Разработка экономической стратегии предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка экономической стратегии предприятия



1. Понятие экономической стратегии предприятия

Экономическая стратегия – стратегия экономического управления, предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.

Экономическая стратегия вырабатывает:

· Правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей

· Правила и приемы достижения стратегических целей, базирующихся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целее. Кроме понятия экономическая стратегия, имеется понятие производственная стратегия.

Производственная стратегия – набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.

Производственная стратегия разрабатывается на основе экономической стратегии предприятия, поэтому она включает то же элементы и факторы, но конкретизированные для каждого структурного подразделения предприятия.

 

2. Основные составляющие экономической стратегии

Составляющие экономической стратегии фирмы делятся на составляющие реализуемые:

1. Во внешней среде фирмы

1.1 стратегия снижения трансакционных (издержки, возникающие в процессе поиска партнера) издержек

1.2 стратегия поведения на рыках денег и ценных бумаг

1.3 стратегия внешнеэкономической деятельности

1.4 стратегия взаимодействия с ранками производственных ресурсов

1.5 стратегия ценообразования

1.6 товарная стратегия

2. Во внутренней среде фирмы

2.1 стратегия снижения производственных издержек

2.2 стратегия инвестиционной деятельности фирмы

2.3 стратегия стимулирования персонала фирмы

Основные виды стратегически важных решений в производственном менеджменте

· Стратегия товара

· Стратегия процесса

· Стратегия места расположения предприятия

· Стратегия развития трудовых ресурсов

· Стратегия материально-технического снабжения

 

3. Стратегия товара

Стратегия товара – выбор, определение товара и его дизайна.

Стратегия товара призвана обеспечить его конкурентное преимущество на рынке и достаточную длительность его жизненного цикла для окупаемости произведенных в него инвестиций.

Выбор товара – выбор материального продукту или услуги, способных удовлетворить актуальные потребности населения или целевых групп.

Сделанный выбор определяет множество последующих решений в производственном менеджменте, а именно рынки сбыта, технологии, квалификацию персонала.

Определение товара – осуществляется после выбора товарного продукта; формирование перечня реализуемых товаром функций, уровня исполнения и дизайном товара, определение товара фиксируется технической документации.

 

4. Стратегия процесса

Стратегия процесса – определение эффективного способа производства товарного продукта при использовании имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.

Выбор процесса зависит от предполагаемых (или определенных) объемов производства товарных продуктов, их номенклатуры, имеющихся у предприятия технологий, состава и характера машинной подсистемы производственной системы предприятия, квалификации персонала и т.д.

Принятая на предприятии система процессов определяет производственные издержки, качество полученных товаров.

Выбор производственного процесса в зависимости от характера его специализации:

1. Производственные процессы по характеру специализации делятся на:

· Процессы, ориентированные на конечный продукт

· Процессы, ориентированные на конкретную технологию или вид оборудования

 

Лекция 7

5. Стратегия места расположения предприятия

При выборе места расположения предприятия его основатели сталкиваются с уникальным набором потенциальных воздействий окружающей среды, отличающихся друг от друга по интенсивности влияния.

Виды воздействия окружающей среды:

· Политические

· Экономические, воздействия среды окружения, связанные с состоянием инвестиционной активности в регионе или стране предполагаемого базирования, уровень безработицы, инфляции, национальной валюты, активности в производственной сфере

· Социальные, воздействия, связанные с культурными тенденциями, демографическими характеристиками региона

· Технологические, наличие в регионе, стране базирования привлекательных для организации предприятия технологий, которые могут быть использованы ими при размещении там нового предприятия.

· Экологические, уровень привлекательности для потенциальных инвесторов данной географической точки с позиции решения экологических проблем региона.

 

6. Стратегия развития трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы предприятия являются одним из его важнейших стратегических ресурсов. Именно этот ресурс определяет возможность достижения предприятием стратегических целей развития.

Трудовые ресурсы предприятия характеризуются квалификационной структурой, демографическим составом работников, их фондовооруженностью, способностью адаптироваться к изменениям целей производственной системы.

Инвестиции в развитие трудовых ресурсов:

1. Инвестиции в образование и развитие коллектива предприятия

2. Инвестиции в фондовооруженность труда

 

7. Стратегия материально-технического снабжения

Функция материально-технического снабжения связана с обеспечением реализуемых производственных процессов всеми видами материально-вещественных ресурсов. При реализации этой функции руководство предприятия решает много вопросов, имеющих стратегически важное для его развития значение.

