Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные отношения в Европе и внешняя политика России в XVI в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
XVI век по праву считается эпохой коренных сдвигов, вызревания глубоких перемен в социально-экономической, политической и культурной сферах жизни Европы. В этом столетии начинает формироваться картина современного мира: европейская история превращается во всемирную. Именно из этой эпохи, часто называемой временем «великого прорыва», тянутся многие нити к нашему настоящему. Начало капиталистической эры, определившей на несколько столетий развитие народов Европы, связало в тугой, часто трагический, узел исторические судьбы других народов и континентов. Открытие Нового Света, Америки, оказалось прологом эпохи, когда Европа экономически и политически подчинила себе цивилизации, расположенные на огромном пространстве от Юго-Западной Азии до Америки. К концу XVI в. сложились первые колониальные империи – испанская в Латинской и Центральной Америке и португальская, центром которой была Бразилия. С середины XVI в. в борьбу за внеевропейский мир включились Голландия (правильнее было бы называть эту страну Соединенными провинциями или Нидерландами, собственно же Голландией являлась главная из этих провинций), Франция и Англия. Соперничество европейских держав за преобладание в Новом Свете стало мощным стимулом их развития. Возрождение и Реформация заложили основы современного знания как в области естественных и точных наук, так и в сфере гуманитарной и политической мысли. В битвах и диспутах Реформации европейцы отстояли право выбирать веру, став тем самым на путь выработки понятия свободы совести – одного их основополагающих понятий в системе прав и свобод. Развивается секуляризация европейского сознания, процесс «обмирщения» Европы. В результате деятельности гуманистов сложилась новая система университетского образования, многие особенности которой дожили до наших дней. Эта эпоха стала важным переломным этапом и в истории России. Государство, перешагнувшее рамки Московского княжества, переживает территориальное расширение, трансформацию аппарата власти, интенсивное законотворчество, становление новых отношений с церковью, формирование новой идеологии. Трагические потрясения в царствование Ивана Грозного принесли стране множество бедствий, но не подорвали поступательного хода развития Российского государства; рост его значения в сообществе европейских народов не прекратился. 1. Генезис капитализма. Великие географические открытия привели к существенному изменению общих условийэкономического развития европейских стран. Стремительное расширение мирового рынка, возросшее разнообразие обращающихся товаров, постоянное взаимодействие с колониальной периферией – все это существенным образом содействовало разрушению феодальных рамок производства. Эти крайне болезненные процессы продвинули Европу к более прогрессивному общественному строю. XVI столетие принято считать началом капиталистической эры. Важнейшими явлениями в социально-экономической сфере жизни ведущих регионов и стран Европы в это время были процесс первоначального накопления и генезис капитализма, возникновение нового социального деления общества, качественное изменение феодальной собственности. Материальную базу преобразовательных процессов составляли рост народонаселения, технические нововведения и интенсификация труда, совершенствование средств коммуникаций, зарождение мануфактурного производства. Главное содержание и главный итог экономического развития эпохи состояли в формировании нового европейского хозяйственно-культурного универсума. Торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику (одна из причин упадка Испании и Италии в начале XVII в.). Центрами экономического притяжения постепенно стали Северные Нидерланды и Англия. Важнейшее значение в изменении географии мирового производства имела так называемая революция цен. Период 1480–1620 гг. характеризовался в Европе высоким уровнем цен на продукты питания. Точных данных нет, но предполагают, что стоимость хлеба в XVI в. выросла в 5-7 раз. Современники связывали дороговизну с притоком драгоценных металлов в Европу из-за океана. В «революции цен» были свои жертвы и свои победители. В числе первых – все, кто жил за счет фиксированных источников доходов (заработной платы, земельной ренты). Выигрывали же социальные слои и отдельные лица, получавшие предпринимательскую прибыль от занятий торговли или производством. К тому же следует учитывать