Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории Первые представления об экономике как науке связаны с именами древнегреч мыслителей Ксенофонта, Платона, Катона, Аристотеля.. они выдвигали разные варианты теоретического осмысления эк бытия. Происхождение слова “экономия” берет начало от греч “ойнономия” (“ойкос”-дом, хозяйство и “номос”-правило, закон) и поначалу рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Подлинно научный характер эк теория приобрела в 17веке, в пероид зарождения капиталистических отношений. Развитие капитализма предопределило становление эк теории как самостоятельной науки. Экономика – наука о рациональном ведении хозяйства. Эк теория развивалась вслед за развитием хоз связей: торговых, промышленных, финансовых. Эк теория включает 2 направления: 1) политическая экономия (термин возник в 17веке, в обиход ввел А.Манкретьен. Изучает эк отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления эк благ.) 2) экономикс (экономика) (термин возник в 70е 19века, в обиход ввел А.Маршалл.) основные школы: 1) меркантилизм (А.Серра, Т.Мэн, С.Фортрей) (“мерканте”-торговец): ранний период – деньги, поздний – товар. 2) физиократы (Ф.Кенэ, А.Тюрго) (от греч “власть природы”): источник богатства – чел труд, земледелие, производство, но только ограниченное его одной отраслью – сельским хозяйством, где богатство возникает естественным путём, как дар природы; олицетворение богатства – валовой продукт) 3) классическая (интересы промышленной буржуазии) (Смит, Риккардо, Петти): установили, что богатство нации возникает в сфере материального производства, причем во всех его отраслях, а не только в с\х; происхождение богатства – труд) 3) марксизм (Маркс, Энгельс): развивает рудовую теорию стоимости; главное достижение – теория прибавочной стоимости, где раскрыта суть эксплуатации труда капиталом) 4) Историческая – отрицание объективных законов. Экономическая жизнь регулируется специфическими соц. институтами 5) неоклассическая (кембриджская, английская) (Маршалл, Дж.Кларк): исследование микроэкономики, ориентация на свю предпринимательство и рыночный механизм, в центре внимания – индивид. Направления – маржинализм (теория пред. полезности), монетаризм, экономика предложения, теория рац. ожиданий 6) кейнсианство (Кейнс): заложил основы теории макроэкономики и гос регулирования, обосновал идею сознательного вмешательства государства в рыночные процессы) 7) институционализм (соврем эк мысль) (Гэлбрейт, Бэлл, Коуз): развивает эк вопросы регулирования экономики, оригинально трактует глобальные проблемы развития человечества)
Международная торговля и эффективность национальной экономики Внешняя торговля представляет собой процесс реализации товаров и услуг в сфере экономических отношений между отдельными государствами. Материальной основой внешнеторговых отношений выступает международное разделение факторов производства, отражающее специализацию отдельных национальных экономик на пр-ве опред. видов продукции. В основе – природно-географические условия, наличие факторов производства. Смысл состоит в том, что вывозя товары, данная страна находит доп. рынки сбыта, импорт же позволяет получать продукцию, вообще не производимую в стране. Крупные страны с большим населением наименее задействованы во внешней торговле. Количественный показатель для оценки меры участия того или иного производства в международной торговле – коэффициент относительной экспортной специализации К=Эо/Эм (отношение удельных весов данного товара в экспорте страны и в мировом экспорте) Количественный показатель для оценки степени включения той или иной страны в международное производство – экспортная или импортная квота (отношение объема экспорта/импорта к объему ВВП) Эффективность внешней торговли определяется экономическим эффектом: Эвн.торг.=Зи/Зэ Теоретическое обоснование – А. Смит (принципы абс. преимуществ), Д. Риккардо (принципы сравнительных преимуществ), теорема Хекшера-Улина (страна имеет сравн. преим. в пр-ве того товара, в созд. кт исп-ся изобильный для страны фактор)+Самуэльсон (в связи с переливом факторов пр-ва в совр. условиях имеется тенденция к выравниванию цен на факторы пр-ва) Получение эффекта от внешней торговли: прямой (получение прибыли от покупки дешевой импортной продукции в сравнении с затратами на покупки дорогой отечественной), косвенный (опосредованное проявление в виде воздействия на структуру и кач. состав ВНП). Виды внешнеторговой политики:
