Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этническая структура населенияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этническая структура представляет собой распределение населения по признаку национальной, расовой и религиозной принадлежности, различным языковым показателям, которые учитываются в переписях и статистических формах текущего учета. В мире насчитывается около трех тысяч народов, часть которых в результате длительного исторического развития сложилась в нации; другие представляют собой народности; третьи — группы племен или отдельные племена. В широком смысле народ — это большая группа людей, связанных прежде всего местом своего происхождения или проживания. Более конкретный смысл этого понятия состоит в следующем. Народ — это обозначение всех видов этнических общностей. Нация представляет собой историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования территориальных и экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, развития национального самосознания1. Национальность — это термин, применяемый для обозначения современных народностей, наций и других этнических групп, населяющих страну. Племя — это тип объединения людей в социальную организацию доклассового общества, имеющую племенную территорию, определяющую экономическую общность соплеменников, самосознание и самоназвание. Значительное число стран мира являются многонациональными государствами. Яркий пример многонационального государства — СССР, который объединяет более 200 наций и народностей, в том числе 22 народа с численностью, превышающей 1 млн. человек. Территориально-административное деление нашей страны также многообразно. Территориально-административной единицы принято называть коренной национальностью. Кроме территориального смешения народов, происходят этнические процессы, непосредственно влияющие на национальный состав населения. Один из них — процесс ассимиляции, который проявляется в том, что группы людей, принадлежащих к определенной нации, оказавшись в тесном контакте с другим народом, и особенно в его среде, воспринимают его язык, культуру, традиции и постепенно сливаются с ним, причисляя себя к данному народу. Процесс ассимиляции проявляется в смешанных в национальном отношении браках. Процесс, заключающийся в слиянии нескольких, обычно близких по языку и культуре этнических общностей в более крупную, называется процессом консолидации. Например, племена могут объединяться в народности, а народности — в нацию. Распределение населения в целом по различным языковым показателям: родной язык, разговорный язык, язык грамотности, а также в сочетании с другими этническими признаками — образует языковую структуру населения. Общее число языков мира превышает 4 тыс. К наиболее распространенным языкам мира по состоянию на начало 1980-х годов относятся: китайский— 1100 млн. человек, говорящих на этом языке, английский — 400 млн., хинди и урду — 300 млн., испанский — 280 млн., русский — 220 млн., бенгальский, индонезийский и аоаб-ский — по 160 млн., португальский— 140 млн., японский— 120 млн., немецкий— 100 млн. На этих языках говорят более 60% населения мира. Все языки мира по родственным связям образуют 15 языковых семей, каждая из которых включает группы близких друг другу языков, бывших в древности диалектами одного языка или входивших в один языковый союз. Народы СССР в основном принадлежат к четырем языковым семьям: индоевропейская — 80,2% населения, алтайская—15,4%, кавказская — 2,5%, уральская— 1,7%. Процессы этнической ассимиляции происходят быстрее языковой, поэтому в нашей стране число языков коренных национальностей больше, чем число наших народов. В СССР насчитывается около 130 языков, из них около 70 литературных. За 70 лет Советской власти более 50 народов создали свою письменность. По данным переписи населения 1979 г., большинство народов нашей страны (93,1%) считают родным язык своей национальности. В СССР имеет широкое распространение двуязычие: 28,1% всего населения свободно владеют вторым языком народов СССР, из них 23,3%—русским, который является средством межнационального общения. Русским владеют 82% всего населения нашей страны. Распределение населения по признаку расовой принадлежности с выделением малых и больших рас, а также переходных типов, образует расовый состав населения. Признак расовой принадлежности учитывается в переписях населения лишь отдельных стран мира (США, Бразилии и некоторых других). Раса представляет собой исторически сложившуюся