ТОП 10:

Монашеское движение в Западной Европе. Бенедикт Нурсийский.



После принятия христианства Западной Европой в раннем средневековье, в VI-VII вв. на ее территории появляются монастыри. На Западе монашество распространилось с Востока (св. Афанасий Великий – ?). К периоду развитого средневековья эти монастыри начинают отходить от первоначальных, апостольских идеалов христианства.

После Великой схизмы 1054 г. западноевропейская церковь, в отличие от византийской, сохранила свою самостоятельность, свой политический диктат и огромные, постоянно пополняющиеся за счет пожертвований феодальных сеньоров, богатства.

В XI в. веке политическая обстановка в Западной Европе начинает изменяться, что повлекло за собой и изменения в церковной структуре, изменения в самом институте папства. С XI в. начинается длительный упадок папства – его власти, влияния, авторитета. В этот период идет процесс обмирщения папства и отхода его от евангельских идеалов бедности и аскетизма, что отрицательно сказывалось на всей христианской церковной жизни Западной Европы. Уже в X в. становится ясно, что необходима реформа Церкви, направленная на ее обновление. В этот период (X-XI вв.) инициаторами обновления религиозной жизни выступают бенедиктинские монастыри. Главным в этом движении был монастырь в Клюни в Бургундии, основанный герцогом Аквитанским, который передал его в юрисдикцию папы, тем самым обеспечив монастырю независимость от притязаний феодалов.

Монастырь в Клюни жил по бенедиктинскому уставу, написанному Бенедиктом Нурсийским (480-550), реформатором западноевропейского монашества. Первый монастырь, основанный им – монастырь Монте-Кассино в Италии – стал центром всего бенедиктинского монашеского мира. Европа VI века была покрыта густыми лесами, и монастыри основывались в лесах или на горах. Монастырь Монте-Кассино, основанный на горе, был в то время самым большим по своим размерам. Помимо обязательных монастырских помещений, в нем находились обширные скриптории, в которых занимались переводом и перепиской произведений античных авторов, в частности Аристотеля. Этот философ для латинской культуры имел очень большое значение. Переводя его сочинения на латинский язык, монахи их переосмысливали и вносили диктуемые временем и ситуацией необходимые акценты.

При написании устава Бенедикт опирался на правила святых Василия Великого и Кассиана. По уставу монахи не имели права покидать монастырь и должны были пребывать в нем постоянно. Они обязаны были беспрекословно повиноваться избранному аббату. В бенедиктинских монастырях строго соблюдалась общность имущества. Устав предписывал монахам строгое воздержание, послушание и труд, причем не только физический, но и умственный (в частности, работа в скрипториях).

Умственный труд, как обязательную форму монашеского послушания, Бенедикт позаимствовал у Кассиодора – знатного римлянина, приглашенного королем остготов Теодорихом ко двору в качестве историографа и написавшего «Историю готов», не сохранившуюся до нашего времени. Покинув двор Теодориха, Кассиодор основал монастырь «Виварий». Своими корнями, кровью и плотью Кассиодор был представителем античной культуры. Свой монастырь он сделал исключительно ученым. Практически это был огромный скриптории, где переписывались все известные в то время сочинения античных авторов, копии с которых рассылались отсюда по всей Западной Европе.

«Божье дело», молитва, труд – эта иерархия ценностей устава Бенедикта легла в основу средневекового западного христианства. Благочестивое чтение считалось путем к совершенству. Четко регламентированный и лишенный аскетических крайностей устав Бенедикта Нурсийского способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей в Западной Европе, которые сыграли значительную не только духовно-религиозную, но и цивилизаторскую роль.

Бенедиктинство было благословлено одним из главных учителей христианства, папой Григорием I Великим. Перу Григория I принадлежит биография Бенедикта Нурсийского, которого поддерживали также представители франкских династий, знатные сеньоры. Бенедикт Нурсийский канонизирован католической Церковью.

За время своего существования (начиная с VI в.) бенедиктинские монастыри дали миру тысячи писателей, богословов, епископов, архиепископов. Из стен этих монастырей вышло 24 папы и тысячи католических святых. Бенедиктинство рало огромную роль в духовно-религиозной жизни Западной Европы. В XVII бенедиктинские монастыри начали объединяться в конгрегации. Самой известной бенедиктинской конгрегацией в XVII в. была конгрегация Св. Мавра во Франции. В ней занимались историей бенедиктинства, биографией Бенедикта Hypсийского.

В XIX в. конгрегации были объединены папой в конфедерацию, и в таком качестве бенедиктинство существует до сих пор. В настоящее время конфедерация бенедиктинцев насчитывает несколько десятков конгрегаций и несколько тысяч монахов.

В 1947 г. Пий XII присвоил Бенедикту Нурсийскому титул «отца Европы». Позднее, во второй половине XX в. папа Павел VI провозгласил его «патроном Европы». В 1980 г. папа Иоанн-Павел II придает ему в качестве «сопатронов» святых Кирилла и Мефодия.

