Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Папство и его роль в Европе в средние векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клишина М.В. к. ф.н., профессор, Жубекова А. студентка гр. МО-12 КЭУК, Караганда, Казахстан Слово папа происходит от греческого papas что означает «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей. На рубеже 2-го и 3-го веков в восточном христианстве титул папа присваивался патриарху Александрийской церкви. На западе этот титул носили епископы Карфагена и Рима. В 1073 папа Григорий VII заявил, что право носить титул папа имеет только римский епископ. Следует, однако, заметить, что до сегодняшнего дня официальная номенклатура, используемая в католическом церковном праве, не употребляет слова папа. Его заменяет выражение Римский понтифик, что отражает две главные функции папы: римский епископ и глава всей католической церкви. Официальное не использование слова «папа», возможно, определено библейским заветом Христа «… никого не называйте отцом, ибо один отец у вас Бог.». По католическому вероучению Папа Римский считается "викарием Иисуса Христа, преемником св. Петра (римские епископы считают себя прямыми наследниками апостола Петра), высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном государства-города Ватикана. Папа венчает многоступенчатую иерархию организации католицизма. Сочетание религиозной и светской власти - редчайший случай в истории новейшего времени. Бесспорно, влияние папы как личности на всю католическую церковь, это вполне понятно и объяснимо, особый интерес представляют наиболее яркие личности из числа Римских пап, и их личный вклад в историю католицизма [1/ c.12-17]. Кто же такой Римский Папа и как о нем учат сами католики? Его официальный титул: “Епископ Рима, Заместитель Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и митрополит провинции Романии, Суверен государства-града Ватикан, раб рабов Божиих”. Латинское слово викарий буквально переводится как “заместитель” или “наместник” - именно в таком смысле понимается католиками роль Римского Епископа. Под Князем Апостолов подразумевается святой апостол Петр, который мыслится католиками как некий абсолютный, монархический глава апостольской общины. Примас - это значит “старейший”, “первенствующий” из епископов. Слово суверен означает независимый светский правитель. Очень симптоматично, что поныне папа решительно настаивает на том, чтобы оставаться независимым главой светского государства, хотя бы такого маленького, территория которого занимает меньше гектара. Что же вытекает из этого титула на практике? В римско-католическом праве записано: “Верховная кафедра никем не может быть судима”. Из этой короткой фразы следует, что Римский Первосвященник не подлежит суду Вселенского Собора и что в самой Римской - Католической Церкви нет такого органа, который мог бы сказать папе, что он заблуждается, поступает неправильно, и осудить его. Папа выше Церкви и выше Вселенского Собора. А также самые правила Вселенского Собора не могут быть признаны действительными, если Собор не был созван папой и эти правила не были им утверждены. Ни один епископ в мире не может считаться подлинным епископом, если он свое посвящение получил без санкции Римского папы. Из учения о том, что папа стоит выше Вселенской Церкви, что он неподсуден не только человеческому, но и церковному суду, католики сделали еще один вывод. У них существует догмат о папской непогрешимости [2]. Католическое учение гласит, что Римский Первосвященник, когда он говорит от лица всей Церкви (есть такой термин ex cathedra, то есть “с кафедры” - не в том смысле, что он обязательно произносит свои слова, взойдя на кафедру, но в том, что он выступает официально) о вопросах вероучения или нравственности, не может заблуждаться и его определения непогрешимы сами по себе и не нужно ни подтверждения, ни принятия их церковной Полнотой, т.е. свойство непогрешимого учительства, которое принадлежит всей Церкви в целом, присваивается одному лицу - Римскому Епископу. Это довольно новый догмат. Он был принят только в 1870 г. на Первом Ватиканском Соборе, который католики называют Двадцатым Вселенским. Они продолжали счет Вселенских Соборов, причисляя к ним некоторые свои Соборы периода Средних веков, Возрождения и Нового времени. Сейчас они насчитывают двадцать один Вселенский Собор [3/ c28-30]. В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским. Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима - папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя -патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии. Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже, в 754 г., возникло Папское государство. По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической {всеобщей), а восточную - греко-православной (истинной).Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная - на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные - гремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили имен, семью, а в православии целибат распространялся только на монахов. Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин Великий передал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов - подделка. Окончательный раскол православной и католической церквей произошел в 1054 г. По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Священниками становились после особого обряда. Его проводил епископ - глава священников епархии (области). Приходские священники избирали епископа епархии. Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе [4/ c 50-51]. В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возглавили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой «феодальной лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Оттон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Оттон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов - вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля. Отгону благоприятствовало снижение в то время авторитета папы. Знать Рима и Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Оттон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей.