Средневековая культура Западной Европы классического периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековая культура Западной Европы классического периода.



До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика.

XI-XIV вв. – средневековая культура обретает классические формы.

Теология – высшая форма идеологии. Тяготение к универсализму. Аскет и богослов Петр Дамиани заявил, что разум ничтожен перед верою, а философия только «служанка богословия». Его оппонент – Беренгарий Турский в своем рационализме доходил до насмешек над Церковью.

X в. – зарождение схоластики. Сущность её состоит в осмыслении догматических посылок христианства с рационалистических позиций. Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами.

В ХI-ХIII вв. в схоластике начинается сложный процесс: разработка важнейших методов и механизмов познания мира, которая свелась к спору о природе универсалий. Этот спор разделил схоластов на две группы: номиналистов и реалистов. Номиналисты считали, что общие понятия – универсалии – не существуют реально в природе, а являются лишь именем (потеп) механизмов познания мира. Реалисты же настаивали на том, что универсалии имеют реальное, самостоятельное существование. Спор номиналистов и реалистов явился продолжением античной линии борьбы материалистов и идеалистов (линии Гераклит – Демокрит, Аристотель – Платон и др.).

XII в. – век «средневекового гуманизма», «средневековый ренессанс».

Рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникновение светской литературы, зарождение культуры городов.

Мистицизм – мощное течение в схоластике. Бернард Клервоский (1090-1153) – наиболее яркий представитель этого направления, крупнейший церковный деятель, апологет, стяжавший себе славу святого ещё при жизни. Оппонент П. Абеляра.

На латинский язык переведены труды Евклида и Аристотеля, который был усвоен через комментарий прежде всего Аверроэса (Ибн-Рушда), давшего философии Аристотеля своеобразную материалистическую интерпретацию. Учение Аристотеля завоевало огромный авторитет. Синтез аристотелизма и католической теологии попытался осуществить ученик Альберта Великого Фома Аквинский (1225-1274). Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и как основатель религиозного учения – томизма. Фома Аквинский был доктором теологии, преподавал в университетах Парижа, Рима, Неаполя. Также как и его учитель, боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского теолога из Кордовы, толкователя Аристотеля Аверроэса (ибн Рушд), выступившего за свободу философии от теологии). Конец XIII в. – томизм становится официальной доктриной католической церкви.

Аввероисты: Сигер Брабантский и Боэций Дакийский

Мистики: Бонавентура, Мейстер Экхарт

Крупнейший мыслитель, повлиявший на становление натурфилософии Возрождения – Николай Кузанский (1401-1464 гг.)

Раннесредневековая западноевропейская культура трудно складывалась как сложный синтез античной культуры и христианства.

В ее формировании большую роль сыграл философ, поэт, политический деятель Остготского королевства Боэций (408-525). Над синтезом двух культур – античной и церковной, работал в V в. Марциан Капелла. В трактате «О браке Филологии и Меркурия» он разработал систему семи основных предметов, которые изучались в античных школах – «семь свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили «семь свободных искусств» на две ступени, низшую – тривиум: грамматика, риторика, диалектика, и высшую – квадривиум: геометрия, арифметика, астрономия, музыка. В школах, затем в университетах логика преподавалась по Аристотелю, риторика по Цицерону. Основой изучения арифметики и геометрии были сочинения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея.

«Семь свободных искусств» в раннее средневековье были предназначены в первую очередь сформировать грамотное духовенство и грамотное чиновничество. Выше всех наук оставались Священное Писание и сочинения отцов Церкви.

Грамматика – «матерь всех наук». XI в. – подъем средневековых школ, совершенствование системы образования. Школы были монастырские, кафедральные, приходские. Ваганты – бродячие школяры (нецерковные: любовная лирика, застольные песни, сатира на короля и церковь). Обучение велось на латинском языке, а только с XIV в. – на национальных языках. Центры обучения ремеслу – цехи.

XII-XIII вв. – экономический и культурный подъем Западной Европы.

