Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие феодализма. Характерные черты феодализма.

Поиск

Эволюция общины. Феодальная вотчина.

Вотчина – высшая форма феодального землевладения — вотчина, сеньория, манор (в Англии). Вотчина была продуктивно организована для взимания феодальной ренты. Феодально-земельная рента — это часть прибавочного труда, продукта зависимых крестьян, которая присваивалась феодалом-землевладельцем. Феодальная рента являлась экономическим механизмом реализации собственности феодала на землю.

Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах В. её собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов.

В феодальном обществе рента выступала в трех видах:

1) барщина, или отработочная рента;

2) продуктовая рента, или натуральный оброк;

3) денежная рента, или денежный оброк.

На разных этапах 12-ти столетий феодализма преобладал то один, то другой вид ренты. В начале феодализма наиболее распространенной была отработочная рента, почти одновременно с ней появляется натуральный оброк и позднее денежная рента.

В раннем средневековье, когда феодалы в своих вотчинах вели доминиальное хозяйство, преобладала барщинная система хозяйства и связанный с ней натуральный оброк, или продуктовая рента. В классическом и позднем феодализме в большинстве стран Зап. и Центр. Европы наряду с отработочной и продуктовой рентой начинает преобладать третий вид ренты, денежный оброк, или денежная рента. Появление денежной было вызвано ростом городов как центров ремесла и торговли и оформлением товарно-денежных отношений. Реализация ренты продуктами и, особенно, денежной ренты подрывала барщинное хозяйство. На смену феодальной денежной ренты приходит капиталистическая форма ренты. В некоторых странах Зап. Европы к концу феодализма возрождается барщинное хозяйство, а в других странах эта система хозяйства свертывается, потому что сам феодал-землевладелец переставал заниматься своим хозяйством, и в этих хозяйствах оставались два вида ренты; натуральный оброк и феодальная денежная рента.

Такая ситуация, когда землевладелец отказывался от ведения собственного хозяйства и жил на ренту, особенно характерна для Франции и для стран с сильной королевской властью и обширным придворным штатом. Ради блестящей карьеры при королевском дворе феодалы бросали свои поместья и из глубокого захолустья устремлялись в Париж, меняя тем самым и свой социальный статус. При постоянном отсутствии феодала крестьянин становился все более самостоятельным, чувствовал себя хозяином, работал больше, и его хозяйство процветало.

 

Северные соседи Римской империи: германцы, кельты, славяне.

Из всех многочисленных варварских племен, живших к северу от Римской империи, выделяются три основных этноса, которые сыграли главную роль в Великом переселении народов и гибели Римской империи, а также в формировании феодальной средневековой Европы.

Кельты

Строй этих племен отличался от общественно-экономического строя Римской империи. Кельты жили первобытно-общинным укладом. К V в. первобытно-общинные отношения трансформировались, подверглись существенному разложению, но полностью изжиты не были. Сохранились родовые отношения, а также общественная собственность на главное средство производства – землю. С этими племенами Риму пришлось вести упорную и тяжелую борьбу на протяжении многих столетий. В результате побед римской армии большое число территорий, заселенных варварами, превратилось в колонии. Как и другие племена, кельты служили источником рабочей силы для римских латифундий, требовавших огромное число рабочих рук.

Рим столкнулся с кельтами раньше, чем с другими варварскими племенами. Кельты заселяли обширную территорию в Западной Европе в середине и второй половине I тысячелетия до н.э. Они занимали территорию современной Германии, современной Франции (галло-кельты), Испании (кельт-иберы), а также Ирландии (эры, или эйры, и скотты) и Британии (бритты); кроме того, они занимали территорию современной Швейцарии (гельветы) и современной Северной Италии (Цизальпинская Галлия). В Малой Азии кельты образовали государство Галатию.

Кельты оставили свой след в современном мире. Им обязана, в частности, география. Целый ряд географических названий Европы имеют кельтские истоки. Названия рек – Рейн и Дунай, гор – Альпы, и страны – Швейцария (Гельвеция) – кельтского происхождения.

