Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Античность и варварство в создании и падении Франкской державыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Путь и цели культурного развития намечаются в сочетании — условно говоря — поздней античности с варварством, главным образом германским. В античности дух погружается в себя и в своих глубинах вступает в стихийный лоток творческой религиозности, позволяющей ему, уходящему от коллективной жизни, хранить по связи с религиозностью и упрощенною жизнью элементы разлагающейся культуры. Но дух обретает новую энергию, соединяясь с духом варварства, полным накопляемой в личностях родовой и племенной жизнью силы, стремлением к единству и культурному творчеству, восприимчивым к традиции и культурным влияниям извне. В германстве он тяготеет к земному устроению больше, чем к религиозному, и, ближе стоя к природе, чрез ее жизнь вникает в самое религиозность. Оплодотворенная первобытными силами, жизнь в ироскоттском монашестве выходит за пределы индивидуальной ограниченности к первым попыткам синтеза религиозности и культуры и вливает новую энергию в деятельность уже пытающейся преобразить мир церкви. Но старания германцев создать свою государственность оканчиваются неудачей, понимание ими культурной проблемы неполно и односторонне, и только у висиготов можно говорить о приближении к этому пониманию. Темный инстинкт влечет ко все новым попыткам и усилиям, но осознание цели их неизбежно выражается в упрощении проблемы, во внешнем подчинении римской традиции и в неудаче. И это вполне ясно в истории создания и разложения Франкского государства. Сознавая свое общеплеменное единство, германцы стремились к выражению его в государственности. Но племенное и общеплеменное самосознание их было еще неотчетливым и смутным. Если, с одной стороны, оно некоторое время содействовало сохранению особности победителей и приводило их к осознанию своего права в так называемых «варварских правдах», с другой — оно не препятствовало слиянию вандалов с аланами, параллельному утрате основ родового быта смешению германцев с местным населением и усвоению варварскими конунгами доступного им из римской культуры и государственности. Вытеснявшие в своем медленном продвижении в земли империи галлоримлян и их культуру, двигавшиеся плотною массою франки при Хлодовехе (481—511) встали во главе собранных им племен, быстро захватили территорию Галлии и создали Франкское государство, включив в него галлоримлян и осевшие ранее их в Галлии варварские народцы. Основанием своим Франкская держава примыкала к исконной Германии, постепенно проникая в нее и питаясь ее силами. Приблизительно до Соммы германцы сидели плотными племенными группами, сохраняя свой строй и быт. В областях, завоеванных Хлодовехом и его преемниками, они проросли толщу туземного населения, разъединяя его и разъединяясь сами, т. е. повторяя историю остроготов, висиготов, лангобардов и других германских племен. Расширение Франкского государства было делом его конунговзавоевателей, использовавших стихийную энергию своих племен. Конунгам достались земли императорского фиска и бежавших или истребленных землевладельцев. Им же по праву завоевателя принадлежали и пустоши. Завоевания конунгов не сопровождались переселением народа и крупным переделом земель. Франки занимали оставленные прежними владельцами земли и пустоши, коегде захватывали имения силой или делили их с туземным населением, получали участки в дар от конунга за верную службу и, проникая в поры разлагавшегося тела империи, теряли свой общественнополитический строй, сливаясь с туземцами в новое целое. Они отрывались от своего племенного единства, делались такими же подданными конунга, как галлоримляне, как другие варвары, уже романизованные и подчиняемые Меровингами. Франки шли за своими конунгами, гонимые первобытной своей энергией, уже давно создававшей дружины, увлекаемые примитивною жаждою завоеваний и смутным, не опознающим своих целей племенным самосознанием. Они сами по себе не могли бы его сохранить вне основной своей массы, жившей старым бытом. Общие народные собрания с расширением границ королевства стали невозможными и неизбежно должны были аристократизироваться и уступить свое значение конунгу, другому воплощению общеплеменного идеала. В чисто германских областях общеплеменное единство, как легкий покров, лежало над продолжавшими жить каждое своею жизнью племенами, выражаясь только в естественном «сходстве» быта и политического строя, да в конунге и его администрации. В областях романизованных германцы, не обладая органом для выражения своего, и общеплеменного и племенного, единства и забывая о нем в условиях нового быта, должны были сливаться в одну массу с новыми подданными их конунга, захватившего власть римских государей. Принятие франками католичества (496) устраняло последние препятствия на пути этого процесса. Но единая государственность чрезвычайно облегчала взаимодействие романизованного запада с германским востоком. На восток и в центральное управление просачивались римские элементы, на западе