Папы попали в полную зависимость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Оттона, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был принят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от участия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны подчиняться только ему, а не императору [4/ c 63-68]. В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований Григорий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась открытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпала от империи. В XII в. власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам оканчивались неудачей. В середине XII в. императором стал Фридрих Барбаросса. Это был умный и решительный человек. Он сумел несколько укрепить свою власть в Германии и хотел вновь подчинить Италию, но его рыцарское войско было разбито ополчением итальянских городов, которые поддержали папу. Поражение императора еще более усилило значение пап. Самым могущественным из них стал папа Иннокентий III (1198-1616). Иннокентий называл себя наместником Христа на земле. Он свергал и назначал императоров и королей. По приказу Иннокентия начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с еретиками и мусульманами. Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому росту населения. Однако к концу XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники - голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины турками-сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к немусульманам, паломничество туда стало почти невозможным. Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами - отсюда и его название. В Первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и крестьяне. В 1096-1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок-сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассальными владениями которого считались графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Государства крестоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правителями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Востоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не участвовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время Четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь ив 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила [5]. В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверждали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства. Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине - Акра. Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Отток наиболее воинственной части феодалов и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти. Ереси, т.е. отклонения от церковных догматов, возникли еще во времена становления христианской церкви. Однако с XII - XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности. Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг другу силы, - Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, - слугами дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поделить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим; общими иногда были даже жены. Еретики отказывались молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, в том числе правители больших областей, недовольные претензиями римских пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свою церковную организацию. Служители церкви осуждали ереси в проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые в ересях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, жалевших своих подданных, папы создали церковный суд - святую инквизицию (расследование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощренным пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом - ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений. Имущество осужденных делили между церковью и местными властями. Поэтому от инквизиции особенно страдали богатые горожане. В области, где еретиков было очень много, устраивали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III.В ходе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов. После Иннокентия IIIмогущество папства пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был подорван в ходе борьбы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV и последующим затем «авиньонским пленением» пап, продолжавшимся до 1377 г. Все это время папы жили в городе Авиньоне на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий раскол в католической церкви. В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. В Англии и Франции церковь фактически оказалась в подчинении королевской власти. Для преодоления кризиса католической церкви был сознан Вселенский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417 г. был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен [5].
Библиографический указатель:
1.«Папы и папство», Я.В. Ковальский, М. Политиздат, 1991 2.«Максим Козлов. Католическая экклезиология: папский примат и папская непогрешимость» // http://omolenko.com/publicistic/kozlov.htm/ 3.«Католицизм», М. П. Мчедлов, 2-е Изд., М. Политиздат, 1974 4.«История. Раздел III история средних веков» Артемов В., Лубченков Ю 5.«Католическая церковь. Крестовые походы» // http://www.student.ru/ УДК 316.74(574)
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ВАТИКАНА Клишина М.В. к.ф.н., профессор, Елубай Б., гр. Ю-14с КЭУК, Караганда, Казахстан
