Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межэтнические отношения в КазахстанеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Клишина М.В. к.ф.н., профессор, Алиева Д.О. студент гр. Э-13с КЭУК, Караганда, Казахстан С момента провозглашения Казахстана суверенным государством, он начал развиваться молниеносными темпами. В современном мире Республика Казахстан рассматривается как одно из достаточно успешных государств, за 25 лет наша Республика добилась устойчивой политической системы, общественной стабильности, высоким международным авторитетом, Казахстан стал страной с постоянно развивающейся экономикой и стабильными межэтническими отношениями. Все это является следствием правильно направленной политики Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, который стремится демократическому государству с эффективной экономикой. Одной из причин такого успешного развития является правильная политика межэтнических отношений. Для Казахстана, где проживают более 130 национальностей, это определенно важный вопрос. Межэтнические отношения в республике считаются спокойными и стабильными. К слову, Казахстан был и остается уникальным примером межнационального мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе и мировом пространстве. Многие считают, что главным условием нынешнего общественно-политического согласия, мира и терпимости в межнациональных отношениях является принятие нормативно-правовых документов, утверждающих равенство прав и возможностей всех граждан Казахстана независимо от их этнического происхождения. В настоящее время законодательство Республики Казахстан учитывает мировой опыт и такие фундаментальные принципы демократии, как: обеспечение равенства всех граждан, защита прав и свобод человека, выборность представительных органов власти при всеобщем избирательном праве, признание интересов меньшинства. В государстве нет ни одного закона, который содержал бы положения, ущемляющие права человека по этническому или религиозному принципу. В частности в Казахстане приняты ряд важных законов - закон «О национальных меньшинствах», закон «О языках», - направленные на углубление межкультурного взаимодействия, межэтнического согласия и стабильности. Серьезное внимание Президентом уделяется политическому представительству этнических групп Казахстана. В этой связи одной из наиболее заметных инициатив в области национальной политики, направленной на достижение гармонизации межэтнических отношений в Казахстане, стала идея Президента Н.А. Назарбаева по созданию республиканского органа, который объединил бы все этнические группы. Озвученная в 1992 году на Форуме народов нашей республики, она была реализована в марте 1995 года, когда указом Главы государства была образована Ассамблея народов Казахстана (с 2007 года Ассамблея народа Казахстана). За все время своего существования Ассамблея прошла путь от консультативно-совещательного до конституционного органа, внося свой весомый вклад в укрепление стабильности, межнационального согласия и мира в нашей стране. Она стала одним из основных институтов казахстанской демократии, олицетворяющим практическую реализацию главных принципов демократического конституционализма, правового государства, прав и свобод человека. Под эгидой Ассамблеи объединены 23 республиканских и более 470 региональных национально-культурных объединений, образующих, по меткому выражению Президента Н.А. Назарбаева, своеобразную «инфраструктуру дружбы» нашей страны. В настоящее время Ассамблея народа Казахстан а вступила в новый этап своего развития, связанный с существенным расширением ее полномочий и функций. Представители различных крупнейших этнических групп АНК получили места в Мажилисеи Сенате для представления интересов, мнений и политической позиции населения, непосредственной связи с государственными органами и руководством республики. Институциональная роль представителей АНК в Парламенте обеспечивает принятие законопроектов, которые соответствуют задачам сохранения мира и стабильности в межэтнических отношениях и противодействия принятию законов, нарушающих конституционные права граждан страны. Президент Казахстана подтвердил, что «... важным условием политической модернизации нашего уникального по своему этническому составу государства является обеспечение общественной стабильности, межнационального согласия, дружбы народов» [1]. Следует отметить, что Ассамблея народа Казахстана гармонично вписалась в систему жизнедеятельности молодого суверенного государства. Общественно-политическая деятельность данной структуры оказывает самое положительное влияние на осуществление в Республике Казахстан политики единения и равного развития представителей различных национальностей и конфессий. Ассамблея Народа Казахстана за годы своей деятельности разработала практические