Товарное производство: его сущность и виды. Закон стоимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарное производство: его сущность и виды. Закон стоимости.



Пул (англ. pool – общий котел)

– временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.

Ринг (корнер) – (англ. ring, амер. corner)

–кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.

Картель (франц. cartel, итал. cartelio)

– соглашение между несколькими производителями однородной продукции об ограничении общих объемов ее выпуска продукции для поддержания монопольно высоких цен. Каждому участнику картеля выделяется квота (доля) в общем объеме производства. Кроме того, рынок может быть разделен территориально, чтобы исключить конкуренцию на локальных рынках.

Для потребителей продукции картель является монополией, а для его членов – видом олигопольного соглашения, при котором действия участников должны контролироваться организацией. Дело в том, что у каждого отдельного участника существует объективная заинтересованность втайне от остальных ее членов превысить установленную ему квоту выпуска, так как при сложившейся на рынке монопольной цене его собственный оптимальный размер выпуска превышает выделенную ему квоту.

Синдикат (лат. sindicatus – поверенный, представитель)

– объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданное для ее продажи через единую торговую сеть. Синдикат учреждает торговое товарищество, которое заключает договор о продаже с каждым из его членов. Производительный капитал остается в собственности участников, а произведенной продукцией распоряжается синдикат.

Трест (англ. trust – доверять)

– объединение фирм, в котором его участники теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются в своей деятельности решениям единого управляющего центра. В рамках треста объединяются все виды активов участников – производительный, товарный и денежный капитал. Организационно-правовой формой треста может быть акционерного общество.

Решение данных вопросов зависит от реализации индивидуального воспроизводства каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Индивидуальное воспроизводство - форма и результат постоянного возобновления функционирования предприятий, экономически, технически и социально обособленных в процессе создания товаров и услуг. Индивидуальное воспроизводство предприятия - это непрерывно повторяющийся процесс производственного соединения факторов производства с целью создания товаров, получения дохода в рамках относительно обособленных звеньев экономики, основанных на разделении труда. Отправной точкой воспроизводства является кругооборот капитала. Это заключается в следующем. В результате реализации промышленной продукции первоначально ассигнованные ранее денежные ресурсы возмещаются фирме, которая, в свою очередь, направляет на возмещение израсходованных факторов производства. Затем этот процесс повторяется вновь и вновь. Данное явление в экономической теории носит название кругооборота капитала. Кругооборот капитала — последовательное движение стоимости факторов производства через стадии производства и обращения. Кругооборот фондов фирмы представляет собой движение стоимости

факторов производства через сферы производства и обращения, в результате чего она (стоимость) проходит три стадии и последовательно принимает денежную, производительную и товарную формы. Стадии производственного цикла можно представить в виде следующей модели: На первой стадии приобретаются необходимые факторы производства (средства производства и рабочая сила), что создает предпосылки для организации производства. На второй стадии происходит процесс производственного потребления факторов производства, который завершается созданием товара. На третьей, заключительной стадии совершается реализация продукции, товар превращается в деньги, а затем весь процесс начинается

снова. В любой момент времени фонды фирмы в определенной пропорции находятся во всех трех формах: денежной, производительной и товарной. Собственно этим обеспечивается непрерывность воспроизводственного процесса. Средства производства на социалистических предприятиях образуют их производственные фонды. Фонды предприятия делятся на основные и оборотные, в зависимости от участия в производственном процессе. Основные фонды подразделяются на производственные, т. е. используемые для производства продукции, и непроизводственные. К производственным основным фондам относятся производственные здания, станки, машины, оборудование. К непроизводственным принадлежат жилые дома, клубы, ясли, детские сады, стадионы, школы. К оборотным фондам относятся предметы труда — металл, руда, шерсть, топливо и т. д. Оборотные средства необходимы для производства готовой продукции. Основные фонды участвуют в производстве в течение многих лет и переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию по частям. Например, ткацкий станок служит много лет и за это время с его помощью можно соткать миллионы метров ткани. В стоимость каждого метра включается приходящаяся на его долю часть стоимости станка. Восстановление изнашивающихся основных фондов осуществляется за счет амортизационных отчислений (амортизация — возмещение износа основных фондов, постепенное перенесение их стоимости на единицу продукции). Амортизация - процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара и аккумулирования ее в амортизационном фонде. Процесс накопления денежных средств, необходимых для возмещения выбывших в результате износа ОФ осуществляется в форме амортизационных отчислений на реновацию (полное восстановление). Эти амортизационные отчисления на реновацию включаются в себестоимость продукции и являются одним из основных источников развития предприятия. Изокванта - кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. Оборотные фонды в каждом производственном, процессе (цикле производства) расходуются целиком; поэтому вся их стоимость полностью включается в затраты на изготовление готовой продукции. Например, в стоимость одного метра ткани будет полностью включена стоимость израсходованной на его изготовление пряжи. Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.

