Л.П. Карсавин. Культура средних веков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.П. Карсавин. Культура средних веков



Л.П. Карсавин. Культура средних веков

Оглавление

История и "Культура средних веков". 2

Падающая римская империя и проблема Средневековья. 3

Германский мир и его искания в первых варварских государствах на почве империи. 13

Западная церковь на заре Средневековья и взыскание "града". 19

Античность и варварство в создании и падении Франкской державы.. 24

Стихия Средневековья в меровингской религиозности. 31

Каролингская духовная культура, первый очерк "града Божьего" и внутреннее противоречие империи Карла. 36

Расцвет папства в IX в. и папский идеал "града". 43

Творческий труд феодальной эпохи. 45

"Священная Римская империя германского народа", ее природа, рост и разложение. 51

Раскрытие Средневековья в духовной культуре IX—XI вв. и синтез Ансельма Кентерберийского. 56

Империя и возрождение церкви. Град Божий, империя и папство в XI в. 67

Неосуществленность идеи "града" в политических и религиозных противоречиях XII—XIII вв. 73

Расцвет и разложение Средневековья в религиозности XII—XIII вв. 80

Последние синтетические усилия Средних веков и разъединение знания и веры в схоластике и мистике XIII в. 89

Природа Средневековья и начало новой эпохи. 95

Сноски и примечания. 107


История и "Культура средних веков"

"История... предмет беспредельный, многосложный,

доставляющий более хлопот, чем приятности или истины...

Августин. О порядке II, XII, 37

Историю культуры автор понимает как изображение развития или раскрытия некоторой основной психической стихии, проявляющейся через индивидуальные осуществления во всех сферах жизни изучаемой коллективности — от социальноэкономических отношений до высот мистикофилософского умозрения. Задача «очерка» сводится к выяснению главных черт в средневековой (IV—XIII вв. — основания такого хронологического определения даны в самом изложении) жизни «духа истории» со стороны их внешнего обнаружения, чем «история культуры» и отграничивается от лежащей в основе ее «метафизики истории». Такая постановка вопроса не вполне согласуется с временно господствующим в «исторической науке» направлением, ушедшим в специальные, но беспринципные искательства и пытающимся объединить разлезающуюся груду сведений только в неудобочитаемых компендиях и коллективных — точно синтез может быть коллективным делом! — «всеобщих историях». Однако она связана с забытыми традициями классиков истории и ее философского (не «методологического») осмысления, с именами Мишле, Тэна, Ранке и Буркхардта, Шеллинга, Гегеля и Фихте, небрежение заветами которых и привело нас к «лабораторным» методам и «микроскопическим» результатам.

За эти слова, вне всякого сомнения, пишущий их подвергнется обвинению в горделивых притязаниях и самонадеянности, что и позволяет ему объяснить, не обвинителям, а беспристрастным и внимательным читателям, почему они всетаки написаны. Может быть, результаты работы и не соответствуют вложенному в нее труду, а «очерк» не удался. Самый подход к делу и понимание задачи кажутся автору единственно правильными и настоятельно необходимыми для выведения истории из состояния аморфности и рассеянности, в каком она сейчас находится. А это обязывает пренебречь личными соображениями и в меру своего разумения и сил указать на забываемые основные проблемы науки, что лучше достигается не «методологическими» трактатами, а синтетическими, хотя бы и рискованными попытками. Автор просит своих читателей в центр внимания поставить вопрос о том, необходимо ли и плодотворно понимать историю так, как она понята на нижеследующих страницах. Тогда и неполные, и даже неудачные наблюдения могут стать полезным материалом для будущих синтетических построений, время которым все равно приходит, хотим мы того или не хотим.

Большою трудностью является необходимость «вырвать» Средневековье из общего процесса, искусственно ограничив себя пределами десяти веков и Запада, даже части Запада. Отсюда вытекают неизбежные недомолвки и, что хуже, неполнота понимания самого Средневековья. Но, как говорил еще Анаксагор, «наука обширна, а жизнь коротка»; с другой же стороны, Средневековье представляет собою известное культурное целое, выражающее проходящий через него общий процесс культурного развития (тоже вполне понятный лишь в плане мирового бытия) и в то же время обладающее некоторым самодовлением и непреходящею ценностью, абсолютным значением. Пренебрегая средневековыми схоластиками и мистиками, мы суживаем наше постижение вечного: забывая о «простых» явлениях жизни, отрезываем себе путь к пониманию се существа; отъединенные от прошлого, целостно не живем и настоящем.