специфику регионов, где проявлялся фактор притока драгоценных металлов. Так, например, в Испании наличие заокеанских сокровищ сказалось в первую очередь в области военно-политической – золото превратилось в инструмент войны, отвлекавшей энергию и ресурсы нации от производительного его использования. В результате – экономическое оскудение страны среди богатств, уплывающих в другие регионы. В то же время такие страны, как Голландия и Англия, с растущим городским населением и перераспределением ресурсов в пользу промышленности и транспорта, достигли лидирующего положения в Европе. То есть «революцию цен» в действительности обусловил не сам поток золота из Нового Света, а возникновение капиталистической системы и связанного с ней мирового рынка. Если северо-западный регион Европы составил в XVI в. ее торгово-промышленную сердцевину, то ряд стран к востоку от Эльбы оказались на положении аграрно-сырьевого придатка. Формирующаяся миросистема породила здесь социального монстра: в Польше, Венгрии, Заэльбской Германии возродилась барщинная система, крестьяне оказались прикреплены к земле. Это явление, названное «вторым изданием крепостничества», впоследствии оказало огромное влияние на все стороны жизни государств Центральной и Восточной Европы. Экономические процессы XVI века, отрывавшие большое число людей от привычных занятий и среды обитания, влекли за собой серьезные социальные изменения. Прежде всего наблюдалась пауперизация населения – резкое увеличение количества нищих и бездомных людей. Армия пауперов пополнялась в основном выходцами из деревни. У европейского крестьянства эпохи первоначального накопления была нелегкая участь: огораживания, увеличение размеров рент и суммы государственных налогов вынуждали земледельцев перебираться в города, становиться наемными рабочими или вливаться в организованные сообщества нищих и бродяг. Тяжелые времена переживало дворянство. Его военное значение как рыцарского сословия упало в связи с внедрением огнестрельного оружия. Также снизилась реальная стоимость фиксированных рент от земли в условиях «революции цен». Часть дворянства увидела выход в аграрном предпринимательстве, участии в торговых компаниях, внедрении краткосрочной аренды в своих владениях. Это было так называемое новое дворянство, известное не только в тюдоровской Англии, но и, например, во Франции. Формируется буржуазия XVI века. Ее состав был пестр и неоднороден: торговцы, преуспевающие цеховые мастера, крупные купцы, банкиры, представители государственной бюрократии, промышленники-предприниматели. Однако нарождающаяся буржуазия по-прежнему сохраняет свое подчиненное положение. Она еще не вполне обретает сознание своей силы, часто тяготеет к феодальным формам и идеалам, вкладывает капиталы в земельную собственность, приобретает государственные должности, стремится вступить в ряды дворянского сословия. Важнейшей особенностью процессов, происходивших в европейском обществе XVI в., являлась высокая социальная мобильность (подвижность) населения. Социальный статус отдельных лиц менялся в одночасье: возникали огромные состояния, становились доступны аристократические титулы и звания. Социальный мир Европы к началу XVII столетия имел уже мало общего с тем, каким он был в классическое средневековье, он уже нес в себе черты нового времени. 2. Реформация и Контрреформация. XVI столетие ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви, который проявился в состоянии ее учения, культа, институтов, ее роли в жизни общества, характере образованности и нравах духовенства. Под воздействием новаторских теологических идей Мартина Лютера в Германии началось движение Реформации (от лат. reformation – преобразование), отвергшее власть папства. Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новых вероучений, проявились с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира. Реформация обрела характер широких религиозных и социально-политических движений в Европе XVI в., выдвигавших требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением. Отразив настроения социально разнородной оппозиции, реформация сыграла важную роль в становлении раннебуржуазной общественной мысли и привела к появлению новых форм идеологии в виде религиозных учений протестантизма. Крупнейшие теоретики Реформации создали системы религиозных воззрений, отвечавших новым тенденциям общественного развития XVI в. Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Центральным принципом религиозных доктрин Реформации стало учение об «оправдании верой», то есть «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего Божьего дара – веры. Смысл учения об «оправдании верой» заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и супрематии папства. Второе основное положение идеологии Реформации – признание Священного писания единственным авторитетом в области религиозной истины. Это влекло за собой отказ от авторитета «священного предания» (решения римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рационалистической трактовки вопросов религии. Провозглашая религиозную санкцию на автономное развитие, реформационные учения, таким образом, укрепляли позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против притязаний католической церкви. В идеология Реформации выделилось несколько направлений, что отражало своеобразие условий религиозно-оппозиционного движения в разных странах Европы и пестроту его социального состава. Каждый из слоев общественной оппозиции вкладывал в реформационные формулы содержание, соответствовавшее его социальным интересам. Главным средоточием антиримского движения и реформаторских настроений в начале XVI в. была Германия. В городе Виттенберге в конце октября 1517 г. монах-августинец, доктор богословия Мартин Лютер (1483 – 1546), возмущенный торговлей индульгенциями, поставленной на широкую ногу в майнском архиепископстве, выступил со своими знаменитыми 95 тезисами. Учение Лютера о спасении верой вело к далеко идущим последствиям. Если оправдание человека совершается по Божьему предначертанию, то теряет смысл существование всей многоступенчатой церковной системы во главе с папой. Но, разрушая представления о церкви как высшего религиозного авторитета, Лютер, однако, не подвергал сомнению ее роль как наставницы людей в духовной жизни. Он считал, что назначение церкви – помощь человеку в достижении смирения, разъяснении Священного писания. Также для лютеранства были характерны идеи сочетания «духовной свободы» христианина с его обязательной лояльностью к светским властям – княжеским и городским. Второй крупнейший центр европейской Реформации образовался в Швейцарии, где наибольшим влиянием обладали цвинглианство и кальвинизм. Швейцарский священник и гуманист Ульрих Цвингли (1484 – 1531) во многом разделял теологические воззрения Лютера. Принципиальное расхождение между этими идеологами Реформации связаны с их политическими позициями. Цвингли считал, что учение Христа не направлено против власти, а служит ее укреплению, наставляет на путь истинный. Правители, не соблюдающие этого установления, могут быть смещены, но не путем восстания, а на основе единодушного согласия всего народа. Но радикализм Цвингли имел свои границы: он резко осуждал покушения на собственность и утверждал, что обобществление имуществ есть нарушение заповеди «не укради». Уроженец Франции и проживавший в Женеве Жан Кальвин (1509 – 1564) придал догмату о спасении верой логическую завершенность. Центральное место в его теологии занимает учение о двойном предопределении. Кальвин утверждал, что Бог в своем абсолютном предвидении еще до сотворения мира предначертал каждому его участь: одним вечное проклятие, другим, избранным – вечное блаженство. Такое понимание человека должно было бы порождать фатализм, но Кальвин обосновывает исключительную активность личности. Бог как бы дает человеку некий знак, позволяющий понять, верно ли человек исполняет свое «призвание». Критерием оказывается успех или неуспех, и поэтому человек должен всеми силами добиваться успеха своих начинаний. В своем политическом учении Кальвин рассматривает государство как установление Бога, но подчеркивает и обязанность правителей в служении обществу. Мыслитель отстаивает право общины на сопротивление тирании, не дающей избранным выполнять христианский долг. В ряде европейских государств (Англия, часть княжеств Германии, скандинавские страны) феодальные власти сумели воспользоваться реформационным движением в своих интересах и произвели конфискацию церковных земель в пользу светских правителей. Церковь здесь превратилась в орудие государственной власти, укреплявшее ее позиции. Такова «королевская реформация» в Англии, где король подчинил себе в национальном масштабе мало измененную церковную организацию. Окончательный раскол Реформации выявился в ходе антифеодальной борьбы народных масс в период Крестьянской войны 1525 г. в Германии. Выступив с резким осуждением крестьян, Лютер сузил социальную опору следовавшего за ним движения и, отражая политическую настроенность немецкого бюргерства, перешел на