не прекращался приток германских, и равновесие германства и романства сохранялось самою двойственностью завоевательной политики Меровингов, двигавшихся одновременно и за Рейн и к Пиренеям и Альпам. Таким образом, Франкское государство могло создаться и существовать только благодаря своим конунгам, сознавшим и определившим конкретными заданиями живущие в них идею общеплеменного германского единства и стихийную страсть к завоеваниям. Как в германском прошлом, так и во Франкском государстве конунг был выражением и символом единства объединенных им племен. Но рядом с ним уже не стояло прежнего общеплеменного «народного» собрания, поддерживавшего и ограничивавшего его власть. Оно перерождалось в собрание магнатов и делалось общегосударственным, утрачивая свой «национальный» характер. «Мартовские» или «майские поля», большие собрания и малые собрания магнатов связывают конунга только с частью его подданных и бессильны как поставить препону его неограниченной власти, так и установить правильное общение ее с общеплеменной и общегосударственной жизнью. При слабых государях они могут временами играть видную роль, но они в малой степени определяют правительственную политику. И если королевская власть отделяется от общения с «народными собраниями», сами собрания так же отделяются от общеплеменной жизни, аристократизируясь и денационализируясь, и старания Карла Великого через них вступить в общение с народной жизнью могли привести лишь к частичному и временному успеху. Таким образом, франкский конунг оказывается фактически и постоянно связанным с подданными только своею администрациею и, в пределах непосредственного бытового общения, с окружающею его средой. А эта среда, как и администрация, по составу своему разноплеменна: конунга окружают и германские дружинники, антрустионы, и галлоримские клирики, и «друзья», amici, convivae, optimates, разного происхождения и общественного положения. Разумеется, окружение государя не может заменить прежней связи его с народною жизнью, а администрация не столько соединяет, сколько разъединяет, являясь не чем иным, как рассеянием по всему государству королевского двора. Кроме того, не будучи только племенными франкскими государями, Меровинги не были и только общегерманскими, повелевая галлоримлянами. Они могли удержать свое положение лишь в меру создания ими общетерриториальной власти, что связано и с проявлением сбереженных ими в отъединении от народной жизни начал германской государственности и со степенью усвоения ими римских традиций. В завоеваниях своих, в своем стремлении к созданию большого государства Меровинги были выразителями германского духа, смутные чаяния которого пытались они определить и осуществить, подходя к ним с примитивною психологией германца. Но широта и новизна ставших перед ними задач отрывали их и всю правительственную среду — их двор и дружину, расширившиеся в общегосударственную администрацию, — от германской племенной жизни, которая не обладала еще удовлетворительными средствами для выражения своего единства. Став государями романогерманской державы, франкские конунги были охвачены новою для них атмосферою римской культурном традиции и римской государственности, хранимых более всего католическою церковью. Рядом с placita generalia становятся церковные соборы, начинающие играть и политическую роль. Клирики и вообще римляне окружают конунгов. Двор Меровинга с референдарием, «придворными графами», стоявшими во главе королевского трибунала, сенешалом, маршалом и майордомом, с многочисленными amici, convivae или optimates, антрустионами и клириками является центром и питомником администрации, заменяющей монарха на местах и вытесняющей прежде избираемых в гау и сотнях должностных лиц. При Каролингах сильнее выделяется духовенство, объединенное в придворную «капеллу» во главе с архикапелланом, заведующим и канцелярией. Но желающий быть преемником кесарей Меровинг все же германский конунг. Он хранит старые символы своей власти: копье и посох, надевает корону на свои длинные королевские волосы. К нему перешла от народного собрания охрана «мира», и этот истекающий от конунга мир охраняет и то место, где он находится, и землю, над которой он властвует, и отдельных лиц, принимаемых им под свою руку или связывающих себя с ним узами личной зависимости. Королевский «авторитет», «слово» или «банн» является источником права и основою власти всей администрации. Инстинкт государственности ведет к слиянию римских и германских начал. Но германские начала еще не осознаны как государственные и не могут быть осознанными в соединяющейся от племенной жизни среде, а римские доступны лишь в традициях культурного общества, преимущественно церкви, и непонятны во всем своем значении варварскому сознанию. Конунги пытаются сохранить римскую налоговую систему и распространить ее на германцев. По ни подданным, ни правящим идея римской государственности недоступна. Первые не хотят ей подчиняться — земельный и поголовный налог кажутся германцу посягательством на его личную свободу; вторые, занятые насущными и элементарными фискальными