Столетиями одно только имя кельтов-галлов наводило ужас на римлян. В начале IV в. до н.э. галлы вторглись в Среднюю Италию, дошли до Рима и сожгли его. При императоре Марии в конце II в. до н.э. произошло нашествие кимвров и тевтонов. Эти племена были отчасти галльскими, отчасти германскими. Их вторжение заставило империю напрячь до предела все свои силы, чтобы дать отпор кимврам и тевтонам. Римские легионы сумели отбросить варварские отряды от своих границ. Во II в. до н.э. римлянами была завоевана часть Галлии, которая с этих пор получила название Нарбоннской Галлии.

В 58 г. до н.э. в Галлии со своими легионами появляется Гай Юлий Цезарь, который предпринял завоевание уже всей Трансальпийской Галлии. Кельты были вытеснены германскими племенами с территории современной Западной Германии, и граница между кельтскими и германскими племенами пролегла по реке Рейн. В противоположность другим кельтским племенам (например, в Британии или в Ирландии), родовой строй галлов еще до завоевания их римлянами начал распадаться. У них выделилась богатая и сильная знать, которую Цезарь называл всадниками. Всадники имели значительную, хорошо вооруженную дружину, а также многочисленных рабов, земли, и приобретали все большую и большую власть в своих племенах. Галльские общинники попадали в зависимость от знати.

В религии кельтов-галлов прослеживаются родовые черты их общественного строя. У кельтов-галлов сложилось сильное и могущественное жречество – друиды. Друиды были богаты, влиятельны и часто выступали в качестве арбитров в межплеменных конфликтах. Друиды по своим религиозным воззрениями были язычниками, обожествляли природу и стихийные силы. Обожествляя природу, они ее изучали. Друиды были искусными врачевателями. Друидический культ знал жертвопринощения (человеческие, животных). Друиды были астрономами: их мегалитические сооружения позволяли наблюдать и рассчитывать движение светил.

Завоевание римлянами Галлии привело к ранней ее романизации. Римляне ввели в Галлии свои порядки: римское землевладение, рабовладение, культуру. Появляются многочисленные галло-римские города, построенные римскими архитекторами и римскими рабочими (с привлечением галльской рабочей силы). До этого у варваров городов не было. Галлию пересекли во всех направлениях прекрасные римские шоссейные дороги. После завоевания галлы охотно шли на контакт с римлянами, перенимая их обычаи, римский быт, в этом особенно преуспела галльская знать. Галлы стали носить римскую одежду. В сравнительно короткий срок Галлия превратилась в романизированную провинцию Рима тесно связанную с Италией.

В I в. до н.э. при императоре Августе римлянами был завоеван Пиренейский полуостров, население которого также подверглось романизации. Но в Испании этот процесс был менее углубленным, чем в Галлии. Кельты-иберы оказывали романизации сопротивление. Особенно дорожили своей независимостью баски, жившие на севере Пиренейского полуострова. Они отчаянно сопротивляясь, как вторжению римлян, так и последующей романизации.

В середине I в., при императоре Клавдии, римлянами была завоевана Британия. Начало завоевания Британии было положено еще самим Цезарем, когда он создавал Трансальпийскую Галлию. Римские легионы вошли в Британию, но в небольшом количестве. Отдаленность Британии от Рима не позволяла направить туда многочисленные легионы. Британия была завоевана частично. Значительные ее территории (современные Шотландия, Ирландия, Уэльс) не вошли в состав римских владений. В силу этих причин романизация здесь была еще более слабой, чем в на Пиренейском полуострове. К тому же завоевание Британии носило временный характер: в начале V в. римские легионы были выведены с территории Британии, и на какое-то время британские кельты восстановили свою былую независимость.

Кельты сыграли немаловажную роль в образовании средневековой Европы. Кельтские племена первыми оказали упорное сопротивление римлянам, хотя в большей своей части, в конце концов, им подчинились. Именно кельты подверглись самому длительному и самому глубокому римскому влиянию. Через кельтские племена римская цивилизация достигла наиболее отдаленных пределов Европы. Некоторые черты родового строя, в частности родовое землевладение, кельты передали в наследство новому феодальному строю. Особенно очевидно это проявилось в Ирландии, Шотландии и французской Бретани.

