Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная структура населения↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие о рядах динамики Одной из важнейших задач статистики является изучение изменений анализируемых показателей во времени, т.е. их динамика. Эта задача решается при помощи анализа рядов динамики (или временных рядов). Ряд динамики (или динамический ряд) представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующих изменение общественных явлений во времени. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) у. Уровни ряда это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время — это моменты или периоды, к которым относятся уровни. Построение и анализ рядов динамики позволяют выявить и измерить закономерности развития общественных явлений во времени. Эти закономерности не проявляются четко на каждом конкретном уровне, а лишь в тенденции, в достаточно длительной динамике. На основную закономерность динамики накладываются другие, прежде всего случайные, иногда сезон влияния. Выявление основной тенденции в изменении уровней, именуемой трендом, является одной из главных задач анализа рядов динамики. По времени, отраженному в динамических рядах, они разделяются на моментные и интервальные. Моментным называется ряд динамики, уровни которого характеризуют состояние явления на определенные даты (моменты времени). Поскольку в каждом последующем уровне содержится полностью или частично значений предыдущего уровня, суммировать уровни моментного ряда не следует, так как это приводит к повторному счету. Интервальным (периодическим) рядом динамики называется такой ряд, уровни которого характеризуют размер явления за конкретный период времени (год, квартал, месяц). Значения уровней интервального ряда в отличие от уровней моментного ряда не содержатся в предыдущих или после дующих показателях, их можно просуммировать, что позволяет получать ряды динамики более укрупненных периодов. Интервальный ряд, где последовательные уровни могут суммироваться, можно представить как ряд с нарастающими итогами. При построении таких рядов производится последовательное суммирование смежных уровней. Этим достигается суммарное обобщение результата развития изучаемого явления с начала отчетного периода (месяца, квартала, года и т.д.). Уровни в динамическом ряду, могут быть представлены абсолютными, средними или относительными величинами. Так, рассмотренных рядах динамики уровни выражены абсолютными статистическими величинами. Средними величинами могут выражаться уровни, характеризующие динамику средней реальной заработной платы в промышленности, динамику урожайности зерновых культур (ц/га). Относительными вели чинами характеризуются, например, динамика доли городского и сельского населения (%) и уровня безработицы. По расстоянию между уровнями ряды динамики подразделяются на ряды с равностоящими и не равностоящими уровнями по времени. Например, ранее приведенные данные численности рабочих за 2000-2002 гг. представляют собой ряд динамику с равностоящими уровнями (численность работников представлена через равные, следующие друг за другом интервалы времени). Если в рядах динамики прерывающиеся или неравномерные интервалы времени, то такие ряды являются не равностоящими. Ряды динамики могут быть изображены графически. Графическое изображение позволяет наглядно представить развитие явления вo времени и способствует проведению анализа уровней. Наиболее распространенным видом графического изображения для аналитических целей является линейная диаграмма, которая строится в прямоугольной системе координат: на оси абсцисс отмечается время, а на оси ординат — уровни ряда. Наряду с линейной диаграммой для графического изображения рядов динамики в целях популяризации широко используются столбиковая диаграмма, секторная диаграмма и другие виды диаграмм (фигурные, квадратные, полосовые и т.п.) Городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов. Критерии отнесения населенных мест к городским поселениям: • минимальная численность населения (не менее 12 тыс. человек в городах и 3 тыс. человек в поселках городского типа) • доля занятого населения вне сельского хозяйства в общей численности населения — не менее 85 %. Признаки классификации городских населений: • время возникновения • величина • экономико-географическое положение • сочетание функций • территория обслуживания Типология городов по размеру (численности населения): • крупнейшие (свыше 0,5 млн чел-к) • крупные (0,25-0,5 млн чел-к) • большие (0,1-0,25 млн чел-к) • средние (50-100 тыс.