В наши непростые дни, многие ломают себе голову:«С чего это такая яростная атака на государство Израиля?» Практически не осталось ни одного большого международного института или организации, начиная от администрации Белого Дома, кончая Европарламентом, Великобританией, ООН, Россией, Лигой Арабских государств, Ираном. «Епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, требующую от Израиля «прекратить оккупацию палестинских земель и прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев»[1,стр 14]. Конференция, продолжавшаяся 2 недели, была созвана Папой Бенедиктом XVI для обсуждения положения христиан на Ближнем Востоке. Католики составляют религиозное меньшинство в регионе, которое с каждым годом сокращается. Израиль возлагает ответственность за это на мусульманских экстремистов, но у самих католиков, как выяснилось, иное мнение. Положение христиан на Ближнем Востоке плачевное, и только на территории государства Израиля их никто не преследует. Более того, монахи-католики оставшиеся в арабской автономии очень хотели бы жить на израильской стороне, потому что уже разобрались, где хорошо, и где плохо. Как выразил это Тимоти Гартон Эш: «Без папы не было бы Солидарности (движения сопротивления правительству тогдашней Польши. Авт.). Без Солидарности не было бы Горбачева. Без Горбачева не было бы падения коммунизма». «Падение коммунизма» в данном случае выразилось не в крушении идеологии, которая сейчас «живет и побеждает» на Западе, а в крушении государственности Советского Союза и его союзников стран Восточной Европы, которые давно, по сути, отошли от коммунистической идеологии. От нее остались лишь некоторые символы и названия. Это был внешний фасад, который скрывал совершенно другой строй. Его называли советский, социалистический. Но дело не в названии. По сути своей это был строй, ориентированный на строительство национальной государственности, объективно препятствующей созданию всего глобального, включая Глобальный каганат. Противостояние национального и глобального лежит в основе современной политической и экономической конфронтации. Во время существования Советского Союза именно он был ядром всего национального, вокруг которого объединились страны Восточной Европы и страны Третьего мира, также избравшие путь национальной государственности. СССР сформировал эту коалицию национальных сил, и на нем эта коалиция держалась. Благодаря этому, национальное могло защищаться и отражать атаки глобального. В период «холодной войны» неоднократно предпринимались попытки расшатать блок национальных сил. В 70е годы было принято стратегическое решение сначала, подточив союз изнутри, путем разложения какогото одного из членов, спровоцировать на мятеж, на революцию всех. А затем нанести смертельный удар по ядру альянса Советскому Союзу. Таким образом, встал вопрос, в каком государстве заложить ту мину, которая впоследствии взорвет всю систему национальной государственности так, чтобы от нее остались мелкие осколки.»[4,стр 35] Вопрос осуществления этого плана был непростым. Чтобы превратить какое-то государство во взрывное устройство, способное взорвать всю систему национальных сил и создать предпосылки для уничтожения ее ядра, нужно было продумать ряд условий, которым должно соответствовать это государство. Во-первых, это государство должно играть значительную роль в коалиции национальных сил, чтобы ситуация в нем действительно повлияла на всех. Во-вторых, поскольку главный удар был направлен против ключевой российской государственности как фундамента системы национального, нужно, чтобы это государство органически несло в своих недрах антироссийский заряд. То есть исторически жестко противостояло России, политически и духовно. В-третьих, нужно, чтобы это государство органически было связано с Западом, составляющим ядро коалиции глобальных сил. Органическая связь в данном случае означает исторический союз с Западом в политическом и духовном (религиозном) плане. Всем этим трем требованиям отвечала только одна страна Польша.Когда определились с государством, нужно было выработать стратегию подрывной работы, направленной на уничтожение системы национальной государственности во главе с СССР. Эта стратегия заключалась в том, чтобы сформировать внутри Польши такую силу, которая была бы способна действовать по двум направлениям против собственной национальной государственности и против СССР как авангарда системы национальной государственности в мире. Иоанн Павел II принял активное участие в формировании такой силы и выступил как ее духовный лидер. Авторитет Папы Римского позволил обеспечить масштабность и открытость подрывной антигосударственной деятельности в Польше. Иоанн Павел II, поляк по национальности, придал революционному движению особый пафос и националистический характер. Польский католицизм исторически был центром борьбы против Российской империи. И под духовным руководством Иоанна Павла II процесс распада системы национальной государственности СССР и его союзников пошел быстрыми темпами. В июне 1979 года папа предпринял свою историческую поездку в Польшу и пробыл там девять дней, которые затем перевернули мир. В своих проповедях, лекциях и обращениях он совершил то, что впоследствии назвали «революцией в умах поляков». Бронислав Геремек, бывший министр иностранных дел Польши и член движения Солидарность, вспоминает: «В 1979 году папа хотел донести до нас, что режим не может существовать без народной поддержки, и он говорил: «Не поддерживайте его».»[5,стр 127] Не случайно год спустя в Гданьске было образовано движение Солидарность, которое организовало забастовку на местном судостроительном заводе, и чуть ли ни первое, что сделали члены движения, они повесили портрет Иоанна Павла II на воротах завода. После этого начинается стремительный подъем движения Солидарность, которому папа оказывает всестороннюю духовную и финансовую поддержку. Выступая перед двумя палатами польского сейма на торжественной церемонии в честь 25летия Солидарности, ее бывший лидер и первый демократический президент Польши Лех Валенса сказал, что это движение «вдохновил» Папа Римский Иоанн Павел II. «Тогда польский народ и многие другие проснулись ото сна». По словам Валенсы, поляков «пробудил» первый визит Иоанна Павла II в Польшу в качестве понтифика в 1979 году. Именно после этого зародилась Солидарность и начались выступления против коммунистического режима. «Революция в умах поляков» 1979 года подготовила революцию 1989 года, после