Ряд этнических и языковых элементов перешли от кельтов ко многим народам Западной Европы: французам, ирландцам, англичанам, испанцам – хотя в образовании этих народов, спустя некоторое время, сыграют большую роль и другие племена, преимущественно германские.

Несмотря на то, что кельтские племена так тесно были связаны с Римской империей и в большой степени романизированы, и более того – христианизированы, несмотря на все это они сохраняли враждебное отношение к завоевателям-римлянам, и когда началось Великое переселение народов, кельты приняли самое активное участие в разгроме империи.

Когда Британия освободилась от римского владычества, на континенте еще одна территория отошла от Рима – полуостров в северо-западной Галлии, который в то время назывался Арморика, а затем получил название Бретани, и это название до сих пор сохранилось во Франции.

Северные территории Пиренейского полуострова также стояли на пороге освобождения от Рима в результате упорной борьбы их населения, но окончательную роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов.

Германцы

Об этих племенах известно больше, чем о кельтах. Первый источник, который используют историки, изучая германские племена – «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (сочинение закончено в 50 г. до н.э.).

В своем сочинении Цезарь подробно и красочно передал быт германцев. Спустя 150 лет о германцах писал другой известный римский историк – Тацит, которому принадлежит сочинение «Германия». О германцах писали также Плиний, Плутарх и многие другие известные античные авторы. Из их сочинений известно, что германцы жили между на Рейном на западе, Вислой на востоке, Балтийским и Северным морями на севере и Альпами и Дунаем на юге. Многочисленные германские племена жили в Скандинавии.

С самого начала эти племена делились на западных и восточных германцев, причем это деление сохраняется до сих пор. Вероятно, это не случайно: различия между ними были довольно существенные. Границей между западными и восточными германскими племенами была река Эльба.

Из германских племен, имевших во времена Цезаря и Тацита наибольшее значение, чаще всех упоминаются свевы. Кроме свевов, значительную роль среди германских племен играли хамавы, сугамбры, хатты, херуски; восточные готско-вандальские племена, жившие за Эльбой и на побережье Балтийского моря; квады и маркоманы, обитавшие по Дунаю.

Общественный строй германцев, а именно свевов, о которых первым писал Цезарь, отличался от общественного уклада того времени, когда о них писал Тацит. Цезарь и Тацит, дополняя друг друга, оставили бесценные сведения о жизни германских племен. Во времена Цезаря германские племена еще не перешли к полной оседлости. Земледелие их было примитивным, носило грубо переложный характер. Поля поверхностно разрыхлялись, в землю горстями, наугад, бросали зерна, а через год, когда был собран урожай, племя покидало эту территорию.

Цезарь писал о том, что в его время земля у германских племен не была предметом частной собственности, а принадлежала общине. Эта общинная собственность на землю сохранится до времен Тацита, т.е. 150 лет спустя, хотя к тому времени все стороны бытия германских племен подверглись серьезным изменениям. Эти племена были полуоседлыми или кочевыми, и важную роль играло у них скотоводство. В «Записках» Цезаря говорится о том, что германцы питаются не хлебом, а молоком, сыром и мясом.

Что касается власти, то не у всех германских племен в эпоху Цезаря была королевская власть. У тех племен, где она была, она носила временный и чисто военный характер: королей избирали только на время войны, а в мирное время они были не нужны. В мирное время германские племена управлялись родоплеменными старейшинами и вождями – principes, как называл их Цезарь.

У Тацита иная картина. Германские племена за 150 лет вышли на новый уровень развития. Тацит пишет о них как уже об оседлых племенах, имеющих свои поселения, деревни, хутора. Они занимаются земледелием и для этого расчищают пустоши, вырубают леса. У германцев эпохи Тацита имеется тяжелый плуг. У них развиваются три основных для этого времени вида ремесла: кузнечное, гончарное и ткацкое. Также германцы занимаются добыванием железа. Частной собственности на землю у них по-прежнему нет, и верховным распорядителем земли остается род- и племя. Но уже начинают формироваться новые элементы экономики, появляется индивидуальное землепользование. Тацит отмечает, что оно появляется потому, что начинает формироваться слой людей, которые выделяются среди остальных сородичей своим достоинством, т.е. источником индивидуального землепользования, что, по Тациту, является индивидуальным достоинством того или иного члена племени. В этом можно усмотреть предвестие новых отношений, зарождающихся в среде германских племен.