позиции компромисса с княжеской мелкодержавной властью. В середине 1530-х гг. утверждение лютеранской Реформации произошло в Юго-Западной и Северо-Восточной Германии. Начавшись в Германии, Реформация быстро вышла за ее пределы, получив широкое распространение в Швейцарии и Нидерландах. Мощный размах Реформации вызвал сопротивлении и общее наступление сил феодально-католической реакции в Европе в середине XVI в., получившее название Контрреформация. На основании решений Тридентского собора 1545 г. была восстановлена инквизиция, возник орден иезуитов. Папством предприняты меры против разложения духовенства, возрождения его авторитета. В 1582 г. по инициативе папы Григория XIII католические страны провели реформу календаря. Григорианский календарь исправлял ошибки юлианского, вводил високосный год и вполне соответствовал духу времени, стремившегося к большей точности измерений. Было решено, что за 4 октября 1582 г. будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века. Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Контрреформация победила в Испании, Италии, Польше, Чехии, части Германии. Позднее Вестфальский мир 1648 г. юридически закрепил провозглашенный в XVI в. принцип: «Чья власть, того и вера», но были зафиксированы конфессиональные границы 1524 г. Главные результаты Реформации, которая в целом сыграла важную прогрессивную роль, выразились в том, что была сломлена духовная диктатура католической церкви, экономическая основа ее мощи была подорвана секуляризацией ее владений, возникли новые христианские вероисповедания, независимые от Рима и являвшиеся в ряде случаев национальными церквами. Создались условия, способствовавшие укреплению светской власти и развитию национальных государств. Реформация содействовала выработке новых подходов к проблеме политики и права, которые со временем стали школой буржуазно-демократических свобод. Церковь и религия были приспособлены к условиям складывавшегося буржуазного общества и оказали влияние на его хозяйственную и трудовую этику. В условиях религиозного полицентризма светская наука и культура получили большую возможность для свободного развития. 3. Абсолютная монархия. На протяжении XVI в. существенно изменилась политическая карта Европы. В основном завершился процесс объединения английских и французских земель, сложилось единое испанское государство, в состав которого в 1580 г. вошла также Португалия (до 1640 г.). Понятие Империи, именовавшейся с конца XVI в. «Священной Римской империи германской нации», все больше ассоциировалось с чисто немецкими землями. В Восточной Европе появилось новое государство – Речь Посполитая, объединившее Польское королевство и Великое княжество Литовское. Завершился процесс объединения в единое русское государство русских земель, ускоренный избавлением от ордынского господства. Общим для развития большинства европейских государств в рассматриваемый период являлось резкое усиление централизаторских тенденций, проявившихся в ускорении процессов объединения государственных территорий вокруг единого центра, в складывании отличных от средневековья органов государственного управления, в изменении роли и функций верховной власти. Преобладающей формой государственного устройства становится абсолютная монархия. В отечественной историографии утвердилась точка зрения, согласно которой переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютистского типа связывается с выходом на историческую арену новых социальных сил в лице формирующейся буржуазии, создающей определенный противовес феодальному дворянству. Другими словами, абсолютизмрассматривается как форма государства, соответствующая заключительной стадии развития феодализма и характеризующаяся резко усиливающейся властью монарха и наивысшей степенью централизации. Нижняя хронологическая граница абсолютной монархии может быть отнесена к концу XV – началу XVI вв. В течение XVI – первой половины XVIII столетий абсолютизм на европейском континенте прошел стадию зрелости и вступил в полосу затяжного кризиса (в Англии этот кризис разрешился буржуазной революцией середины XVII в.). Обычно указывают на следующие черты, присущие абсолютной монархии: 1) власть короля по отношению к обществу становится неограниченной (абсолютной); 2) складывается эффективная система управления, опирающаяся на сформировавшуюся бюрократию; 3) возникает регулярное войско; 4) внедряется система постоянного налогообложения; 5) государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе нее; 6) вырабатываются