К выяснению «основной психической стихии» можно подходить с разных точек зрения, и данное на страницах этого «очерка» построение не требует признания религиозно философских взглядов автора: оно, хотя и ценой отказа от последних объяснении, легко переводимо на язык позитивной мысли. Ведь «основную психическую стихию» можно изучать и только по ее проявлениям в экономической или политической истории, отбрасывая религиозные проблемы. Но если вообще религиозно метафизическое понимание ближе к истине и плодотворнее в применении к Средневековью, к эпохе по преимуществу религиозной, оно предписывается самим существом дела. Следует уст ранить возможность важного недоразумения: цель автора не в объяснении экономических явлении религиозными, не в искании и указании причин, хотя для краткости ему и приходится прибегать к видимости причинного объяснения: к «потому», «поэтому», «так как» и «в силу». Его задача обнаружить деятельность основных моментов развития в разных сферах жизни, не касаясь чрезвычайно сложного вопроса о взаимоотношении этих условно разделяемых в исследовании и изложении сфер. Ясно, что для выполнения такой задачи нет необходимости стремиться к связному и полному изображению средневекового процесса во всех его аспектах. В одних случаях стихия жизни ярче сказывается в философской мысли, в других — в экономической борьбе, что нисколько не препятствует религиозному (но уже в высшем смысле) пониманию второй. К сожалению, ограниченность отведенного автору места принудила его сосредоточиться на трех главных странах средневековой европейской культуры и отказаться от мысли включить в изложение историю Пиренейского полуострова, славянского мира и даже Англии. Это сделало бы «очерк» более полным и позволило бы развить ряд высказанных в нем соображений, но чрезмерно увеличило бы объем его. Пришлось выбирать между внешней неполнотой и крайнею недоступностью изложения. Предпочтительнее первое, тем более что даже при таком самоограничении необходимо было стремиться к сжатости изложения и допускать его неравномерность в расчете на просвещенного и любезного читателя.

Сноски и примечания

1 Почтенные (лат.).

2 Недостойные (лат.).

3 Смешанное тело (лат.).

4 Большая разбойничья шайка (лат.).

5 Рука, опека (др.-сканд.).

6 Право власти (лат.).

7 Увеселительные трибуны (лат.).

8 Государственные жрецы (лат.).

9 «Утешение философией» (лат.).

10 Учитель ангелов и дьявола (лат.).

11 Пользуюсь термином «метафизический» за неимением лучшего - для обозначения потустороннего, сверхчувственного, воспринимаемого лишь мистически. В терминологии моей этот термин отнюдь не предполагает ничего отвлеченного, чуждого жизни и красок. - Примеч. авт.

12 Неизлечимое заражение (лат.).

13 Господин (лат.).

14 «Римская конституция» (лат.).

15 Человечек (лат.).

16 Коротко (лат.).

17 Мир Божий (лат.).

18 Перемирье Божье (лат.).

19 Крестьянин, мужик (фр.).

20 Милая Франция (старофр.).

21 Умасливание этих варваров путем тайного восхождения (лат.).

22 «Папская книга» (лат.).

23 «Освобождение узника» (лат.).

24 Сельский язык (лат.).

25 Карл пышнобородый (старофр.).

26 Наш великий император (старофр.).

27 Не потеряет милая Франция своей чести! (старофр.).

28 Граф Роланд (старофр.).

29 Барон Оливьер (старофр.).

30 «Песни о деяниях» (фр.).

31 Жонглеры (старофр.).

32 «Вероисповедальный диалог» (лат.).

33 «Почему Бог вочеловечился?» (лат.).

34 Спокойствие (нем.).

35 Пожелать (нем.).

36 Ничто (нем.).

37 Всё (нем.).

38 Парижское научное сообщество учителей и учеников (лат.).

39 «Плацид и Тимей» (лат.).

40 «Книга сокровищ» (фр.).

41 «Роман о Розе» (фр.).

42 Об Окассене и Николетт / Пер. М. И. Ливеровской. - Спб.; М., 1914. - С. 11.