Родовой строй как при Цезаре, так и при Таците играл огромную роль у германцев. Родовая организация распоряжалась землей. В сражениях родичи выстраивались рядом друг с другом и сражались плечом к плечу. У них сохранилась родовая месть, причем она была узаконена обычаем: не отомстить за убийство родича считалось позором для всего рода. В присутствии родичей происходило заключение браков, объявление молодого германца совершеннолетним, происходило отчуждение приобретенных имуществ, разбор судебных дел. На собрании рода обсуждались все стороны жизни.

Однако во времена Тацита родовой строй германского этноса обнаруживает] признаки своего разложения. Родовая знать приобретает всё большие богатства и всё большую власть, происходит поляризация между знатью (nobilitas) и рядовыми членами рода (plebs). Знать имела лучшие земли и использовала большое число рабов. В это время рабы, в основном, поставлялись войнами. По сравнению с римским рабством, носившим плантаторский характер, германское рабство имело патриархальные черты. По истечении определенного срока германцы освобождали военнопленного раба и давали ему землю, на которой он мог вести свое хозяйство. Так появлялся слой «рабов с хижинами», или рабов-оброчников. «Рабы с хижинами» должны были платить своему господину оброк продуктами.

Могущество племенной знати у германцев основывалось также на развитии» военного дела. Знатные люди имели, как правило, большие дружины, вели войны с соседними германскими и негерманскими племенами. В результате этих постоянных войн знать и дружинники постепенно становились профессиональными воинами. Военная добыча и захват пленных являлись источником обогащения для военной знати, которая формировалась, таким образом, в особое привилегированное сословие. Уже во времена Тацита военная знать стремилась сделать свою власть наследственной, передавая ее от отца к сыну. Впрочем, рядовые германские воины, составляющие основную массу войска, продолжали играть свою определенную роль в жизни племени. Они собирались во время военных советов, и когда вождь предлагал им тот или иной план, должны были бряцанием оружия и криками выражать свое одобрение или порицание. Такая структура была присуща всем народам, находящимся на определенной стадии развития – всем варварам без исключения, а также древним грекам (о чем свидетельствует Гомер) и, в определенный исторический период, такой же строй был присущ и древним римлянам.

На неразвитость классовых отношений древних германцев указывает домашний патриархальный характер их религии. По религиозным воззрениям германцы были язычниками. У германцев не сложилось такого мощного жречества, как у кельтов, хотя и у них было жречество. У германцев не было ни специальных святилищ, ни сложных культовых обрядов, как у кельтов. Они по-прежнему обожествляли стихийные силы природы: солнце, гром, молнию, землю – все, что играло огромную роль в жизни первобытного земледельца. Но с течением времени у германцев начинается антропоморфизация стихийных сил природы, появляются боги: воинственный Один, его супруга богиня Фрейя и др. В XI-XII вв. сложная мифология сложилась у скандинавских племен.

Отношения германцев с их южными соседями, римлянами, носили достаточно сложный характер. Нельзя их свести только к отношениям вражды, хотя именно она выступает на первом плане. Первые сереьзные столкновения происходили при Юлии Цезаре, если не считать нашествия кимвров и тевтонов в 102-101 г. до н.э. Цезарь дал отпор свевскому королю Ариовисту, и далее, для устрашения германцев, он переходит на другой берег Рейна. При Августе были завоеваны часть зарейнских земель между Рейном и Везером. В 9 г. поражение Вара в Тевтобургском лесу приостановило наступление римских легионов на север. С этого времени римляне ограничились, главным образом, обороной. Они укрепляются на берегах Рейна и Дуная. Между Рейном и Дунаем был сооружен так называемый римский вал длиной 500 км, по своему стратегическому назначению и масштабности напоминающий Великую Китайскую стену. Оборонительные сооружения римлян некоторое время сдерживали вторжения германских племен. Однако во II в. начинается упорный натиск германских племен на территорию Римской империи, носивший уже более серьезный характер. Во второй половине II в., в течение 15 лет велась Маркоманская война (165-180) на Дунайских землях.