Предмет, метод и функции экономической теории Предмет: 1. Меркантилисты – деятельность, связ. с торговлей и притоком денег 2. Физиократы – наличие ресурсов 3. Классич. школа – наука о богатстве, созданном человеческим трудом 4. Кейнсианцы – анализ макроэконом. деятельности 5. Марксисты – эк. отношения Содержание предмета эк теории – изучение всей совокупности эк отношений в единстве производственных, технико-эк и организационно-эк отношений общества. С точки зрения объекта исследования эк теория делится на 2 части: микроэкономику и макроэкономику. Экономикс – методология эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека 1) позитивную экономикс (ищет научные объективные объяснения того, как функционирует экономика) 2) нормативную экономикс (изучает как должна функционировать экономика) Методы изучения: 1) Научные абстракции – познание сущности через изучение отдельных форм а) Движение от абстрактного к конкретному: анализ (разложение на составляющие), дедукция (частные выводы на основе общих положений) б) Движение от конкретного к абстрактному: синтез (соединение), индукция (от частного к общему) 2) Экстраполяция 3) Гипотеза 4) Моделирование (модель – упрощ. описание) Функции: 1. аналитическая функция (описание, обобщение и объяснение экономических процессов) 2. рекомендательная функция науки (научное обоснование экономической политики государства, выбор форм и методов хозяйствования, решение тех или иных конкретных вопросов) 3. экспертная (сравнительный анализ предлагаемых решений, оценка их обоснованности, ближайших и долгосрочных последствий) 4. мировоззренческая (оказывает мощное влияние на господствующую в стране экономическую идеологию, на стереотипы массового сознания)
Одна из причин заключается в том, что в списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала «Forbes» российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских – 35, индийских – 47, китайских – 54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании пока слабо представлены в списках ТНК развивающихся стран. Крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объемом зарубежных активов на уровне 8 млрд долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малайзийской государственной нефтяной компании «Petronas» (26 млрд долл. зарубежных активов). Согласно международной классификации «технологичности» отраслей (по показателю отношения НИОКР к условно-чистой продукции), они подразделяются на: высокотехнологичные; относительно высокотехнологичные; относительно низкотехнологичные; низкотехнологичные. В ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления новых высокотехнологичных компаний. Достаточно взглянуть на долгосрочные (до 2020 г.) инвестиционные планы ведущих российских корпораций, чтобы убедиться в этом. В рисунке 3 (приложение) представлен объем инвестиций по отраслям экономики на основе анализа планов крупного бизнеса (проекты свыше 50 млн долл.): Из рисунка видно, что в планы крупного бизнеса инвестирование в высокотехнологичные отрасли экономики не входит: на долю машиностроения и химии приходится 9% всех планируемых инвестиций, а 70% – на долю топлива, транспорта, энергетики. Подобное развитие событий подтверждается и региональной структурой перспективных инвестиций крупного бизнеса до 2020 г. Лидерами здесь являются Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Трудно представить на этих территориях интенсивное развитие наукоемких отраслей. Скорее речь идет о дальнейших вложениях в добычу и эксплуатацию природных ресурсов и связанных с ними производств. Наконец, крупнейшие перспективные инвесторы (до 2020 г.) – также из нефтегазового сектора: на долю компаний «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» придется до 75% всего объема инвестиций корпоративного сектора. В настоящее время политика ЕС в отношении бизнеса включает в себя два основных элемента: создание стимулирующей институциональной среды для твердо стоящих на ногах компаний и формирование новых фирм в растущих (наукоемких) секторах экономики. Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики становится завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех ее сегментах и создание компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями. Новая государственная промышленная политика – это, прежде всего, политика формирования и развития эффективных конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно осуществлять необходимые государству проекты и программы.»
Объединения предприятий Консорциум – это временное добровольное объединение предприятий для решения конкретных задач, реализации крупных целевых программ. Концерн – объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность по научно-техническому развитию, инвестиционную, финансовую, природоохранную, внешнеэкономическую деятельность. Конгломерат – монополистическое объединение, образованное путем поглощения 20-30 мелких и средних фирм, не имеющих между собой никаких производственных или иных функциональных связей.