Компендия (от лат. compendium — сокращение) — сжатое, суммарное изложение основных положений какой-либо науки.

Куриалы (декурионы) (лат. curiales, decuriones) - высшее сословие древнеримских италийских и провинциальных городов. Как члены городских советов (сенатов, курий), ведали городским управлением, сдачей городских земель в аренду и т. п. В IV в. рост натуральных повинностей и налогового бремени привел к тому, что куриалы стали стремиться к отказу от своего сословия. Эдиктами императора Константина 316—332 гг. они были навечно прикреплены к своим куриям.

Колоны (лат. coloni) — в Древнем Риме мелкие земельные арендаторы, позднее, в средневековой Западной Европе, — одна из категорий феодально-зависимых крестьян.

Магистрат (от лат. magistratus — сановник, начальник) — должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509—30 гг. до н. э.).

Курия (лат. curia, от со [cum] — вместе и vir — муж) — в Древнем Риме важнейшая общественная и административная единица эпохи царей, в эпоху империи — городские советы. В средневековой Западной Европе — совет сеньора с его вассалами.

Патрон (лат. patronus — защитник, покровитель) — в Древнем Риме знатный римский гражданин, покровитель зависимых от него клиентов (свободных людей) и вольноотпущенников и их защитник на суде.

Инсигнии (лат. insignia) — в Древнем Риме — знаки высшей власти у римских царей (золотая диадема, скипетр, кресло из слоновой кости и пр.); во время республики — знаки отличия высших магистров.

Cursus honorum (лат. круг почета) — почетный должностной путь. Багауды (лат. Bagaudae, возможно, от кельт, baga — борьба) - участники народно-освободительного антиримского движения в Галлии и Северной Испании в III—V вв. Основную массу багаудов составляли разорившиеся крестьяне, мелкие ремесленники, закрепощаемые колоны и беглые рабы.

Атония (от гр. atonia — расслабление) — в медицине — отсутствие нормального тонуса мышц скелета и внутренних органов.

...свободный земледелец ставит себя в жалкое положение прекариста... — Прекарий (лат. precarium, от preces — просьба) в римском и средневековом праве пользование землей, предоставляемой собственником на более или менее длительный срок по обращенной к нему письменной просьбе. В странах Западной Европы право собственника требовать возвращения владения, данного в пользование, и необходимость возобновлять прекарный договор каждые пять лет были утрачены. В раннее Средневековье прекарий давался пожизненно, часто с правом передачи по наследству (обычно до третьего поколения). Последствия заключения прекарного договора были неодинаковы для разных слоев общества. Крестьян прекарный договор медленно приводил к одной из форм феодальной зависимости, в том числе к полному закрепощению.

Клиент — см. прим. к Патрон.

Град земной, град Божий. — Родоначальник христианской философии истории Блаженный Августин в своем сочинении «О граде Божием» противопоставлял «земному граду» — государству мистически понимаемый «Божий град» — церковь. «Град земной» основан «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», «град Божий» — «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». В Средние века идеологи католицизма истолковывали «град Божий» как идеал теократии, Августин же подчеркивал «бездомность» «града Божьего», невозможность его приспособления к политической реальности.

Honorati. — В Древнем Риме представители административного аппарата были распределены строго по рангам с соответствующими титулами. После отставки занимавшие высокий ранг причислялись к сословию сенаторов; следующие по рангу с титулом honorati возвращались в родные города, где пользовались большим почетом.

Манихейство — религиозное учение, основанное проповедником Мани (216—227). В основе манихейства — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия.

...от манихейства к скепсису академиков... — Скептицизм (фр. scepticisme, от гр. skeptikos, буквально: рассматривающий, исследующий) — философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины. В древнегреческой философии скептицизм был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода: ранний скептицизм (Пиррон), скептицизм развивавшийся в платоновской Академии (Аркесилай и Карнеад) и поздний скептицизм (Энесидем, Секст Эмпирик и др.).

Новоплатонизм (неоплатонизм) — направление античной философии III—VI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля и др. В центре неоплатонизма — учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия. Мифраизм (митраизм) — поклонение древневосточному богу Мифре — одному из главных индоиранских богов, воплощавшему доброжелательную по отношению к человеку сторону божественной сущности, богу дневного света, подателю жизни и пр. Митраизм возник в последние века до н. э., получив распространение в эллинистическом мире, а затем по всей Римской империи. Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

Теургия (гр. theurgia, буквально: божественное действие, чудо) — вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя своей воле действия богов и духов.