чел-к) • малые (до 50 тыс. чел-к) Сельское расселение - распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. При этом сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. Система сельского расселения отличается от систем городского и смешанного типа тем, значительная часть трудоспособного населения занята в сельскохозяйственном производстве и территория самих населенных пунктов находится на территории соответствующих предприятий. Поэтому без учета перспектив развития населенных мест. их границ и внутреннего устройства невозможно правильно разместить угодья и севообороты, проложить дороги, осуществить мелиоративные и природоохранные мероприятия, создать условия для правильной организации производства, труда и управления им. К категории сельских населенных пунктов относятся: ·агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий; ·поселки, деревни – населенные пункты, в которых создана соответствующая производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам; ·все остальные населенные пункты (село, хутор и др.). ·При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов. При классификации поселений по их людности в статистическом учете все они распределяются на большее или меньшее число групп, от мельчайших (в 1—5 жителей) до наиболее крупных (10 тысяч жителей и более), следуя общим принципам статистических группировок. В типологическом отношении важно выделить такие величины людности, с которыми связаны существенные качественные особенности населенных пунктов. Формы расселения сельского населения в мире чрезвычайно разнообразны. Население может проживать в населенных пунктах, которые по их производственным функциям можно разделить на три типа: сельскохозяйственные, несельскохозяйственные и смешанные. Существует и другой тип расселения — дисперсное или рассеянное расселение, примером которого является хуторское или фермерское расселение. Имеются и сезоннообитаемые пункты, населенные в некоторые периоды года, передвижные поселения, меняющие свое местоположение в связи с деятельностью жителей. По характеру производственной деятельности все сельское население можно разделить на занятое сельскохозяйственным трудом и не занятое в этой отрасли. сельские населенные пункты разделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные, т. е. по основному роду деятельности их жителей Типологизация сельских поселений сложнее из-за большого разнообразия. Сельские населенные пункты бывают разные: аграрные; индустриально-аграрные; аграрно-административные. Важнейший признак для типологизации - людность поселения. Выделяют мельчайшие, мелкие, средние, крупные сельские поселения. Вопрос 35 ПОЛОВАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Население по полу делится на мужчин и женщин, соотношение между которыми образует половую структуру. Половая структура населения формируется под влиянием демографических и социально-экономических факторов. Демографическими факторами являются соотношение мальчиков и девочек среди родившихся, различия в уровне смертности мужского и женского населения, миграция. К социально-экономическим относятся размещение производительных сил, положение женщин в обществе, войны. Территориальным передвижениям в большей степени подвержены мужчины, поэтому в местностях выбытия населения, как правило, увеличивается удельный вес женщин, а в местностях прибытия— удельный вес мужчин. Для создания пропорционального полового соотношения важное значение имеет комплексное развитие индустрии отдельных регионов страны, обеспечивающее рабочими местами и мужское, и женское население. Социально-экономическое положение женщин в обществе, особенно в развивающихся странах, отражается на уровне смертности женского населения и ведет к снижению их удельного веса в общей численности населения. Сильное влияние на половую структуру населения оказывают войны. Большие потери мужского населения на полях сражений приводят к ее нарушению в сторону значительного долговременного преобладания женщин. Для количественной характеристики половой структуры статистика населения применяет абсолютные и относительные показатели. К абсолютным относятся численность мужчин и женщин; абсолютный перевес женщин над мужчинами, который рассчитывается как разность числеиностей женского и мужского населения и характеризует, насколько женщин в населении больше или меньше, чем мужчин. Относительными показателями половой структуры являются удельный вес мужчин и женщин в населении; число мужчин в расчете на 1000 женщин; относительный перевес женского населения над мужским, который определяется как разность доли женщин и мужчин в населении (исчисляется в долях единицы). Численность мужчин и женщин на земном шаре примерно совпадает (50,1% против 49,9%). В развитых странах мира в основном преобладает женское население, а в развивающихся странах — мужское, что связано с положением женщин в обществе, историческими и другими причинами. По прогнозам ООН х концу XX в. будет наблюдаться выравнивание половой структуры населения: в развитых странах— в направлении роста удельного веса мужчин, а в развивающихся — в направлении удельного веса женщин в населении. В анализе структуры населения по полу важная роль принадлежит показателю относительного перевеса женщин над мужчинами, который