Условия существования рынка 1. Общественное разделение 4. Существование частной собственности. 5. Равноправие рыночных субъектов с различными формами собственности. 7. Важнейшим условием существования рынка является конкуренция. 8. Возможность свободного ценообразования. 10. Создание рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, бирж, посреднических организаций, маркетинговых служб, консалтинговых компаний, магазинов, баз, складов, хранилищ и т. д. Функции рынка 1. Рынок соединяет спрос и предложение, продавцов и покупателей. 2. На рынке происходит общественное признание произведённого продукта. 3. Обеспечивает распределение ограниченных материальных и трудовых ресурсов по отраслям, предприятиям, во времени и в пространстве. 4. Определяет объём и структуру производства, устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, согласовывает производство и потребление, обеспечивает сбалансированность экономики. 5. Осуществляет ценообразование. 6. Оздоравливает экономику, делает её более конкурентоспособной. Три основных вида рынков: 1. Рынок товаров и услуг (потребительский рынок), на котором реализуются многочисленные блага (материальные и нематериальные) конечного потребления (включает рынки продовольственных и промышленных товаров, бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения, рынок жилья). 2. Рынок факторов производства, который предполагает куплю-продажу таких факторов производства, как земля, труд, капитал. 3. Финансовый, или денежный рынок - это рынок, отражающий спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, облигаций, акций. Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям: 1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок научно-технических разработок, рынок информации, сырьевой рынок, рынок ценных бумаг и валюты, рынок жилья, рынок труда и т. д. 2. По отраслям - автомобильный, компьютерный, нефтяной 3. По географическому положению - местный, региональный, национальный, мировой. 4. По степени ограничения конкуренции - рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок монополии, рынок монопсонии 5. По организации рыночного обмена - оптовый (биржа, государственные закупки), розничный (магазины, торговые палатки, уличные автоматы). 6. По формам собственности - частный, кооперативный, государственный. 7. По степени организации - организованный (биржа, аукцион, государственные закупки) и неорганизованный (уличная торговля частников, разовые сделки). 8. По степени доступности участия в рыночных операциях - открытый и закрытый. 9. По соответствию законодательству - легальный и теневой. Инфраструктура рынка: Инфраструктура рынка - это совокупность организационно-правовых форм (институтов, служб, предприятий, организаций), опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: 1/ биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2/ аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; 3/ кредитная система и коммерческие банки; 4/ эмиссионная система и эмиссионные банки; 5/ система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); 6/ информационные технологии и средства деловой коммуникации; 7/ налоговая система и налоговая инспекция; 8/ система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании; 9/ рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; 10/ торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; 11/ таможенная система; 12/ профсоюзы работающих по найму; 13/ коммерческо-выставочные комплексы; 14/ система высшего и среднего экономического образования; 15/ аудиторские компании; 16/ консультативные (консалтинговые) компании; 17/ общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; 18/ специальные зоны свободного предпринимательства. Функции инфраструктуры рынка следующие: - организационное оформление рыночных отношений; - облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; - повышение эффективности функционирования рынка на основе специализации его посредников на отдельных видах деятельности; - облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Признаки фирм 1) Фирма – организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью. 2) Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом): 3) имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги) 4) фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом 5) она обладает организационной обособленностью. Особенности Современный кризис происходит в условиях глобализации мирового хозяйства, что придало ему всеобщий характер, охват им всех стран и континентов. Он стал первым кризисом XXI в., который приобрел глобальные масштабы. Это дало основание известным ученым и специалистам отметить, что он имеет системный характер и является наиболее глубоким по своим последствиям. Нынешний кризис происходит при убывающей тенденции пятого большого цикла. Качественно новая техника обеспечила многолетний подъем экономики большинства стран, но в меру насыщения экономики и общества