 

Экономические и бухгалтерские издержки фирмы.

Совокупные, средние и предельные издержки, издержки и доход фирмы в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

Длгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба. Предельная норма технологического замещения.

Основные показатели эффективности деятельности предприятия.

42.

Конвертируемость валюты.

Конвертируемыми, т.е. обратимыми, называются такие валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные денежные единицы, товары и услуги.

Чтобы успешно решать вопросы конвертируемости, были созданы Международный валютный фонд, Европейское валютное соглашение, Европейская валютная система и другие валютные организации. 60 стран – членов МВФ официально приняли на себя обязательства, предусмотренные уставом фонда, а именно лишь с одобрения Фонда вводить режим валютных ограничений. МВФ разработал концепцию «свободно используемой валюты», суть которой: такая валюта должна во-первых широко использоваться в международных расчетах, во-вторых свободно обращаться на основных валютных рынках. Такие валюты: западногерманская марка, французский франк, японскую йену, английский фунт стерлингов и доллар США. Эти 5 валют и сейчас применяются МВФ для выдачи кредитов, уплаты процентов по кредитам, предоставленным Фондом.

Условно существующие виды конвертируемости можно разделить на две группы: полную и частичную.

Полная – означает отсутствие ограничений для иностранных и национальных владельцев валюты на ее ввоз в страну, перевод за границу в любое время и использование для любых национальных и международных расчетов.

Частичная – предполагает существование определенных ограничений. Спектр этих органичений широк: отдельные товары, страны, виды расчетов или субъектов хозяйствования.

Конвертируемость – это процесс, требующий взаимодействия по меньшей мере двух стран по широкому кругу вопросов.

45.

 

 

Товарное производство: его сущность и виды. Закон стоимости.

Товарное производство - это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями, и каждый специализируется на выработке определенного продукта. В силу этого для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, становящихся товарами на рынке.Товарное производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Цель товарного производства – получение денежной прибыли. При товарном производстве возникают товарно-денежные отношения. Это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Одни вещи и блага люди и предприятия производят для собственных нужд, другие предназначаются для обмена, продажи. Такое различие имеет важное значение. Те блага, которые производятся для того, чтобы их продать (обменять), можно назвать товаром. Деньги же – это какие-то ценности, которые признаются в обществе и на которые можно приобрести любой товар.

Причины возникновения товарного производства. В эпоху первобытности товар обменивался на товар. Иногда так поступают и сегодня. Это называется бартер. Но такой обмен удобен только в отдельных случаях. Ведь часто нужная тебе вещь есть у того, кому твоя ни к чему. Иногда продавцу вообще не требуется никакой товар, так как он просто хочет сберечь деньги. И уже с древности стали выделяться наиболее ходовые блага, которые играли бы роль стоимости, позволяя измерять ценность остальных. В такой роли выступали шкуры, зерно, куски металла, скот. Так, деньгами стали драгоценные металлы и медь, из которых позже начали чеканить монеты. По мере того как росли объемы торговли и дальность расстояний, возникло немало сложностей с перевозкой и охраной денег. Так постепенно родились банки, бравшие на сохранение деньги, и кредит, когда владелец давал их взаймы за определенное вознаграждение. Но требовалась мера в их производстве, чтобы они не обесценились и не привели к росту цен. Денежное обращение все усложнялось: вместо наличных денег часто выписывают чеки, которые можно предъявить в банк.Итак, товарное хозяйство немыслимо без денег в самом разном виде, возможности взять в кредит, чтобы получить от этого выгоду, и т.п. Что же оно представляет собой? Коротко говоря,товарное производство предполагает, что большинство различных благ производится для продажи (обмена, на заказ). А все недостающее такой производитель приобретает сам на рынке, в магазине и т.п. Такая экономика существенно отличается от натурального хозяйства, при котором большинство необходимого производится внутри какой-то хозяйственной единицы.Почему товарное хозяйство вытеснило натуральное? Во-первых, число товаров так возросло, что никому не под силу их создавать самому. Во-вторых, стало ясно, что тот, кто специализируется на производстве небольшого числа вещей, делает их быстрее, качественнее, дешевле. В-третьих, люди поняли, что и внутри предприятия следует разделить труд, а затем стали появляться и машины, предназначенные для отдельных операций. В-четвертых, выгоднее отделить производство от продажи, перевозки, рекламы. Поэтому в обществе постоянно растут потребности и происходит разделение труда.Конечно, и товарное производство имеет свои недостатки. Многие нужные вещи обществу не находят покупателя. Приходится бороться с торговлей запрещенными товарами и услугами, например наркотиками, и т.п.

