ТОП 10:

Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера.



Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская война, но только с тем отличием, что она происходила в рамках Реформации. В последнее время оформлена иная версия: эта война – одна из ранних форм буржуазной революции.

Причины крестьянской войны, две главные: 1) кризис феодальной системы в XVI в.; 2) раскол в реформационном движении.

Крестьянской войне предшествовало появление различных народных еретических сект, ересиархи которых предсказывали грядущую великую войну. Среди этих сект наиболее значимой была секта анабаптистов. Своими действиями и идеологически анабаптисты в дальнейшем вольются в крестьянскую войну. В 20-х гг. XVI в. во главе анабаптистов стоял подмастерье Николай Шторх.

Анабаптисты отрицали церковную организацию и считали, что каждый верующий обладает даром Божественного откровения. На кого снизошла Божественная благодать, тот становится пророком, вещает «живое Евангелие», поэтому, проповедовали анабаптисты, не нужен институт священства. Анабаптисты возвещали скорое наступление тысячелетнего царства Христова на земле и предрекали, что будут низвергнуты все земные троны и бедные будут возвышены, а богатые унижены. Реальными действиями анабаптисты сыграли заметную роль в крестьянской войне, которая началась в германских землях в 20-х гг. XVI в.

Основоположником реформационного народного направления явился Томас Мюнцер (1490-1525). В качестве реформатора он начинал как единомышленник и соратник Лютера, но довольно скоро их пути разошлись. Мюнцер встает во главе крестьянско-плебейского крыла Реформации, с его идеями немедленных революционных действий, т.е. переходит от теории к революционной практике.

Центром соратников Мюнцера и центром будущей войны становится город Цвиккау. Здесь к ним присоединяются анабаптисты, которые под влиянием Мюнцера выходят за рамки сектантства и примыкают к революционному крестьянско-плебейскому крылу Реформации.

Анабаптисты становятся идейными единомышленниками и соратниками Мюнцера. Они начинают активно проповедовать революционные идеи, организовывать народные массы на восстание.

Крестьянская война, на которую Мюнцер поднял значительную часть населения германских земель, была им идеологически обоснована. Идеологическое обоснование крестьянской войны базировалось Мюнцером на его понимании Реформации прежде всего как социально-политического переворота. Этот переворот должны были, по Мюнцеру, произвести самые обездоленные слои населения – крестьяне и городская беднота. Поднявшись на эту войну, или революцию, крестьяне и городская беднота должны были в результате победы установить новый общественный строй без классовых различий, эксплуатации, частной собственности.

Мюнцер понимал слово Божие как откровение Бога в разуме человека. Бог для него не творец, стоящий над миром, а сам мир в его единстве, высшая идея интегрального, объединяющего отдельные части. Служение Богу по Мюнцеру это, прежде всего, активная деятельность человечества на общее благо. Народ, считал Мюнцер, является ревнителем дела Бога. «Богатые безбожники будут низвергнуты, униженные возвышены», – писал Мюнцера.

Крестьянской войне под руководством Мюнцера предшествовали многочисленные волнения в Германии, где революционная обстановка к 20-м годам чрезвычайно накалилась. Первыми выступили рыцари во главе с Францем фон Зиккенгеном. Это имя впоследствии станет достоянием немецкой культуры. Идеологом рыцарского выступления, как пролога Крестьянской войны, был знаменитый немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен.

Крестьянская война началась в 1524 г. и закончилась в 1525 г. Развернулась она в юго-западных немецких землях, где было распространено реформационное религиозное учение Цвингли. Здесь же действовало радикальное крыло народной Реформации – анабаптисты. Война под руководством Мюнцера началась на верхнем Рейне, затем охватила регионы между верхним Рейном и верхним Дунаем. Первым требованием, которое выдвинули восставшие крестьяне, была отмена феодальных поборов. Но цели и задачи войны под руководством Мюнцера не сводилась только к этому положению.