Квады и маркоманы вторглись в Северную Италию, откуда с большим трудом были вытеснены. В то же время римляне начали искать новые возможности сотрудничества, союза с германскими племенами. Римское правительство выделяет для них определенные территории в пределах империи, на которых селятся квады и маркоманы в качестве союзников-федератов. Эти земли находились между Верхним Рейном и Верхним Дунаем (по римскую сторону от римского вала) и получили название Десятинных полей. Существует предположение, что это название произошло от того налога, который платили союзники-федераты Римской империи.

В середине III в., когда Римская империя переживала особенно острый социальный и политический кризис, часть западно-германских племен: франки, свевы и др. перешли Рейн, т.е. римскую границу. Во второй половине II и в течение III вв. значительные передвижения происходили в восточно-германских племенах. Одна из наиболее мощных восточно-германских племенных группировок, готы, прошла с севера на юг, в бассейн Дуная, захватила часть территории Дакии и распространилась в Причерноморье, осев там после тяжелых боев со славянами. Здесь готы оставались около 150 лет, живя среди славян, восточно-сарматских племен. В Причерноморье готы образовали два мощнейших многоплеменных политических союза. По своему типу это были предгосударственные образования – Вестготское королевство на нижнем Дунае и Остготское королевство в бассейне нижнего Днепра. Таким образом готы вышли непосредственно к границам Восточной Римской империи.

Славяне

Слово «славяне» употребляется византийскими писателями довольно часто в VI в. Однако славянские племена были известны римским и греческим авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов появляются почти одновременно с известиями о древних германцах. Тацит, Плиний, Птоломей не раз упоминали о венедах, живущих к востоку от германцев, у южных берегов Балтийского моря. В IV-VI вв. наряду с названием «венеды» и «славяне» начинаются встречаться новые названия славянских племен: геты и анты. «Склавинами» и «антами» называет славян византийский историк Прокопий Кесарийский (сер. VI в.). Склавины, согласно Прокопию Кесарийскому, занимали значительную территорию на Дунае, анты жили к востоку от Днестра. Уже в первые столетия новой эры славяне из всех варварских племен занимали, пожалуй, самые большие территории. Их территория на севере начиналась у Балтийского моря, на юге заканчивалась у Дуная, на западе их граница шла от Дуная до Днепра и далее на восток до Оки.

Общественный строй славян, описанный византийскими писателями Прокрпием Кесарийским и Маврикием (кон. VI – нач. VII вв.), характеризуется родовыми отношениями. Славяне жили племенами и родами, рода складывались из больших семей. Родовых старейшин византийские писатели называют по-гречески, архонтами или филархами. Филархи и архонты имели большие дружины. Прокопий и Маврикий отмечали, что славяне ведут частые войны, в том числе и на Балканах.

Находясь на той же стадии развития, что и германские племена, славяне сохраняли еще военно-родовой строй с элементами военной демократии, вече и т.д. – то, что было присуще всем варварским племенам, обитавшим к северу от Римской империи. Прокопий и Маврикий отмечают целый ряд положительных черт в характере славян, например, их свободолюбие и гостеприимство, а также то, что они не держат у себя пленников, взятых в рабство, а через некоторое время их отпускают на свободу, при этом предлагая им остаться в роду и выделяя отдельное хозяйство. Согласно Прокопию и Маврикию, славяне очень гостеприимны, и это их качество даже вошло в пословицу у жителей Византийской империи. Славяне стремятся к дружеским отношениям со своими соседями, но при этом им свойственна некоторая обидчивость, недружелюбное отношение к себе они воспринимают очень болезненно и отвечают на его проявление военными походами.