Вопросы:

1. Покупать материально-технические ресурсы или производить их самостоятельно

2. Как выбрать поставщика ресурсов, каким требованиям он должен отвечать

3. Сколько желательно иметь поставщиков ресурсов

 

Планирование на предприятии

1. Сущность и принципы планирования

Планирование – общая функция управления, включающая следующий комплекс работ:

· Системный анализ ситуаций и факторов внешней среды

· Прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга

· Разработку планов

· Его реализацию

Виды планов по содержанию:

· Комплексные

· Оперативные

· Тактические

· Стратегические

· Проблемные

Основные задачи планирования деятельности производственной системы:

1) Выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга

2) Обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы

3) Формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций

4) Структуризация целей инновационной деятельности

5) Комплексное обеспечение выполнения планов

6) Формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов

7) Координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ

8) Стимулирование выполнения планов

Основные принципы планирования:

a) Преемственность стратегического и тактического планов

b) Социальная ориентация плана

c) Ранжирование объектов планирования по их важности

d) Адекватность плановых показателей

e) Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления

f) Вариантность плана

g) Сбалансированность плана, при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям

h) Экономическая обоснованность плана

i) Автоматизация системы планирования

j) Обеспечение обратной связи системы планирования

Современные тенденции планирования:

1) Внедрение концепций маркетинга

2) Внедрение современных методов оптимизации

3) Повышение качества планов

4) Сокращение сроков разработки планов

 

2. Методы планирования

Основные методы планирования:

1. Балансовый – основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает фирма и потребностей в них в рамках планового периода. Он реализуется через составление балансов материально-вещественных, стоимостных, трудовых. Баланс – двусторонняя бюджетная таблица; в левой части – источники ресурсов, в правой – их распределение.

2. Нормативный – в основу плановых заданий на определенный период закладываются нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных ресурсов и т.д.) на единицу продукции. Нормы могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральные нормы касаются обычно расходов материальных ресурсов (сырья, энергии и т.д.) для производства единицы продукции. Стоимостные нормы отражают или обобщенные затраты ресурсов различного вида, или затраты, которые иначе как в денежной форме выразить невозможно (амортизация), или непосредственно денежные расходы(оплата труда на единицу продукции). Нормы времени выражают его затраты на выполнение работ или их отдельных элементов.

3. Математико-статистический – заключаются в оптимизационных расчетах на основе различного рода моделей. Простейшими моделями являются статистические, например, корреляционная (парная). Статистические модели помогают рассчитывать будущие доходы, планировать финансовые операции. Именно в области финансового планирования они находят наиболее широкое применение. Методы линейного программирования позволяют решать систему равенств и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, на основе чего определяются их оптимальные величины, в различных сочетаниях. Это помогает выбрать 1 из вариантов функционирования конкретного экономического объекта по заданному критерию. Чаще всего эти варианты связаны с выбором различным видом сырья, материалов, технологий.

 

3. Содержание бизнес-плана предприятия

Бизнес план – документ, определяющий тактические действия предприятия, как правило, на ближайший год развития его стратегии. Бизнес план разрабатывается с разбивкой по месяцам.

Функции бизнес-плана:

1. Он является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период

2. Он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе

3. Он выступает инструментом привлечения новых инвестиций

4. Он является инструментом реализации стратегии предприятия

Состав бизнес-плана:

1. Оглавление

2. Предисловие

3. Описание предприятия

4. Стратегия маркетинга

5. План обновления выпускаемой продукции

6. План производства и реализации продукции

7. План обеспечения производства

8. План обслуживания производства

9. План развития производства

10. Финансовый план предприятия

11. Международная деятельность предприятия

12. Развитие системы менеджмента

13. Организация реализации бизнес-плана

14. Приложения

 

Лекция 8

План обновления выпускаемой продукции должен содержать следующие основные позиции:

1. Показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемкости продукции предприятия на конкретных рынках за отчетный период и нормативно-плановый период

2. Показатели конкурентоспособности качества и ресурсоемкости продукции основных конкурентов

3. План НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы), содержащий перечень конкретных исследований и разработок, обеспечивающих достижение запланированных показателей обновления продукции

4. План ОТПП (организационно-технологическая подготовка производства новой продукции)

5. План ресурсного методического информационного обеспечения НИОКР и ОТПП

6. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов по реализации плана обновления выпускаемой продукции

Финансовый план предприятия должен содержать следующие основные позиции:

1. Конкурентоспособность и эффективность товаров предприятия на конкретных рынках за отчетный и плановый период.

2. Операционный бюджет предприятия (бюджеты производства, реализации прямых затрат на материалы, на плату труда, производственных накладных расходов, общих и административных расходов, прогнозный отчет о прибыли)

3. Финансовый бюджет предприятия (бюджеты денежных средств и прогнозного баланса)

4. Эффективность использования различных видов ресурсов

5. Управление ценными бумагами, рисками, страхованиями

6. План мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий

 

4. Основы оперативно-календарного планирования (ОКП)

Цель ОКП – выполнение производственной программы по критерию количества, качества, сроков и затрат.

Задачи ОКП:

o Обеспечение ритмичности выполнения производственной программы

o Снижение производственного брака

o Оптимальная загрузка технологического оборудования, производственных мощностей и рабочих

o Экономное расходование ресурсов

o Рана труда работников и охрана окружающей среды

Этапы ОКП:

1. Анализ тактических планов предприятия на будущий год, на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения, при необходимости, уточнение показателей плана

2. Изучение конструкторской, технологической и плановой документации, условий производства, методик, структуры и квалификации персонала

3. Выполнение календарно-плановых расчетов и разработка нормативов организации процессов, загрузки производственных мощностей и рабочих, потребности материальных ресурсов

4. Разработка номенклатурно-календарных планов выпуска продукции подразделениями предприятия, составление сменно-суточных заданий, их оформление и утверждение

5. Оперативное управление, выполнение оперативно-календарных планов (учет, контроль, анализ, стимулирование и регулирование).