В VIII-IX вв. наступает упадок бенедиктинства. Это связано с падением династий Каролингов, распадом империи и образованием новых государств. Но в X-XI вв. на фоне общего упадка религиозной жизни в Западной Европе бенедиктинство вновь переживает подъем. Европа покрывается бенедиктинскими монастырями. Итак, в X в. бенедиктинский монастырь в Клюни (Франция) выступил инициатором обновления религиозной жизни в Западной Европе. В его реформаторскую деятельность включились бенедиктинские монастыри в других странах Западной Европы.

Бенедиктинцы были убеждены, что упадок католицизма, упадок чистоты религиозной жизни явился следствием обмирщения Церкви и отхода от исполнения бенедектинского устава. Поэтому они настаивали на возвращении к строгому соблюдению устава в монастырях. Вскоре к бенедиктинскому уставу добавился новый клюнийский устав – «клюнийский обычай». Бенедиктинские монастыри, вступившие на путь реформ, жили по двойному уставу: клюнийско-бенедиктинскому. Клюнийский устав предписывал постоянную молитву, месса в монастырях не пpeкращалась ни на секунду. Физический труд был запрещен. Одеянием клюнийцев стала черная ряса, как символ их ухода от мира.

На путях клюнийской реформы определились три главных вехи, которые изменили монастырско-церковную жизнь Западной Европы не только того времени, но изменили ее в некоторых аспектах навсегда. Клюнийские реформаторы добились введения целибата для священства (этот обет действует и в современной католической церкви). При целибате церковное имущество не отчуждалось, что способствовало росту богатства Церкви. Они решительно выступали против симонии. Клюнийцы боролись со светской инвеститурой, тем самым создавая широкую базу для подъема авторитета католического вероучения, церковных организаций, папства. Из трех главных пунктов своих реформ клюнийцам удалось осуществить лишь введение целибата священства.

Инвеститура (лат. investire – облачать). В Зап. Европе в эпоху феодализма обряд введения в должность епископа или аббата. Борьба за инвеституру – борьба королевской власти против папства за право назначать епископов.

Реформы, проводимые клюнийскими монастырями, привлекли к ним огромное число людей, воодушевленных идеей возврата к евангельским началам. Клюнийское движение стало необычайно популярным. Среди его сторонников были богатые феодалы, которые одаривали монастыри землями, крестьянами и другими богатствами. Разбогатевшие монастыри постепенно сами становились крупными феодалами. Стремление к обновлению духовной жизни, к монашеским и церковным реформам начинает иссякать. Клюнийские монастыри сходят с пути реформ.

 

Клюнийская реформа.

После Великой схизмы 1054 г. западноевропейская церковь, в отличие от византийской, сохранила свою самостоятельность, свой политический диктат и огромные, постоянно пополняющиеся за счет пожертвований феодальных сеньоров, богатства.

В XI в. веке политическая обстановка в Западной Европе начинает изменяться, что повлекло за собой и изменения в церковной структуре, изменения в самом институте папства. С XI в. начинается длительный упадок папства – его власти, влияния, авторитета. В этот период идет процесс обмирщения папства и отхода его от евангельских идеалов бедности и аскетизма, что отрицательно сказывалось на всей христианской церковной жизни Западной Европы. Уже в X в. становится ясно, что необходима реформа Церкви, направленная на ее обновление. В этот период (X-XI вв.) инициаторами обновления религиозной жизни выступают бенедиктинские монастыри. Главным в этом движении был монастырь в Клюни в Бургундии, основанный герцогом Аквитанским, который передал его в юрисдикцию папы, тем самым обеспечив монастырю независимость от притязаний феодалов.

Монастырь в Клюни жил по бенедиктинскому уставу, написанному Бенедиктом Нурсийским (480-550), реформатором западноевропейского монашества. «Божье дело», молитва, труд – эта иерархия ценностей устава Бенедикта легла в основу средневекового западного христианства. Благочестивое чтение считалось путем к совершенству. Четко регламентированный и лишенный аскетических крайностей устав Бенедикта Нурсийского способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей в Западной Европе, которые сыграли значительную не только духовно-религиозную, но и цивилизаторскую роль. Бенедикт Нурсийский канонизирован католической Церковью.

За время своего существования (начиная с VI в.) бенедиктинские монастыри дали миру тысячи писателей, богословов, епископов, архиепископов. Из стен этих монастырей вышло 24 папы и тысячи католических святых. Бенедиктинство рало огромную роль в духовно-религиозной жизни Западной Европы. В XVII бенедиктинские монастыри начали объединяться в конгрегации. Самой известной бенедиктинской конгрегацией в XVII в. была конгрегация Св. Мавра во Франции. В ней занимались историей бенедиктинства, биографией Бенедикта Hypсийского.

В XIX в. конгрегации были объединены папой в конфедерацию, и в таком качестве бенедиктинство существует до сих пор. В настоящее время конфедерация бенедиктинцев насчитывает несколько десятков конгрегаций и несколько тысяч монахов.

В VIII-IX вв. наступает упадок бенедиктинства. Это связано с падением династий Каролингов, распадом империи и образованием новых государств. Но в X-XI вв. на фоне общего упадка религиозной жизни в Западной Европе бенедиктинство вновь переживает подъем. Европа покрывается бенедиктинскими монастырями.