Прокопий и Маврикий отмечают очень высокие военные качества славян, физически очень сильных и крупных людей, а также их склонность ко всякого рода военным хитростям (засады и т.п.). Попадая на территорию Византии, славяне быстро осваивали византийскую военную технику и вскоре научились осаждать и брать укрепленные города. Славяне Пользовались лодками-однодеревками и совершали долгие морские путешествия и походы.

В отличие от германских племен, основным занятием славян было земледелие. В период, описанный Маврикием и Прокопием, они сеяли в основном ячмень и просо, а также разводили домашний скот. Им были известны и многие домашние ремесла. Те славяне, которые жили в бассейне Вислы и верхнего Днепра (в районе современного Смоленска), наряду с земледелием большое внимание уделяли скотоводству, рыболовству и лесным хозяйствам – звероловству и бортничеству.

Как и древние кельты и германцы, славяне были язычниками, обожествляющими силы природы (бог неба Сварог, бог грома и молнии Перун, бог скотоводства Велес, богиня плодородия Жива и др.). Обожествляя природу во всех ее проявлениях, славяне заселили свой мир множеством мелких божеств и поклонялись им: их водоемы были населены русалками и водяными, леса – лесными божествами, в каждом жилище непременно жил домовой. В первые века новой эры славяне не имели института жречества, в отличие от кельтов.

Отношения между славянскими и германскими племенами были сложными, они постоянно колебались от вражды к миру и от мира к вражде. Эти отношения красочно отражены в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского.

Как кельтские, германские племена, славяне сыграли большую роль в крушении античного мира (Римской империи), который уже стоял на пороге гибели, и в создании нового строя, строя средневековой феодальной Европы. Само передвижение германских племен с востока на запад, положившее начало Великому переселению народов, было отчасти результатом натиска славян на германские племена, о чем подробно пишет готский историк Иордан. Славяне начали вытеснять германцев с их исконных земель по Висле, Одеру и южному побережью Балтики, и расселялись там сами, а германские племена уходили на запад. Вместе с ними пошли и многие славянские племена, таким образом приняв участие в Великом переселении народов в IV-VI вв. Много южных славянских племен переселялись с вестготами и остготами.

В VI-VII вв. славяне передвигались дальше на запад от Вислы и Эльбы и занимали территории все южнее и южнее, приближаясь к границам Римской империи. Вскоре начались многочисленные славянские вторжения на территорию Византии, и в конце концов славяне расселились там в большом количестве. Славянский этнос стал вторым (после греческого) на Балканах, на побережье и на многих островах Эгейского моря. Отсюда славяне продвигались дальше на восток, они селились в Сирии и на других территориях Ближнего Востока.

 

Образование варварских королевств в Западной Европе.

К IV в – образование варварских племен в большие союзы, т.е. шло оформление предгосударственных образований.

Нижний Рейн – англо-саксонские

Средний Рейн – франкские

Верхний Рейн – аллеманские

Бассейн Эльбы – лангобарды, вандалы, бургунды

Причерноморье – Остготы и Вестготы.

С конца IV и особенно в V в. начинается стремительный натиск варваров на территорию гибнущей Римской империи и ее завоевание. Началась эпоха Великого переселения народов. Завоевание империи растянулось более чем на столетие (IV-V вв.).

Многие племена формально считались союзниками империи. Императоры шли на подобные союзы сознательно, чтобы предотвратить катастрофу. Но эти попытки ни у кого не оставляли иллюзий. Грядущее падение Западной Римской империи было очевидным.

Завоевание империи сопровождалось иммиграцией варваров. С конца IV в. весь евразийский варварский мир пришел в движение. Причин было много: одни племена выталкивали другие с их территорий (гунны из восточных степей теснили славян, славяне, передвигаясь на запад, заставляли передвигаться на запад германские племена), потребность в новых, более плодородных землях, суровый климат. Пришедший в движение варварский мир объединяла общая ненависть к Римской империи. Эпоха конца IV – начала VI вв. получила название Великого переселения народов.