Кафедральные школы превращаются во всеобщие, а затем в университеты (от слова universitas – совокупность, общность). Первые университеты появились в XII в. и в дальнейшем сыграли огромную роль в жизни Западной Европы. XIII в. – высшие школы в Болонье, Монпелье, Париже, Оксфорде, Палермо и др. XV в. – около 60 университетов. Крупнейший – Парижский. Получают развитие коллегии – колледжи. 1257 г. – основание коллегии Робером де Сорбон (позже по его имени стал называться весь Парижский университет)

Процесс складывания светской интеллигенции. Книга становится более дешевой, с XIV в. – применение бумаги. 1445 г. – изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом. XII-XV вв. – появление многочисленных библиотек.

XIII в. – зарождение интереса к опытному знанию. Средневековый энциклопедист – Винсент из Бовэ. Оксфордский профессор Роджер Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. Уильям Оккам, Николай Отрекур, Буридан и др. – последователи Р. Бэкона. Медицинская школа в Салерно и знаменитый кодекс Арнольда да Вилланова. Изучены свойства различных веществ.

Географические открытия: братья Вивальди из Генуи, венецианец – Марко Поло. Появляются географические атласы, описания различных земель.

Литература: излюбленные жанры – «истории», хроники, летописи, биографии знаменитых личностей. Классические сочинения исторического жанра: хроники Оттона Фрейзингенского, Гвиберта Ножанского, «Круг земной» Снори Стурлсона, хроника Салимбене.

Западноевропейский эпос (исторический и сказочный). Исландские саги («Старшая Эдда», «Младшая Эдда»). «Песнь о Роланде» (бой в Ронсевальском ущелье в 778г.) (Франция). «Песнь о моем Сиде» (эпизод Реконкисты) (Испания). «Песнь о Нибелунгах» – эпос мифологизирован. (Германия)

Рыцарская культура: Возникновение куртуазной (придворной) культуры и важнейший её элемент – культ Прекрасной Дамы. Рыцарские турниры кон. XI в. – появление трубадуров – провансальские поэты-рыцари (герцог Гильем IX Аквитанский), «Магистр поэтов» – Гираут де Борнейль. Женщины – поэты: Беатрис де Диа, Мария Шампанская. «Миннезингеры» – немецкие поэты-рыцари (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде). Кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (повесть о Тристане и Изольде). Один из мотивов рыцарского романа – поиски святого Грааля. Французские поэты-рыцари – труверы.

XIV в. – нарастает разрыв между мечтой и действительностью. Упадок куртуазнго романа.

Городская культура:

XI в. – города становятся центрами культурной жизни.

Литература: стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио – Франция; шванки – Германия), «Поп – Амис».

Складывается сатирический эпос на основе сказок – «Роман о Лисе» (Франция), «Роман о Розе» – воспеваются идеи свободомыслия. Оппозиционные настроения вагантов. XIV-XV – мейстерзанг (поэзия ремесленников) постепенно вытесняет рыцарский миннезанг. Замечательный средневековый поэт Франсуа Вийон. Широкое распространение мистерий. Развивается городское строительство, ювелирное искусство, производство предметов роскоши.

«Божественная комедия» Данте Алигьери (1265-1321 гг.) (Италия) – итог лучших духовных устремлений зрелого средневековья. «Граф Луканор» – сборник поучительных рассказов инфанта Хуана Мануэля (Испания).

Средневековое сознание стремится более к синтезу, чем к анализу. Его идеал – целостность. Большое значение придавалось форме (детализированный этикет).

XIV-XV вв. – рост и укрепление национального самосознания. Развивается культура Возрождения. Тяготение к энциклопедизму.

В архитектуре этого времени складываются два стиля – романский и более поздний готический. X в. – складывание романского стиля в архитектуре (Франция, Италия, Германия). Романский стиль, оформившийся в эпоху Карла Великого, во многом следовал античным образцам, но достаточно грубо. Известным сохранившимся до наших дней романским храмом является храм в Аахене времен Карла Великого. Середина XII в. – возникновение готики (более ажурный легкий стиль). Первые церковные здания, построенные в готическом стиле, появляются на севере Франции. Шедевры готической архитектуры сосредоточены в Италии (Миланский собор), во Франции (собор Парижской Богоматери, Руанский, Реймский, Шартрский соборы), в Германии (Кельнский собор), в Чехии.

Преобладание скульптуры над живописью. «Пламенеющая готика». Крупнейший европейский художественный центр – Бургундия. Выдающийся скульптор при дворе герцога Филиппа Смелого – Клаус Слютер. «Колодец пророков» в Дижоне.