которой процесс развала социалистической государственности в СССР и странах Восточной Европы пошел особенно быстрыми темпами. «NewYork Times» так написала об этом: «Историки и государственные деятели сходятся во мнении, что Иоанн Павел II сыграл огромную роль в создании рабочего движения Солидарность в 1980 году. После череды во многом драматических событий, во главе которых стояла эта организация, летом 1989 года в Польше рухнул коммунистический режим. А это в свою очередь вызвало политические перевороты в других социалистических странах от Восточной Германии до Болгарии». [6,стр 57]. После 1979 года папа совершил еще две поездки в Польшу в 1983 и в 1987 годах. Ему удалось зажечь пламя революции, которое охватило миллионы поляков. Но все началось тогда с его поездки в 1979 году. Как сказал бывший глава Польского государства генерал Ярузельский: «Она послужила детонатором» Известно, что вскоре после избрания 16 октября 1978 года Кароля Войтыллы главой РимскоКатолической Церкви, КГБ проинформировало Политбюро, что решение Ватикана было принято под давлением Збигнева Бжезинского, занимавшего тогда должность советника по вопросам безопасности при президенте США Джимми Картере. Как следует из источников в правительстве США, три недели спустя после этой встречи Рейган подписал секретную директиву, направленную на то, чтобы обеспечить «крестовый поход» через Польшу против СССР всем необходимым. В тайном сотрудничестве с Ватиканом и через него от США в помощь Солидарности контрабандным путем пошли деньги, факсы, компьютеры, копировальные и печатные машины, полиграфическое оборудование, аппаратура связи и т. д. «Папа начал агрессивное религиозное и политическое наступление», и стал «страстным катализатором революции»... В 1985 году стало ясно, что польское руководство уже более не в состоянии контролировать и сдерживать революционное движение в стране. Посол Рейгана Вернон Вальтерс в период с 1981 по 1988 год посещал Ватикан каждые полгода, чтобы обменяться особо секретной экономической, военной и политической разведывательной информацией. В 1986 году Ярузельский объявил общую амнистию в стране, включая освобождение более 200 политических заключенных, и снял обвинения против Валенсы. Иоанн Павел II вернулся в Польшу в 1987 году и отслужил торжественную мессу на открытом воздухе в Гданьске перед восторженной толпой в 750 000 человек. Повторяя вновь и вновь, что польские рабочие имеют право на самоуправление (ну просто верный марксист), папа заявил: «Нет более эффективной борьбы, чем Солидарность»[7,стр 12]. В итоге середине 1989 года в Польше состоялись многопартийные выборы, на которых одержали победу кандидаты от Солидарности. После этого начался процесс распада Варшавска. Ураган перемен, запущенный поездками папы в Польшу, стремительно приближался к главному пункту своего разрушительного исторического предназначения к СССР. Католическая церковь стала одной из главных сил антисоветской борьбы, а Иоанн Павел II ее духовным руководителем и вдохновителем. Взятием и разорением Иерусалима закончился первый крестовый поход западных феодалов на Восток. «Гроб господень» был освобождён от никогда не грозившей ему опасности со стороны неверных. Официальная цель была достигнута с успехом. Однако с самого начала для феодальных завоевателей из Западной Европы вопрос о гробе играл второстепенную роль. Их действия носили агрессивный завоевательный характер. Религиозные знамёна и лозунги служили только прикрытием вполне мирских, житейских интересов рыцарей и сеньоров. Первый Крестовый поход обогатил несколько десятков тысяч феодалов из разных стран Западной Европы. И позволил католической церкви несколько расширить свои владения и увеличить влияние. Определённый выигрыш от этого получили торговые люди. Но результат этот был достигнут дорогой ценой для народов Запада. Огромные жертвы были понесены в основном народными массами Франции, Германии, Италии и других стран. Немалые потери понесло рыцарство. Первый крестовый поход был организован папством в корыстных целях западных феодалов. Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморских землях (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum), живо и достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства [8,стр 752]. Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснения феодалов, неурожаев и голода. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели - верное местечко в раю. Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков, и лишь немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые города «Святой земли», как европейцы называли тогда Палестину, «христовы воины» основали свои государства. Пришлые крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах. В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться на войну под знаком креста, чтобы удержать захваченные территории. Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении «гроба господня». Речь Урбана II В 1095 году: «Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев- христиан...Земля та течет молоком и мёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат»[9,стр 416].
Библиографический указатель: 1.И. Лаврецкий Ватикан Религия, финансы и политика. М., Госполитиздат. стр.14, 1957г. 2.И.Р. Григулевич Папство. Век XX.М., Издательство политической литературы. стр. 96, 1978г. 3."Наука и религия" №6 стр.3, 2000г. 4.Энциклопедия для детей. Всемирная история. М., Аванта, стр 35, 1996г. 5.Заборов М.А.Крестовые походы. М. Изд. АН СССР.стр 127, 1956г. 6.Васильев А.А.Византия и крестоносцы: Эпоха Коминов и Ангелов. М. стр.57,1923г. 7.Васильев А.А.История Византийской империи: от начала Крестовых походов до падения Константинополя. С-Пб. Алетейя. стр. 12, 1998г. 8.Крестовый поход восвояси. Все лорды Камелота: Владимир Свержин - Москва, АСТ, стр. 752, 2003 г. 9.Крестовый поход восвояси: Владимир Свержин - Москва, АСТ, стр. 416, 2002 г.
УДК 378 ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.021 с.) |