Начало Великого переселения народов связывается с вторжением в пределы империи готов. Остготы и вестготы имели в Византии обширные земельные владения и в отличие от многих других варварских племен они не испытывали «земельного голода». Но тем не менее время от времени остготы делали набеги на Балканский полуостров. Несмотря на это, отношения их с Восточной Римской империей были, в основном, мирными.

Наиболее сильное Остготское гос-во (во главе Германарих 325-375 гг.). Находясь в непосредственной близости с Византией, остготы подверглись сильному влиянию античной культуры греков.

375 г. в Причерноморье из Азии пришли гунны, бьют остготов и вместе идут на вестготов.

Вестготы переходят в Мезию (совр.Болгария) на терр. РИ, согласовав с РИ.

378 г. вестготы под Адрианополем убивают имп. Валента.

Формирование схоластики.

Гумилев: В этой империи все было импортным. Идеологию взяли у Византии, образование получили из Ирландии, военную технику (рыцарскую конницу) заимствовали у аваров, медицину – у испанских арабов и евреев. Все это вместе называется "Каролингским возрождением".

Каролингское и Оттоновское Возрождения. Первое происходит в VIII-IX вв. при дворе Карла Великого и его потомков, где постепенно был собран цвет культурной элиты из всех стран Западной Европы, от Ирландии до Италии, второе – в X в. при дворе германских императоров Оттона I, II и III, имеет более замкнутый характер и сосредотачивается не при дворе, а в монастырях. Каждое из них отличается своими особенностями, однако оба эти Возрождения, возглавлявшиеся самими монархами и преследовавшие также политические цели, имели основной задачей восстановление культуры и, в частности, словесности после длительного периода «темных веков». Книжная христианская традиция здесь впервые вступила во взаимодействие с античной, а также народной романской и германской культурой. Доминировала при этом христианская концепция мира, так что заимствованные из античности жанры и образцы наполнялись новым содержанием и соответствующим образом трансформировались (античная биография приобретала черты жития, драмы Хротсвиты (10в.) представляли собой произведения «обращенного в христианство» Теренция и пр.). В результате усилий, предпринятых деятелями Каролингского и Оттоновского Возрождения, культурное развитие Европы не только было восстановлено, но в дальнейшем не прерывалось. Наиболее известны Алкуин, Павел Диакон, Теодульф, Эйнхард, Хросвита Гандерсгеймская, Лиутпранд.

 

Византия и арабы.

(по теме?) XI-XIII века были для Византийской империи периодом сложных исторических катаклизмов. В XI в. значительно ослабляются позиции Византии на международной арене. На Западе, в Италии, происходит разрыв отношений южно-итальянских городов с Византией и складывается мощная антивизантийская коалиция норманнов, которые создают герцогства Aпyлию и Калабрию. В это же самое время обостряются отношения Византии с арабо-мусульманским миром. В системе антивизантийской экспансии с Востока и с Запада грозной силой начинает подыматься папство. Запад все настойчивее стремится лишить Византию ее былого могущества, тем более, что в многочисленных битвах империя явно ослабевала. К концу XI в. империи удается ослабить натиск норманнов, сельджуков и печенегов. Первый крестовый поход, вопреки всем намерениям папы, сыграл весьма положительную роль для Византии (XI в.). В результате этого крестового похода к Византии отходят важные территории в Малой Азии, отбитые крестоносцами у турок-сельджуков. Второй крестовый поход в контексте продолжающейся борьбы Византии с арабо-мусульманским миром и с Западом скорее ослабляет, чем укрепляет позиции Византийской империи. В XII в. Византия одерживает последние победы. Одной из таких побед завершилась борьба за Балканы, что позволило Византии начать вторжение в Италию. Целью этого вторжения было создание союза Византии и южно-итальянских городов. Во второй половине XII в., однако, все ощутимее становится ситуация, которая привела Византию к исторической катастрофе. Византийская армия была разбита турками-сельджуками. Империя отказывается от военных операций в Малой Азии и в Италии. В своих действиях против Византии активизируются сицилийские норманны. Обостряются отношения со Священной Римской империей.