отражает, насколько доля женского населения больше (меньше) мужского. Если показатель долевого перевеса составляет до 1'%, мы имеем незначительную, если от 1 до 3% — среднюю и если 3% и более — существенную диспропорцию половой структуры населения. Для характеристики динамики половой структуры населения используют темпы роста (прироста) мужчин и женщин, показатель сравнения темпов роста, который отражает, во сколько раз мужское население увеличивается быстрее, чем женское, или наоборот. Статистическое изучение половой структуры имеет большое практическое значение при планировании размещения и развития производительных сил, составлении баланса трудовых ресурсов, исследовании закономерностей естественного движения и воспроизводства населения. СЕМЕЙНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ Люди, как известно, живут семьями и бывают одинокими. Но следует иметь в виду, что бюджетная статистика считает отдельной семьей и одиноко живущих членов общества. Статистика населения выделяет одиноких и ведет счет семей, начиная с двух совместно проживающих человек. Основные признаки семьи как единицы статистического наблюдения обозначены в главе I учебника. Здесь же рассматривается только структура населения по составу его семей и статистические вопросы группировки по этому признаку. Состав населения по семейному признаку дает первое представление о воспроизводстве населения, поскольку основной функцией семьи является забота членов семьи друг о друге, рождение и воспитание детей, организация быта. Статистическое изучение семейного состава населения заключается в количественной характеристике изменений по признаку родства и социально-экономического состава семьи, где демографический состав показывает участие семей в воспроизводстве населения, а социально-экономический — организацию быта, потребления материальных и духовных благ в семье. При изучении состава семей по признаку родства прежде всего выделяют семьи с брачной парой — полные и без брачной пары— неполные. В полных семьях выделяют простые с двумя подгруппами: 1) брачная пара без детей, 2) брачная пара с детьми и сложные, 3} брачная пара без детей с родителями или прародителями супругов, 4} брачная пара без детей с родственниками по прямой линии (братья, сестры), 5) брачная пара с детьми и родственниками по боковой линии (пт)очие родственники). Здесь состав семьи определяется через ядро семьи — самую молодую по возрасту брачную пару в семье. Неполные семьи могут состоять из матери (отца) с детьми; совместно проживающих родственников. Выделение полных семей позволяет дать характеристику будущего семьи, ее возможного увеличения за счет новых рождений. Они могут быть названы перспективными, если супруги находятся в репродуктивном возрасте. Кроме родственного состава семей, широко используются вариационные ряды распределения семей по числу членов. В таком ряду вариантами выступает число членов: 2, 3, 4, 5,..., а частотами— число семей данного размера (иногда частость). По этому ряду распределения рассчитываются статистические характеристики — средняя, мода, медиана по правилам статистической теории, Приведем 3 таких ряда по населению СССР в переписях соответствующего года. Средний размер семьи уменьшается. Это связано с уменьшением числа детей и выделением молодых семей. Происходит процесс «нуклеаризации семей». Кроме изучения семей по признаку родства, статистика характеризует их потребление. Через него получается личный доход населения, который образуется из части национального дохода, переходящей непосредственно в личное потребление, и части общественных доходов фондов потребления. При таком анализе выделяют семьи с иждивенцами и без них. Вторая группа в свою очередь делится на подгруппы, имеющих: всего иждивенцев, в том числе в детском возрасте, в трудоспособном возрасте, в послетрудоспособном возрасте. Особо выделяются семьи, имеющие в своем составе иждивенцев государства: пенсионеров и стипендиатов. По национальному составу различают однонациональные и этнически смешанные семьи. В СССР наблюдается увеличение числа смешанных в национальном отношении семей Рост числа национально-смешанных семей и сближение по этим показателям города и села — результат сближения образа жизни народов СССР. В связи с разделением семей на однонациональные и межнациональные рассматривается вопрос об их крепости и продуктивности. Крепость семей региона или группы можно аттестовать разводимостью в них. Оказывается, что разводимость в однонациональных и межнациональных семьях примерно одинакова. Продуктивность семей может быть отмечена числом детей, отражающим средний размер семьи. Средний размер межнациональных семей больше, чем однонациональных, следовательно, первые продуктивней. Важным элементом служит изучение этапов формирования семей, развитие которых не прерывается смертью супругов и их детей или же разводом, и жизнь семьи протекает нормально. В этом случае семьи проходят 4 этапа: 1) период роста — от образования брачной пары до рождения последнего ребенка, 2) период стабильного состояния — от рождения последнего ребенка до выделения из семьи первого из взрослых детей, 3) период зрелости — когда из нее уходят все дети, 4) период затухания — от момента выделения последнего ребенка до смерти одного из супругов. При изучении этапов семьи не учитываются многообразные отклонения от нормального развития. Наибольшее внимание уделяется первому этапу, когда семья растет за счет рождения детей. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Уровень образования — одна из важнейших качественных характеристик населения. Он выступает неотъемлемой частью культурного уровня и необходимой предпосылкой формирования кадрового потенциала страны. К. Маркс писал, что «степень искусности наличного населения является... главным накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда, существующим, однако, в самом живом труде»1. Для всесторонней характеристики образовательного уровня населения целесообразно использовать совокупность статистических показателей. Исходный показатель здесь — грамотность населения. Оценивается она по удельному весу лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке в возрасте от 9 до 49 лет включительно в общей численности населения этого же возраста. По данным первой Всеобщей переписи населения 1897 г. грамотность населения в возрасте 9—49 лег составляла 28,4%, в том числе женщин— 16,6, а мужчин — 40,3%. Доля грамотных в сельской местности была значительно выше, чем в городах, — соответственно 76,2 и 43,0%. После победы Великого Октября проведение культурной революции явилось одной из важнейших задач молодого Советского государства. В 1926 г. неграмотные составляли 43%, в 1939 г. — 13, в 1959 г.— 1,5%, а согласно переписи населения 1970 г —лишь 0,2%. Таким образом, уже к 1959 г. СССР стал страной практически сплошной грамотности. В связи с этим необходимость расчета доли лиц, умеющих читать или писать, отпала, и с 1979 г. вопрос о грамотности был исключен из программ советских переписей населения, а его заменил вопрос о типе оконченного учебного заведения. В настоящее время для характеристики образовательной структуры населения используются два основных показателя. Во-первых, число лиц, имеющих тот или иной уровень образования, в расчете на 1000 человек населения в возрасте 10 лет и старше. Выбор нижней границы возраста обусловлен тем, что только к 10 годам можно получить начальное образование. Однако в этом случае показатели выходят в значительной степени заниженными, поскольку в расчет принимаются и те лица, которые в силу своего возраста не смогли еще получить более высокого образования. Так, например, получить высшее образование можно не раньше, чем в возрасте 21—22 года, но при определении числа лиц, имеющих высшее образование, на 1000 чел-овек населения учитываются и лица младших возрастов. Во-вторых, образовательную структуру можно выразить в расчете на 1000 человек занятого населения. Тогда удается получить более реальную характеристику образовательного состава. Однако следует иметь в виду, что определенная часть занятого населения обучается в вечерних и заочных школах, техникумах, вузах. Поэтому правильнее было бы показывать уровень образования по отношению к контингенту населения, закончившему процесс обучения (как правило, это лица в возрасте 25 лет). Изменение образовательной структуры населения показано в табл. Как видим, образовательный потенциал населения страны значительно вырос. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию особенно быстро увеличилась численность лиц, имеющих среднее общее образование. Наблюдался также существенный рост числа имеющих высшее и среднее специальное образование. Процесс же снижения среди занятого населения числа работников с неполным средним образованием проявился только в начале 70-х годов, что связано с постепенным выходом на пенсию лиц, получивших свое образование еще в довоенный период. Оценивая процесс роста образовательного потенциала населения, следует учитывать, что его структура должна быть оптимальной, т. е. соотношение численностей работников, имеющих высшее, среднее специальное и среднее общее образование, должно в максимальной степени соответствовать структуре потребности народного хозяйства в работниках различной квалификации. Возможность получения того или иного уровня образования в значительной степени зависит от возраста человека, поэтому важное значение имеют повозрастные показатели образовательного уровня. Они рассчитываются как отношение численности лиц конкретного возраста, имеющих данный уровень образования, к их общей численности, и позволяют полнее охарактеризовать образовательный уровень, а также отразить процесс его роста от поколения к поколению. В 1970 г. наиболее образованным было поколение 20—29-летних, т. е. лиц, родившихся в 1940—1949 гг. Из них 53% окончили, как минимум, полную среднюю школу. В то же время среди 30—39-летних, т. е. родившихся в 1930—1939 гг., таких было 33%, а в поколении 1920—1929 гг.