теории, обосновывающие законность и необходимость абсолютизма. Органы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.) утрачивают значение, которое они имели в предшествующий период, хотя в ряде случаев и продолжают существовать, образуя причудливый симбиоз с новым бюрократическим аппаратом абсолютизма. Историки предлагают различать собственно абсолютизм, сложившийся в результате преимущественно внутренних процессов, и абсолютистские формы правления, вызванные к жизни в значительной степени внешним влиянием и заимствованием. Применительно к Франции можно говорить о равновесии феодальных и буржуазных сословий как о главной социальной предпосылке абсолютизма. Отчасти это верно и для Англии. Определенно иной была социальная основа испанского, российского, прусского и т.п. абсолютизма. 4. Россия: укрепление самодержавия. Формирование централизованного государства в России происходило в условиях господства феодальных отношений. Ведущая роль в этом процессе принадлежала верховной власти Московского княжества, которая в своей политике умело балансировала между различными слоями служилого сословия. Экономического единства страны не было, пути создания всероссийского рынка только намечались. Вследствие чего в XVI в. централизация власти сопровождалась социально-политическими кризисами (феодальная междоусобица 1530 –1540-х гг., московское восстание 1547г., опричнина), обнаруживавшими низкую способность самодержавной власти к разрешению острейших общественных проблем. Опричнина Ивана Грозного поставила страну на грань катастрофы, выбраться из которой обществу было суждено под руководством уже другой правящей династии. В рассматриваемый период наблюдается значительное расширение территории Русского государства. Московия времен Ивана IV выходит за свои этнические границы, присоединяя Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. «Собирание земель» являлось непременным условием достижения государственного единства. Олицетворением политики централизации в XVI в. явились личность и деятельность Ивана IV (1533–1584), вошедшего в русскую историю под прозвищем «Грозный». Иван, достигнув совершеннолетия, сразу приступил к административным реформам, которые осуществлялись при участии и поддержке узкого круга приближенных молодого московского князя (митрополита Макария, монаха Сильвестра, князя Андрея Курбского, дворян Алексея Адашева и Ивана Пересветова), образовавших неофициальное правительство – «Избранную раду». Важнейшими реформами государственного управления конца 40–50-х годов XVI в. являлись следующие. 1. Принятие Иваном IV титула царя. В январе 1547 г. Иван с благословения митрополита Макария торжественно венчается на царствование. Это событие имело огромное значение как для внутренней, так и для внешней политики Русского государства. Новое титулование верховной власти подрывало почву для притязания удельных князей на соправительство на Руси. В сфере международного права московский государь приравнивался к главам «великих держав», что пресекало возможные претензии на установление какой-либо степени зависимости от них Российского государства. Однако за рубежом не сразу последовало признание нового титула российского самодержца. 2. Созыв Земского собора. Первый Земский собор был созван в 1549 г. В сравнении с аналогичными представительными учреждениями в Европе (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, рейхстаг в немецких землях, кортесы в Испании) Соборы в России играли менее значительную роль. В XVI-XVII вв. они созывались царской властью обычно в условиях экономических трудностей, войн или для принятия ответственных решений. Присутствие на Соборах было обязанностью, а не правом. Считалось, что их участники несут государеву службу и им выплачивалось жалование из казны. Но самое главное – Соборы так и не стали законодательным органом, призванным ограничить власть царя и бояр. Представляя собой расширенное заседание Боярской думы и высшего духовенства с участием выборных от дворянства и городской верхушки, Соборы лишь придавали видимость привлечения лучших сил к делам государственного управления. 3. Издание нового Судебника 1550 г., единого свода законов, который упорядочивал деятельность органов правосудия и ужесточал наказания за должностные преступления. В Судебнике впервые вводилась юридическая ответственность за взяточничество – начиная от мелких канцелярских служителей, подъячих, и кончая боярами, возглавлявшими приказы. 