Культ «непобедимого Солнца» — был введен в Риме императором Аврелианом в 277 г. Праздник «непобедимого Солнца» (Sol Invictus) отмечался 25 декабря.

Тварное — сотворенное Богом, являющееся творением Бога.

Пелагианство — учение христианского монаха Пелагия (ок. 360 — после 418), распространившееся в странах Средиземноморья в начале V в.; в противовес концепции благодати и предопределения Августина ставило «спасение» человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственную силу «первородного» греха.

Экзегеза (от гр. exegesis — толкование) — трактовка, толкование канонических религиозных текстов.

...подобным языческому императору «верховным понтификом»... — Понтифики (лат. pontifices) — в Древнем Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий, которые ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря, списка консулов и т. д. Главную роль среди понтификов играл великий понтифик (pontifex maximus). В 63 г. до н. э. «великим понтификом» был избран Юлий Цезарь, в 12 г. до н. э. — Август; далее титул «великого понтифика» стал входить в титулатуру всех римских императоров (вплоть до Грациана (367—383 н. э.).

...девы валкирии уносят погибшего героя в Валгаллу. — Валкирии (валькирии) (др.-сканд. Valkyrja, буквально: выбирающая убитых) — в скандинавской мифологии воинственные девы, решающие по воле бога Одина исход сражений и уносящие храбрейших из павших во дворец бога Одина - Валгаллу (Вальхаллу; др.-сканд. Valholl - чертог мертвых), где воины продолжают прежнюю героическую жизнь.

«Утренний дар» молодого супруга своей жене... — то есть подарок после первой брачной ночи.

...соединившихся в... «паг» или «гау» родов... - Основную социальную ячейку кельтов — территориальные округа отдельных кровнородственных общин — римляне обозначали словом «паг» (pagus), германским эквивалентом которого принято считать «гау» (Gau).

Файда (позднелат. faida) — в германских варварских правдах межродовая вражда и завершающая се компенсация семье пострадавшего. Позднее в Западной Европе — феодальная частная война, начатая пострадавшей стороной для отмщения обиды. Фрамея (лат. framea) — холодное оружие древних германцев, дротик длиной около полутора метров с тонким острым наконечником. Использовалась в рукопашном бою и как метательное оружие.

...Фро несется на золотощетинном кабане по стеблям зреющего хлеба. — В скандинавской мифологии бог Фрейр или Фро (господин — др. -исл.), владевший волшебным вепрем Гуллинбурсти («золотая щетинка»), олицетворял растительность, урожай, богатство и мир.

Остроготы — то есть остготы.

Висиготы (визиготы) — то есть вестготы.

Кафоличность (соборность) (гр. Katholikos — всеобщий) — один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий се самопонимание как всеобщей, универсальной.

«De consolatione philosophiae» — «Утешение философией» (1474). Основные идеи этого трактата Боэция, имеющего форму диалога между автором и олицетворенной философией, — ничтожество земных благ, преимущества душевного спокойствия и чистой совести.

Тирренское море (Mare Tirreno) — часть Средиземного моря, расположенная между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния, Корсика.

Каноникат — институт белого духовенства.

«Шестоднев» — сочинение Василия Великого, в котором изложены принципы христианской космогонии.

Теократия (от гр. theos — бог и kratos — сила, господство, власть) — форма правления, при которой глава государства (как правило, монархического) одновременно является его религиозным главой.

Фиск (лат. fiscus) — государственная казна.

Сенешал (сенешаль) (фр. scnechal, от франкск. siniskalk - старший слуга) — в южной части средневековой Франции королевский чиновник, глава судебно-административного округа (сенешальства).

Маршал (фр. marechal, от позднелат. mariscalcus, от древневерхненем. marah — лошадь и scale — слуга) — в средневековой Франции придворное звание — королевский слуга, смотревший за лошадьми. С XII в. — придворный сановник, ведавший телохранителями, конной стражей и конюшнями короля. В XIII—XV вв. — командующий частью королевских войск.