этими видами техники и технологий пятый цикл перешел в убывающую фазу, что и обусловило современный финансово-экономический кризис. Важная черта современного кризиса заключается и в том, что он свидетельствует о высоком уровне обобществления экономики, ограниченности частной собственности, ставшей причиной несоответствия интересов корпораций и банков, других хозяйствующих субъектов национальным интересам, обусловил ведущую и определяющую роль последних. Вопреки теориям о частной собственности как движущей силе рыночной экономики, кризис со всей остротой продемонстрировал объективную необходимость согласования частных интересов с общенациональными. Он показал большое значение модификации отношений частной собственности, находящей проявление в распространении собственности на знания, интеллектуальной собственности, в изменении положения человека на производстве и в обществе, о чем свидетельствует новая категория "человеческий капитал", превращение его в основную форму национального богатства. Пути выхода: 1. На региональных рынках организовать еженедельный мониторинг базовых параметров состояния региональной экономики и финансов, социально значимых параметров (безработица, преступность и проч.) На правительственном уровне обобщать и анализировать эти показатели проводить оперативную адресную политику государственного регулирования и антикризисного управления. 2. Остановить эмиссию рубля, «привязать» рубль к золотому эталону стоимости. Перестать тратить золотовалютные резервы на поддержание курса рубля к доллару, зафиксировав обменный курс. Предоставить право осуществления валютных операций банкам по фиксированному курсу рубля с жёстким контролем со стороны государства. / Деньги, это всего лишь мера (эталон) стоимости и основное качество денег - неизменность содержания в них золотого эквивалента (эталона стоимости). Чудовищное заблуждение современной экономической теории - считать деньги инструментом изменения стоимостей! Это извращение понимания рыночных механизмов. Изменение величины меры стоимости (денег) никогда не являлось причиной изменение самой стоимости. / Для стабилизации курса рубля, ЦБ РФ следует начать активно кредитовать банки долларовыми накоплениями из резервного фонда, после чего конвертировать кредит в рубли по фиксированному курсу, под 5% годовых, чем постепенно "избавляться" от валютной необеспеченной ликвидности, переводя её в рублёвые обязательства. Закрыть валютную биржу, как спекулятивный механизм, торгующий эталонами стоимости, дестабилизирующий и извращающий стоимостные оценки, перейти к фиксированному государством курсу к основным мировым валютам. Корректировать его ежеквартально исходя из уровня их девальвации. Увеличить государственную долю участия в золотодобыче. Реанимировать отрасль. 3. В тоже время, заморозить цены на все базовые для общего ценообразования товары, продукцию естественных монополий, чем снизить внутреннюю инфляцию. Сформировать юридическое понятие " экономическая спекуляция ", как деятельность по увеличению цены, без сообщения товару дополнительных потребительских свойств, без соразмерного увеличения в ней доли труда. Поправить "антиспекулятивное" законодательство и правовым механизмом её пресечь. Не ограничивать цены (это путь к дефицитам), а разработать критерии монопольных «злоупотреблений» и эффективные штрафные правовые механизмы для необоснованного повышения цен в регионах. Развитие производства обеспечивать не столько с прибыли, сколько за счёт доступных низкопроцентных кредитов (до 7-9 % годовых) на развитие производства. Прибыль, направляемую на расширение производства и открытие новых рабочих мест освободить от налогов. 4. Активнее использовать механизм госзаказа через открытые тендеры на внутреннем рынке. Переориентировать максимально государственный импорт, активнее торговать с третьими странами, СНГ, Китаем и Индией уйти с ними от расчётов в долларах к расчёту в национальных валютах, в рублях, в золоте. 5. Минимизировать налоги у импортозамещающих производств. Создать беспрецедентные льготы, стимулирующие их появление и развитие. Перевести экономическую политику по созданию импортозамещающих производств, в ранг приоритетного национального экономического проекта. 6. Начать глубоко реструктуризировать валютный (особенно долларовый) резерв, переводя его в активы наукоёмких, высокотехнологичных компаний - производителей закупаемого Россией импорта за валюту. 7. Начать процесс выработки новых принципов и правил кризисного функционирования банков, исходя из их основного предназначения: обеспечения обменных банковских операций и кредитование реального сектора. 8. Выработать новые принципы и правила работы товарных и сырьевых бирж. Основу которых, должны составить строгие, однозначно трактуемые критерии информативности, открытости участников сделок, ответственности за нечистоту сделки. 