Готическая живопись – роспись алтарей, миниатюры в средневековых рукописях. Появление станкового портрета и светской живописи.

В основании средневековой культуры, которая знала взлеты и падения и была исполнена внутренних противоречий, лежала единая историческая реальность народов Западной Европы.

 

Комниновское возрождение».

С воцарения Алексея I Комнина началось правление династии Комнинов (1081-1185гг.), при которых произошел расцвет экономики и культуры. Сохранялся контроль Церкви над жизнью общества, но вместе с тем он сочетался с уважением к античному наследию и с глубоким его изучением. Относительную независимость приобрели светские направления в литературе и искусстве. В 1045 г. в Константинополе открылось новое высшее училище с двумя факультетами, а в XI в. – «Патриаршая академия» для подготовки высших иерархов церкви. Расширялась сеть школ, на более высокую ступень поднималась культура империи.

XII в. – эпоха т. н. «Комниновского возрождения». X-XII в. – превращение культуры Византии в единую типологически однородную систему. Главное внимание общества было приковано к проблемам богословия. Это – собирание творений древних греческих отцов Церкви и учителей её, тщательное изучение их и составление на основании их и с заимствованием из них новых сочинений. Следствием такого стремления к духовному просвещению в веке Комнинов было замечательное обилие богословской литературы. Излагалось догматическое учение, велась полемика с латинянами и еретиками, опровергалось магометанство, иудейство, язычество, составлялись толкования на Св. Писание, изъяснялись каноны Церкви, писались нравоучительные сочинения и т. п. Но почти все они были только хорошими компиляторами.

В ряду церковных писателей первое место занимает Михаил Пселл (ум. в 1106г.). Он был богослов, философ, историк, математик, оратор и даже врач. В одном своем сочинении вроде энциклопедии он пишет о догматическом и нравственном учении, излагает кратко содержание всех наук и даже трактует о поваренном искусстве. Он воспитывался в Афинах и был в Константинополе учителем философии и сенатором, а потом воспитателем детей имп. Константина Дуки (1059-1067), имел большое влияние на дела управления. В правление своего воспитанника, Михаила VII, он впал в немилость при дворе и около 1076 г. удалился в обитель. Из богословских сочинений Пселла более замечательны толкование на Песнь Песней, главы о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа.

Феофилакт, архиепископ Охридский в Болгарии (ум. в 1108 г.). До своего посвящения в сан архиепископа он был воспитателем сына имп. Михаила VII, Константина Порфирородного, почему, будучи уже архипастырем, переписывался с лицами из царской семьи. Он, будучи образцовым пастырем, много заботился об исправлении нравов своей паствы. Замечателен преимущественно как толкователь Св. Писания. Ему принадлежат толкования на весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса, и из Ветхого Завета, на некоторых малых пророков.

Также известен Евфимий Зигабен (ум. около 1118 г.), монах одного константинопольского монастыря. Замечательный богослов и экзегет своего времени.

Евстафий, архиепископ Солунский, живший и действовавший почти в течение всего XII в.

Николай, епископ Мефонский, в Морее, живший во второй половине XII в. Один из ученейших богословов своего времени. Написал сочинения о заблуждениях римской церкви, главным образом по вопросу об исхождении Св. Духа и от Сына.

В числе замечательных писателей XII в. значатся Феодор Вальсамон, хартофилакс константинопольской церкви, а в последствии патриарх Антиохийский, и Иоанн Зонара, монах одного из восточных монастырей. Оба они, и особенно первый, были замечательными законоведами своего времени и оставили изъяснения на правила апостольские и соборные.

Подлинный расцвет историографии Византии приходится на XI-XII в., когда было создано более полутора десятков выдающихся исторических сочинений. Одним из самых ярких, талантливых повествований является «Хронография» Михаила Пселла, представляющая жанр исторической биографии. «Алексиада» Анны Комнины, дочери Алексея I, – также историческая биография (Анна подражает Фукидиду). На рубеже XII-XIII вв. как непосредственное продолжение «Алексиады» создал свой труд видный сановник Никита Хониат. Его «История» – обширное повествование о судьбах империи с 1118 до 1206 г.