Восстание все более расширялось и приобретало организованный характер. В конце 1524 – нач. 1525 г. появляется первая общереволюционная программа «Статейное письмо», открыто провозглашающее необходимость коренного социального и политического переворота и создания общества социальной справедливости. Однако эта программа не стала общей программой войны, т.е. всех сил, в ней задействованных. Ряд руководителей восстания не были столь революционно настроены и склонялись к переговорам с властями и с феодалами, т.е. готовы были занять компромиссные позиции, далекие от революционных. Это давало властям возможность договариваться с каждым отдельным руководителем войны и тем самым раскалывать ее единый фронт. Отсутствие единства в крестьянско-плебейском лагере с самого начала обрекало восставших на поражение.

Крестьянские восстания в регионах верхнего Рейна и верхнего Дуная можно рассматривать как пролог Великой Крестьянской войны, которая охватит постепенно большинство немецких земель: Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрингию, Саксонию и др.

Та война, которая вошла в историю как Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера, началось в феврале 1525 г. в Швабии, откуда она перебросилась в другие немецкие земли. С самого начала войны среди участников и руководителей ее не было единства. Руководители отдельных военных отрядов по-разному понимали «божественное право»: одни понимали его как установление полного социального равенства, другие – как ликвидацию крепостной зависимости. Весной 1525 г. создается в Швабии крестьянская организация «Христианское объединение». В Швабии действует и другое, враждебное ему объединение – бюргерский «Швабский союз».

Поскольку «Швабский союз» был гораздо сильнее «Христианского объединения», представители последнего решили пойти на переговоры со «Швабским союзом», подготовив для этого идейную платформу – знаменитые «Двенадцать статей». Эта программа была разработана цвинглианскими реформаторами. «Двенадцать статей», обоснованные Св. Писанием, подчеркивали мирный характер намерений и требований крестьян, но некоторые из них в глазах светских и духовных феодалов носили далеко не мирный характер. В этот документ были включены реформационные статьи: необходимость Реформы Церкви, обязательная выборность и сменяемость священников.

«Двенадцать статей» еще раз продемонстрировали тесную связь Крестьянской войны и движения Реформации. Наряду с реформационными требованиями в «Двенадцать статей» были включены и экономические требования, в первую очередь необходимость отмены крепостного права. Несмотря на свою умеренность, требования «Двенадцати статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни и стали общей программой восставшего немецкого крестьянства. Однако наиболее революционно настроенная часть крестьян не была удовлетворена этой программой и отказалась от нее, начав действовать и бороться за революционные преобразования в Германии в духе «Статейного письма», более революционной по характеру программы Крестьянской войны.

«Швабский союз» не смог уничтожить «Христианское объединение» в Швабии. В германских землях все более сгущалась грозовая атмосфера, назревала необходимость вооруженной борьбы, которую и начал «Швабский союз» весной 1525 г. Основные силы восставших крестьян в Швабии были разбиты. Тогда «Швабский союз» перенес свои действия в другие немецкие земли, где бушевала Крестьянская война – во Франконию. Здесь в это время действовали несколько повстанческих соединений, в руководство которых проникло зажиточное бюргерство со своей умеренной программой, умеренной тактикой и стратегией. Был создан сводный отряд восставших под руководством получившего печальную известность рыцаря Геца фон Берлихенгена, которому спустя века посвятит свою поэму Гете. После назначения Геца фон Берлихенгена руководителем сводного отряда он предал восставших крестьян. После этого революционно настроенные руководители были оттеснены умеренными бюргерами, использовавшими крестьянскую войну для реализации своей собственной, бюргерской программы.

Вместо общепринятой программы «Двенадцати статей» бюргерским руководством была подготовлена новая программа, получившая название Гейльброннской программы. Это был, в первую очередь, проект имперской реформы, направленной против немецких князей. Гейльброннская программа предлагала лишить князей их титулов, независимости и превратить немецкого князя в обыкновенное должностное лицо государства. Не отвергая сословных привилегий, программа вводила общее для всех «естественное и Божеское право» и обеспечивала политическое влияние бюргерства. Как и в «Двенадцати статьях», в этой программе на первом месте стояли реформационные требования: выборность пастырей, их ответственность перед паствой, лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей, роспуск монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной, прежде всего земельной, собственности. Гейльброннская программа намечала ряд буржуазных преобразований: введение во всех немецких землях единой монеты, отмену внутренних таможень, ограничение торгово-ростовщического капитала и др. Эта бюргерская программа была направлена на создание единого немецкого государства.

