ТОП 10:

Средневековая культура Западной Европы классического периода.



До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика.

XI-XIV вв. – средневековая культура обретает классические формы.

Теология – высшая форма идеологии. Тяготение к универсализму. Аскет и богослов Петр Дамиани заявил, что разум ничтожен перед верою, а философия только «служанка богословия». Его оппонент – Беренгарий Турский в своем рационализме доходил до насмешек над Церковью.

X в. – зарождение схоластики. Сущность её состоит в осмыслении догматических посылок христианства с рационалистических позиций. Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами.

В ХI-ХIII вв. в схоластике начинается сложный процесс: разработка важнейших методов и механизмов познания мира, которая свелась к спору о природе универсалий. Этот спор разделил схоластов на две группы: номиналистов и реалистов. Номиналисты считали, что общие понятия – универсалии – не существуют реально в природе, а являются лишь именем (потеп) механизмов познания мира. Реалисты же настаивали на том, что универсалии имеют реальное, самостоятельное существование. Спор номиналистов и реалистов явился продолжением античной линии борьбы материалистов и идеалистов (линии Гераклит – Демокрит, Аристотель – Платон и др.).

XII в. – век «средневекового гуманизма», «средневековый ренессанс».

Рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникновение светской литературы, зарождение культуры городов.

Мистицизм – мощное течение в схоластике. Бернард Клервоский (1090-1153) – наиболее яркий представитель этого направления, крупнейший церковный деятель, апологет, стяжавший себе славу святого ещё при жизни. Оппонент П. Абеляра.

На латинский язык переведены труды Евклида и Аристотеля, который был усвоен через комментарий прежде всего Аверроэса (Ибн-Рушда), давшего философии Аристотеля своеобразную материалистическую интерпретацию. Учение Аристотеля завоевало огромный авторитет. Синтез аристотелизма и католической теологии попытался осуществить ученик Альберта Великого Фома Аквинский(1225-1274). Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и как основатель религиозного учения – томизма. Фома Аквинский был доктором теологии, преподавал в университетах Парижа, Рима, Неаполя. Также как и его учитель, боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского теолога из Кордовы, толкователя Аристотеля Аверроэса (ибн Рушд), выступившего за свободу философии от теологии). Конец XIII в. – томизм становится официальной доктриной католической церкви.

Аввероисты: Сигер Брабантский и Боэций Дакийский

Мистики: Бонавентура, Мейстер Экхарт

Крупнейший мыслитель, повлиявший на становление натурфилософии Возрождения – Николай Кузанский (1401-1464 гг.)

Раннесредневековая западноевропейская культура трудно складывалась как сложный синтез античной культуры и христианства.

В ее формировании большую роль сыграл философ, поэт, политический деятель Остготского королевства Боэций (408-525). Над синтезом двух культур – античной и церковной, работал в V в. Марциан Капелла. В трактате «О браке Филологии и Меркурия» он разработал систему семи основных предметов, которые изучались в античных школах – «семь свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили «семь свободных искусств» на две ступени, низшую – тривиум: грамматика, риторика, диалектика, и высшую – квадривиум: геометрия, арифметика, астрономия, музыка. В школах, затем в университетах логика преподавалась по Аристотелю, риторика по Цицерону. Основой изучения арифметики и геометрии были сочинения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея.

«Семь свободных искусств» в раннее средневековье были предназначены в первую очередь сформировать грамотное духовенство и грамотное чиновничество. Выше всех наук оставались Священное Писание и сочинения отцов Церкви.

Грамматика – «матерь всех наук». XI в. – подъем средневековых школ, совершенствование системы образования. Школы были монастырские, кафедральные, приходские. Ваганты – бродячие школяры (нецерковные: любовная лирика, застольные песни, сатира на короля и церковь). Обучение велось на латинском языке, а только с XIV в. – на национальных языках. Центры обучения ремеслу – цехи.

XII-XIII вв. – экономический и культурный подъем Западной Европы.