рекомендации, обеспечивающие межнациональное согласие и политическую стабильность в Республике Казахстан. Эта неполитическая и неправительственная организация решает задачу всенародного укрепления межнационального согласия в Казахстане. Кроме того, Ассамблея Народа отражает весь спектр идеалов и интересов всех народов Казахстана и каждого этноса в отдельности. Важным направлением политики Главы государства, направленной на сохранение и укрепление межэтнического мира и согласия в стране, является обеспечение всем казахстанцам равного доступа к социально-экономическим правам и свободам, гарантированным государством. Сегодня в республике осуществлены базовые основные экономические реформы, создана стабильная инфраструктура рыночной экономики страны. Как следствие этого, в экономике Казахстана сформировались позитивные макроэкономические тенденции, усовершенствована законодательная база, что позволяет говорить о том, что экономика страны вышла на траекторию стабильного экономического роста. Получив право на свободу предпринимательской деятельности, развернули свой бизнес сотни тысяч казахстанских соотечественников всех национальностей. Государством оказывается социальная защита, без ущемления по национальному признаку. Отметим, что для большинства этносов Казахстана возможность свободно и открыто вести экономическую деятельность позволяет самореализоваться и быть активными участниками экономических процессов. Даже при всем изобилии жителей Казахстана, которые считают, что политика межэтнических отношений в нашей стране идет в правильном направлении есть и те, кто считает, что политика наших межэтнических отношений не так лояльна, как об этом утверждает Президент Республики Казахстан. Самыми крупными проблемами они считаю языковую проблему, проблему дискриминации по национальному признаку при устройстве на работу, а также неконтролируемую миграцию приезжих из стран ближнего зарубежья. Языковая проблема связывается населением с опасениями, что в будущем их дети не смогут из-за незнания государственного языка иметь возможность получить хорошее образование и устроиться на престижную работу. Этот же мотив является основным в миграционных настроениях. Согласно исследованиям Казахстанского Информационного портала, который провел опрос среди жителей Казахстана с целью узнать их мнение о межэтнических отношения в стране, показывает что несмотря на то, что в целом в стране сохраняются стабильные межнациональные отношения, тем не менее, 3,5% принявших участие в опросе казахов, 9,9% русских и 11,8% представителей других национальностей уже приняли решение о переезде в другую страну и рано или поздно уедут из Казахстана, и 16,2%, 40,5% и 38,1% респондентов соответственно не исключают такую возможность в будущем. Одной из причин переезда на постоянное место жительства в другую страну названо отсутствие уверенности представителей некоренных национальностей в успешном будущем своих детей и внуков в Казахстане (54,2%), Все это опять - таки увязывается с языковой политикой, которая, несмотря на взвешенный и лояльный подход, не находит понимания среди представителей некоренных национальностей. Эту проблему поднял в своем выступлении на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент страны: «Со времени обретения мы проводили самую либеральную на всем постсоветском пространстве языковую политику. Но необходимо глубже и точнее разъяснять обществу ее суть. Ведь она является стержнем национальной политики любого государства» [2]. Суть языковой политики, по мнению Президента, заключается в следующих основополагающих принципах. Во - первых, общество должно прийти к осознанию важности и необходимости знания государственного языка. По словам Президента страны, нельзя заставлять людей старшего поколения насильно учить язык. Но молодежь в Казахстане должна знать: без знания государственного языка работать в госорганах, сфере услуг, правоохранительных органах или судебной сфере будет невозможно. Во-вторых, перевод делопроизводства на государственный язык предполагает не ущемление кого - либо, а предоставление возможностей перевода и свободного использования русского языка его носителями. В-третьих, владение одним из международных языков, каким является русский, есть фактор, расширяющий информационные горизонты в современном мире. В обозримом будущем этот язык будет оставаться фактором конкурентоспособности Казахстана. Поэтому уровень его знания должен оставаться высоким. Иными словами, необходимо встречное движение в знании государственного языка и русского, что будет служить фактором взаимоуважения и укрепления стабильности в стране. И, наконец, следует избегать ненужной политизации в этом вопросе, решать языковую проблему цивилизованными методами, с учетом языковых потребностей населения страны. Другой проблемой является