Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная торговля и эффективность национальной экономики

Поиск

Внешняя торговля представляет собой процесс реализации товаров и услуг в сфере экономических отношений между отдельными государствами.

Материальной основой внешнеторговых отношений выступает международное разделение факторов производства, отражающее специализацию отдельных национальных экономик на пр-ве опред. видов продукции. В основе – природно-географические условия, наличие факторов производства.

Смысл состоит в том, что вывозя товары, данная страна находит доп. рынки сбыта, импорт же позволяет получать продукцию, вообще не производимую в стране.

Крупные страны с большим населением наименее задействованы во внешней торговле.

Количественный показатель для оценки меры участия того или иного производства в международной торговле – коэффициент относительной экспортной специализации К=Эом (отношение удельных весов данного товара в экспорте страны и в мировом экспорте)

Количественный показатель для оценки степени включения той или иной страны в международное производство – экспортная или импортная квота (отношение объема экспорта/импорта к объему ВВП)

Эффективность внешней торговли определяется экономическим эффектом: Эвн.торг.иэ

Теоретическое обоснование – А. Смит (принципы абс. преимуществ), Д. Риккардо (принципы сравнительных преимуществ), теорема Хекшера-Улина (страна имеет сравн. преим. в пр-ве того товара, в созд. кт исп-ся изобильный для страны фактор)+Самуэльсон (в связи с переливом факторов пр-ва в совр. условиях имеется тенденция к выравниванию цен на факторы пр-ва)

Получение эффекта от внешней торговли: прямой (получение прибыли от покупки дешевой импортной продукции в сравнении с затратами на покупки дорогой отечественной), косвенный (опосредованное проявление в виде воздействия на структуру и кач. состав ВНП).

Виды внешнеторговой политики:

  Фритрэдэрство Протекционизм
Суть Регулирующая роль государства Свободный импорт и экспорт Наличие сущ. импортных ограничений Направлена на ограждение нац. пр-ва
+ Стимуляция конкуренции Создание благопр. условий на внутр. рынке Сохранение необх. гос-ву отраслей Защита молодых отраслей от конкуренции Обесп. стабильной занятости
Приверженность к протекционизму. Инструменты: таможенные тарифы на импортные товары, импортные квоты, нетарифные ограничения (с-ма лицензирования)

 

Предмет, метод и функции экономической теории

Предмет:

1. Меркантилисты – деятельность, связ. с торговлей и притоком денег

2. Физиократы – наличие ресурсов

3. Классич. школа – наука о богатстве, созданном человеческим трудом

4. Кейнсианцы – анализ макроэконом. деятельности

5. Марксисты – эк. отношения

Содержание предмета эк теории – изучение всей совокупности эк отношений в единстве производственных, технико-эк и организационно-эк отношений общества.

С точки зрения объекта исследования эк теория делится на 2 части: микроэкономику и макроэкономику.

Экономикс – методология эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека

1) позитивную экономикс (ищет научные объективные объяснения того, как функционирует экономика)

2) нормативную экономикс (изучает как должна функционировать экономика)

Методы изучения:

1) Научные абстракции – познание сущности через изучение отдельных форм

а) Движение от абстрактного к конкретному: анализ (разложение на составляющие), дедукция (частные выводы на основе общих положений)

б) Движение от конкретного к абстрактному: синтез (соединение), индукция (от частного к общему)

2) Экстраполяция

3) Гипотеза

4) Моделирование (модель – упрощ. описание)

Функции:

1. аналитическая функция (описание, обобщение и объяснение экономических процессов)

2. рекомендательная функция науки (научное обоснование экономической политики государства, выбор форм и методов хозяйствования, решение тех или иных конкретных вопросов)

3. экспертная (сравнительный анализ предлагаемых решений, оценка их обоснованности, ближайших и долгосрочных последствий)

4. мировоззренческая (оказывает мощное влияние на господствующую в стране экономическую идеологию, на стереотипы массового сознания)

 

Россия в системе мирового хозяйства: факторы повышения конкурентоспособности в условиях глобализации.

Серьезной проблемой российской экономики остается ее низкая конкурентоспособность на мировых рынках, обусловленная прежде всего отставанием в производительности труда, отсутствием крупных транснациональных корпораций и перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. По данным всемирного экономического форума, по уровню конкурентоспособности Россия в 2007 г. находилась на 58 месте в мире (из 131 страны). Выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия существенно отстает от ведущих развивающихся стран по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям. Высокая макроэкономическая стабильность, таким образом, может и не обеспечивать эффективность бизнеса, также как и общую высокую конкурентоспособность страны. Глобальная конкурентоспособность ассоциируется прежде всего с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций. В рисунке 2 (приложение) - г лавные конкуренты в глазах руководителей ведущих корпораций развитых стран(в % от числа опрошенных).

Одна из причин заключается в том, что в списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала «Forbes» российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских – 35, индийских – 47, китайских – 54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний

развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании пока слабо представлены в списках ТНК развивающихся стран. Крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объемом зарубежных активов на уровне 8 млрд долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малайзийской государственной нефтяной компании «Petronas» (26 млрд долл. зарубежных активов).

Согласно международной классификации «технологичности» отраслей (по показателю отношения НИОКР к условно-чистой продукции), они подразделяются на: высокотехнологичные; относительно высокотехнологичные; относительно низкотехнологичные; низкотехнологичные. В ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления новых высокотехнологичных компаний. Достаточно взглянуть на долгосрочные (до 2020 г.) инвестиционные планы ведущих российских корпораций, чтобы убедиться в этом. В рисунке 3 (приложение) представлен объем инвестиций по отраслям экономики на основе анализа планов крупного бизнеса (проекты свыше 50 млн долл.):

Из рисунка видно, что в планы крупного бизнеса инвестирование в высокотехнологичные отрасли экономики не входит: на долю машиностроения и химии приходится 9% всех планируемых инвестиций, а 70% – на долю топлива, транспорта, энергетики. Подобное развитие событий подтверждается и региональной структурой перспективных инвестиций крупного бизнеса до 2020 г. Лидерами здесь являются Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Трудно представить на этих территориях интенсивное развитие наукоемких отраслей. Скорее речь идет о дальнейших вложениях в добычу и эксплуатацию природных ресурсов и связанных с ними производств. Наконец, крупнейшие перспективные инвесторы (до 2020 г.) – также из нефтегазового сектора: на долю компаний «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» придется до 75% всего объема инвестиций корпоративного сектора.

В настоящее время политика ЕС в отношении бизнеса включает в себя два основных элемента: создание стимулирующей институциональной среды для твердо стоящих на ногах компаний и формирование новых фирм в растущих (наукоемких) секторах экономики. Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики становится завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех ее сегментах и создание компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями. Новая государственная промышленная политика – это, прежде всего, политика формирования и развития эффективных конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно осуществлять необходимые государству проекты и программы.»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.33.136 (0.008 с.)