Следует помнить, что организация ОКП отличается для единичного, серийного и массового производства.

Исполнитель – лицо, действующее по поручению другого лица.

 

5. Финансовое планирование на предприятии

Задачи финансового планирования:

1. Анализ финансово-экономического состояния предприятия

2. Анализ существующей и прогнозируемой цены капитала предприятия

3. Анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью определения наиболее выгодных видов продукции

4. Разработка ценовой политики

5. Разработка учетной и налоговой политики

6. Разработка кредитной политики предприятия

7. Управление оборотными средствами кредиторской и дебиторской задолженности

8. Управление издержками включает выбор амортизационной политики

9. Выбор дивидендной политики

Система финансового планирования включает:

1. Систему бюджетного планирования, деятельности структурных подразделений, систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия

Состав общего бюджета:

1. Бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления

2. Бюджет материальных затрат, составляется на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений

3. Бюджет потребления энергии

4. Бюджет амортизации, включающий направление использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию

5. Бюджет прочих расходов (транспортных, командировочные)

6. Бюджет погашения кредитов и займов

7. Налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды

Доходная часть денежных поступлений

1. в ыручка от реализации продукции – товаров, работ, услуг;

2. поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит;

3. доходы от долевого участия деятельности других предприятий;

4. доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;

5. ссуды;

6. прочие поступления

Расходная часть баланса денежных средств:

1. Покупка товаров

2. з/п

3. платные услуги

4. ремонт и содержание оборудования

5. реклама

6. погашение ссуд

7. прочие платежи

 

6. Система расчетов между предприятиями

Расчеты между предприятиями проводят коммерческие банки, которые хранят денежные средства предприятий на счетах, зачисляют на эти счета поступающие суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче средств со счетов и другие банковские операции. По соглашению сторон могут проводиться зачеты, взаимные задолженности, минуя банки. В этом случае в банк предоставляется поручение и чек на не зачтенную сумму. Форма расчета между предприятиями и ее контрагентами определяется договорами.

Платежные поручения – поручения предприятия, обслуживающему банку, определенные суммы со своего счета. Оно действительно в течении 10 дней со дня выписки, день выписки в расчет не принимается, поручение принимается к исполнению только при наличии у предприятия средств на счете в банке. При равномерных и постоянных поставках между предприятиями расчеты, как правило, осуществляются в порядке плановых платежей, на основании заключенных договоров с использованием платежных поручений.

Лекция 9

Платежное требование-поручение – требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции. Поставщик выписывает платежное требование-поручение и в 3 экземплярах направляет его в банк покупателя вместе м отгрузочными документами.

Банк передает требование-поручение плательщику. При согласии оплатить полностью или частично поставку плательщик оформляет должным образом платежное требование-поручение и сдает в обслуживающий банк, на основании чего соответствующая сумма списывается со счета покупателя на счет поставщика.

Расчет чеками. При расчетах чеками владелец счета дает письменное распоряжение плательщику уплатить определенную сумму, указанную в чеке, чекодержателю. Чеки предпочтительно используют при разовых сделках. При этом условием является хорошее знание поставщиком чекодателя или другие доказательства наличия у чекодателя средств, необходимых для платежа.

Аккредитив – условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору. В соответствии с ним банк, открывающий аккредитив, может произвести поставщику платеж или передать полномочия другому банку производить такие платежи при совершении сделок. Срок действия и порядок расчета по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

Вексель. При недостатке финансовых ресурсов у предприятия – покупателя, продукции расчеты между предприятиями могут осуществляться с помощью векселей. Вексель – ценная бумага, удостоверяющая обязательства векселедателя уплатить до наступления установленного срока определенную сумму денег владельцу векселя или, по его указанию, другим лицам. Вексель дает право его владельцу по истечении указанного срока обязательства требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной на векселе денежной суммы. Вексель может быть простым и переводным.

Переводной вексель (тратта) – вид кредитного документа, который подписывается векселедателем (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) уплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лицу. Если трассат акцептует вексель, но не осуществляет платежа по нему, то возникает протест векселя. В этом случае векселедержатель предъявляет вексель в порядке регрессионного иска для безусловного взимания денег.

Индоссамент – передаточная надпись на вексель, удостоверяющая, что право по векселю переходит к другому лицу. В то же время она выполняет гарантийные функции. Индоссант – лицо, дающее передаточную надпись. Он также несет ответственность по векселю вместе с иными, обязанными по векселю лицами.

Области применения векселя:

1. Вексель применяется в качестве платежного средства при наличии достаточного доверия к векселедателю

2. Он используется для отсрочки или рассрочки платежа и представляет собой коммерческий кредит, предоставляемый поставщиком покупателю.

3. Использование векселя ускоряет расчеты между предприятиями, стимулирует процесс сокращения у них запасов товарно-материальных ценностей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.084 с.)