Майордом (от позднелат. major domus — старший по дому) — высшее должностное лицо во Франкском государстве при Меровингах (конец V — середина VIII в.). С середины VII в. майордомы в значительной мере сосредоточили государственную власть в своих руках.

Банн (бан) (нем. Bann, фр. ban) — термин средневекового права, означавший, в частности, право главы государства осуществлять высшую власть: судебную, военную, административную и др. Civitas (полис) (гр. polis, лат. civitas) — город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Территория полиса состояла из городской территории, а также из окружавших ее земледельческих поселений (хоры).

Бенефиция (бенефиций) (от лат. beneficium — благодеяние) — земельное владение, жалованное феодалом в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной службы. В католической церкви — земельный участок или доходная должность полученные духовным лицом в качестве вознаграждения.

Фантасма (фантазма) (гр. phantasma — призрак) - образ, создаваемый разумом.

Агиография (от гр. hagios — святой и grapho — пишу) — вид церковной литературы — жизнеописания святых.

...путем установления ряда «валют» (молитвы, пост, милостыни и т. д.)... — Валюта (um. valuta) — цена, стоимость.

Диоцез — в поздней Римской империи административный округ.

Иконодульство — то же, что и идолопоклонничество.

Filioque (лат. — и от сына). — В догмате католицизма о Троице «святой дух» исходит не только от Бога Отца (как в Символе веры, признаваемом православием), но и от сына (filioque).

«Патримоний Петра» (лат. patrimonium — наследственное, родовое имущество) — папские земли.

Тривиум и квадривиум. — В энциклопедическом труде «Сатирикон» Марциана Капеллы (V в.) была разработана система «семи свободных искусств», ставшая в эпоху Средневековья и Возрождения основой европейского образования. Эта система учебных предметов включала два цикла: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Эксцерпты (от лат. excerpto, cerptum — выписывать) — извлечения, выписки.

Начетчик — в христианстве мирянин, допущенный к чтению религиозных текстов в церкви или на дому у верующих.

...связанное с учением Нестория... — Несторианство — течение в христианстве, основанное Константинопольским патриархом Несторием в 428—431 гг., утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.

Евхаристия (греч. eucharistia) — то же, что причащение.

Лжеисидоровы декреталии — сборник церковных документов, преимущественно подложных, созданный в Каролингской империи (середина IX в.) для обоснования теократических притязаний римских пап. Составитель сборника скрылся под псевдонимом Исидор Меркатор. В теологической литературе составление Лжеисидоровых декреталий приписывалось епископу Исидору Севильскому (VI—VII вв.). Василевс (басилей) (гр. basileus) — в Древней Греции правитель поселения, вождь племени. В Спарте и эллинистических государствах — царь. В Византии — титул императора.

Кастеллан (кастелян) (позднелат. castellanus — живущий в крепости) — в средневековой Франции — сеньор, владелец замка, в ряде стран Западной Европы — смотритель замка, общественного здания.

Феод (позднелат. feodum, feudum), фьеф (фр. fief), фи (англ. fee), лен (нем. Lehn) — в средневековой Западной Европе земли (фиксированный доход), пожалованные сеньором своему вассалу в наследственное владение, под условием несения военной и придворной (участие в сеньориальном суде, в управлении сеньорией и др.) службы, внесения платежей установленным обычаем.

Инвеститура (от лат. investio — облачаю) — юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме этой светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура).

Коммендация (от лат. commendo — вверяю) — акт передачи себя под покровительство могущественного человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

Аррьер-вассалы (фр. arriere — сзади и vassallus — вассал) — вассал по отношению к сеньору своего сеньора.

Сере (от лат. servus — раб) — в средневековой Западной Европе категория феодально-зависимых крестьян, наиболее ограниченных в правах: в переходе из одной сеньории в другую, наследовании имущества, отчуждении земельных держаний, свободе брака и др.

Вилланы (от лат. villa — поместье) — во Франции, Германии, Италии крестьяне, лично свободные, но зависимые от феодала как держателя земли; в Англии (до XV—XVI вв.) — крепостные.

«Дурные обычаи» (исп. malos usos) — общее название наиболее обременительных феодальных повинностей в Испании XIII—XV вв., связанных с личной зависимостью крестьян. К их числу относились выкуп при переходе крестьянина к другому сеньору, право первой ночи, штраф за нарушение супружеской верности, штраф в случае пожара в доме крестьянина и т. п.