Мастерство иконописцев X-XII вв. по-прежнему подчинялось требованиям религиозной эстетики. На смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутренним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась техника, возросло внимание к индивидуальности характеристик.

В конце XI-XII вв. культурный обмен империи с Западом стал более интенсивным. Стало более активным заимствование форм западной культуры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в музыке, одежде, жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи.

 

Остготское Возрождение».

Вестготы разграбили в 410 г. Рим, однако создать свое королевство на терри­тории Италии они не смогли и после нескольких лет блужданий осели на Пире­нейском полуострове. Более длительным было господство в Италии остготов. Одержав ряд побед, они в 493 г. основали свое королевство в Северной и Средней Италии с центром в Равенне. Остготы не разрушали крупного римского земле­владения. Воинская знать остготов превращалась в крупных землевладельцев, срасталась с римской аристократией, тогда как рядовые члены племени нередко становились рабами. Король остготов Теодорих считал себя преемником римских императоров и носил титул «Августа». Он сохранил прежнее управление и быт римлян. В 555 г. остготское королевство было уничтожено Византией при помощи лангобардов, гуннов, парфян и других племен.

Важным центром византийского искусства этого времени стала Равенна, сохранившая значительное число памятников архитектуры VI столетия. За 60 лет существования остготского королевства в Равенне было построено несколько весьма значительных сооружений. Как и в других областях обще­ственной и культурной жизни, в архитектуре остготы опирались на ранее разра­ботанные типы построек, прежде всего – культовых (строителями храмов были римские, вернее восточноримские, или византийские архи­текторы). Исключи­тельно интенсивным было строительство в первой четверти VI в., когда Равенна была столицей остготского государства Теодориха (умер в 526 г.). В этот период построены дворец Теодориха (не сохранился) и многочисленные арианские культовые здания (впоследствии освященные католиче­ской церковью). В зодчестве, как и вообще в искус­стве Равенны того времени, чувствуется большая бли­зость к византийской художественной культуре; многие из созданных в Равенне сооружений могут быть вклю­чены в историю византийского искусства. Но искус­ство Равенны начала VI в. обладало и специфиче­скими чертами. Они заключались в том, что зодчество и живопись не прониклись еще духом имперского величия, который утвердился в художественной куль­туре Равенны после смерти Теодориха, когда резко усилилось влияние юстиниановской Византии. Нако­нец, в равеннском зодчестве нашли место художест­венные взгляды, связанные с «варварской» культурой и не имеющие параллели в собственно византийской архитектуре.

При остготах утвердился тип базилики, оказавшейся наиболее приспособлен­ной к задачам христианского богослужения. Раннехристианские базилики (собор Петра и церковь Сан Паоло фуори ле мура послужили образцом для строитель­ства в Равенне, но ни одна из остготских базилик не достигала столь больших размеров. Еще при Теодорихе (умер в 526 г.) была построена в Равенне церковь Сант Апполинаре Нуово (св. Аполлинария Нового). Она была построена как арианский храм; при Юстиниане эта базилика была ос­вящена как храм Мартина Турского, а современное название получила значительно позже – около 1000 г. Это трехнефная базилика с двумя рядами изящных соеди­ненных арками колонн. Ряды колонн в базилике не длинные; это в сочета­нии с большой высотой нефов (особенно залитого светом среднего нефа) придает интерьеру стройность и легкость. Подобно более старым базиликам, она имела плоские деревян­ные перекрытия. Ее высоко поднятый над боковыми средний неф освещался окнами, расположенными под крышей.

Такова же конструкция и другой базилики, построенной при остготах в Раввене в 534-549 гг., – церкви Сант Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в Старой гавани) – суровая по своему внешнему облику трехнефная базилика. Внутри базилика отличается большими размерами и просторностью, внушая человеку чувство затерянности в обширном пространстве. При остготах строили также здания иных типов. Важнейшим из них является центрическое сооружение, также имеющее пространственное богатство – церковь Сан Витале (св. Виталия) в Равенне, заложенная в 526 и завершенная в 549 г.