Кафедральные школы превращаются во всеобщие, а затем в университеты (от слова universitas – совокупность, общность). Первые университеты появились в XII в. и в дальнейшем сыграли огромную роль в жизни Западной Европы. XIII в. – высшие школы в Болонье, Монпелье, Париже, Оксфорде, Палермо и др. XV в. – около 60 университетов. Крупнейший – Парижский. Получают развитие коллегии – колледжи. 1257 г. – основание коллегии Робером де Сорбон (позже по его имени стал называться весь Парижский университет)

Процесс складывания светской интеллигенции. Книга становится более дешевой, с XIV в. – применение бумаги. 1445 г. – изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом. XII-XV вв. – появление многочисленных библиотек.

XIII в. – зарождение интереса к опытному знанию. Средневековый энциклопедист – Винсент из Бовэ. Оксфордский профессор Роджер Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. Уильям Оккам, Николай Отрекур, Буридан и др. – последователи Р. Бэкона. Медицинская школа в Салерно и знаменитый кодекс Арнольда да Вилланова. Изучены свойства различных веществ.

Географические открытия: братья Вивальди из Генуи, венецианец – Марко Поло. Появляются географические атласы, описания различных земель.

Литература: излюбленные жанры – «истории», хроники, летописи, биографии знаменитых личностей. Классические сочинения исторического жанра: хроники Оттона Фрейзингенского, Гвиберта Ножанского, «Круг земной» Снори Стурлсона, хроника Салимбене.

Западноевропейский эпос (исторический и сказочный). Исландские саги («Старшая Эдда», «Младшая Эдда»). «Песнь о Роланде» (бой в Ронсевальском ущелье в 778г.) (Франция). «Песнь о моем Сиде» (эпизод Реконкисты) (Испания). «Песнь о Нибелунгах» – эпос мифологизирован. (Германия)

Рыцарская культура: Возникновение куртуазной (придворной) культуры и важнейший её элемент – культ Прекрасной Дамы. Рыцарские турниры кон. XI в. – появление трубадуров – провансальские поэты-рыцари (герцог Гильем IX Аквитанский), «Магистр поэтов» – Гираут де Борнейль. Женщины – поэты: Беатрис де Диа, Мария Шампанская. «Миннезингеры» – немецкие поэты-рыцари (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде). Кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (повесть о Тристане и Изольде). Один из мотивов рыцарского романа – поиски святого Грааля. Французские поэты-рыцари – труверы.

XIV в. – нарастает разрыв между мечтой и действительностью. Упадок куртуазнго романа.

Городская культура:

XI в. – города становятся центрами культурной жизни.

Литература: стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио – Франция; шванки – Германия), «Поп – Амис».

Складывается сатирический эпос на основе сказок – «Роман о Лисе» (Франция), «Роман о Розе» – воспеваются идеи свободомыслия. Оппозиционные настроения вагантов. XIV-XV – мейстерзанг (поэзия ремесленников) постепенно вытесняет рыцарский миннезанг. Замечательный средневековый поэт Франсуа Вийон. Широкое распространение мистерий. Развивается городское строительство, ювелирное искусство, производство предметов роскоши.

«Божественная комедия» Данте Алигьери (1265-1321 гг.) (Италия) – итог лучших духовных устремлений зрелого средневековья. «Граф Луканор» – сборник поучительных рассказов инфанта Хуана Мануэля (Испания).

Средневековое сознание стремится более к синтезу, чем к анализу. Его идеал – целостность. Большое значение придавалось форме (детализированный этикет).

XIV-XV вв. – рост и укрепление национального самосознания. Развивается культура Возрождения. Тяготение к энциклопедизму.

В архитектуре этого времени складываются два стиля – романский и более поздний готический. X в. – складывание романского стиля в архитектуре (Франция, Италия, Германия). Романский стиль, оформившийся в эпоху Карла Великого, во многом следовал античным образцам, но достаточно грубо. Известным сохранившимся до наших дней романским храмом является храм в Аахене времен Карла Великого. Середина XII в. – возникновение готики (более ажурный легкий стиль). Первые церковные здания, построенные в готическом стиле, появляются на севере Франции. Шедевры готической архитектуры сосредоточены в Италии (Миланский собор), во Франции (собор Парижской Богоматери, Руанский, Реймский, Шартрский соборы), в Германии (Кельнский собор), в Чехии.

Преобладание скульптуры над живописью. «Пламенеющая готика». Крупнейший европейский художественный центр – Бургундия. Выдающийся скульптор при дворе герцога Филиппа Смелого – Клаус Слютер. «Колодец пророков» в Дижоне.