Галликанство (от лат. gallicanus — галльский, т. е. французский) — религиозно-политическое движение (с XIII в.), имевшее целью добиться автономии, большей независимости французской католической церкви от папства.

...близкой низам администрации «превотов» и «мэров». — Прево (от лат. praepositus - начальник) — во Франции XI—XVIII вв. королевский чиновник, обладавший до XV в. в подведомственном ему административно-судебном округе судебной, фискальной и военной властью, с XV в. выполнявший лишь судебные функции. Мэр (фр. maire, англ. mayor, от лат. major - больший, старший) — глава муниципалитета.

Протовестиарии, протоскриниарии, логофеты, протоспатарии — чиновники в византийском государственном аппарате Министериалы (от лат. ministerium — служба, должность) — в средневековой Западной Европе служилые люди короля; выполняли придворную, хозяйственно-административную и военную службу, за что получали лены.

...близость вульгарного языка к латыни... — Вульгарная латынь (народная латынь; лат. sermo vulgaris — обиходная речь) — термин, обозначающий живой язык народных масс Римского государства (с III—II вв. до н. э.). Цицерон, Квинтилиан и другие противопоставляли вульгарную латынь литературному латинскому языку (sermo latinus, lingua latina).

Схолия (гр. schylia, множественное число от scholion — толкование, объяснение) — пояснительные заметки на полях рукописей, разъяснение отдельных моментов.

«Liber Ponticalis» («Папская книга») — собрание биографий пап до конца 687 г. В дальнейшем была продолжена до 1431 г.

Капитул (от позднелат. capitulum) — в католической и англиканской церквах коллегия духовных лиц (каноников) кафедрального собора, составляющая совет при епископе по управлению диоцезом (епархией). В католических духовно-рыцарских и монашеских орденах — коллегия руководящих лиц ордена.

Клюнизм — движение за реформу в католической церкви, направленную на ее укрепление (X—XI вв.), возглавленное аббатством Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция). Главные требования клюнийцев - независимость их от светской власти и от епископов, непосредственное подчинение папе, суровый режим в монастырях, запрещение симонии (продажи и покупки церковных должностей или духовного сана), соблюдение целибата.

«Chanзons de gestes» (буквально: песни о деяниях). Жесты (фр. geste — деяние, подвиг) — французский героический эпос, циклы поэм на исторические сюжеты, сложившихся в XI-XII вв. на основе устного народного творчества IX—X вв. и литературных произведений, которые обрабатывали бродячие музыканты-жонглеры.

Langue d’oc — Название «Лангедок» появилось в XIII в. (от названия языка жителей этой области — la langue d’oc) для обозначения территории Тулузского графства, присоединенной к французской короне после альбигойских войн частично в 1229-м и полностью в 1271 году.

Viragines — мужественные женщины.

Шателенка (от фр. chвtelain — шателен) — владелица замка.

Миннезанг (нем. der Minnesang, от Mine — любовь и Sang — песня) — искусство немецких рыцарских поэтов-певцов.

Сирвент (сирвента, сирвентес; прованс, sirventes) - жанр средневековых романских литератур, строфическая композиция на заимствованную мелодию.

«Хелианд» («Гелианд») — старейшая немецкая поэма, в которой делается попытка приспособить библейские жития святых к героическому эпосу.

«Cur Deus homo?» («Почему Бог вочеловечился?») — самая известная работа Ансельма Кентерберийского, написанная в 1090-х гг. ...знатный мирянин Бернон основал Клюни... — Вилла Клюни была передана в дар Святому Престолу герцогом Аквитанским Гильомом I, обязавшим Бернона, аббата из Бома, основать на этом месте монастырь.

Еремиторий (эремиторий; от названия ордена еремитов) — пустынь, где монахи-отшельники ведут уединенную созерцательную жизнь. Еремиты (августинцы-эремиты) — католический монашеский нищенствующий орден, образованный в 1256 г. по инициативе папы Александра IV из отдельных групп итальянских отшельников на основе устава святого Августина и по образцу доминиканцев.

Симония — см. примеч. к с. 110.