Итак, в X в. бенедиктинский монастырь в Клюни (Франция) выступил инициатором обновления религиозной жизни в Западной Европе. В его реформаторскую деятельность включились бенедиктинские монастыри в других странах Западной Европы.

Бенедиктинцы были убеждены, что упадок католицизма, упадок чистоты религиозной жизни явился следствием обмирщения Церкви и отхода от исполнения бенедектинского устава. Поэтому они настаивали на возвращении к строгому соблюдению устава в монастырях. Вскоре к бенедиктинскому уставу добавился новый клюнийский устав – «клюнийский обычай». Бенедиктинские монастыри, вступившие на путь реформ, жили по двойному уставу: клюнийско-бенедиктинскому. Клюнийский устав предписывал постоянную молитву, месса в монастырях не пpeкращалась ни на секунду. Физический труд был запрещен. Одеянием клюнийцев стала черная ряса, как символ их ухода от мира.

На путях клюнийской реформы определились три главных вехи, которые изменили монастырско-церковную жизнь Западной Европы не только того времени, но изменили ее в некоторых аспектах навсегда. Клюнийские реформаторы добились введения целибата для священства (этот обет действует и в современной католической церкви). При целибате церковное имущество не отчуждалось, что способствовало росту богатства Церкви. Они решительно выступали против симонии. Клюнийцы боролись со светской инвеститурой, тем самым создавая широкую базу для подъема авторитета католического вероучения, церковных организаций, папства. Из трех главных пунктов своих реформ клюнийцам удалось осуществить лишь введение целибата священства.

Инвеститура (лат. investire – облачать). В Зап. Европе в эпоху феодализма обряд введения в должность епископа или аббата. Борьба за инвеституру – борьба королевской власти против папства за право назначать епископов.

Реформы, проводимые клюнийскими монастырями, привлекли к ним огромное число людей, воодушевленных идеей возврата к евангельским началам. Клюнийское движение стало необычайно популярным. Среди его сторонников были богатые феодалы, которые одаривали монастыри землями, крестьянами и другими богатствами. Разбогатевшие монастыри постепенно сами становились крупными феодалами. Стремление к обновлению духовной жизни, к монашеским и церковным реформам начинает иссякать. Клюнийские монастыри сходят с пути реформ.

В рамках клюнийского движения реформированием католицизма в X-XI вв. занимались императоры Священной Римской империи. Начав с реформирования монастырей, императоры скоро вышли за их пределы. Считая себя продолжателями политики Каролингов, помазанниками Божьими, они решают реформировать всю церковную организацию Западной Европы, начав с реформирования Ватикана.

В 1049 г. германский император Генрих III выдвинул на папский престол кандидатуру графа Бруно Эгисхейм-Дагсбурга из Эльзаса, немецкого епископа. Он был избран папой под именем Льва IX.

С папы Льва IX (1049-1054) начинается эпоха немецкого папства. В проведении своих реформ Лев IX следовал клюнийцам: запрещение симонии, введение целибата духовенства и борьба со светской инвеститурой.

Размах реформ Льва IX был шире, чем у клюнийцев, и осуществлялись они сверху. Папа начинает реформы с перестройки папского аппарата управления, который стал называться римской курией. Лев IX создает коллегию кардиналов-реформаторов, причем по новому принципу: эта коллегия существовала и раньше, но в нее входили исключительно итальянцы. Коллегия Льва IX, созданная им из числа клириков из разных стран, явилась символом универсальности папской власти. Многонациональная коллегия была призвана укрепить и распространить авторитет центральной власти католицизма, авторитет папства и Ватикана.

В процессе реформирования религиозной жизни Западной Европы продолжает оформляться догматический корпус католицизма, основы которого вырабатывались еще первыми Отцами Церкви (Августином, Амвросием Медиоланским, Иеронимом и Григорием I Великим). Пути католичества и православия расходятся все дальше и серьезнее. В XI в. папа утверждает добавление к Никео-Царьградскому Символу веры нового догмата – filioque. Оформляется учение о загробном мире, и в XIII в. будет утвержден догмат о чистилище. Учение о чистилище разрабатывалось еще папой Григорием I Великим.

Проводя свои реформы, Лев IX пытался сохранить власть и авторитет папства – в частности, он заботится об усилении влияния католицизма в Сицилии, население которой было, в основном, греческим. Это привело к столкновению интересов Ватикана и Константинополя. Многие историки считают, что именно сицилийский конфликт способствовал полному разрыву отношений между Римом и Константинополем. Во всяком случае сицилийский конфликт несомненно способствовало углублению противоречий между Восточной и Западной Церковью.

Из обширной программы реформ папе Льву IX удалось успешно осуществить только одну: введение целибата духовенства, за который боролись еще клюнийские монахи. С этого времени целибат официально вводится по всей Западной Европе. Однако искоренить симонию и решить проблемы инвеституры Льву IX не удалось.

Тем не менее клюнийские реформы и реформы папы Льва IX привели к определенным изменениям в церковной жизни Западной Европы. Все больше углубляются теолого-догматические расхождения между православием и католицизмом.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.009 с.)