Торжественность и возвышенная одухотворенность свойственны и произведе­ниям изобразительного искусства VI в. Большое развитие в это время получила монументальная мозаика, украшавшая стены и перекрытия церковных и светских зданий. Характерной ее особенностью начиная уже с III-IV вв. стало употребле­ние смальты, то есть кубиков из окрашенных стеклянных сплавов. Смальта позволила достигать в мозаике глубины, звучности и мерцания тонов. Широко распространились в мозаиках золотые фоны (выступающая наружу грань позолоченного кубика смальты обычно покрывалась тон­кой стеклянной пластинкой, благодаря чему создавался эффект мерцающей, вибрирующей плоскости), придающие изображению парадность и вместе с тем отрешенность от реальной жизни. Эти черты отличают визан­тийскую мозаику от античной, сложенной обычно из кусочков камней и имевшей светлые фоны, позволявшие передавать пространство.

Наиболее значительными из сохранившихся памятников монументальной живописи VI в. являются знаменитые мозаики церкви Сан Витале. Эти мозаики, заполняющие стены и своды абсиды и пресбитерия, составляют сложный и худо­жественно целостный комплекс. В цветовой гамме господствуют ярко-зеленые и золотые тона, сообщающие всему убранству праздничную торжественность. Богатые орнаментальные узоры сочетаются здесь с помещенными на арке медальо­нами, изображающими Христа, апостолов и великомучеников. На своде пресби­терия расположены фигуры агнца и стоящих на голубых сферах ангелов; птицы, звери, гирлянда из цветов и плодов дополняют композицию, сосуществуя с мозаиками, в основу которых положена догматическая идея жертвенности.

Наиболее остро элементы живого восприятия мира сочетаются с догматиче­ской идеей в мозаике конхи абсиды. Здесь изображен восседающий на сфере юный Христос, по сторонам его два архангела. Слева от Христа изображен также патрон храма Сан Витале, а справа ктитор – епископ Экклесий.

Наиболее своеобразным памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526-530 гг. Стоящая неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, она своей монументальностью производит впечатление суро­вое и сильное. Если с внешней стороны гробница Теодориха как будто повторяет обычную в античном мире форму мавзолея, то, по существу, в ее художественных особен­ностях уже выражен новый тип архитектурного мышления, отвечавший суровой Эпохе переселения народов. Внутри здания стройные пропорции античного цент­рического сооружения нарушены потолком, разделяющим гробницу на два низких помещения. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильную форму.

 

Оттоновское Возрождение».

В 919 г. саксонский герцог Генрих Птицелов был избран германским королем, а сын его Оттон I (936-973), совершив успешный поход в Италию и завоевав Рим, в 962 г. провозгласил себя главой «Священной Римской империи германской нации». Сак­сонская династия, как и следующая за ней франконская, могла создать некоторое подобие централизованной власти в стране ценой еще большего подчинения феодальным силам. Все управление государством осуществлялось теперь уже не при помощи королевских чиновников, а в гораздо более хаотической форме – через посредство наследственных держателей феодальных ленов.

Все это неизбежно усиливало центробежные тенденции со стороны герцогов, графов и других крупных феодалов. В своей борьбе против этих тенденций королевская власть опиралась на духовенство и старалась расширить привилегии церкви, поскольку владения епископов и аббатов не были наследственными, а своими доходами церковь в известной мере делилась с государством.

Императоры стремились укрепить свое положение также посредством связей с более культурной Византией. Оттон II женился на греческой принцессе Феофано, завел у себя при дворе пышный византийский церемониал.

Как и в эпоху Карла Великого, культурная жизнь X-XI вв. сосредоточивалась в очень узком слое образованных людей, окружавших престол императора, его при­дворных и епископов – сторонников объединительной политики. Но главной опорой саксонской династии было мелкое рыцарство, стоявшее за императорскую власть, против крупных феодалов, что придавало политике Оттонов известный ореол попу­лярности, а походы в Италию и подчинение папства усиливали эту популярность.

Однако императорская власть в конечном итоге не добилась действительного объединения, поскольку особенности развития феодализма в Германии препятство­вали каждой новой попытке централизации. Подчиняя себе духовенство, императоры постепенно вступали в соперничество с могущественной церковной иерархией во главе с папой. Со своей стороны папство разжигало оппозицию светских феодалов против императоров. Началась борьба, затянувшаяся на несколько столетий. Германские императоры жаждали господства над богатой и славной своими культурными традициями Италией, а папство не желало выпустить из рук духовную власть в германских государствах и отказаться от церковных доходов. В конечном счете дело империи было проиграно, и в Германии восторжествовали интересы более мелких княжеских династий.