После того, как на территорию Южной Франконии вторглись войска «Швабского союза», Франкония становится вторым, после Швабии, театром военных действий. Как и в Швабии, здесь вновь предает восставших Гец фон Берлихинген, а также некоторые другие руководители войны. Предает восставших и патрициат. Восставшие терпят поражение, за которым следует жестокая расправа. Летом 1525 г. восстание во Франконии было подавлено. После того, как очаг военных действий был погашен во Франконии, он снова разгорается в Швабии. Тем же летом 1525 г. война заканчивается.

Весной, до того, как война под руководством Томаса Мюнцера была окончательно проиграна, Мюнцер планировал сделать главным регионом Крестьянской войны Северную Франконию и Тюринго-Саксонские районы. Здесь война проходила организованно, военными действиями руководил сам Мюнцер. Но осуществить свои замыслы ему не удалось. Против него выступили средне-германские князья, и основным театром военных действий снова стала Швабия. Во время нового периода войны Мюнцер был тяжело ранен, захвачен в плен и после жестоких пыток казнен.

После гибели Мюнцера военные действия еще продолжались в глухих местах Священной Римской империи – в альпийских владениях Габсбургов крестьянские выступления были довольно значительными. В Тироле вспыхнуло крестьянское восстание, которое возглавил сподвижник Мюнцера, один из выдающихся руководителей Крестьянской войны Михаил Гайсмайер, вместе со своими соратниками мечтавший создать в Тироле народную республику. Первое время Михаил Гайсмайер вел удачные войны с постоянно действующим «Швабским союзом». Но «Швабский союз» был сильнее, и несмотря на свои удачи Гайсмайер был вынужден отступить в Венецианскую область, где начал готовиться к новому наступлению, которое, однако, не удалось осуществить – в 1530-х гг. Гайсмайер погибает от руки убийцы, подосланного Габсбургами.

Летом 1525 г. Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера заканчивается поражением. Причины ее поражения типичны для любой крестьянской войны: отсутствие союзников, разобщенность в действиях, локальность, отсутствие единого центра и т.п. Потеря выдающихся руководителей Томаса Мюнцера и Михаила Гайсмайера сыграла существенную роль в общем поражении этой изначально обреченной войны.

 

Гуситские войны в Чехии.

В начале XV в. в Чехии развернулось широкое оппозиционное движение против католической церкви и прежде всего немецкого засилья. Чехия входила в состав Священной Римской империи, была ее окраиной, и хозяйничали здесь немцы. Во главе чешского оппозиционного движения становится профессор, ректор Пражского университета Ян Гус (1371-1415).

Как и крестьянская война под руководством Т. Мюнцера и М. Гайсмайера, движение, возглавляемое Яном Гусом, также проходило в рамках Реформации. В своих проповедях и лекциях Ян Гус требовал коренной реформы Церкви и резко обличал класс богатых. Это создавало ему широкую популярность среди обездоленных масс, но с другой стороны, настраивало против него представителей того общественного класса, к которому он сам принадлежал. Гус был хорошо известен не только как обличитель богатых, но и как проповедник-реформатор, причем он проповедовал, в основном, среди крестьян и бедноты, всеми своими помыслами и чаяньми обратившись к защите обездоленных и угнетенных. В качестве реформатора он считал неприемлемым очень многое в практике католической церкви – например, индульгенции. Он также призывал к отмене платы за церковные требы, обличал симонию духовенства, с которой еще в XI в. начали бороться клюнийские монахи. Естественно, Ян Гус не мог пройти мимо наболевшего для Чехии национального вопроса, выступая против немецкого засилья во всех областях общественной жизни Чехии.