постепенное изменение этнодемо - графической структуры населения страны. Согласно данным Агентства РК по статистике по состоянию на 1 января 2016 г., численность населения страны составила 17 670 957 человек. Наиболее многочисленными в этническом составе населения республики являются семь национальностей - казахи, русские, украинцы, узбеки, уйгуры, татары и немцы, на долю которых приходится около 95% от общей численности населения страны. Доля казахов составила 66,01%, русских - 21,05%, узбеки 3,07%, украинцы 1,7%, уйгуры 1,44%, татары 1,17% и других этносов - 5,56%. Эти данные иллюстрируют уменьшение численности одних народностей (преимущественно славянских и европейских) и увеличение численности других - преимущественно тюркских народностей (уйгуры, узбеки и др.). Для сравнения, данные Агентства РК по статистике 2007 гола доля казахов составила 59,2%, русских - 25,6%, украинцев и узбеков - по 2,9%, уйгуров и татар - по 1,5%, немцев - 1,4% и других этносов - 5%. Уменьшение численности одних народностей происходит, во-первых, по причине внешней миграции. Например, в период до 2003 г. в среднем в год Казахстан покинуло порядка 100 тысяч русских. После 2003 г. темпы выезжающих из Казахстана представителей русской национальности снизились до 50 - 80 тысяч в год. Тем не менее, приведенные выше результаты соцопроса показывают преобладающие миграционные настроения, чему также способствует активная политика РФ в этой сфере. В частности, в 2007 г. вступил в силу «Указ о добровольном переселении в Россию соотечественников, проживающих за рубежом», что позволит, скорее всего, менее обеспеченным гражданам РК русской и других национальностей выехать из Казахстана и перебраться в Россию за счет средств, предоставляемых переселенцам на организацию переезда и обустройство на новом месте проживания. Так, социологический опрос показал, что 0,8% русских и 0,2% представителей других национальностей уже готовятся к переезду в Россию в рамках программы переселения согласно данному Указу. Во-вторых, именно для представителей славянских и европейских этносов, проживающих в Казахстане, характерны более низкая рождаемость и более высокий уровень пенсионного возраста. Ввиду названных причин их численность и удельный вес в национальной структуре населения республики будет снижаться. Таким образом, можно предположить, что, несмотря на сохраняющуюся достаточно стабильную внутриполитическую ситуацию и относительный рост уровня жизни населения, тем не менее, в силу всех естественных причин, численность славянских и европейских этносов будет уменьшаться в среднем до 1% в год. Что касается численности преимущественно тюркских народностей, таких, как уйгуры, узбеки и т.д., то ее увеличение происходит ввиду тех же естественных причин: более высокая рождаемость, благоприятная экономическая ситуация в стране, наличие свободных мест на рынке труда и на фоне более низкого уровня жизни в соседних центрально азиатских республиках характерны более низкая рождаемость и более высокий уровень пенсионного возраста. Ввиду названных причин их численность и удельный вес в национальной структуре населения республики будет снижаться. Таким образом, можно предположить, что, несмотря на сохраняющуюся достаточно стабильную внутриполитическую ситуацию и относительный рост уровня жизни населения, тем не менее, в силу всех естественных причин, численность славянских и европейских этносов будет уменьшаться в среднем до 1% в год. Что касается численности преимущественно тюркских народностей, таких, как уйгуры, узбеки и т.д., то ее увеличение происходит ввиду тех же естественных причин: более высокая рождаемость, благоприятная экономическая ситуация в стране, наличие свободных мест на рынке труда и на фоне более низкого уровня жизни в соседних центрально азиатских республиках. Тем не менее, несмотря на выше указанные негативные тенденции и мнения, автор считает, что для межэтнических отношений в Республике Казахстан изначально была выбрана правильная политика и безусловно надо также продолжать ей следовать, постоянно совершенствую её и улучшая на пути к демократии.
Библиографический указатель: 1.Указ Президента Республики Казахстан «Об образовании Ассамблеи народов Казахстана» // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. - 1995. - № 8. -С. 84. 2.Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества: Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на совместном заседании палат Парламента РК // Казахстанская правда. - 2007. - 17мая. - С. 1, 2. 3.Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана // http://www.zakon.kz/ - 2006. – 26 октября. 4.http://www.kazportal.kz/ 5.http://articlekz.com/ 6.Данные Агентства РК по статистике на 2016 год
УДК 37.017 (574) ХИЗБ УТ- ТАХРИР -
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.014 с.) |