потребностями, легко от нее отступаются. Власть идет по линии наименьшего сопротивления и строит свой бюджет на таможенных пошлинах, монополиях, а главным образом — на доходе со своих земель и эксплуатации королевских, преимущественно судебных, прав, в которой они принуждены делиться с местными органами своей власти. Всего этого, как и «даров» подданных, дани с покоряемых народов и военной добычи, недостаточно. Поневоле приходится вознаграждать за службу земельными «жалованиями» и заменять налоги более простыми средствами — натуральными повинностями: требовать от населения признания прав короля и его чиновников на постой, обязательной полицейской службы и т. д. Главный порок власти франкских государей не в «натуральном хозяйстве», а в непонимании значения государственного хозяйства, роли налогов и денег в управлении. Столь же непонятны правящей среде и принципы государственности вообще. Германское начало «верности» все больше перебивает и вытесняет идею подчинения государю. Все, кто стремится защитить себя от безудержного произвола графа, вознаграждаемого «кормлением» — судебными штрафами и натуральными повинностями, стараются стать в личное отношение к магнату и конунгу, который охотно идет навстречу такому «усилению» своей власти. Ведь он и без того защитник всех слабых и сирых, всех нуждающихся в защите: клириков, купцов, путников. Землям духовных и светских магнатов дает он иммунитетною привилегиею свободу «от входа судей», т. е. королевских чиновников, принужденных отныне выполнять свои обязанности и осуществлять свои права вне пределов «иммунного» поместья. Отъединение власти от народа, выражавшее ту же государственную ее недоразвитость, делало ее зависимой от состава центрального правительства, от личности конунгов и майордомов. Карлу Великому удалось, подводя итоги трудам отца и деда, на некоторое время укрепить расшатанное при Меровингах управление Франкским государством. Развитая система графств, на границах объединяемых в марки, заменившие уничтоженные Каролингами племенные герцогства, сплачивалась не только зависимостью графов и маркграфов от окрепшего двора, но периодическим контролем королевских посланцев и оживившеюся деятельностью съездов магнатов и «майских полей», то политических собраний, то почти соборов, «синодов». На время возрождена была зависимая от центра бюрократия, усиленная и уравновешенная превращением в орган государственного управления реформированной церкви. Через посредство своих «миссов» и съездов правительству удалось установить некоторую непосредственную связь хоть с частью своих подданных, но идеология его определялась преимущественно внешнеусваиваемой римскоцерковной традицией. Принципиально новая система управления от старой не отличалась. Она была тем же пестрым соединением государственных и частноправовых начал, и ни Пипину, ни Карлу, ни тем более их преемникам не удалось преодолеть все увеличивавшегося средостения между властью и широкими слоями населения. Франкская администрация попрежнему была тонкою сетью, наброшенною на территорию, которая внутренне продолжала свое распадение на живущие каждая особою жизнью большие и малые области. Администрация или не проникала в глубь жизни, или, врастая в нее, тем самым отрывалась от центра. Па западе территория графства в общем совпадает с прежней civitas, на востоке — с пагом или гау, т. е. в большинстве случаев с территорией того или иного племени. Под графом и его подчиненными сохраняется прежний строй жизни, собрания гау или «сотен», жалкие остатки муниципальных единств на западе, окрепшие и вплетенные в общую администрацию епископства, магнатские мирки. Наряду с иммунными областями епископов и аббатов, находившихся под особым покровительством конунга и потому лично с ним связанных, со времени Пипина и Карломана становятся военные бенефиции, связуемые непосредственно с государем как условностью владения, так и тем, что раздаются они преимущественно лично зависимым от конунга его вассалам. Племенные единства на востоке позволяют областям сохранять свою особность и относительную независимость, усиливая власть графов и маркграфов и противопоставляя ее королевской: уничтоженные герцогства готовы возродиться. Стихийные социальные процессы ослабляют, преимущественно на западе, государственные элементы королевской власти и тем содействуют росту частноправовых, перенося центр тяжести на «верность». Культурное состояние галлоримского населения во Франкском королевстве осталось прежним, хотя с исчезновением римской администрации положение низших классов и улучшилось. На западе перемешавшиеся с галлоримлянами германцы быстро утратили основные черты своего племенного и родового строя, влив остатки их в завещанные Римом формы социальной жизни и тем ускорив и несколько видоизменив их развитие. Освобожденный от власти своей традиции, сменивший религию отцов на католичество германец обнаружил бессознательную и необычайную восприимчивость к влияниям чуждого быта. Не сдерживаемая ничем личность бурно проявляла вовне накопленную в ней родом энергию. И все же германцы были затянуты