Ян Гус перевел Библию на чешский язык. У него были многочисленные и очень талантливые последователи и ученики. Как это часто бывает, ученики Яна Гуса оказались настроенными еще более радикально, чем их великий учитель. Среди самых ярких, выдающихся последователей Гуса следует назвать Иеронима Пражского (1380-1416), который относился к радикальному крылу его последователей. Он призывал уже не к реформационным преобразованиям католического мира, а к расправе над католическим духовенством. Иероним Пражский отвергал иконы, св. мощи, католические обряды и т.д. Он отвергал католицизм in tota.

Папа Римский обвинил Яна Гуса в ереси и потребовал его выдачи и самого сурового наказания. В 1414 г. Ян Гус был вызван на Констанцский собор. Он отправился туда, имея при себе охранную грамоту, которая была ему выдана императором Священной Римской империи Сигизмундом I. Папа не принял во внимание охранную грамоту. На соборе Яна Гуса даже не стали слушать. Его обвинили в ереси, арестовали и сожгли в Констанце в 1415 г. Та же участь постигла и его ученика, Иеронима Пражского.

Таким образом, гуситское движение, которое развернулось в это время в Чехии, потеряло своего лидера. В ответ на расправу с Яном Гусом по всей Чехии прокатились волнения. Дворянство направило протест Констанцскому собору. Народные проповедники в Чехии начали по-своему интерпретировать учение Гуса, придавая ему более радикальную направленность, в своих проповедях сближая Гуса с радикально настроенным Иеронимом Пражским.

Уже после смерти Яна Гуса, на горе Фавор близ Прати собралось несколько десятков тысяч крестьян, и летом 1419 г. начинается вооруженная борьба гуситов и католиков. В столице Чехии, Праге, поднимается городской плебс. Каждый месяц в восстание втягивались новые и новые города и деревни Чехии. В одних городах гуситы одерживали победу, в других терпели поражение от католиков, в третьих побеждал пронемеций патрициат. В это время происходит событие, изменившее ход гуситского восстания – умирает король Чехии Вацлав IV (1361-1419), и королем Чехии объявлен его брат – император Священной Римской империи Сигизмунд I (1419-1421). Но Чехия не приняла Сигизмунда, и в конце 1419 г. по стране прокатывается новая волна восстаний. В 1420 г. папа объявляет Крестовый поход против гуситов, во главе которого встал император Сигизмунд I. В Чехию вторгаются немецкие крестоносцы. Тогда в окрестностях Праги гуситы под руководством выдающегося полководца Яна Жижки (1360-1424) вступают в сражение с немецкими крестоносцами и одерживают победу.

Первый Крестовый поход против гуситов окончился неудачей, а проблема престолонаследия в Чехии осталась нерешенной. По Чехии снова прокатывается волна восстаний, и в 1421 г. папа объявляет Второй Крестовый поход против гуситской Чехии. И на этот раз армии Яна Жижки снова удалось обратить крестоносцев в бегство. Но в одном из сражений Ян Жижка был ранен и в результате ранения ослеп. Тем не менее он продолжал руководить движением гуситов.

В 1419 г. единый до этого времени лагерь гуситов раскололся на два крыла – умеренное и революционное. Умеренное крыло представили собой так называемые чашники (они требовали причащения из чаши для всех мирян, а не только для духовенства). По социальному составу это была чешская шляхта, панство, патрицианская верхушка городов. Программа чашников изложена в документе «Четыре пражские статьи», составленном в реформационном духе. Главное требование в этой программе – богослужение на чешском языке, одинаковое причащение для мирян и духовенства, лишение духовенства привилегий и бесплатные церковные требы.