Готическая живопись – роспись алтарей, миниатюры в средневековых рукописях. Появление станкового портрета и светской живописи.

В основании средневековой культуры, которая знала взлеты и падения и была исполнена внутренних противоречий, лежала единая историческая реальность народов Западной Европы.

 

Комниновское возрождение».

С воцаренияАлексея I Комнина началось правление династии Комнинов (1081-1185гг.), при которых произошел расцвет экономики и культуры. Сохранялся контроль Церкви над жизнью общества, но вместе с тем он сочетался с уважением к античному наследию и с глубоким его изучением. Относительную независимость приобрели светские направления в литературе и искусстве. В 1045 г. в Константинополе открылось новое высшее училище с двумя факультетами, а в XI в. – «Патриаршая академия» для подготовки высших иерархов церкви. Расширялась сеть школ, на более высокую ступень поднималась культура империи.

XII в. – эпоха т. н. «Комниновского возрождения». X-XII в. – превращение культуры Византии в единую типологически однородную систему. Главное внимание общества было приковано к проблемам богословия. Это – собирание творений древних греческих отцов Церкви и учителей её, тщательное изучение их и составление на основании их и с заимствованием из них новых сочинений. Следствием такого стремления к духовному просвещению в веке Комнинов было замечательное обилие богословской литературы. Излагалось догматическое учение, велась полемика с латинянами и еретиками, опровергалось магометанство, иудейство, язычество, составлялись толкования на Св. Писание, изъяснялись каноны Церкви, писались нравоучительные сочинения и т. п. Но почти все они были только хорошими компиляторами.

В ряду церковных писателей первое место занимает Михаил Пселл (ум. в 1106г.). Он был богослов, философ, историк, математик, оратор и даже врач. В одном своем сочинении вроде энциклопедии он пишет о догматическом и нравственном учении, излагает кратко содержание всех наук и даже трактует о поваренном искусстве. Он воспитывался в Афинах и был в Константинополе учителем философии и сенатором, а потом воспитателем детей имп. Константина Дуки (1059-1067), имел большое влияние на дела управления. В правление своего воспитанника, Михаила VII, он впал в немилость при дворе и около 1076 г. удалился в обитель. Из богословских сочинений Пселла более замечательны толкование на Песнь Песней, главы о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа.

Феофилакт, архиепископ Охридский в Болгарии (ум. в 1108 г.). До своего посвящения в сан архиепископа он был воспитателем сына имп. Михаила VII, Константина Порфирородного, почему, будучи уже архипастырем, переписывался с лицами из царской семьи. Он, будучи образцовым пастырем, много заботился об исправлении нравов своей паствы. Замечателен преимущественно как толкователь Св. Писания. Ему принадлежат толкования на весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса, и из Ветхого Завета, на некоторых малых пророков.

Также известенЕвфимий Зигабен (ум. около 1118 г.), монах одного константинопольского монастыря. Замечательный богослов и экзегет своего времени.

Евстафий, архиепископ Солунский, живший и действовавший почти в течение всего XII в.

Николай, епископ Мефонский, в Морее, живший во второй половине XII в. Один из ученейших богословов своего времени. Написал сочинения о заблуждениях римской церкви, главным образом по вопросу об исхождении Св. Духа и от Сына.

В числе замечательных писателей XII в. значатсяФеодор Вальсамон, хартофилакс константинопольской церкви, а в последствии патриарх Антиохийский, и Иоанн Зонара, монах одного из восточных монастырей. Оба они, и особенно первый, были замечательными законоведами своего времени и оставили изъяснения на правила апостольские и соборные.

Подлинный расцвет историографии Византии приходится на XI-XII в., когда было создано более полутора десятков выдающихся исторических сочинений. Одним из самых ярких, талантливых повествований является «Хронография» Михаила Пселла, представляющая жанр исторической биографии.«Алексиада» Анны Комнины, дочери Алексея I, – также историческая биография (Анна подражает Фукидиду). На рубеже XII-XIII вв. как непосредственное продолжение «Алексиады» создал свой труд видный сановникНикита Хониат. Его «История» – обширное повествование о судьбах империи с 1118 до 1206 г.

