Служба занятости населения: структура и направления деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Служба занятости населения: структура и направления деятельности



 

Переход страны к рыночной экономике, сокращение численности рабочих мест и занятого населения, а также другие изменения в этой сфере требовали создания государст­венного органа по вопросам занятости населения. И такая структура – Государственная служба занятости населения – была создана в апреле 1991 г. на базе ранее существовавших бюро по трудоустройству и информации населения как федеральная государственная служба на территории Российской Федерации.

С 1991 г. служба занятости населения несколько раз меняла свой статус. До ноября 1991 г. действовал Государственный комитет по занятости населения. С ноября 1991 г. по июль 1992 г. существовал Комитет по занятости населения Министерства труда и занятости Российской Федерации. С июля 1992 г. по август 1996 г. действовала Федеральная служба занятости как самостоятельный орган федеральной исполнительной власти. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министер­ства труда Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Федеральной службы занятости России было создано единое Министерство труда и социального разви­тия Российской Федерации, в определенных структурных подразделени­ях которого были в основном сконцентрированы вопросы проведения го­сударственной политики занятости на федеральном уровне. С 2004 г. действует Федеральная служба по труду и занятости, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров1. В настоящее время служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В ее функции входят:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

2) контроль за:

– обеспечением государственной гарантии в области занятости населения;

– приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

– регистрацией инвалидов в качестве безработных;

– прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

3) регистрация:

– граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;

– отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, в уведомительном порядке;

4) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации

таких государственных услуг, как:

– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

– информирование о положении на рынке труда;

– организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

– психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

– осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

– организация проведения оплачиваемых общественных работ;

– организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

– социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

– содействие самозанятости населения;

– выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;

– содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

– содействие в разрешении коллективных трудовых споров;

– организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров.

В целом функции и задачи, права и обязанности службы занятости определены Законом о занятости населения. Деятельность государственной службы занятости направлена на:

– оценку состояния и прогноз развития занятости населения, ин­формирование о положении на рынке труда;

– разработку и реализацию про­грамм, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содейст­вия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан испытывающих трудности в поиске работы;

– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям в подборе необходимых работников;

– организацию мероприятий активной политики занятости населения;

– осуществление социальных выплат гражданам, признанным безработными.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно (учреждения государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги).

К основным задачам службы занятости относят:

– содействие в поиске подходящего рабочего места (как времен­ного, так и постоянного), профессиональное консультирование и обу­чение безработных новым специальностям;

– квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демо­билизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите;

– информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;

– территориальное перераспределение работников;

– помощь в развитии предпринимательства и самозанятости гра­ждан;

– осуществление компенсационных выплат для сдерживания мас­совых увольнений.

Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти. На уровне региона осуществляет деятельность Департамент государственной службы занятости населения. В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные центры занятости, расположенные на территории субъекта Российской Федерации1.

С учетом актуальности проблем занятости населения, а также изменений в законодательстве возможно дальнейшее совершенствование структуры федеральных и территориальных органов исполнительной власти, которые занимаются и проблемой инфраструктуры рынка труда в целом.

Департамент совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей данной территории. К основным задачам Департамента государственной службы занятости относятся:

– разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;

– определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан;

– организация работы по содействию занятости населения в городах и районах соответствующего субъекта Российской Федерации, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

– осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлениям органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.

Основными направлениями деятельности Департамента государственной службы занятости являются:

– анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;

– распределение и использование средств фонда занятости на реализацию основных задач и направлений деятельности в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами;

– организация работ по приему безработных граждан, их регистрация в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признании их безработными, назначении, выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказании материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании, и снятии их с регистрационного учета в соответствии с установленным порядком;

– обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

– организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;

– организация работы городских и районных отделов занятости по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;

– определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;

– заключение договоров с общеобразовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;

– содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;

– содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, до 2001 г. велось за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который являлся внебюджетным социальным фондом и федеральной государственной собственностью. В соответствии с законодательством он формировался за счет следующих источников: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка работающих; ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных; других поступлений, включая штрафные санкции. Однако Государственный фонд занятости населения Российской Федерации был ликвидирован. В настоящее время мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета. Дополнительные средства для финансирования указанных мероприятий могут быть также получены из внебюджетных источников.

Становление рыночных отношений способствует созданию и развитию негосу­дарственных структур по содействию занятости населению и подбору кадров, которые условно можно разделить на коммерческие организации, имеющие целью получение прибыли; учреждения, которые не преследуют коммерческих целей (при учебных заведениях, при профсоюзах, при ассоциациях работодателей, при религиозных организациях и др.). К основным видам услуг относятся: трудоустройство граждан, подбор персонала, лизинг персонала, оценка персонала, трудоустройство сокращенного персонала организации-заказчика, обзор зарплат на различные должности, внесение информации в базу данных, тренинги, ярмарки вакансий и др. Дан­ные организации на рынке труда способствуют удовлетворению по­требностей предприятий в тех или иных специалистах (как правило, такие услуги осуществляются за плату, взимаемую с предприятий); кроме того, они помогают гражданам подобрать подходящую работу. Большинство из них - межпрофессиональные организации, работающие со всеми категориями граждан. Некоторые оказывают услуги определенным категориям граждан (молодежи, женщинам), по конкретному виду занятости (подбор на полную, неполную, временную занятость), по определенным профессиональным и квалификационным признакам.

В настоящее время нужна всесторонняя оценка эффективности функционирования службы занятости, которая может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). При этом соответствующая методика должна строиться на следующих принципах:

– охватить все направления деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

– ограниченности количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

– сквозном характере оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности служб занятости различного уровня;

– комплексности и едином подходе к расчету показателей, однозначности их толкования;

– полной адекватности и объективности оценочных показателей;

– использование действующих форм учета и отчетности.

 

 

Контрольные вопросы и задания к теме 7

 

1. Что такое занятость населения?

2. Какие категории граждан относятся к занятым?

3. Для какого населения определяется статус в занятости?

4. Назовите основные виды и формы занятости.

5. Охарактеризуйте современное состояние занятости населения в Российской Федерации.

6. Как определяется уровень занятости населения?

7. Дайте определение полной занятости и естественного уровня безработицы.

8. Объясните факторы, влияющие на структуру занятости.

9. Каковы характерные особенности активной и пассивной политики занятости? Какие мероприятия включает каждая из них?

10. Каковы основные направления государственной политики занятости в России? Какими законодательными актами она регламентируется?

11. Каким образом осуществляется финансовое обеспечение государственной политики содействия занятости?

12. Для чего нужны государственные программы содействия занятости населения?

13. Раскройте основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на рынке труда

14. Что собой представляет механизм разработки федеральной и региональной программ занятости? Какова структура федеральной программы занятости?

15. Объясните цели и направления государственных программ содействия занятости населения

16. Какова структура и задачи службы занятости в Российской Федерации?

17. Каковы основные направления деятельности территориального органа федеральной государственной службы занятости населения?

18. Каковы место и роль негосударственных структур по трудоустройству населения и подбору кадров, основные формы их работы?

 


1 «Группа восьми» в цифрах: Стат.сб. М., 2006. С. 41.

2 Россия в цифрах: Краткий стат. сб. М., 2006. С. 83.

 

1 Стимулирование занятости: Доклад генерального директора на 82-й сессии Международной конференции труда 1995 года. Женева, 1995. С. 58.

1 Положение о Федеральной службе по труду и занятости // Экономика и учет труда. 2004. №9. С. 63–68; Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 39. С. 3–30.

1 Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения (территориальном органе Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения) // Российская газета. 1998. 4 нояб. С. 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.03 с.)