общность людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние признаки (цвет кожи, волос и глаз, форма носа и губ, рост и пропорции тела и др.), а также некоторые «скрытые» признаки — группа крови, иммунитет к определенным заболеваниям и др. В мире имеются четыре большие расы: европеоидная, монголо-идная, негроидная и австралоидная. Каждая из них подразделяется на малые расы. Особо выделяются переходные формы между расами. Расовый состав населения мира на начало 1980 г. представлен в табл. 4.24. В СССР основной расой является европеоидная. На ее долю приходится 86'% общей численности населения СССР. К северной группе относятся народы северо-западной европейской части СССР, т. е. народы Прибалтики. К южной группе — большинство народов Закавказья. Переходные формы между большой европеоидной расой и азиатской ветвью монголоидной расы представляют казахи, некоторые народы Средней Азии. Коренные жители Западной и Восточной Сибири относятся к азиатской ветви большой монголоидной расы. Народы Севера представляют арктическую ветвь монголоидной расы. Религиозная структура населения или его состав по вероисповеданию охватывает не все население, а лишь верующую часть. Наиболее распространенной мировой религией является христианство, подразделяющееся на главные ветви: православие, католицизм и протестантизм, который состоит из многих течений и сект. К мировым религиям относятся ислам или мусульманство, основные ветви которого — суннизм, шиизм и буддизм. Крупные религии распространены в Индии (индуизм) и Японии (синтоизм). Статистический учет населения по его религиозной принадлежности в мире очень приблизителен, поэтому примерная численность представителей различных религий следующая: христиане составляют свыше 1000 млн. человек, в том числе католики — 580, протестанты— 340, православные — 80 млн.; мусульмане насчитывают около 700 млн.; индуисты—520; буддисты — 250; конфуцианцы— 180; синтоисты — 90 млн. человек. В. СССР при полной свободе вероисповедания большая часть населения — неверующие. Однако до Октябрьской революции большинство народов европейской части России по вероисповеданию относилось к православным. За годы Советской власти подавляющая часть населения СССР отошла от религии, в силу ряда причин, в том числе — роста культурного и образовательного уровней. СЕМЕЙНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ Люди, как известно, живут семьями и бывают одинокими. Но следует иметь в виду, что бюджетная статистика считает отдельной семьей и одиноко живущих членов общества. Статистика населения выделяет одиноких и ведет счет семей, начиная с двух совместно проживающих человек. Основные признаки семьи как единицы статистического наблюдения обозначены в главе I учебника. Здесь же рассматривается только структура населения по составу его семей и статистические вопросы группировки по этому признаку. Состав населения по семейному признаку дает первое представление о воспроизводстве населения, поскольку основной функцией семьи является забота членов семьи друг о друге, рождение и воспитание детей, организация быта. Статистическое изучение семейного состава населения заключается в количественной характеристике изменений по признаку родства и социально-экономического состава семьи, где демографический состав показывает участие семей в воспроизводстве населения, а социально-экономический — организацию быта, потребления материальных и духовных благ в семье. При изучении состава семей по признаку родства прежде всего выделяют семьи с брачной парой — полные и без брачной пары— неполные. В полных семьях выделяют простые с двумя подгруппами: 1) брачная пара без детей, 2) брачная пара с детьми и сложные, 3} брачная пара без детей с родителями или прародителями супругов, 4} брачная пара без детей с родственниками по прямой линии (братья, сестры), 5) брачная пара с детьми и родственниками по боковой линии (пт)очие родственники). Здесь состав семьи определяется через ядро семьи — самую молодую по возрасту брачную пару в семье. Неполные семьи могут состоять из матери (отца) с детьми; совместно проживающих родственников. Выделение полных семей позволяет дать характеристику будущего семьи, ее возможного увеличения за счет новых рождений. Они могут быть названы перспективными, если супруги находятся в репродуктивном возрасте. Кроме родственного состава семей, широко используются вариационные ряды распределения семей по числу членов. В таком ряду вариантами выступает число членов: 