Мастерство иконописцев X-XII вв. по-прежнему подчинялось требованиям религиозной эстетики. На смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутренним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась техника, возросло внимание к индивидуальности характеристик.

В конце XI-XII вв. культурный обмен империи с Западом стал более интенсивным. Стало более активным заимствование форм западной культуры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в музыке, одежде, жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи.

 

Остготское Возрождение».

Вестготы разграбили в 410 г. Рим, однако создать свое королевство на терри­тории Италии они не смогли и после нескольких лет блужданий осели на Пире­нейском полуострове. Более длительным было господство в Италии остготов. Одержав ряд побед, они в 493 г. основали свое королевство в Северной и Средней Италии с центром в Равенне. Остготы не разрушали крупного римского земле­владения. Воинская знать остготов превращалась в крупных землевладельцев, срасталась с римской аристократией, тогда как рядовые члены племени нередко становились рабами. Король остготов Теодорихсчитал себя преемником римских императоров и носил титул «Августа». Он сохранил прежнее управление и быт римлян. В 555 г. остготское королевство было уничтожено Византией при помощи лангобардов, гуннов, парфян и других племен.

Важным центром византийского искусства этого времени стала Равенна, сохранившая значительное число памятников архитектуры VI столетия. За 60 лет существования остготского королевства в Равенне было построено несколько весьма значительных сооружений. Как и в других областях обще­ственной и культурной жизни, в архитектуре остготы опирались на ранее разра­ботанные типы построек, прежде всего – культовых (строителями храмов были римские, вернее восточноримские, или византийские архи­текторы). Исключи­тельно интенсивным было строительство в первой четверти VI в., когда Равенна была столицей остготского государства Теодориха (умер в 526 г.). В этот период построены дворец Теодориха (не сохранился) и многочисленные арианские культовые здания (впоследствии освященные католиче­ской церковью). В зодчестве, как и вообще в искус­стве Равенны того времени, чувствуется большая бли­зость к византийской художественной культуре; многие из созданных в Равенне сооружений могут быть вклю­чены в историю византийского искусства. Но искус­ство Равенны начала VI в. обладало и специфиче­скими чертами. Они заключались в том, что зодчество и живопись не прониклись еще духом имперского величия, который утвердился в художественной куль­туре Равенны после смерти Теодориха, когда резко усилилось влияние юстиниановской Византии. Нако­нец, в равеннском зодчестве нашли место художест­венные взгляды, связанные с «варварской» культурой и не имеющие параллели в собственно византийской архитектуре.

При остготах утвердился тип базилики, оказавшейся наиболее приспособлен­ной к задачам христианского богослужения. Раннехристианские базилики (собор Петра и церковь Сан Паоло фуори ле мура послужили образцом для строитель­ства в Равенне, но ни одна из остготских базилик не достигала столь больших размеров. Еще при Теодорихе (умер в 526 г.) была построена в Равенне церковь Сант Апполинаре Нуово (св. Аполлинария Нового). Она была построена как арианский храм; при Юстиниане эта базилика была ос­вящена как храм Мартина Турского, а современное название получила значительно позже – около 1000 г. Это трехнефная базилика с двумя рядами изящных соеди­ненных арками колонн. Ряды колонн в базилике не длинные; это в сочета­нии с большой высотой нефов (особенно залитого светом среднего нефа) придает интерьеру стройность и легкость. Подобно более старым базиликам, она имела плоские деревян­ные перекрытия. Ее высоко поднятый над боковыми средний неф освещался окнами, расположенными под крышей.

Такова же конструкция и другой базилики, построенной при остготах в Раввене в 534-549 гг., – церкви Сант Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в Старой гавани)– суровая по своему внешнему облику трехнефная базилика. Внутри базилика отличается большими размерами и просторностью, внушая человеку чувство затерянности в обширном пространстве. При остготах строили также здания иных типов. Важнейшим из них является центрическое сооружение, также имеющее пространственное богатство – церковь Сан Витале (св. Виталия) в Равенне, заложенная в 526 и завершенная в 549 г.

