Борьба за установление папской теократии.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба за установление папской теократии.



Конец 50-х гг. XI в. – зарождается идея освобождения церкви от власти светских правителей. Вовлечение церкви в вассально-ленные отношения привело к тому, что духовные должности стали распределяться государями и сеньорами. Реформаторы стремились оградить Церковь от подчинения мирянам и восстановить каноническую процедуру выборов высшего духовенства, которая была утверждена декретом папы Николая II в 1059 г. Согласно этому декрету, выборы папы стали исключительно прерогативой коллегии кардиналов, а затем новый папа формально утверждался клиром и народом (император также причислялся к «народу»).

«Инветистура» (облачать – лат.) – обряд введения в должность епископа или аббата в эпоху феодализма. Борьба за инветистуру – борьба королевской власти против папства за право назначать епископа. Непримиримая борьба против светской инвеституры началась в понтификат Григория VII (1073-1085), (понтифик – верховный жрец). Он начинает осуществлять программу папской теократии: верховенства папской власти над властью светских государей. Проводя свои реформы (получили название григорианских реформ), Григорий VII вступил в ожесточенную борьбу с германскими императорами, как носителями высшей светской власти. Особенно непримиримой была борьба Григория VII и императора Генриха IV. В этой борьбе Григорий VII, талантливый реформатор, первое время одерживал победы. Он практически заставил Генриха IV отказаться от вмешательства в дела духовной власти и признать духовную инвеституру. Борьба между папой и императором была длительной: то папа отлучал императора от Церкви, то император собирал войска и посылал их против Ватикана. Широко известен знаменитый трагический эпизод в Каноссе (Северная Италия), которая была резиденцией Григория VII, когда перед замком, отлученный папой от Церкви, в рубище стоял на снегу босой император Генрих IV, ожидая решения своей участи (1077). Вскоре борьба начинается вновь, и спор об инвеституре возобновляется с прежней силой. Однако папа и император вынуждены были пойти на взаимные уступки: император вручает епископу скипетр, как знак светской власти, а папа – кольцо и посох, как знаки власти духовной.

Эти принципы отстаивали и преемники папы Григория. Было запрещено право «частной церкви», однако полностью исключить церковь из системы вассально-ленных отношений папству не удалось. Светские сеньоры сохраняли право инветистуры лишь применительно к светским прерогативам епископа, а непосредственно духовный сан переходил в акте церковной инветистуры. Это компромиссное решение, найденное известным теологом Иво Шартрским, получило утверждение французского короля, затем английского, а в XIII в. – германского императора. В отношении «частной церкви» сеньору дозволялось осуществлять патронат над основанным им приходом или монастырем, контролировать его имущество и выборы предстоятеля.

Итоги реформы: существенное ослабление зависимости церкви от светской власти и её консолидация в иерархическую структуру во главе с римским папой.

В результате борьбы папы Григория VII и его приемников была выработана концепция папского универсализма или папской теократии. Эта концепция противостояла идее универсальной светской империи. В документе «Dictatus papae» (продиктованное папой)утверждается, что папство обладает по праву как высшей духовной, так и высшей светской властью. Новая доктрина основывалась на «Константиновом даре» (подложной грамоте, которую имп. св. Константин Великий якобы передал папе как законному преемнику цезарей на Западе). Также существовал целый комплекс фальшивых документов т. н. «Лжеисидоровые декреталии», который возник в IX в. во Франкском королевстве и приписывался Исидору Севильскому. В концепции папской теократии отразилось монашеское миросозерцание т. к все папы этого периода были выходцами из реформированного монашества. Мир – это царство порока и греха и только церковь может спасти его от погибели. Светские государи должны быть слугами папы – наместника Бога на земле. XII-XIII вв. – развитие и закрепление теоретический рассуждений пап в каноническом праве (юридическое оформление). Понтификат папы Иннокентия IIIвершина папской теократии. При нем папы стали носить официальный титул «викарий Христа». Зенит могущества пап – организация крестовых походов, вассальная присяга многих европейских монархов, активное вмешательство во внутренние дела всех христианских государств. Мощное оружие в руках пап – отлучение от церкви и интердикт (запрещение в служении). Канонисты разработали теорию непогрешимости пап (именно папе принадлежит окончательное решение по вопросам догматики и церковной дисциплины). Эти постановления – декреталииобладали большим авторитетом, чем постановленияВселенских Соборов или Священное Писание. «Индульгенции» (начали выпускаться при Бонифации VIII (1299-1303)) – полное отпущение грехов (место в раю можно было купить за деньги). «Сокровищница церкви» (XIII в.) –ложное учение о неиссякаемой благодати, накопленной благодаря подвигу святых и мучеников. Папа и иерархи римской церкви могли распоряжаться этой благодатью по своему усмотрению (за деньги выдавались индульгенции даже умершим (!) На практике все эти меры вели лишь к обожествлению папы и церковной иерархии.

Клюнийское движение, реформы Льва IX, реформы Григория VII, реформы Бонифация VIII, создание новых уставных монастырей (цистерцианцев и августинцев) – все это на определенном историческом отрезке времени способствовало укреплению церковной организации католицизма, укреплению духовной власти папы и росту его авторитета.

Византия и арабы.