2, 3, 4, 5,..., а частотами— число семей данного размера (иногда частость). По этому ряду распределения рассчитываются статистические характеристики — средняя, мода, медиана по правилам статистической теории, Приведем 3 таких ряда по населению СССР в переписях соответствующего года. Средний размер семьи уменьшается. Это связано с уменьшением числа детей и выделением молодых семей. Происходит процесс «нуклеаризации семей». Кроме изучения семей по признаку родства, статистика характеризует их потребление. Через него получается личный доход населения, который образуется из части национального дохода, переходящей непосредственно в личное потребление, и части общественных доходов фондов потребления. При таком анализе выделяют семьи с иждивенцами и без них. Вторая группа в свою очередь делится на подгруппы, имеющих: всего иждивенцев, в том числе в детском возрасте, в трудоспособном возрасте, в послетрудоспособном возрасте. Особо выделяются семьи, имеющие в своем составе иждивенцев государства: пенсионеров и стипендиатов. По национальному составу различают однонациональные и этнически смешанные семьи. В СССР наблюдается увеличение числа смешанных в национальном отношении семей Рост числа национально-смешанных семей и сближение по этим показателям города и села — результат сближения образа жизни народов СССР. В связи с разделением семей на однонациональные и межнациональные рассматривается вопрос об их крепости и продуктивности. Крепость семей региона или группы можно аттестовать разводимостью в них. Оказывается, что разводимость в однонациональных и межнациональных семьях примерно одинакова. Продуктивность семей может быть отмечена числом детей, отражающим средний размер семьи. Средний размер межнациональных семей больше, чем однонациональных, следовательно, первые продуктивней. Важным элементом служит изучение этапов формирования семей, развитие которых не прерывается смертью супругов и их детей или же разводом, и жизнь семьи протекает нормально. В этом случае семьи проходят 4 этапа: 1) период роста — от образования брачной пары до рождения последнего ребенка, 2) период стабильного состояния — от рождения последнего ребенка до выделения из семьи первого из взрослых детей, 3) период зрелости — когда из нее уходят все дети, 4) период затухания — от момента выделения последнего ребенка до смерти одного из супругов. При изучении этапов семьи не учитываются многообразные отклонения от нормального развития. Наибольшее внимание уделяется первому этапу, когда семья растет за счет рождения детей. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Уровень образования — одна из важнейших качественных характеристик населения. Он выступает неотъемлемой частью культурного уровня и необходимой предпосылкой формирования кадрового потенциала страны. К. Маркс писал, что «степень искусности наличного населения является... главным накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда, существующим, однако, в самом живом труде»1. Для всесторонней характеристики образовательного уровня населения целесообразно использовать совокупность статистических показателей. Исходный показатель здесь — грамотность населения. Оценивается она по удельному весу лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке в возрасте от 9 до 49 лет включительно в общей численности населения этого же возраста. По данным первой Всеобщей переписи населения 1897 г. грамотность населения в возрасте 9—49 лег составляла 28,4%, в том числе женщин— 16,6, а мужчин — 40,3%. Доля грамотных в сельской местности была значительно выше, чем в городах, — соответственно 76,2 и 43,0%. После победы Великого Октября проведение культурной революции явилось одной из важнейших задач молодого Советского государства. В 1926 г. неграмотные составляли 43%, в 1939 г. — 13, в 1959 г.— 1,5%, а согласно переписи населения 1970 г —лишь 0,2%. Таким образом, уже к 1959 г. СССР стал страной практически сплошной грамотности. В связи с этим необходимость расчета доли лиц, умеющих читать или писать, отпала, и с 1979 г. вопрос о грамотности был исключен из программ советских переписей населения, а его заменил вопрос о типе оконченного учебного заведения. В настоящее время для характеристики образовательной структуры населения используются два основных показателя. Во-первых, число лиц, имеющих тот или иной уровень образования, в расчете на 1000 человек населения в возрасте 10 лет и старше. Выбор нижней границы возраста обусловлен тем, что только к 10 годам