Торжественность и возвышенная одухотворенность свойственны и произведе­ниям изобразительного искусства VI в. Большое развитие в это время получила монументальная мозаика, украшавшая стены и перекрытия церковных и светских зданий. Характерной ее особенностью начиная уже с III-IV вв. стало употребле­ние смальты, то есть кубиков из окрашенных стеклянных сплавов. Смальта позволила достигать в мозаике глубины, звучности и мерцания тонов. Широко распространились в мозаиках золотые фоны (выступающая наружу грань позолоченного кубика смальты обычно покрывалась тон­кой стеклянной пластинкой, благодаря чему создавался эффект мерцающей, вибрирующей плоскости), придающие изображению парадность и вместе с тем отрешенность от реальной жизни. Эти черты отличают визан­тийскую мозаику от античной, сложенной обычно из кусочков камней и имевшей светлые фоны, позволявшие передавать пространство.

Наиболее значительными из сохранившихся памятников монументальной живописи VI в. являются знаменитые мозаики церкви Сан Витале. Эти мозаики, заполняющие стены и своды абсиды и пресбитерия, составляют сложный и худо­жественно целостный комплекс. В цветовой гамме господствуют ярко-зеленые и золотые тона, сообщающие всему убранству праздничную торжественность. Богатые орнаментальные узоры сочетаются здесь с помещенными на арке медальо­нами, изображающими Христа, апостолов и великомучеников. На своде пресби­терия расположены фигуры агнца и стоящих на голубых сферах ангелов; птицы, звери, гирлянда из цветов и плодов дополняют композицию, сосуществуя с мозаиками, в основу которых положена догматическая идея жертвенности.

Наиболее остро элементы живого восприятия мира сочетаются с догматиче­ской идеей в мозаике конхи абсиды. Здесь изображен восседающий на сфере юный Христос, по сторонам его два архангела. Слева от Христа изображен также патрон храма Сан Витале, а справа ктитор – епископ Экклесий.

Наиболее своеобразным памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526-530 гг. Стоящая неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, она своей монументальностью производит впечатление суро­вое и сильное. Если с внешней стороны гробница Теодориха как будто повторяет обычную в античном мире форму мавзолея, то, по существу, в ее художественных особен­ностях уже выражен новый тип архитектурного мышления, отвечавший суровой Эпохе переселения народов. Внутри здания стройные пропорции античного цент­рического сооружения нарушены потолком, разделяющим гробницу на два низких помещения. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильную форму.

 

Оттоновское Возрождение».

В 919 г. саксонский герцог Генрих Птицелов был избран германским королем, а сын его Оттон I(936-973), совершив успешный поход в Италию и завоевав Рим, в 962 г. провозгласил себя главой «Священной Римской империи германской нации». Сак­сонская династия, как и следующая за ней франконская, могла создать некоторое подобие централизованной власти в стране ценой еще большего подчинения феодальным силам. Все управление государством осуществлялось теперь уже не при помощи королевских чиновников, а в гораздо более хаотической форме – через посредство наследственных держателей феодальных ленов.

Все это неизбежно усиливало центробежные тенденции со стороны герцогов, графов и других крупных феодалов. В своей борьбе против этих тенденций королевская власть опиралась на духовенство и старалась расширить привилегии церкви, поскольку владения епископов и аббатов не были наследственными, а своими доходами церковь в известной мере делилась с государством.

Императоры стремились укрепить свое положение также посредством связей с более культурной Византией. Оттон II женился на греческой принцессе Феофано, завел у себя при дворе пышный византийский церемониал.

Как и в эпоху Карла Великого, культурная жизнь X-XI вв. сосредоточивалась в очень узком слое образованных людей, окружавших престол императора, его при­дворных и епископов – сторонников объединительной политики. Но главной опорой саксонской династии было мелкое рыцарство, стоявшее за императорскую власть, против крупных феодалов, что придавало политике Оттонов известный ореол попу­лярности, а походы в Италию и подчинение папства усиливали эту популярность.

Однако императорская власть в конечном итоге не добилась действительного объединения, поскольку особенности развития феодализма в Германии препятство­вали каждой новой попытке централизации. Подчиняя себе духовенство, императоры постепенно вступали в соперничество с могущественной церковной иерархией во главе с папой. Со своей стороны папство разжигало оппозицию светских феодалов против императоров. Началась борьба, затянувшаяся на несколько столетий. Германские императоры жаждали господства над богатой и славной своими культурными традициями Италией, а папство не желало выпустить из рук духовную власть в германских государствах и отказаться от церковных доходов. В конечном счете дело империи было проиграно, и в Германии восторжествовали интересы более мелких княжеских династий.