Столь же катастрофически обостряются внутренние проблемы империи, силы которой были подорваны III и особенно IV Крестовыми походами. Ватикан, вдохновляющий и благословляющий эти походы, все решительнее направлял их на уничтожение Византийского государства. Целью IV Крестового похода было подчинение Византийской Православной Церкви папе Римскому. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополем, и было принято решение о partitio romaniae, т.е. разделе Византийской империи. В результате возникает новое государство, которое получило название Константинопольская, или Латинская империя. В этой новой империи православие официально было заменено католицизмом, императором стал Болдуин Фландрский. Силы этого, наспех созданного, государства были достаточно эфемерными, однако Латинская империя сыграла серьезную роль в ослаблении Византии. В это время на незавоеванных крестоносцами греческих территориях (Никея, Эпир, Трапезнд) Византийской империи вызревают национально-патриотические силы. Начинается борьба против Латинской империи и за возрождение Византии. В 1261 г. Византийская империя была восстановлена. Но эта империя уже не могла сравниться с прежней великой державой. Некогда блестящая столица – Константинополь – являла собой печальное зрелище. Он напоминал Рим времен нашествия варваров.

После уничтожения Латинской империи Византия вновь начинает войну за Балканы. В этот период активизируется арабо-мусульманский мир. Обезопасить Византию от нашествия мусульманских сил Востока могло только одно – заключение унии с Западом, т.е. с Ватиканом. Византия решилась на этот шаг. В 1274 г. на соборе в Лионе была подписана уния, по которой Византия обязывалась принять католическую догматику, признать супрематию папы в церковных делах. Однако несмотря на то, что Лионская уния была подписана на самом высоком уровне, духовенство и монашество Византии отказались ее принять. К внешнему катастрофическому положению Византии добавляется серьезный внутренний конфликт: в империи начинаются гражданские войны. В борьбе за центральную власть одерживает победу сепаратистская феодальная аристократия Византии. Эта победа втягивает всю империю в новый виток катастрофы, способствуя ее окончательному разрушению и падению.

В это время начинается планомерное, целенаправленное завоевание империи турками-сельджуками. В 1389 г. происходит печально знаменитая битва на Косовом поле, решившая дальнейшую судьбу Балкан (которые были чрезвычайно важны для империи, открывая ей путь на Запад) в пользу турок-османов.

После утраты Балкан византийцы, остро ощутили реальную угрозу турецкого завоевания. И Византия снова обращается к Западу. В 1439 г. во Флоренции была подписана новая, Ферраро-Флорентийская уния с Ватиканом, многие параграфы которой повторяли Лионскую унию 1274 г. И вновь условиями унии было признание Византией супрематии папы, принятие православной империей католической догматики. Византия в православии сохраняла только внешние культовые обряды. Среди приглашенных на собор во Флоренции было и русское духовенство, возглавляемое митрополитом Исидором, греком национальности. Митрополит Исидор подписывает унию. На Руси этот акт митрополита Исидора вызвал гневный протест не только в духовной, но и в светской среде, в том числе и самого великого князя Московского Василия II. По возвращении в Московское княжество митрополит Исидор был смещен, и назначен вый митрополит Иона. Впервые в истории Русского государства назначение митрополита произошло самостоятельно, без обращения к Константинопольскому патриарху. Этим актом Василий II положил начало автокефалии Русской Православной Церкви.

С середины XIV в. до середины XV можно говорить о затянувшейся агонии древнего высокоцивилизованного, некогда могущественного государства – Византийской империи. В XV в. турки-османы переходят к решительным действиям. На рассвете 29 мая 1453 г. штурмом был взят Константинополь. Византийская империя пала. На месте Византии возникает новое государство – османская турецкая империя.

Коммунальные движения.

Средневековый город возникал на земле феодалов и должен был ему подчинятся. Бывшие крестьяне переселившиеся в город, оказывались в личной зависимости от феодала, они приносили с собой свои обычаи и навыки общинного устройства. Феодал стремились извлечь из города как можно больше доходов, городск. промысла торговля этому способствовали.

Коммунальное движение – это борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Зап. Европе в X-XIIIв.в.

Первоначальный этап борьбы за освобождение от тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии.

Последующий этап – политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.014 с.)