видно, что товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях (соотношениях).

Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде:

хА = уВ = zC,

где А, В, С – полезные вещи;

х, у, z – количественные пропорции обмена.

Очевидно, что в обмен вступают неодинаковые количества совершенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.

Экономисты-теоретики создали две прямо противоположные концепции стоимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.01 с.)