Искусство X-XI веков историки называют иногда оттоновским. Однако с точки зрения стиля памятники так называемого оттоновского периода при­надлежат к ранней фазе романского искусства. Несмотря на преемственную связь с каролингской придворной культурой, немецкое искусство этой поры несет на себе глубокий отпечаток примитивной условности раннего средневековья.

Вместе с упадком старой племенной демократии и подчинением сельской общины феодальному господину уходят в прошлое первобытная поэзия и мифология варваров. Хотя воспоминания об этом долго хранились в поэзии бродячих потешников – шпильманов, то воспевавших подвиги эпических героев, то игравших маленькие комические сценки, прообраз будущих «масленичных игр» немецкого средневековья.

Непрочность централизации, созданной императорами саксонской династии, поверхностный характер образованности – все эти ограниченные черты заметно отразились в самом искусстве оттоновского времени. Отсюда характерная двойственность искусства. Наряду с традицией, восходящей к поздней античности, готовыми схемами каролингского искусства и заимствованиями у византийских мастеров немецкое искусство этого времени обнаруживает некоторые самобыт­ные черты.

Наиболее важное значение имеют здесь не схематические и часто условные формы ученого монастырского и придворного искусства, восходящие к искажен­ной временем позднеантичной традиции, а те новые элементы средневекового типа, которым предстояло большое и самобытное развитие. В X-XI вв. эти элементы выступают еще в упрощенной форме, но они имели народные корни и постепенно преобразовали сохранившиеся художественные традиции в сторону романского, а затем и готического стиля.

Хотя церковь по-прежнему господствует во всех областях духовной куль­туры, подъем, связанный с саксонской династией, несет в себе и некоторые светские элементы с местной окраской. Поэты писали все еще по-латыни, но монахиня Гросвита из Гандерсгейма обращается уже к темам реальной жизни, Видукинд из Корвея составил историю саксов, возникло первое произведение рыцарской поэзии – поэма о Руодлибе.

2 ВАРИАНТ:Каролингское и Оттоновское Возрождения. Первое происходит в VIII-IX вв. при дворе Карла Великого и его потомков, где постепенно был собран цвет культурной элиты из всех стран Западной Европы, от Ирландии до Италии

787 – Капитуларий о науках

802– Капитуларий об обязательном образовании мирян. Задача – образованные клирики. Монах Алкуин.

Школы для подготовки духовенства и чиновничества.

«Дворцовая Академия», члены носили библейский или античный псевдоним.

Король – служитель Бога на земле.

Формирование схоластики.

[Гумилев]:В этой империи все было импортным. Идеологию взяли у Византии, образование получили из Ирландии, военную технику (рыцарскую конницу) заимствовали у аваров, медицину – у испанских арабов и евреев. Все это вместе называется «Каролингским возрождением».

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не распространялось. «Возрождение» ограничивалось тонким слоем тех людей, которые были творцами этой культуры. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

Второе Возрождение – в X в. при дворе германских императоров Оттона I(936-973), II и III (Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение»), имеет более замкнутый характер и сосредотачивается не при дворе, а в монастырях. Каждое из них отличается своими особенностями, однако оба эти Возрождения, возглавлявшиеся самими монархами и преследовавшие также политические цели, имели основной задачей восстановление культуры и, в частности, словесности после длительного периода «темных веков». Книжная христианская традиция здесь впервые вступила во взаимодействие с античной, а также народной романской и германской культурой. Доминировала при этом христианская концепция мира, так что заимствованные из античности жанры и образцы наполнялись новым содержанием и соответствующим образом трансформировались (античная биография приобретала черты жития, драмы Гротсвиты (X в.) представляли собой произведения «обращенного в христианство» Теренция и пр.). В результате усилий, предпринятых деятелями Каролингского и Оттоновского Возрождения, культурное развитие Европы не только было восстановлено, но в дальнейшем не прерывалось. Наиболее известны Алкуин, Павел Диакон, Теодульф, Эйнхард, Гросвита Гандерсгеймская, Лиутпранд.

 

Македонское Возрождение».