— лишь 24% 1. Для каждого возраста можно дать сводную оценку образовательного уровня в виде среднего количества лет обучения. Расчет этого показателя проводится по формуле средней арифметической взвешенной. В качестве взвешенной величины используется число лет обучения, необходимых для достижения того или иного уровня образования. Так, для получения начального образования в настоящее время требуется три года, неполного среднего — восемь лет, полного среднего — десять, среднего специального — двенадцать-тринадцать и высшею образования — пятнадцать лег. Однако необходимо учитывать, что продолжительность обучения на каждой ступени образования может со временем меняться и, следовательно, будет разной у отдельных возрастных контингентов населения, получивших одинаковое образование, но в разные годы. Весами выступает численность населения данного возраста, имеющего определенное образование. Таким образом, получаем показатель числа лет обучения лиц. данного возраста. Этот показатель можно рассматривать как одну из важных характеристик образовательного потенциала населения. Аналогично определяется общее число человеко-лет и продолжительность обучения для всего населения. Согласно данным Всесоюзной переписи 1979 г. о распределении населения по образованию общее число человеко-лет обучения составило более 1,6 млрд. Средняя продолжительность обучения в настоящее время 10 лет и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Большое значение имеет анализ образовательного уровня по республикам. В каждой из них быстрыми темпами увеличивалась численность населения, имеющего высшее и среднее образование. Но особенно заметный рост наблюдался в Молдавии и республиках Средней Азии, у которых исходный уровень образования был низким. При сравнении уровней образования по республикам необходимо принимать во внимание различия в возрастном составе населения, поскольку каждое новое поколение обладает большим образовательным потенциалом. Следовательно, чем больше доля лиц молодых возрастов {25—39 лет), тем, при прочих равных условиях, уровень образования всего населения будет выше. Значительно сблизился уровень образования у мужчин и женщин. Особенно это заметно у занятого населения. Так, если во всем населении в 1987 г. из каждых 1000 мужчин высшее и среднее образование имели 741 человек, а для женщин этот показатель составил 681 человек, то для занятого населения — соответственно 890 и 888 человек1. Столь большие различия в образовательном уровне женщин в целом объясняются тем, что основную часть домохозяек составляют лица с относительно невысоким уровнем образования. И здесь прослеживается связь между уровнем образования женщин, рождаемостью и их занятостью в общественном производстве. Постепенно выравнивается уровень образования городских и сельских жителей. Так, в 1939 г. на 1000 занятых в городах приходилось 242 человека с высшим и средним (полным и неполным) образованием, а в сельской местности — лишь 63. В 1987 г. эти показатели составили соответственно 909 и 849 человек2. Однако, как видим, процесс стирания различий еще далек от своего завершения. Характеристика образовательной структуры не может быть полной, если не учитывать различия в уровне образования по отдельным социально-экономическим группам населения. Материалы Всесоюзных переписей населения позволяют проследить процесс роста интеллектуального уровня по общественным группам, по ха-. рактеру занятости (преимущественно физическим или преимуще-ственно умственным трудом) и видам занятости, а также по сферам и отраслям народного хозяйства. Такие данные представлены по каждой республике в разрезе уровней образования. Помимо рассмотренных показателей для характеристики про-, цесса формирования образовательного потенциала важное значение имеют численность учащихся образовательных школ по группам классов и их выпуск, прием и численность студентов вузов и техникумов, выпуск специалистов высшими и средними специальными учебными заведениями, подготовка кадров в ПТУ и др. Такие данные позволяют не только полнее отразить образовательную структуру общества, но выявить основные тенденции ее изменения. