Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международная торговля и эффективность национальной экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Внешняя торговля представляет собой процесс реализации товаров и услуг в сфере экономических отношений между отдельными государствами. Материальной основой внешнеторговых отношений выступает международное разделение факторов производства, отражающее специализацию отдельных национальных экономик на пр-ве опред. видов продукции. В основе – природно-географические условия, наличие факторов производства. Смысл состоит в том, что вывозя товары, данная страна находит доп. рынки сбыта, импорт же позволяет получать продукцию, вообще не производимую в стране. Крупные страны с большим населением наименее задействованы во внешней торговле. Количественный показатель для оценки меры участия того или иного производства в международной торговле – коэффициент относительной экспортной специализации К=Эо/Эм (отношение удельных весов данного товара в экспорте страны и в мировом экспорте) Количественный показатель для оценки степени включения той или иной страны в международное производство – экспортная или импортная квота (отношение объема экспорта/импорта к объему ВВП) Эффективность внешней торговли определяется экономическим эффектом: Эвн.торг.=Зи/Зэ Теоретическое обоснование – А. Смит (принципы абс. преимуществ), Д. Риккардо (принципы сравнительных преимуществ), теорема Хекшера-Улина (страна имеет сравн. преим. в пр-ве того товара, в созд. кт исп-ся изобильный для страны фактор)+Самуэльсон (в связи с переливом факторов пр-ва в совр. условиях имеется тенденция к выравниванию цен на факторы пр-ва) Получение эффекта от внешней торговли: прямой (получение прибыли от покупки дешевой импортной продукции в сравнении с затратами на покупки дорогой отечественной), косвенный (опосредованное проявление в виде воздействия на структуру и кач. состав ВНП). Виды внешнеторговой политики:
Предмет, метод и функции экономической теории Предмет: 1. Меркантилисты – деятельность, связ. с торговлей и притоком денег 2. Физиократы – наличие ресурсов 3. Классич. школа – наука о богатстве, созданном человеческим трудом 4. Кейнсианцы – анализ макроэконом. деятельности 5. Марксисты – эк. отношения Содержание предмета эк теории – изучение всей совокупности эк отношений в единстве производственных, технико-эк и организационно-эк отношений общества. С точки зрения объекта исследования эк теория делится на 2 части: микроэкономику и макроэкономику. Экономикс – методология эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека 1) позитивную экономикс (ищет научные объективные объяснения того, как функционирует экономика) 2) нормативную экономикс (изучает как должна функционировать экономика) Методы изучения: 1) Научные абстракции – познание сущности через изучение отдельных форм а) Движение от абстрактного к конкретному: анализ (разложение на составляющие), дедукция (частные выводы на основе общих положений) б) Движение от конкретного к абстрактному: синтез (соединение), индукция (от частного к общему) 2) Экстраполяция 3) Гипотеза 4) Моделирование (модель – упрощ. описание) Функции: 1. аналитическая функция (описание, обобщение и объяснение экономических процессов) 2. рекомендательная функция науки (научное обоснование экономической политики государства, выбор форм и методов хозяйствования, решение тех или иных конкретных вопросов) 3. экспертная (сравнительный анализ предлагаемых решений, оценка их обоснованности, ближайших и долгосрочных последствий) 4. мировоззренческая (оказывает мощное влияние на господствующую в стране экономическую идеологию, на стереотипы массового сознания)
Россия в системе мирового хозяйства: факторы повышения конкурентоспособности в условиях глобализации. Серьезной проблемой российской экономики остается ее низкая конкурентоспособность на мировых рынках, обусловленная прежде всего отставанием в производительности труда, отсутствием крупных транснациональных корпораций и перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. По данным всемирного экономического форума, по уровню конкурентоспособности Россия в 2007 г. находилась на 58 месте в мире (из 131 страны). Выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия существенно отстает от ведущих развивающихся стран по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям. Высокая макроэкономическая стабильность, таким образом, может и не обеспечивать эффективность бизнеса, также как и общую высокую конкурентоспособность страны. Глобальная конкурентоспособность ассоциируется прежде всего с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций. В рисунке 2 (приложение) - г лавные конкуренты в глазах руководителей ведущих корпораций развитых стран(в % от числа опрошенных). Одна из причин заключается в том, что в списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала «Forbes» российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских – 35, индийских – 47, китайских – 54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании пока слабо представлены в списках ТНК развивающихся стран. Крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объемом зарубежных активов на уровне 8 млрд долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малайзийской государственной нефтяной компании «Petronas» (26 млрд долл. зарубежных активов). Согласно международной классификации «технологичности» отраслей (по показателю отношения НИОКР к условно-чистой продукции), они подразделяются на: высокотехнологичные; относительно высокотехнологичные; относительно низкотехнологичные; низкотехнологичные. В ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления новых высокотехнологичных компаний. Достаточно взглянуть на долгосрочные (до 2020 г.) инвестиционные планы ведущих российских корпораций, чтобы убедиться в этом. В рисунке 3 (приложение) представлен объем инвестиций по отраслям экономики на основе анализа планов крупного бизнеса (проекты свыше 50 млн долл.): Из рисунка видно, что в планы крупного бизнеса инвестирование в высокотехнологичные отрасли экономики не входит: на долю машиностроения и химии приходится 9% всех планируемых инвестиций, а 70% – на долю топлива, транспорта, энергетики. Подобное развитие событий подтверждается и региональной структурой перспективных инвестиций крупного бизнеса до 2020 г. Лидерами здесь являются Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Трудно представить на этих территориях интенсивное развитие наукоемких отраслей. Скорее речь идет о дальнейших вложениях в добычу и эксплуатацию природных ресурсов и связанных с ними производств. Наконец, крупнейшие перспективные инвесторы (до 2020 г.) – также из нефтегазового сектора: на долю компаний «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» придется до 75% всего объема инвестиций корпоративного сектора. В настоящее время политика ЕС в отношении бизнеса включает в себя два основных элемента: создание стимулирующей институциональной среды для твердо стоящих на ногах компаний и формирование новых фирм в растущих (наукоемких) секторах экономики. Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики становится завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех ее сегментах и создание компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями. Новая государственная промышленная политика – это, прежде всего, политика формирования и развития эффективных конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно осуществлять необходимые государству проекты и программы.»
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.01 с.) |