867-1056 – правление императоров Македонской династии. Середина IX в. – подъем городов в Византии, расцвет торговли и ремесленного производства, как в столице так и в провинции. Мировую славу снова обрели шелк, изделия из слоновой кости, дорогая посуда и льняные ткани. Возобновилось строительство роскошных дворцов, богато украшенных церквей. Возросли широкие внешнеторговые связи (торговля с древней Русью). Византийская культура этого времени вступает в пору своего блистательного расцвета, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами.

Патриаршеством Фотия (858-867, 877-886), совпавшего с правлением Василия I Македонянина, основателя новой династии, датируют начало «Македонского возрождения» наук и искусств в империи. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середине этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в организации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания. В 1045 г. – высшее училище (университет). XI в. – «Патриаршая Академия» – для подготовки кадров духовенства. Почти все императоры содействовали расширению сети школ.

Наиболее выдающимся богословом был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению достигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI-XII вв. характерно появление богословских полемических трактатов.

Крупными успехами культура Византии в этот период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). Современник Фотия, один из основоположников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволяющий узнавать в столице о вторжении арабов на восточных рубежах всего через несколько часов, а также другие механизмы. Расцветает картография.

При Константине VII Багрянородном (913-959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накопленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, воинскому искусству, дипломатии и т. п. Самому императору приписывают (частичное или полное) авторство некоторых трудов. Видное место на рубеже VIII-IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. – Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах.

Для конца VII-VIII в. характерно безраздельное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети относится творчество поэтессы и гимнографа Касии. С середины IX в. в кругах знати стали распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Большой популярностью у византийцев пользовался созданный в IX-X вв. эпос о Дигенисе Акрите. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием человеческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык, что говорит о преемственности культуры Руси и Византии.

 

Византийский город.

Еще в 330 г. император Константин I Великий заложил новую столицу империи. Столицей стал небольшой город на Босфорском проливе – Византий. По имени ее основателя новая столица получила название Константинополь. Константинополь занимал исключительно благоприятное положение. Он находился на пересечении торговых путей, связывавших Восток и Запад. Он стал также центром торговли на Черном и Эгейском морях.

Новая столица была хорошо укрепленным военно-стратегическим центром. В Константинополь из Рима переносится политический центр империи. Еще до гибели Западной Римской империи Восточная Римская империя – Византия являла высокий уровень развития во всех сферах государственного, политического и общественного бытия.

С самого начала своего существования Византийская империя была страной городов. Константинополь, Феслоники, Коринф, Фивы, Смирна, Эфес, Никея, Домаск, Антиохия, Александрия, были средоточием ремесла и торговли, крупными экономическими и политическими а также культурными центрами еще в IV веке. Даже мелкие и средние города, особенно приморские, торговали друг с другом и с зарубежными странами. Города преобладали на деревней. Большинство имперской знати, чиновники, крупные землевладельцы, богатые торговцы жили в города, но основную массу горожан составляли ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники и рабы. Складываются профессиональные ремесленные и торговые объединения.

V-VI вв. – жизнь города определилась позднеантичными институтами.

Города оставался полисом – общины, владевшим сельской округой, где горожане имели участки земли и вели свое хозяйство. Города обладали правом самоуправления. Во главе органов власти стоял куриал – представитель местной знати (наследственная должность).

VII-IX вв. – упадок городов в связи с варварскими нашествиями и разрывом торговых связей. Уровень ремесла снизился, торговля замерла. Мелкие и средние города аграризовались.

Середина IX века – подъем городов в Византии. Мастера и торговцы основными продуктами питания и предметами роскоши были организованны в корпорации – профессиональные объединения. Корпорации строились на добровольной основе, принадлежность к ней была не повинностью, а привилегией (вступающий вносил особый взнос, должны были иметь материальные возможности для ведения профессиональной деятельности и обязательно соблюдать правила). Установленные эпархом (градоначальником) правила для 22 корпораций столицы империи были сведены в X веке в сборник постановлений – «Книгу эпарха». Если ремесленник не был членом корпорации, то он не имел льгот при получении заказов и продаже изделий, а также не был защищен от конкуренции. Состоятельные члены корпораций использовали труд наемных рабочих и рабов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.168.57 (0.065 с.)