4. Военная реформа, в силу своей значимости проводившаяся в нескольких направлениях. Наряду с созданием специальных родов войск – стрельцов и пушкарей – существенно менялся порядок комплектования ополчения, основы вооруженных сил Московии. По «Уложению о службе» 1555 г. полки бояр, московских и провинциальных дворян формировались за их счет в зависимости от размеров вотчин и поместий. Устанавливалась норма, с какого количества земли должен выходить один вооруженный воин на коне («конно, людно и оружно»). С первых ста четвертей (около 170 гектаров) выходил сам феодал, а со следующих – его вооруженные холопы. 5. Реформа местного самоуправления. Суть ее заключалась в упразднении порочной системы кормлений. При ней наместники и волостели, назначавшиеся государем, жалование получали не из казны, а путем узаконенных поборов с управляемого ими населения. С 1555 г. царским указом кормления были отменены. Вводился новый налог – «кормленичий окуп», доходы от которого распределялись между феодалами, состоявшими на службе. Власть на местах переходила к выборным органам самоуправления. В тех уездах, где преобладало феодальное землевладение, учреждались губные избы, возглавлявшиеся губным старостами, выбиравшимися из дворян. Губные избы занимались, как правило, борьбой с преступностью: разыскивали и арестовывали злоумышленников, допрашивали свидетелей, выносили и исполняли приговоры. Там, где жили земледельцы, платившие подать непосредственно государству («черносошные крестьяне»), администрированием занимались земские избы во главе со старостами, которых избирали крестьяне. Помимо сбора налога земские избы выполняли различные хозяйственные функции: строили дороги и общественные здания, заселяли пустующие земли, поддерживали в должном состоянии пашни. Централизация государственного управления способствовала территориальному единству и хозяйственному развитию России, укреплению ее обороноспособности. В этом объективно проявлялись прогрессивные функции складывавшегося самодержавия. Но данная тенденция усиливала роль государства как единственного субъекта властных отношений, не желавшего считаться с удельными традициями крупнейших феодалов. Необузданный и нетерпеливый нрав Ивана IV требовал ускорения начатого процесса. На смену периоду реформ правительства «Избранной рады» постепенно пришла политика чрезвычайных мер – опричнина, проводившаяся с 1565 по 1572 годы. Термин «опричнина» был известен задолго до времен Ивана Грозного. Происходит он от слова «опричь» (кроме), означавшего часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове («опричь» всех уделов). На практике политика опричнины представляла собой разделение территории Русского государства на две зоны – опричнину и земщину. В первую вошли уезды Суздальский, Можайский, земли, близкие к границам княжества Литовского, а также часть Москвы. Остальная территория страны составила земщину. Иван IV создал особое войско, в которое вошла «тысяча голов» дворян и князей. Впоследствии его численность увеличилась в 5-6 раз. На расходы по организации опричнины царь взял с земщины 100 тыс. рублей, гигантскую по тем временам сумму (для сравнения: село с несколькими деревнями в XVI в. продавали за 100-200 рублей), которую выплачивали крестьяне и посадские люди. За годы опричнины крестьянские платежи возросли в 4-6 раз. Политика опричнины представляла собой принудительное переселение владельцев вотчин и поместий со своими людьми из одной зоны в другую, сопровождавшееся преследованием и физическим устранением неугодных царю лиц. Массовый террор, особенно новгородский погром 1570 г., стал апофеозом опричнины. По приблизительным данным, в Новгороде от рук кромешников погибло 10-15 тысяч человек. Опричнина имела тяжелейшие последствия для русского общества. Во-первых, окончательно закрепились элементы деспотизма в механизме функционирования верховной власти Московского государства. Во-вторых, было положено начало процессу превращения русской православной церкви в часть государственного аппарата. В-третьих, насилие верховной власти по отношению к своим подданным вызвало глубокий хозяйственный кризис Московского государства. В 70-е годы XVI в. в запустении находилось до 90% земли, даже в Московском уезде обрабатывалось всего около 16% пашни. В-четвертых, массовое бегство земледельцев из поместий и вотчин, принадлежавших противникам политики Ивана IV, стало причиной принятия указа 1581г. о «заповедных летах», отменившего правило Юрьева дня, что явилось началом формирования крепостного права в России. Путь форсированной централизации без достаточных экономических и социальных предпосылок был осуществим в Московии XVI века только при условии резкого усиления личной власти царя. Этот путь оказался гибельным и разорительным для страны, приведя ее к катастрофе «Смутного времени». 