Патария (ит. Pataria) — народное движение в североитальянских городах во 2-й половине XI в. Имея форму религиозной борьбы сторонников Клюнийской реформы (протест против браков духовенства, против симонии), по сути, являлась выступлением городской бедноты не только против духовенства, но и против феодалов.

Иахиты (яковиты) (от имени Эдесского епископа Якова Цинцалы [Барадея]) — сирийские монофизиты.

Ортлибарии — приверженцы пантеистической ереси (название от имени главы — Ортлиба).

Альбигойские войны — предпринятые по инициативе папства крестовые походы северофранцузских рыцарей на юг Франции против альбигойцев (1209-1229).

Вальденсы — приверженцы средневековой ереси, зародившейся в конце XII в. в Лионе (зачинатель — Пьер Вальдо). Вальденсы призывали к «евангельской бедности», аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь вальденсов распространилась в основном среди ремесленников и крестьян.

...трагическая гибель Гогенштауфенов... — династия Гогенштауфенов вела упорную борьбу с владетельными князьями в Германии и с отстаивавшими свою независимость североитальянскими городами, а также с папами, поддерживающими эти города. Гогенштауфены потерпели полное поражение и были истреблены по приказу папы Климента IV.

Катары (от гр. katharos - чистый) - приверженцы ереси XI—XIII вв., распространившейся преимущественно в Италии, Фландрии, Южной Франции главным образом среди ремесленников и крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство. Вероучение катаров легло в основу ереси альбигойцев.

«Братья свободного духа» — приверженцы одной из пантеистических ересей.

Бегинки — полумонашеское братство мирянок, возникшее около 1170 г. в Брабанте и распространившееся в Нидерландах, Германии, Франции, Северной Италии, Польше, Богемии.

«Константинов Дар» — подложная грамота, составленная в папской канцелярии, по-видимому, в середине VIII в. для обоснования притязаний пап на светскую власть. Согласно ей в IV в. римский император Константин (отсюда название) якобы передал пане Сильвестру I верховную власть над западной частью Римской империи, в том числе над Италией.

...Эккехарт и еще более следующие за ним «друзья Божьи» Сёйсе и Таулер Рёйсбрук (1274—1381)... — Учениками Эккехарта, кроме Сузо (Сёйсе), в действительности являлись Иоганн Таулер (ок. 1300 -1361) и Ян ван Рёйсбрук (1293-1381).

«Друзья Божьи» («Божьи люди») — самоназвание членов некоторых сект.

Нудиться (устар.) — принуждать себя.

Ваганты (от лат. vagantes — бродячие; голиарды) — бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры — исполнители пародийных, любовных, застольных песен.

Dolce stil nuovo — «Дольче стиль нуово» (ит. — «Сладостный новый стиль») — итальянская поэтическая школа конца XIII в. Ее представители болонский поэт Г. Гвиницелли, флорентийские поэты Г. Кавальканти, молодой Данте, Д. Фрескобальди и др. Поэты «Дольче стиль нуово» воспевали облагораживающую, возвышенную любовь к женщине.

Минориты («меньшие братья») — братство, основанное Франциском Ассизским в 1207—1209 гг., позднее преобразованное в орден францисканцев.

Суммисты (сентенциаристы) — представители французского философского и богословского направления.

Томизм — учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля.

«Естественная история» — труд Плиния Старшего — своеобразная энциклопедия естественнонаучных знаний античности в 37 книгах.

Бестиарии (от лат. bestia — зверь) и физиологи — средневековые сборники рассказов о реальных и фантастических животных, сопровождающиеся аллегорическими истолкованиями.

Лапидарии — трактаты о магических свойствах драгоценных камней.

«Сидрак» — «Сидрак Боктус, или Источник всех знаний» — известнейшая энциклопедия Средневековья, написанная на старофранцузском языке в форме диалога вымышленных героев — царя и философа.

... «у неба прекраснейших звезд, у земли величайших наслаждений» — слова Мефистофеля из «Фауста» Гёте.

«Бедный Генрих» — стихотворная повесть немецкого поэта-миннезингера Гартмана фон Ауэ (ок. 1168 — после 1210). Эмпории — греческие торговые пункты на северных берегах Черного моря, возникшие в конце VII в. до н. э.