можно получить начальное образование. Однако в этом случае показатели выходят в значительной степени заниженными, поскольку в расчет принимаются и те лица, которые в силу своего возраста не смогли еще получить более высокого образования. Так, например, получить высшее образование можно не раньше, чем в возрасте 21—22 года, но при определении числа лиц, имеющих высшее образование, на 1000 чел-овек населения учитываются и лица младших возрастов. Во-вторых, образовательную структуру можно выразить в расчете на 1000 человек занятого населения. Тогда удается получить более реальную характеристику образовательного состава. Однако следует иметь в виду, что определенная часть занятого населения обучается в вечерних и заочных школах, техникумах, вузах. Поэтому правильнее было бы показывать уровень образования по отношению к контингенту населения, закончившему процесс обучения (как правило, это лица в возрасте 25 лет). Изменение образовательной структуры населения показано в табл. Как видим, образовательный потенциал населения страны значительно вырос. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию особенно быстро увеличилась численность лиц, имеющих среднее общее образование. Наблюдался также существенный рост числа имеющих высшее и среднее специальное образование. Процесс же снижения среди занятого населения числа работников с неполным средним образованием проявился только в начале 70-х годов, что связано с постепенным выходом на пенсию лиц, получивших свое образование еще в довоенный период. Оценивая процесс роста образовательного потенциала населения, следует учитывать, что его структура должна быть оптимальной, т. е. соотношение численностей работников, имеющих высшее, среднее специальное и среднее общее образование, должно в максимальной степени соответствовать структуре потребности народного хозяйства в работниках различной квалификации. Возможность получения того или иного уровня образования в значительной степени зависит от возраста человека, поэтому важное значение имеют повозрастные показатели образовательного уровня. Они рассчитываются как отношение численности лиц конкретного возраста, имеющих данный уровень образования, к их общей численности, и позволяют полнее охарактеризовать образовательный уровень, а также отразить процесс его роста от поколения к поколению. В 1970 г. наиболее образованным было поколение 20—29-летних, т. е. лиц, родившихся в 1940—1949 гг. Из них 53% окончили, как минимум, полную среднюю школу. В то же время среди 30—39-летних, т. е. родившихся в 1930—1939 гг., таких было 33%, а в поколении 1920—1929 гг.— лишь 24% 1. Для каждого возраста можно дать сводную оценку образовательного уровня в виде среднего количества лет обучения. Расчет этого показателя проводится по формуле средней арифметической взвешенной. В качестве взвешенной величины используется число лет обучения, необходимых для достижения того или иного уровня образования. Так, для получения начального образования в настоящее время требуется три года, неполного среднего — восемь лет, полного среднего — десять, среднего специального — двенадцать-тринадцать и высшею образования — пятнадцать лег. Однако необходимо учитывать, что продолжительность обучения на каждой ступени образования может со временем меняться и, следовательно, будет разной у отдельных возрастных контингентов населения, получивших одинаковое образование, но в разные годы. Весами выступает численность населения данного возраста, имеющего определенное образование. Таким образом, получаем показатель числа лет обучения лиц. данного возраста. Этот показатель можно рассматривать как одну из важных характеристик образовательного потенциала населения. Аналогично определяется общее число человеко-лет и продолжительность обучения для всего населения. Согласно данным Всесоюзной переписи 1979 г. о распределении населения по образованию общее число человеко-лет обучения составило более 1,6 млрд. Средняя продолжительность обучения в настоящее время 10 лет и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Большое значение имеет анализ образовательного уровня по республикам. В каждой из них быстрыми темпами увеличивалась численность населения, имеющего высшее и среднее образование. Но особенно заметный рост наблюдался в Молдавии и республиках Средней Азии, у которых исходный уровень образования был низким. При сравнении уровней образования по республикам необходимо принимать во внимание различия в возрастном составе