9. Разработать однозначные критерии оценки стоимости экономических объектов и привести ценные бумаги в соответствие этим критериям. Произвести переоценку стоимости ценных бумаг. 10. Перевести борьбу с коррупцией в практическое, экономическое, правовое русло. Доработать закон о противодействии коррупции и методику проведения экспертизы нормативных актов и документов. Конкретизировать нормы и понятия права, глобально усилить ответственность. Ликвидировать многозначность и общие деклоративные фразы. Создать общественные эффективные обратные связи, регулирующие коррупциогенность системы. /Именно этот способ, есть единственный эффективный способ противодействия, исключающий бесконечную «матрёшечность» структур аппарата, контролирующих друг друга, истощающих бюджет, прокладывающих путь «в никуда». / 11. Обязать все предприятия, включая и малые опубликовывать на едином, открытом в доступе, государственном информационном портале в сети Интернет ответственную, строго формализованную, обязательную, ежеквартальную информацию о своих активах, балансе, ценах.Тому же обязать все бюджетные организации, включая все министерства и ведомства, включая силовые, в том числе, опубликовывать информацию о закупках на сумму более 50 000 рублей, поставщиках, закупочных ценах по ним. Это даст правительству дополнительные возможности оперативной статистической обработки экономической информации. Наличие оптового посредника (без фазы складирования) между продавцом и покупателем должно рассматриваться как признак "грязной" сделки и компенсироваться штрафом покупателя в размере спекулятивной маржи, а в бюджетных организациях привлечением к соответствующей последствиям мере ответственности сотрудника. 12. Ввести в обиход юридическое понятие " коррупционный случай " - событие купли-продажи, передачи (ликвидации) полномочий (преференций) характеризующееся критериями: отсутствием определённого законодательством механизма информативности события (о его времени, месте, об участниках, об их заблаговременном уведомлении); отсутствие общего конкурентного подхода к тендеру или не соблюдение критериев конкурентного подхода. Ответственность должна быть соразмерна коррупционным преференциям (предполагаемой выгоде, полученной от сделки). Факт наличия коррупционного случая - должен стать объектом следственного дознания и судебного разбирательства. Инициатором его может быть любое юридическое или физическое лицо, орган власти, налоговый орган, общественная организация. Определить меры ответственности инициатора и участников сделки. 13. Вывести маркетинговые, аналитические, информационные и прочие «сомнительные» услуги из статуса "производственных расходов" фирмы в статус "расходы за счёт прибыли". 14. Начать создавать новые рабочие места в инфраструктуре, системе ЖКХ, вводить повсеместно ресурсосберегающие технологии, создавать и модернизировать коммуникации, городской транспорт. 15. Организовать господдержку региональным биржам труда а системе переподготовки кадров, с участием предприятий, в системе дополнительного образования. Создать гласную, открытую систему адресной поддержки безработным. 16. Начать глубокую ревизию экономического, гражданского права, направленную на ликвидацию многозначности и неопределённости понятий права, разработать нормы однозначной, значительно более строгой ответственности за свою деятельность всех участников рынка. Начать процесс создания ответственного экономического сообщества. 17. Пересмотреть основные принципы функционирования госструктур. Начать ревизию «непроизводственной сферы», оптимизацию структур, их реструктуризацию и сокращение. Пересмотреть функции структур, конкретизировать их обязанности, разграничить полномочия, поставив во главу персональную ответственность.
Принцип максимизации полезности. Бюджетное ограничение. Рациональный выбор потребителя Правило максимизации полезности связывает полезность товара, его цену, доход потребителя и выводит след. равновесие: отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаково для всех благ, входящих в набор: В основе теории предельной полезности: 1. Каждый потребитель желает потреблять множество различных благ 2. Потребитель готов к замене одного блага другим 3. Потребитель стремиться к росту общей полезности 4. Товары сопоставимы в их полезности Предпочтения потребителя: Порядок сравнительного предпочтения различных продуктов выражается кривыми безразличия. Каждая кривая – комбинации товаров, имеющих равную полезность. Разная полезность – разные кривые. Несколько кривых – карта безразличия. Свойства: · не пересекаются · имеют отр. наклон (уменьшение кол-ва одного товара должно сопровождаться увеличением другого для сохранения общей полезности) · выпуклы к началу координат
Бюджетная линия – геометрическое место точек равных расходов, стоимость которых равна доходу. Является бюджетным ограничителем, все покупки возможны в пределах этого пространства.
Равновесие потребителя: Совмещение бюджетной линии и кривой безразличия показывает равновесное положение покупателя.