Искусство X-XI веков историки называют иногда оттоновским. Однако с точки зрения стиля памятники так называемого оттоновского периода при­надлежат к ранней фазе романского искусства. Несмотря на преемственную связь с каролингской придворной культурой, немецкое искусство этой поры несет на себе глубокий отпечаток примитивной условности раннего средневековья.

Вместе с упадком старой племенной демократии и подчинением сельской общины феодальному господину уходят в прошлое первобытная поэзия и мифология варваров. Хотя воспоминания об этом долго хранились в поэзии бродячих потешников – шпильманов, то воспевавших подвиги эпических героев, то игравших маленькие комические сценки, прообраз будущих «масленичных игр» немецкого средневековья.

Непрочность централизации, созданной императорами саксонской династии, поверхностный характер образованности – все эти ограниченные черты заметно отразились в самом искусстве оттоновского времени. Отсюда характерная двойственность искусства. Наряду с традицией, восходящей к поздней античности, готовыми схемами каролингского искусства и заимствованиями у византийских мастеров немецкое искусство этого времени обнаруживает некоторые самобыт­ные черты.

Наиболее важное значение имеют здесь не схематические и часто условные формы ученого монастырского и придворного искусства, восходящие к искажен­ной временем позднеантичной традиции, а те новые элементы средневекового типа, которым предстояло большое и самобытное развитие. В X-XI вв. эти элементы выступают еще в упрощенной форме, но они имели народные корни и постепенно преобразовали сохранившиеся художественные традиции в сторону романского, а затем и готического стиля.

Хотя церковь по-прежнему господствует во всех областях духовной куль­туры, подъем, связанный с саксонской династией, несет в себе и некоторые светские элементы с местной окраской. Поэты писали все еще по-латыни, но монахиня Гросвита из Гандерсгейма обращается уже к темам реальной жизни, Видукинд из Корвея составил историю саксов, возникло первое произведение рыцарской поэзии – поэма о Руодлибе.

2 ВАРИАНТ:Каролингское и Оттоновское Возрождения. Первое происходит в VIII-IX вв. при дворе Карла Великого и его потомков, где постепенно был собран цвет культурной элиты из всех стран Западной Европы, от Ирландии до Италии

787 – Капитуларий о науках

802 – Капитуларий об обязательном образовании мирян. Задача – образованные клирики. Монах Алкуин.

Школы для подготовки духовенства и чиновничества.

«Дворцовая Академия», члены носили библейский или античный псевдоним.

Король – служитель Бога на земле.

Формирование схоластики.

[Гумилев]: В этой империи все было импортным. Идеологию взяли у Византии, образование получили из Ирландии, военную технику (рыцарскую конницу) заимствовали у аваров, медицину – у испанских арабов и евреев. Все это вместе называется «Каролингским возрождением».

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не распространялось. «Возрождение» ограничивалось тонким слоем тех людей, которые были творцами этой культуры. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

Второе Возрождение – в X в. при дворе германских императоров Оттона I (936-973), II и III (Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение»), имеет более замкнутый характер и сосредотачивается не при дворе, а в монастырях. Каждое из них отличается своими особенностями, однако оба эти Возрождения, возглавлявшиеся самими монархами и преследовавшие также политические цели, имели основной задачей восстановление культуры и, в частности, словесности после длительного периода «темных веков». Книжная христианская традиция здесь впервые вступила во взаимодействие с античной, а также народной романской и германской культурой. Доминировала при этом христианская концепция мира, так что заимствованные из античности жанры и образцы наполнялись новым содержанием и соответствующим образом трансформировались (античная биография приобретала черты жития, драмы Гротсвиты (X в.) представляли собой произведения «обращенного в христианство» Теренция и пр.). В результате усилий, предпринятых деятелями Каролингского и Оттоновского Возрождения, культурное развитие Европы не только было восстановлено, но в дальнейшем не прерывалось. Наиболее известны Алкуин, Павел Диакон, Теодульф, Эйнхард, Гросвита Гандерсгеймская, Лиутпранд.

 

Македонское Возрождение».