населения, поскольку каждое новое поколение обладает большим образовательным потенциалом. Следовательно, чем больше доля лиц молодых возрастов {25—39 лет), тем, при прочих равных условиях, уровень образования всего населения будет выше. Значительно сблизился уровень образования у мужчин и женщин. Особенно это заметно у занятого населения. Так, если во всем населении в 1987 г. из каждых 1000 мужчин высшее и среднее образование имели 741 человек, а для женщин этот показатель составил 681 человек, то для занятого населения — соответственно 890 и 888 человек1. Столь большие различия в образовательном уровне женщин в целом объясняются тем, что основную часть домохозяек составляют лица с относительно невысоким уровнем образования. И здесь прослеживается связь между уровнем образования женщин, рождаемостью и их занятостью в общественном производстве. Постепенно выравнивается уровень образования городских и сельских жителей. Так, в 1939 г. на 1000 занятых в городах приходилось 242 человека с высшим и средним (полным и неполным) образованием, а в сельской местности — лишь 63. В 1987 г. эти показатели составили соответственно 909 и 849 человек2. Однако, как видим, процесс стирания различий еще далек от своего завершения. Характеристика образовательной структуры не может быть полной, если не учитывать различия в уровне образования по отдельным социально-экономическим группам населения. Материалы Всесоюзных переписей населения позволяют проследить процесс роста интеллектуального уровня по общественным группам, по ха-. рактеру занятости (преимущественно физическим или преимуще-ственно умственным трудом) и видам занятости, а также по сферам и отраслям народного хозяйства. Такие данные представлены по каждой республике в разрезе уровней образования. Помимо рассмотренных показателей для характеристики про-, цесса формирования образовательного потенциала важное значение имеют численность учащихся образовательных школ по группам классов и их выпуск, прием и численность студентов вузов и техникумов, выпуск специалистов высшими и средними специальными учебными заведениями, подготовка кадров в ПТУ и др. Такие данные позволяют не только полнее отразить образовательную структуру общества, но выявить основные тенденции ее изменения. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Профессия представляет собой относительно постоянный вид трудовой деятельности (занятий) человека в системе общественного разделения труда, требующий наличия знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения или опыта. Профессиональная структура — это распределение трудоспособного населения по профессиям. Изучение профессионального состава населения имеет важное значение для характеристики трудовых ресурсов, планомерного обеспечения отраслей народного хозяйства кадрами различного профиля, планирования подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства. Анализ профессиональной структуры играет большую роль при изучении женской занятости, исследовании профессиональной заболеваемости и смертности, тенденций рождаемости и т. д. Изучение профессионального состава населения предполагает прежде всего рассмотрение профессионального состава занятых в народном хозяйстве как наиболее экономически активной его части. Наиболее полные сведения о профессиональной структуре представлены в материалах Всесоюзных переписей населения. Кроме того, Госкомстат СССР регулярно проводит учет численности рабочих по профессиям. Им охватываются предприятия и организации отраслей материального производства. Данные переписей населения и сведения этого учета позволяют выявить направления и масштабы происходящих в результате научно-технического прогресса изменений профессиональной структуры. В настоящее время среди профессий рабочих, общих для всех отраслей промышленности, наиболее многочисленными являются такие, как слесари, станочники по металлу, электромонтеры, машинисты и мотористы, контролеры, водители автомобилей, численность которых составила более 9,8 млн. человек, или 38,1'% общей численности рабочих промышленности. Для строительства наиболее характерны такие рабочие профессии, как машинисты и мотористы, слесари, плотники, бетонщики, каменщики, штукатуры, маляры — 3,4 млн. человек, или 59,4%. Следует отметить профессии преимущественно женского труда. Так, в отраслях промышленности больше всего работает мотальщиц, прядильщиц швей, ткачих, портных, рабочих хлебопекарного и молочного производства, лаборантов, контролеров, кладовщиков. Доля