в стихийные социальные процессы, начавшиеся в эпоху империи, тем более что слишком многое в этих процессах соответствовало навыкам самих германцев и обнаружившим свое действие уже и в их среде силам. При Меровингах и Каролингах продолжается сосредоточение хозяйственной жизни на земледелии, ослабляющее значение обмена и широкого общения. Римские традиции, жалования конунгов, рост франкской бюрократии, отсутствие общегосударственной финансовой политики и темные времена бесправия, войн и междоусобий способствуют дальнейшему развитию крупного землевладения, а тяжелое бремя натуральных повинностей, особенно военной, разоряет свободных германцев и ставит их в личную или земельную зависимость от магната. Сочетание крупного землевладения с мелким хозяйством, типичное для поздней империи, находит себе соответствие в зачатках крупного землевладения у самих германцев и делает господствующей организацию хозяйства по образцу римской виллы, которая стремится к самодовлению. Даже там, где удержались германские села, уже в V в. перестававшие быть только поселениями сородичей, захват угодий, которые реально связывали общину, и сосредоточение многих участков в руках магната или ряда зажиточных людей приводили к установлению зависимости села от одного или нескольких владельцев, и часто — к той же «вилле». Стали только характернее чересполосица и рассеянность крупного землевладения и осложнились личноземельные отношения. Уже в конце империи особенное значение приобрел прекарий (бенефиций), как форма фактически условного владения землей. У германцев медленно развивавшаяся идея частной собственности на землю долго не могла вытеснить представления о какойто особенной связи пожалованной или подаренной земли с се прежним собственником и о какойто большей ее отъемлемости. Раздача же копушами церковных земель в качестве прекариев, сохранявших видимость права собственности на землю у церкви (precariae verbo regis), раздача, соответствовавшая приемам самой церкви, еще более утверждала идею условного владения землей и переносила ее в сферу политическую. И если патронатноклиентельные отношения у римлян вели к установлению реальных отношений по земле, хотя бы в форме того же прекария, и у германцев они с развитием оседлости легко становились реальными, как реальные, в свою очередь, приводили к личным. Всем этим установлялись новые социальноэкономические связи. Естественный рост крупного землевладения: королевского, церковного и светского, тягость натуральных повинностей, произвол администрации, ослабление обмена, отрывавшее купцов от прочной связи с местными центрами и толкавшее их на большие торговые пути, — повышали значение этих новых социальноэкономических уз. Класс зависимых людей увеличивался за счет уменьшения количества свободных. Даже городское ремесло — ремесло вотчинное не следует преувеличивать — попадало в зависимость от магнатов и привлекало к себе оброчников. Л вместе с тем шло своего рода рассеяние государственности, все более пронизываемой частноправовыми моментами. Земли государя сохраняли за собою государственные права даже в случае пожалования их или отдачи в бенефиций. На частновладельческих землях в связи с потребностями хозяйства и управления сама собою возникала административная, низшая судебная, даже законодательная власть их собственников, и это положение закреплялось иммунитетной грамотой. Так и в иммунитетах и в бенефициях, подпиравших каролингское управление, происходило слияние землевладения с государственностью, а личногосударственная связь с конунгами выдвигала условность обладания не только собственно государственными правами, но и землей. Рассеяние государственности завершалось образованием частных, поместных войск, тоже связывавшееся с условным землевладением и превращением в бенефиции должностей, например — графской. Так в распадении старой, традиционной государственности уже усматриваются начала новой. И пока возможно еще было некоторое равновесие этих двух взаимно борющихся тенденций единого процесса, Каролинги, перенесшие точку опоры с франков салических на франков рипуарских, могли удерживать относительно крепкую власть. Природа и сила франкской королевской власти заключается в сочетании традиций римской государственности с частноправовыми и преимущественно германскими началами, причем рост вторых в ущерб первым знаменовал собою и ослабление государства, предоставляемого поддержке все более отодвигавшейся на восток не затронутой разложением племенной германской базы. Германские идеи государственности и «верности» или личной связи были идеальным фактом, не осуществленным в прочной реальной организации и действенным лишь на почве еще не разложившегося племенного строя восточной части королевства, которая и давала конунгам реальную силу, прежде всего — ополчение, позволив последним немецким Каролингам передать новой династии относительно единое государство. Римская традиция была фактом не только идеальным, а и реальным — в виде остатков государственной организации. Но франкским конунгам, не исключая и Каролингов, не был доступным весь ее