... Победа при Бувине... — 27 июля 1214 г. войска французского короля Филиппа II Августа (пешее ополчение городов Северной Франции и рыцарская конница) разбили при Бувине армию германского императора Оттона IV, состоявшую из германских войск, отрядов ряда французских феодалов и английских лучников. Эта победа укрепила власть французского короля; завоеванные ранее области Нормандия, Мен, Анжу и др. отошли к Франции.

Фаблио (фабльо) (фр. fabliau — побасенка) — в городской французской литературе XII—XIV вв. короткая комическая повесть в стихах, в которых грубоватый юмор соседствует с моральным поучением.

Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum — чудо) — жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет которой основан на «чуде», совершаемом каким-либо святым или Девой Марией.

Л.П. Карсавин. Культура средних веков

Оглавление

История и "Культура средних веков". 2

Падающая римская империя и проблема Средневековья. 3

Германский мир и его искания в первых варварских государствах на почве империи. 13

Западная церковь на заре Средневековья и взыскание "града". 19

Античность и варварство в создании и падении Франкской державы.. 24

Стихия Средневековья в меровингской религиозности. 31

Каролингская духовная культура, первый очерк "града Божьего" и внутреннее противоречие империи Карла. 36

Расцвет папства в IX в. и папский идеал "града". 43

Творческий труд феодальной эпохи. 45

"Священная Римская империя германского народа", ее природа, рост и разложение. 51

Раскрытие Средневековья в духовной культуре IX—XI вв. и синтез Ансельма Кентерберийского. 56

Империя и возрождение церкви. Град Божий, империя и папство в XI в. 67

Неосуществленность идеи "града" в политических и религиозных противоречиях XII—XIII вв. 73

Расцвет и разложение Средневековья в религиозности XII—XIII вв. 80

Последние синтетические усилия Средних веков и разъединение знания и веры в схоластике и мистике XIII в. 89

Природа Средневековья и начало новой эпохи. 95

Сноски и примечания. 107


История и "Культура средних веков"

"История... предмет беспредельный, многосложный,

доставляющий более хлопот, чем приятности или истины...

Августин. О порядке II, XII, 37

Историю культуры автор понимает как изображение развития или раскрытия некоторой основной психической стихии, проявляющейся через индивидуальные осуществления во всех сферах жизни изучаемой коллективности — от социальноэкономических отношений до высот мистикофилософского умозрения. Задача «очерка» сводится к выяснению главных черт в средневековой (IV—XIII вв. — основания такого хронологического определения даны в самом изложении) жизни «духа истории» со стороны их внешнего обнаружения, чем «история культуры» и отграничивается от лежащей в основе ее «метафизики истории». Такая постановка вопроса не вполне согласуется с временно господствующим в «исторической науке» направлением, ушедшим в специальные, но беспринципные искательства и пытающимся объединить разлезающуюся груду сведений только в неудобочитаемых компендиях и коллективных — точно синтез может быть коллективным делом! — «всеобщих историях». Однако она связана с забытыми традициями классиков истории и ее философского (не «методологического») осмысления, с именами Мишле, Тэна, Ранке и Буркхардта, Шеллинга, Гегеля и Фихте, небрежение заветами которых и привело нас к «лабораторным» методам и «микроскопическим» результатам.

За эти слова, вне всякого сомнения, пишущий их подвергнется обвинению в горделивых притязаниях и самонадеянности, что и позволяет ему объяснить, не обвинителям, а беспристрастным и внимательным читателям, почему они всетаки написаны. Может быть, результаты работы и не соответствуют вложенному в нее труду, а «очерк» не удался. Самый подход к делу и понимание задачи кажутся автору единственно правильными и настоятельно необходимыми для выведения истории из состояния аморфности и рассеянности, в каком она сейчас находится. А это обязывает пренебречь личными соображениями и в меру своего разумения и сил указать на забываемые основные проблемы науки, что лучше достигается не «методологическими» трактатами, а синтетическими, хотя бы и рискованными попытками. Автор просит своих читателей в центр внимания поставить вопрос о том, необходимо ли и плодотворно понимать историю так, как она понята на нижеследующих страницах. Тогда и неполные, и даже неудачные наблюдения могут стать полезным материалом для будущих синтетических построений, время которым все равно приходит, хотим мы того или не хотим.

Большою трудностью является необходимость «вырвать» Средневеков



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.026 с.)