867-1056 – правление императоров Македонской династии. Середина IX в. – подъем городов в Византии, расцвет торговли и ремесленного производства, как в столице так и в провинции. Мировую славу снова обрели шелк, изделия из слоновой кости, дорогая посуда и льняные ткани. Возобновилось строительство роскошных дворцов, богато украшенных церквей. Возросли широкие внешнеторговые связи (торговля с древней Русью). Византийская культура этого времени вступает в пору своего блистательного расцвета, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами.

Патриаршеством Фотия (858-867, 877-886), совпавшего с правлением Василия I Македонянина, основателя новой династии, датируют начало «Македонского возрождения» наук и искусств в империи. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середине этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в организации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания. В 1045 г. – высшее училище (университет). XI в. – «Патриаршая Академия» – для подготовки кадров духовенства. Почти все императоры содействовали расширению сети школ.

Наиболее выдающимся богословом был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению достигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI-XII вв. характерно появление богословских полемических трактатов.

Крупными успехами культура Византии в этот период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). Современник Фотия, один из основоположников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволяющий узнавать в столице о вторжении арабов на восточных рубежах всего через несколько часов, а также другие механизмы. Расцветает картография.

При Константине VII Багрянородном (913-959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накопленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, воинскому искусству, дипломатии и т. п. Самому императору приписывают (частичное или полное) авторство некоторых трудов. Видное место на рубеже VIII-IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. – Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах.

Для конца VII-VIII в. характерно безраздельное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети относится творчество поэтессы и гимнографа Касии. С середины IX в. в кругах знати стали распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Большой популярностью у византийцев пользовался созданный в IX-X вв. эпос о Дигенисе Акрите. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием человеческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык, что говорит о преемственности культуры Руси и Византии.

 

Византийский город.

Еще в 330 г. император Константин I Великий заложил новую столицу империи. Столицей стал небольшой город на Босфорском проливе – Византий. По имени ее основателя новая столица получила название Константинополь. Константинополь занимал исключительно благоприятное положение. Он находился на пересечении торговых путей, связывавших Восток и Запад. Он стал также центром торговли на Черном и Эгейском морях.

Новая столица была хорошо укрепленным военно-стратегическим центром. В Константинополь из Рима переносится политический центр империи. Еще до гибели Западной Римской империи Восточная Римская империя – Византия являла высокий уровень развития во всех сферах государственного, политического и общественного бытия.

С самого начала своего существования Византийская империя была страной городов. Константинополь, Феслоники, Коринф, Фивы, Смирна, Эфес, Никея, Домаск, Антиохия, Александрия, были средоточием ремесла и торговли, крупными экономическими и политическими а также культурными центрами еще в IV веке. Даже мелкие и средние города, особенно приморские, торговали друг с другом и с зарубежными странами. Города преобладали на деревней. Большинство имперской знати, чиновники, крупные землевладельцы, богатые торговцы жили в города, но основную массу горожан составляли ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники и рабы. Складываются профессиональные ремесленные и торговые объединения.

V-VI вв. – жизнь города определилась позднеантичными институтами.

Города оставался полисом – общины, владевшим сельской округой, где горожане имели участки земли и вели свое хозяйство. Города обладали правом самоуправления. Во главе органов власти стоял куриал – представитель местной знати (наследственная должность).

VII-IX вв. – упадок городов в связи с варварскими нашествиями и разрывом торговых связей. Уровень ремесла снизился, торговля замерла. Мелкие и средние города аграризовались.

Середина IX века – подъем городов в Византии. Мастера и торговцы основными продуктами питания и предметами роскоши были организованны в корпорации – профессиональные объединения. Корпорации строились на добровольной основе, принадлежность к ней была не повинностью, а привилегией (вступающий вносил особый взнос, должны были иметь материальные возможности для ведения профессиональной деятельности и обязательно соблюдать правила). Установленные эпархом (градоначальником) правила для 22 корпораций столицы империи были сведены в X веке в сборник постановлений – «Книгу эпарха». Если ремесленник не был членом корпорации, то он не имел льгот при получении заказов и продаже изделий, а также не был защищен от конкуренции. Состоятельные члены корпораций использовали труд наемных рабочих и рабов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.058 с.)