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Профессия представляет собой относительно постоянный вид трудовой деятельности (занятий) человека в системе общественного разделения труда, требующий наличия знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения или опыта. Профессиональная структура — это распределение трудоспособного населения по профессиям. Изучение профессионального состава населения имеет важное значение для характеристики трудовых ресурсов, планомерного обеспечения отраслей народного хозяйства кадрами различного профиля, планирования подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства. Анализ профессиональной структуры играет большую роль при изучении женской занятости, исследовании профессиональной заболеваемости и смертности, тенденций рождаемости и т. д. Изучение профессионального состава населения предполагает прежде всего рассмотрение профессионального состава занятых в народном хозяйстве как наиболее экономически активной его части. Наиболее полные сведения о профессиональной структуре представлены в материалах Всесоюзных переписей населения. Кроме того, Госкомстат СССР регулярно проводит учет численности рабочих по профессиям. Им охватываются предприятия и организации отраслей материального производства. Данные переписей населения и сведения этого учета позволяют выявить направления и масштабы происходящих в результате научно-технического прогресса изменений профессиональной структуры. В настоящее время среди профессий рабочих, общих для всех отраслей промышленности, наиболее многочисленными являются такие, как слесари, станочники по металлу, электромонтеры, машинисты и мотористы, контролеры, водители автомобилей, численность которых составила более 9,8 млн. человек, или 38,1'% общей численности рабочих промышленности. Для строительства наиболее характерны такие рабочие профессии, как машинисты и мотористы, слесари, плотники, бетонщики, каменщики, штукатуры, маляры — 3,4 млн. человек, или 59,4%. Следует отметить профессии преимущественно женского труда. Так, в отраслях промышленности больше всего работает мотальщиц, прядильщиц швей, ткачих, портных, рабочих хлебопекарного и молочного производства, лаборантов, контролеров, кладовщиков. Доля женщин среди рабочих этих профессий составляет более 90%. В строительстве по рабочим профессиям удельный вес женщин наиболее высок среди маляров — 78%, штукатуров — 69, облицовщиков — 37%. Весьма высок также удельный вес женщин, занятых на тяжелых физических работах. Так, среди землекопов — их 13%, каменщиков— 12, бетонщиков — 6, а дорожных рабочих — 34%1. Одним из важных проявлений прогрессивных изменений профессиональной структуры населения выступает процесс постепенного увеличения доли работников механизированного и автоматизированного труда, занятых управлением, регулировкой и контролем работы сложного оборудования и соответствующего снижения удельного веса численности работников профессий, связанных с малоквалифицированным ручным трудом. Процесс сокращения применения ручного труда заметно ускорился в последнее время. Так, за 1986—1987 гг. с ручных работ было высвобождено более 1,5 млн. человек, что впервые обеспечило не только относительное, но и абсолютное сокращение численности работников профессий ручного труда. Однако существующие темпы такого сокращения явно недостаточны. Вместе с тем следует учитывать, что ручной труд неоднороден по своему содержанию, так как включает в себя не только простой, но и сложный труд. Поэтому в перспективе следует ожидать дальнейшее увеличение численности лиц, по таким профессиям высококвалифицированного ручного труда, как наладчики, операторы, регулировщики оборудования и приборов и т. д. Изменение структуры общественного производства, рост уровня механизации труда приводит к постоянному увеличению доли профессий преимущественно умственного труда и сокращению доли занятых преимущественно физическим трудом. Так, по сравнению с 1970 г. численность работников преимущественно умственного труда увеличилась в 1979 г. на 129,4% и составила 29,5% к общему числу занятых. Вместе с тем наблюдается некоторый рост доли работников, занятых -физическим трудом в торговле, общественном питании, на транспорте. Среди работников преимущественно умственного труда быстро увеличивалась доля педагогов, воспитателей, научных работников, работников культуры, физической культуры, здравоохранения и т. д. В дальнейшем в связи с усилением социальной направленности планов экономического развития, опережающим ростом сферы обслуживания населения будет наблюдаться увеличение занятости по профессиям, характерным для непроизводственной сферы. Снижение доли работников физического труда происходит на фоне процесса исчезновения одних профессий, появления других и перераспределения работников между существующими профессиями. Так, для металлургических производств, например, характерно уменьшение численности рабочих по таким профессиям, как завальщик, загрузчик шихты, формовщик и др. В машиностроении и металлообработке в результате внедрения современного производительного оборудования, прогрессивной технологии уменьшилась численность станочников по металлу. Значительно снизилась численность рабочих таких тяжелых профессий, как кузнец, молотобоец, клепальщик, котельщик. В легкой промышленности увеличение парка автоматических ткацких станков позволило сократить численность ткачей, прядильщиц, мотальщиц. В то же время с освоением новых технологий появились также профессии рабочих, как