Типы товарного производства. Истории развития человеческого общества известны два типа товарного производства: простое и капиталистическое. Первоначально возникло простое товарное производство -- хозяйства самостоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое товарное производство, которое имело общие основы и различия по сравнению с простым товарным производством.Их общими основами являются наличие частной собственности на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, производство продуктов на рынок. Различия между ними состоят в том, что при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом -- находятся в собственности предпринимателя; первое основано на личном труде, второе -- на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором -- предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором -- она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производства, при втором -- оно носит всеобщий характер; при простом товарном производстве цель -- удовлетворение потребностей производителя, при капиталистическом -- получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором -- продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталистическое -- на развитой машинной индустрии.При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства (земля, труд, капитал и предпринимательские способности). Рыночные отношения приобретают всеобщий характер.

Закон стоимости. Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда. Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Механизм действия закона стоимости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимостями товара. Цены товаров тяготеют к их стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды времени совпадают со стоимостями.Закон стоимости выполняет следующие функции.

1. Регулятор пропорций производства. Цены на рынке зависят от спроса и предложения. Если предложение не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. Такой процесс идет постоянно.

2. Дифференциатор товаропроизводителей. Так как товары продаются по стоимости,то те производители, у кого индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, обогащаются.

3. Стимулятор развития производительных сил. Производитель, внедривший новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью меньшей, чем общественная. А продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения и не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда.

5.Предпосылки и принципы современной рыночной экономики. Система отношений собственности. Рыночная экономика - это тип экономики, которая ориентируется на портебности рынка, на потребителя. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке. Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики. Рыночная экономика — экономика, основанная, на принципах:

· предпринимательства;

· многообразия форм собственности на средства производства;

· рыночного ценообразования;

· договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);

· ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

· присвоения прибавочной стоимости

· Современная рыночная экономика требует признания системы особых социальных, экономических и политических принципов, без реализации которых невозможно ее существование.

1. Экономическое самоопределение личности как основа личной свободы человека для раскрытия его творческого потенциала. Это является основой основ рыночной организации общественного производства и означает право на самостоятельное улучшение своей жизни, возможность заработать самостоятельно. Только признание принципа экономического самоопределения создает и постоянно обеспечивает равные шансы на рыночную активность для всех участников рыночной экономики.2. Право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества, включая землю. Наличие максимального числа собственников является условием социальной стабильности. Собственность в условиях рыночной экономики - бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, необходимость постоянно ее использовать. Рыночная экономика оценивает типы хозяйствования только по их реальной экономической и социальной эффективности, справедливо полагая, что экономическое соревнование между всеми формами собственности является необходимым элементом самодвижения рыночной экономики.3. Равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности, которое способно постоянно воспроизводить необходимое условие рыночное организации производства - его открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию.4. Экономическая свобода товаропроизводителя. Она выражается в его праве на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, установлении цен и выбора партнеров.5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали». Все сферы и все уровни экономики должны быть «пронизаны» рыночными отношениями. Только так можно поставить все экономические субъекты в равное «рыночное» положение, заставить взаимодействовать по единым рыночным правилам.6. Свободное ценообразование, где административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, здравоохранение, образование и т.д.). Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов придает ценам ту непредсказуемость, которая вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек и повышению качества результатов.7. Наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых придает рыночной экономике импульс. Особенно важен рынок труда, который обеспечивает оптимальную занятость и непрерывную переподготовку рабочей силы общества.8. Государственное регулирование рыночной экономики, которая включает в себя следующие направления:

· «налоговая и инвестиционная политика» (стабилизация производства);

· «политика научно-целевых программ» (финансирование научно-технического прогресса);

· «инвестиционная политика» (дотации социально значимым отраслям);

· «региональная экономическая политика» (выравнивание уровней экономического развития различных регионов);

· «политика демонополизации» (государственная поддержка конкуренции);

· «финансовая и антиинфляционная политика» (оздоровление денежной системы);

· «политика доходов» (преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения).

9. Система социальной защиты - это главное средство ослабления негативных социальных последствий рыночной организации производства. Система социальной защиты состоит из трех направлений: регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового перераспределения; гарантия заработной платы работников; защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов.