женщин среди рабочих этих профессий составляет более 90%. В строительстве по рабочим профессиям удельный вес женщин наиболее высок среди маляров — 78%, штукатуров — 69, облицовщиков — 37%. Весьма высок также удельный вес женщин, занятых на тяжелых физических работах. Так, среди землекопов — их 13%, каменщиков— 12, бетонщиков — 6, а дорожных рабочих — 34%1. Одним из важных проявлений прогрессивных изменений профессиональной структуры населения выступает процесс постепенного увеличения доли работников механизированного и автоматизированного труда, занятых управлением, регулировкой и контролем работы сложного оборудования и соответствующего снижения удельного веса численности работников профессий, связанных с малоквалифицированным ручным трудом. Процесс сокращения применения ручного труда заметно ускорился в последнее время. Так, за 1986—1987 гг. с ручных работ было высвобождено более 1,5 млн. человек, что впервые обеспечило не только относительное, но и абсолютное сокращение численности работников профессий ручного труда. Однако существующие темпы такого сокращения явно недостаточны. Вместе с тем следует учитывать, что ручной труд неоднороден по своему содержанию, так как включает в себя не только простой, но и сложный труд. Поэтому в перспективе следует ожидать дальнейшее увеличение численности лиц, по таким профессиям высококвалифицированного ручного труда, как наладчики, операторы, регулировщики оборудования и приборов и т. д. Изменение структуры общественного производства, рост уровня механизации труда приводит к постоянному увеличению доли профессий преимущественно умственного труда и сокращению доли занятых преимущественно физическим трудом. Так, по сравнению с 1970 г. численность работников преимущественно умственного труда увеличилась в 1979 г. на 129,4% и составила 29,5% к общему числу занятых. Вместе с тем наблюдается некоторый рост доли работников, занятых -физическим трудом в торговле, общественном питании, на транспорте. Среди работников преимущественно умственного труда быстро увеличивалась доля педагогов, воспитателей, научных работников, работников культуры, физической культуры, здравоохранения и т. д. В дальнейшем в связи с усилением социальной направленности планов экономического развития, опережающим ростом сферы обслуживания населения будет наблюдаться увеличение занятости по профессиям, характерным для непроизводственной сферы. Снижение доли работников физического труда происходит на фоне процесса исчезновения одних профессий, появления других и перераспределения работников между существующими профессиями. Так, для металлургических производств, например, характерно уменьшение численности рабочих по таким профессиям, как завальщик, загрузчик шихты, формовщик и др. В машиностроении и металлообработке в результате внедрения современного производительного оборудования, прогрессивной технологии уменьшилась численность станочников по металлу. Значительно снизилась численность рабочих таких тяжелых профессий, как кузнец, молотобоец, клепальщик, котельщик. В легкой промышленности увеличение парка автоматических ткацких станков позволило сократить численность ткачей, прядильщиц, мотальщиц. В то же время с освоением новых технологий появились также профессии рабочих, как сварщики на диффузионно-сварочных, лазерных и электронно-лучевых установках, операторы лазерных голографических и ультразвуковых установок, операторы станков с программным управлением и т. д. Все это означает, что трансформируются не только количественные пропорции между отдельными профессиями, но и претерпевает изменение их функциональное содержание: повышается их интеллектуальная насыщенность, о чем свидетельствует рост образовательного уровня работников. Так, например, за 1970—1979гг. среди занятых преимущественно физическим трудом доля лиц, имеющих общее среднее образование, увеличилась в 2,2, а удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием — в 2,5 раза. Важная закономерность изменения профессиональной структуры— это преодоление узкопрофильного разделения труда. Например, внедрение в машиностроении автоматических линий привело к слиянию' функций рабочего-станочника, слесаря-ремонтника и электромонтера и возникновению новой профессии — наладчика автоматических линий, что значительно повышает эффективность труда, делает его более привлекательным и содержательным, способствует гармоничному развитию личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.102.46 (0.017 с.) |