(по теме?) XI-XIII века были для Византийской империи периодом сложных исторических катаклизмов. В XI в. значительно ослабляются позиции Византии на международной арене. На Западе, в Италии, происходит разрыв отношений южно-итальянских городов с Византией и складывается мощная антивизантийская коалиция норманнов, которые создают герцогства Aпyлию и Калабрию. В это же самое время обостряются отношения Византии с арабо-мусульманским миром. В системе антивизантийской экспансии с Востока и с Запада грозной силой начинает подыматься папство. Запад все настойчивее стремится лишить Византию ее былого могущества, тем более, что в многочисленных битвах империя явно ослабевала. К концу XI в. империи удается ослабить натиск норманнов, сельджуков и печенегов. Первый крестовый поход, вопреки всем намерениям папы, сыграл весьма положительную роль для Византии (XI в.). В результате этого крестового похода к Византии отходят важные территории в Малой Азии, отбитые крестоносцами у турок-сельджуков. Второй крестовый поход в контексте продолжающейся борьбы Византии с арабо-мусульманским миром и с Западом скорее ослабляет, чем укрепляет позиции Византийской империи. В XII в. Византия одерживает последние победы. Одной из таких побед завершилась борьба за Балканы, что позволило Византии начать вторжение в Италию. Целью этого вторжения было создание союза Византии и южно-итальянских городов. Во второй половине XII в., однако, все ощутимее становится ситуация, которая привела Византию к исторической катастрофе. Византийская армия была разбита турками-сельджуками. Империя отказывается от военных операций в Малой Азии и в Италии. В своих действиях против Византии активизируются сицилийские норманны. Обостряются отношения со Священной Римской империей.

Столь же катастрофически обостряются внутренние проблемы империи, силы которой были подорваны III и особенно IV Крестовыми походами. Ватикан, вдохновляющий и благословляющий эти походы, все решительнее направлял их на уничтожение Византийского государства. Целью IV Крестового похода было подчинение Византийской Православной Церкви папе Римскому. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополем, и было принято решение о partitio romaniae, т.е. разделе Византийской империи. В результате возникает новое государство, которое получило название Константинопольская, или Латинская империя. В этой новой империи православие официально было заменено католицизмом, императором стал Болдуин Фландрский. Силы этого, наспех созданного, государства были достаточно эфемерными, однако Латинская империя сыграла серьезную роль в ослаблении Византии. В это время на незавоеванных крестоносцами греческих территориях (Никея, Эпир, Трапезнд) Византийской империи вызревают национально-патриотические силы. Начинается борьба против Латинской империи и за возрождение Византии. В 1261 г. Византийская империя была восстановлена. Но эта империя уже не могла сравниться с прежней великой державой. Некогда блестящая столица – Константинополь – являла собой печальное зрелище. Он напоминал Рим времен нашествия варваров.

После уничтожения Латинской империи Византия вновь начинает войну за Балканы. В этот период активизируется арабо-мусульманский мир. Обезопасить Византию от нашествия мусульманских сил Востока могло только одно – заключение унии с Западом, т.е. с Ватиканом. Византия решилась на этот шаг. В 1274 г. на соборе в Лионе была подписана уния, по которой Византия обязывалась принять католическую догматику, признать супрематию папы в церковных делах. Однако несмотря на то, что Лионская уния была подписана на самом высоком уровне, духовенство и монашество Византии отказались ее принять. К внешнему катастрофическому положению Византии добавляется серьезный внутренний конфликт: в империи начинаются гражданские войны. В борьбе за центральную власть одерживает победу сепаратистская феодальная аристократия Византии. Эта победа втягивает всю империю в новый виток катастрофы, способствуя ее окончательному разрушению и падению.

В это время начинается планомерное, целенаправленное завоевание империи турками-сельджуками. В 1389 г. происходит печально знаменитая битва на Косовом поле, решившая дальнейшую судьбу Балкан (которые были чрезвычайно важны для империи, открывая ей путь на Запад) в пользу турок-османов.

После утраты Балкан византийцы, остро ощутили реальную угрозу турецкого завоевания. И Византия снова обращается к Западу. В 1439 г. во Флоренции была подписана новая, Ферраро-Флорентийская уния с Ватиканом, многие параграфы которой повторяли Лионскую унию 1274 г. И вновь условиями унии было признание Византией супрематии папы, принятие православной империей католической догматики. Византия в православии сохраняла только внешние культовые обряды. Среди приглашенных на собор во Флоренции было и русское духовенство, возглавляемое митрополитом Исидором, греком национальности. Митрополит Исидор подписывает унию. На Руси этот акт митрополита Исидора вызвал гневный протест не только в духовной, но и в светской среде, в том числе и самого великого князя Московского Василия II. По возвращении в Московское княжество митрополит Исидор был смещен, и назначен вый митрополит Иона. Впервые в истории Русского государства назначение митрополита произошло самостоятельно, без обращения к Константинопольскому патриарху. Этим актом Василий II положил начало автокефалии Русской Православной Церкви.

С середины XIV в. до середины XV можно говорить о затянувшейся агонии древнего высокоцивилизованного, некогда могущественного государства – Византийской империи. В XV в. турки-османы переходят к решительным действиям. На рассвете 29 мая 1453 г. штурмом был взят Константинополь. Византийская империя пала. На месте Византии возникает новое государство – османская турецкая империя.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.005 с.)