Причины инфляции Внутренние: 1) деформация экономики (отставание отраслей потребления от отраслей производства 2) дефицит гос бюджета из-за увеличения гос расходов 3) диспропорции на микро- и макроуровне, являющиеся проявлением циклического развития экономики 4) монополия государства на внешнюю торговлю 5) монополия крупнейших корпораций, фирм на установление цен на рынках 6) высокие налоги, процентные ставки на кредит Внешние: 1) структурные мировые кризисы 2) обмен банками нац валюты на иностранную 3) сокращение поступлений от внешней торговли 4) отрицат сальдо внешнеторгового и платежного баланса Инфляция внутри страны может идти со стороны спроса и со стороны предложения. Со стороны спроса - когда он растёт, а предложение остаётся фиксированным - цены повышаются. Со стороны предложения (использование дорогих материалов)- продукция производится с большими издержками, даже при высоких ценах происходит инфляция. Последствия инфляции: · снижение жизненного уровня населения · негативное влияние на производство · снижение стимулов к труду · отставание цен продукции гос. предприятий от рыночных · ускоренная материализация денежных средств · вытеснение национальной валюты · нестабильность эконом. информации · обратная пропорциональность темпа инфляции и безработицы · перераспределение доходов и богатства Кривая Филлипса Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов. Эту связь между низкой безработицей и инфляцией спроса можно представить в виде графика – кривой Филлипса. Английский экономист А. Филлипс создал эту кривую в работе «Кто сказал? Кто сделал?» (1958г.). Рис.5. Кривая Филлипса Существуют различные теории в антиинфляционной политике: 1) Монетаристы(81-до середины 80-х) выступают против какого-либо вмешательства государства в экономику, в особенности против использования фискальной политики. Они предлагают поддержание неизменных темпов расширения денежной массы в обращении и ежегодное обязательное балансирование госбюджета. Только жесткая кредитно-финансовая политика обеспечивает саморегулирование рыночных механизмов. 2) Теория предложения.(81-до конца 80-х) Экономический рост, увеличение занятости и стабильность цен возможны только при снижении издержек производства Расширение производственной базы, а не совокупного спроса является средством к процветанию без инфляции. Сокращение налогов с целью увеличения частных сбережений, которые обеспечат ресурсы для роста производительности. 3) Теория рациональных ожиданий. Нежелательность вмешательства государства т.к. невозможно предсказать последствия этого вмешательства. 4) Кейнсианство.(30-70-е годы) Оно объясняло хроническое сокращение производства недостаточностью частных расходов и предлагало для выхода из депрессии массированные компенсирующие государственные расходы. Это помогало пока политика не ориентируется на достижение полной занятости. Антиинфляционные методы: - регулирование общей массы денег - сокращение бюджетного дефицита за счет относительного уменьшения расходов - гос. регулирование внешней торговли - сведение к мин. воздействия внешних инфл. импульсов - контроль за курсом рубля
Виды заработной платы: 1) Номинальной заработной платой (W) - называют сумму денег, полученную наемным работником. 2) Номинальной (W/Р) - совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.
Конфискация имущества Смертная казнь Усиление контроля Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории Первые представления об экономике как науке связаны с именами древнегреч мыслителей Ксенофонта, Платона, Катона, Аристотеля.. они выдвигали разные варианты теоретического осмысления эк бытия. Происхождение слова “экономия” берет начало от греч “ойнономия” (“ойкос”-дом, хозяйство и “номос”-правило, закон) и поначалу рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Подлинно научный характер эк теория приобрела в 17веке, в пероид зарождения капиталистических отношений. Развитие капитализма предопределило становление эк теории как самостоятельной науки. Экономика – наука о рациональном ведении хозяйства. Эк теория развивалась вслед за развитием хоз связей: торговых, промышленных, финансовых. Эк теория включает 2 направления: 1) политическая экономия (термин возник в 17веке, в обиход ввел А.Манкретьен. Изучает эк отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления эк благ.) 2) экономикс (экономика) (термин возник в 70е 19века, в обиход ввел А.Маршалл.) основные школы: 1) меркантилизм (А.Серра, Т.Мэн, С.Фортрей) (“мерканте”-торговец): ранний период – деньги, поздний – товар. 2) физиократы (Ф.Кенэ, А.Тюрго) (от греч “власть природы”): источник богатства – чел труд, земледелие, производство, но только ограниченное его одной отраслью – сельским хозяйством, где богатство возникает естественным путём, как дар природы; олицетворение богатства – валовой продукт) 3) классическая (интересы промышленной буржуазии) (Смит, Риккардо, Петти): установили, что богатство нации возникает в сфере материального производства, причем во всех его отраслях, а не только в с\х; происхождение богатства – труд) 3) марксизм (Маркс, Энгельс): развивает рудовую теорию стоимости; главное достижение – теория прибавочной стоимости, где раскрыта суть эксплуатации труда капиталом) 4) Историческая – отрицание объективных законов. Экономическая жизнь регулируется специфическими соц. институтами 5) неоклассическая (кембриджская, английская) (Маршалл, Дж.Кларк): исследование микроэкономики, ориентация на свю предпринимательство и рыночный механизм, в центре внимания – индивид. Направления – маржинализм (теория пред. полезности), монетаризм, экономика предложения, теория рац. ожиданий 6) кейнсианство (Кейнс): заложил основы теории макроэкономики и гос регулирования, обосновал идею сознательного вмешательства государства в рыночные процессы) 7) институционализм (соврем эк мысль) (Гэлбрейт, Бэлл, Коуз): развивает эк вопросы регулирования экономики, оригинально трактует глобальные проблемы развития человечества)
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.243 (0.013 с.) |