Гуситы, принадлежащие к революционному крылу, называли себя таборитами (от названия горы Табор). В 1420 г. в южной Чехии возле этой горы был основан город с таким названием, ставший центром революционного движения гуситов. По социальному составу табориты были крестьяне, а также часть бюргерства и городской плебс. К таборитам примкнула и часть обедневшего дворянства. В программу таборитов входила не только реформа церкви, но и переустройство всей общественно-политической системы Чехии. Будущее государство представлялось им как царство равенства. Они требовали свободного толкования Св. Писания, уничтожения всех преимуществ католического культа, уничтожения католических церквей и монастырей в Чехии и секуляризации церковно-монастырской собственности. Табориты выступали против культа святых и почитания мощей, не признавали пышного облачения священнослужителей и считали, что богослужебный обряд может совершать любой человек, знающий Писание – даже женщина.

Такое радикальное настроение обычно не выдерживает собственного напряжения, и в лагере таборитов начался неизбежный раскол. Табориты раскололись на умеренных и радикально-хилиастических. Представители хилиастического направления учили о скором наступлении Царства Божия на земле, установлении социального равенства, отрицали собственность и семью. В ходе раскола хилиасты были изгнаны из табора умеренными таборитами, главой которых становится Ян Жижка. Многие руководители хилиастов, обвиненные в ереси, были сожжены.

Все эти расколы подрывали революционное движение в Чехии в целом. К тому же между чашниками и таборитами шла постоянная идеологическая борьба, которая порой заканчивалась вооруженными столкновениями. Чашники попытались убить Яна Жижку, но попытка не удалась. Волнения в Чехии не прекращались, и это были уже волнения не только против католиков или немецкого засилья, но и между самими гуситами. В 1422 г. организуется Третий Крестовый поход против гуситов. Он также потерпел неудачу, но при этом борьба между чашниками и таборитами вспыхнула с новой силой, углубляя раскол в гуситском движении. В 1424 г. табориты под руководством Яна Жижки нанесли чашникам жестокое поражение. Вскоре Ян Жижка умирает от чумы, и его преемником становится Прокоп Большой, один из крупнейших деятелей гуситского и реформационного движения Чехии. Под его руководством табориты одержали множество побед над иноземными, главным образом, немецкими войсками. В 1427 г. они разгромили войска императора Сигизмунда I, и после этого, в том же 1427 г. папа направляет в Чехию Четвертый Крестовый поход, который также терпит полный провал. После победы над крестоносцами гуситское войско покидает пределы своей страны и входит на территорию немецких земель в Австрию и в Венгрию. Гуситы доходят до Балтики, неся с собой идеи гуситской революции и гуситской Реформации, которые католики называли «богемским ядом».

То, чего нельзя добиться силой, иногда можно добиться дипломатией. Ватикан и император все настойчивее говорили о необходимости прекращения гуситского движения, а это можно было осуществить только окончательно его расколов. Надо было на определенных условиях договориться с чашниками, которые выступали как оппозиция радикально настроенным гуситам.

На соборе в Базеле (1431 г.) папа добился компромиссного соглашения с чашниками, в результате которого был выработан документ, получивший название «Пражские компактаты». По этому документу в Чехии вводилось богослужение на национальном чешском языке, причащение под обоими видами, ликвидировалась церковная юрисдикция и признавалась уже совершившаяся секуляризация церковно-монастырских земель. Табориты отказались признать «Пражские компактаты» и начали войну с чашниками. Тогда чашники призвали на помощь Ватикан, и в 1434 г. табориты потерпели поражение. В битве погибает последний крупный руководитель гуситского движения Прокоп Большой и его ближайшие соратники. В 1436 г. император Сигизмунд I был провозглашен королем Чехии, и страна вновь наводняется католическими священниками и немцами, которые жестоко расправлялись с уцелевшими гуситами.

Несмотря на поражение гуситского движения, оно не прошло бесследно для Чехии, оказав огромное влияние на историческую судьбу чешского народа. Гуситские войны на время объединили ту часть чешского общества, которая боролась за национальную независимость и за реформу Церкви, и способствовали формированию чешского национального самосознания. Эти войны оказали влияние не только на саму Чехию, но и на освободительную борьбу европейских народов, в первую очередь – славянских (в Словакии).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.011 с.)