Собственность – отношения между людьми по поводу присвоения, владения, пользования материальными благами. Частная собственность – собственность отдельных граждан или юридических лиц, означающая их исключительное право присваивать, владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом, т.ет ситуация, когда всей полнотой власти в отношении какого-либо обьекта обладает отдельный человек или группа лиц. Институт частной собственности является основой рыночной экономики, поддерживается правом завещания, т.е. правом владельца собственности назначать своего приемника. Частная собственность может выступать в формах: -индивидуальная (принадлежащая отдельному лицу);-коллективная(принадлежащая группе лиц, объедененных товариществом).Акционерная собственность также является коллективной, но объединяющая подавляющее число физических лиц. Корпоративная собственность объединяет только юридические лица или фирмы. Государственная собственность в рыночной экономике – форма собственнсти, при которой в качестве собственника выступает государство с целью обеспечения эффективного функционирования частного сектора и удовлетворения потребностей отдельных лиц. Государственная собственность существует в инфраструктуре(почта, коммунальное предприятие). Управление осуществляется через органы государственной власти. В настоящее время государственная собственность в России существует в трех ее формах: -федеральной,-региональной,-муниципальной. Смешаная собственность – взаимодействие форм частной и государственной собственности. В настоящее время она существует в экономике развитых и отдельно развивающихся стран.

6.Структура и инфраструктура рыночной экономики. Рыночная конъюнктура. Структура рынка -- это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.Признаками любой структуры являются:

* тесная связь между ее элементами;

* определенная устойчивость этих связей;

* целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы

1.по эконом. назначению:а) рынок средств производства, б)рынок потребительных товаров, в) рынок интеллектуальных продуктов, г) финансовый рынок, д) рынок рабочей силы.
2. в соответствии с характером товарного обмена: а)местные, б)внутрирегиональные, в)межрегиональные, г)национальные, д)межнациональные, е) внутренние нац границы рынка, ж) внешние нац границы рынка, з)стразовая принадлежность, и)региональная принадлежность, й) сфера международного товарного обмена.
3.по видам субъектов рыночных отношений: а)оптовые, б)розничные, в) рынки государственных закупок.
4. по срокам поставки: а)срочные, б) спотовые
5. по отраслевой принадлежности товара
6. по уровню соблюдения законности: а)легальные (официальные), б) нелегальные (теневые, черные), в)серые (продажа дефицитного товара).

 

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Рыночная инфраструктура – система предприятия и организации, которая обеспечивает движение товара, услуг, денег, рабочей силы.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер

деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой -- воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

* облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

* повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

* организационное оформление рыночных отношений;

* облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

* подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Инфраструктура рынка подразделяется:

-по предмету обеспечения деятельности(инфраструктура рынка труда;…товаров;…финансов;…фондов)

-по методам организации ее деятельности(аукционная;электронная;телепродаж)

-по масштабу действия(международная, государственная, региональная, краевая, областная, городская)

Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, и поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. и Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

  • динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;
  • динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;
  • состояние международной торговли, ее динамика, основные страны — экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;
  • динамика оптовых цен в ведущих странах — производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.

Задачи конъюнктуры:

  • интеграция и дифференция рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
  • характеристика масштаба (типа) рынка;
  • оценка и анализ основных пропорций развития;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
  • оценка цикличности и сезонности развития;
  • оценка рациональных различий;
  • оценка деловой активности;
  • анализ монополизации рынка и уровня конкуренции;
7.Позитивные и негативные стороны рыночного хозяйства. Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной системой. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть, как положительные, так и отрицательные стороны. Позитивные стороны рынка.

Рынок как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого влияния:

V Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;

V Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;

V Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;

V Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;

V Оптимальное использование достижений науки и техники;

V Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;

V В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;

V Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;

V Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;

V Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;

V В определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.

 

Негативные стороны рынка. Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

V Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

V Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;

V Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;

V Отсутствие механизма защиты окружающей среды;

V Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;

V Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;

V Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);

V Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;

V Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

V Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;

V Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;

V Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

8.Функции государства в рыночной экономике. Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным - законодательной, стабилизирующей, распределительной. Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования. Для защиты конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Это дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы, заставляет их действовать согласованно и не нарушать объективных законов рынка. И происходит это естественно, без команд и приказов. Стабилизирующим функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценовой равновесия, а также в стимулировании экономического роста. Для этого государство: 1) определяет цели, направления и приоритеты экономического развития, выделяет соответствующие ресурсы для их реализации, использует денежно-кредитные и бюджетно-налоговые рычаги 2) берет на себя организацию предложения денег; 3) обеспечивает занятость населения и стабильный уровень цен, проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, напра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.111 с.)