смысл. Они не сумели наладить государственного хозяйства и создать войско не на началах верности и лично земельных связей, принужденные опираться на ополчение. Частые же созывы ополчения, несмотря на облегчение военной повинности Карлом Великим, только ускоряли процесс его аристократизации и разложения, вызываемый начавшейся феодализацией общества, с которою власть бессильна была бороться, недооценивая и не понимая ее опасностей. Усилия наиболее энергичных и способных государей направлены были не на внутренние задачи, а на осуществление римского великодержавия: в идеальной стороне римской традиции усваивался ее внешний блеск. Соборы со времени Меровингов становятся политическими учреждениями, и церковь, единая вопреки разделам государства, утвердившаяся благодаря Бонифацию и Каролингам в глубокой Германии, является хранительницей единства и опорою конунгов. Но, поддерживая их, она еще сильнее увлекает их своими целями, своими римскими традициями великодержавия и идеалом «града Божьего». В «идеализме» власти и непонимании ею своих ближайших, государственных задач яснее всего ее отъединение от национальной жизни собственно германских областей, и в них же, в идеализме и непонимании, заключено последнее объяснение ее падения. Отделившись от источника своей идеальной и реальной жизни, она принуждена была на западе уступить стихийному социальному процессу, внутренне разлагавшему ее самое. Отъединяясь от германской стихии востока, меровингская и каролингская государственность погружаются в жизнь запада, где происходит оживленный и энергичный осмос римской и германской культур. Поэтому и государственность франков является показательной для жизни и психического уклада западной части королевства — восток дает лишь исходные порывы, начальные традиции и силу. Меровингская эпоха, как в иных формах и позднекаролингская и раннекапетингская, характеризуется энергией своей психики, необузданными проявлениями сил высвободившейся изпод гнета племени и рода личности. Личность не знает и не хочет знать предела своим стремлениям. В новой среде конунги и магнаты, ослепляемые невиданными богатствами и привлекаемые неведомыми наслаждениями, бросаются в жадную погоню и вступают друг с другом в дикую борьбу за богатство и власть. Графы на постое «не ждут ключей, а ломают запоры». Магнаты подчиняют себе и угнетают слабых, тушат факелы о тела своих рабов и в обыденной жизни выказывают воинские доблести германцев — жестокое насилие и лукавство. Конунги, как дети, хитрят и насильничают ради какогонибудь кубка или серебряного блюда. С VI до половины VIII в. сама церковь переживает время глубокого морального упадка, вовлекаясь в общий процесс одичания. Утрачивая крепость организации и связь с Римом, она переплетается с миром и доходит до пределов омирщения, пока усилия британских миссионеров, Бонифация и Каролингов, не подымают и не возрождают ее. Но за мрачными страницами бесстрастного бытописателя Григория Турского замечается нечто большее, чем смена «атонии» необузданной энергией. В борьбе и развале начинают обнаруживать себя организующие жизнь силы. Государственная идея подавляется идеей верности, а идеал верности разрушают взрывы дикой энергии. Государственность рассеивается по магнатским миркам. Но в этих мирках, сплетаясь с проявлениями личной воли, она начинает осуществлять себя как государственность и находит свою исконную связь с началом верности. Нарушение верности приводит к ее осознанию. В стремлении укрыться за магнатом, вступить в возглавляемый им мирок обнаруживается не только желание улучшить свое положение, но и естественная тяга к соединению, та самая, которая проявляется в дружинах и братаниях. Иначе невозможно бы было ни возрождение франкской монархии Каролингами, ни воссоздание государственности на принципе личных отношений вообще. Григорий Турский описывает жизнь и судьбы западной части королевства. Но германский восток находится в постоянном общении с романским западом, вливая в него и свою энергию, и свои идеалы. Эти идеалы отражены создавшимся под непосредственным впечатлением германских передвижений, хотя и дошедшим до нас по большей части в поздних переработках германским эпосом, причудливо, как причудлив германский орнамент, переплетающим исторические и мифологические мотивы. На фоне кровавых битв выступают необузданная сила и дикая радость бойца, презрение к смерти и страху, бросающее старика Хильдебранда в роковое единоборство со своим сыном, неукротимая ненависть Бринхильды и мрачный Хаген, кидающий вызов неумолимому року. Но страсть к властвованию и гордое самоутверждение сочетаются с идеалом нерушимой верности. Лучше изгнание, чем разлука с «верными», плененными злым врагом. «Будь у меня все богатства мира, — оплакивает их любимый герой германской саги Дитрих Бернский, — я бы скорее отдал их, чем предал моих верных витязей». Прекрасная Гудруна отвергает корону, избирает себе унижение, лишь бы не изменить любимому, и только его приход срывает радостный смех с ее забывших об улыбке уст.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.011 с.) |