сварщики на диффузионно-сварочных, лазерных и электронно-лучевых установках, операторы лазерных голографических и ультразвуковых установок, операторы станков с программным управлением и т. д. Все это означает, что трансформируются не только количественные пропорции между отдельными профессиями, но и претерпевает изменение их функциональное содержание: повышается их интеллектуальная насыщенность, о чем свидетельствует рост образовательного уровня работников. Так, например, за 1970—1979гг. среди занятых преимущественно физическим трудом доля лиц, имеющих общее среднее образование, увеличилась в 2,2, а удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием — в 2,5 раза. Важная закономерность изменения профессиональной структуры— это преодоление узкопрофильного разделения труда. Например, внедрение в машиностроении автоматических линий привело к слиянию' функций рабочего-станочника, слесаря-ремонтника и электромонтера и возникновению новой профессии — наладчика автоматических линий, что значительно повышает эффективность труда, делает его более привлекательным и содержательным, способствует гармоничному развитию личности. Вопрос 38 Вопрос 39 Прогнозирование населения. Прогнозирование численности и состава населения является важной составной частью социального прогнозирования, так как дает необходимую информацию не только об изменении объемов потребностей населения (на основе данных об изменении его численности), но и об изменении структуры этих потребностей (в соответствии с изменением качественного состава населения, абсолютным ростом или сокращением численности отдельных его групп). Так, сокращение средней численности семьи потребует, при прочих равных условиях, снижения количества комнат в квартирах, а снижение уровня рождаемости будет сигнализировать о сокращении потребности в количестве мест в детских дошкольных учреждениях в ближайшем будущем. Кроме того, прогнозы населения позволяют получать и опосредованные социальные прогнозы. Так, снижение уровня рождаемости позволяет прогнозировать снижение потребности в товарах детского ассортимента, а следовательно, и сокращение потребности в рабочей силе на соответствующих предприятиях. С другой стороны, тот же самый процесс, вероятно, приведет к увеличению численности женщин после 40 лет, ищущих работу на условиях полного рабочего времени. А все вместе это, очевидно, будет воздействовать на ситуацию на местном рынке труда, вызывая ее обострение, — прежде всего в плане трудоустройства женщин. Безусловно, процесс социального прогнозирования далеко не так прост и однозначен. Разработка серьезного прогноза требует одновременного учета большого количества дополнительной и очень разносторонней информации. Так, возвращаясь к примеру о сокращении средней численности семьи, следует отметить, что сделанный нами выше вывод о снижении потребности в многокомнатных квартирах может оказаться неверным при условии одновременного повышения уровня жизни населения и увеличении уровня среднедушевых доходов и (или) при относительном или абсолютном снижении арендной платы за жилье (налогов на имущество) или относительном снижении стоимости (платы за аренду) многокомнатных квартир по сравнению с малокомнатными. Таким образом, этот пример демонстрирует ошибочность прогнозных заключений, сделанных на основе недостаточно полной информации, и иллюстрирует необходимость привлечения разнообразной дополнительной информации, и прежде всего экономической, — как о текущей ситуации (конъюнктура рынка, уровень цен и доходов населения и т.п.), так и направленности тенденций и скорости изменения ситуации. Не менее важной является и информация, получаемая непосредственно от населения в результате проведения социологических исследований. Однако именно демографическая информация и прогнозы населения в большинстве случаев являются базой и создают надежную основу для разработки достоверных социальных прогнозов. Виды прогнозов населения. В настоящее время приняты следующие основные классификации прогнозов населения на основании использования различных признаков. По объекту прогнозирования: прогнозы общей численности населения; прогнозы изменения структуры населения; прогнозы естественного движения населения; прогнозы механического движения населения. По продолжительности рассматриваемого временного интервала: краткосрочные (1—5 лет); среднесрочные (5 — 25 лет); долгосрочные (свыше 25 лет). По методам прогнозирования: по типу используемых математических функций; по демографическим моделям воспроизводства; по статистическим моделям воспроизводства населения; по передвижке возрастов; по сочетанию разных методов. Исторически прогнозирование населения начиналось с прогнозов его численности, причем в довольно специфической форме—с определения продолжительности так называемого «периода удвоения населения». Его расчетами занимались и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.021 с.) |