5. Международные отношения в Европе и внешняя политика России в XVI в. Эпоха Великих географических открытий создало принципиально новую ситуацию в мировой истории.Начиная с XVI в. можно говорить о возникновении глобальной системы международных экономических отношений. К концу этого столетия столкновение интересов европейских держав в Азии, Африке и Америке уже оказывает серьезное воздействие на европейскую политику. Вспыхивают войны за обладание путями, связывавшими между собой отдельные регионы, причем показательно, что в таких войнах участвовали даже государства, отнюдь не принадлежащие к числу наиболее экономически развитых стран континента. Вместе с тем в сфере международных отношений выделяются факторы, отрицательно влиявшие на поступательное развитие Европы. Среди них на первом месте должен быть назван конфессиональный, религиозный, фактор, а именно борьба протестантизма против перешедшего в контрнаступление католичества. Во второй половине XVI в. Европа была охвачена военными конфликтами католических и протестантских стран. Революция в Нидерландах, направленная против власти испанской монархии, шла под знаком борьбы голландских кальвинистов с испанскими католиками. Гражданские войны сотрясали Францию, где одним из источников раскола общества был конфликт гугенотов-протестантов с католиками. Исход противоборства в XVI в. определен не был. Лишь в середине XVII в. после разрушений Тридцатилетней войны Вестфальский мир 1648 г. подвел черту под вековым религиозным конфликтом, констатировав невозможность решения его военными средствами. Другим негативным фактором для Европы явилась османская экспансия. Агрессивная политика империи Османов не только ограничивала возможности прогрессивного развития балканских народов, оказавшихся под властью Стамбула, но и заставила ряд крупных западных государств постоянно расходовать огромные силы и средства на организацию обороны. Все это ставило в неблагоприятные условия страны Центральной и Восточной Европы, и так отстававшие от европейских держав по своему социально-экономическому уровню. В XVI в. Россия все более широко вовлекается в орбиту общеевропейской политики и торговли. Ее хотели видеть союзником в борьбе против Оттоманской Порты, в противоборстве политических сил на европейском континенте. Русские послы появляются при различных дворах монархов Европы, в Москву прибывают представители крупнейших держав. Однако у московских правителей было свое видение места России в мировой политике. В эпоху Ивана Грозного выявились основные направления внешней политики России – восточное, южное и западное. Приоритет того или иного из них зависел от складывавшейся международной конъюнктуры. В 50-е гг. XVI в. среди внешнеполитических интересов верховной власти России на первом плане стояли восточные. Жесткая позиция Москвы в отношении Казанского и Астраханского ханств воспринималось царской властью как историческое возмездие за ордынский гнет, десятилетия национального унижения Руси. Осенью 1552 г. штурмом была взята Казань, и казанское ханство вошло в состав Московского государства.. Вслед за Казанью в 1556г. частью Московии стало Астраханское ханство, владетель которого не решился оказать сопротивления русскому войску и капитулировал. Другим направлением внешней политики России в эпоху Ивана Грозного было южное, в котором особое место занимали отношения Москвы с Крымским ханством. Утвердившаяся в Крыму династия Гиреев, являлась вассалом Османской Турции, получала поддержку из Стамбула и представляла собой постоянную угрозу для южных рубежей Московского государства. Все XVI столетие наполнено разбойничьими рейдами крымских татар на русские земли. Для обороны своих южных границ Московское государство собирало все силы и прибегало к разнообразным средствам. Наиболее эффективными среди них являлись сторожевая служба и «засечная черта». Отвлечение от хозяйственных нужд десятков тысяч здоровых и работоспособных мужчин для защиты южных земель, конечно, дорого обходилось Московскому государству. Но еще дороже стоила ему Ливонская война (1558–1583), развязанная Иваном Грозным на третьем, западном, направлении своей внешней политики. Война с Ливонией превратилась в длительное и мучительное для России противоборство с коалицией европейских государств – Литвой, Польшей, Швецией. Русский царь начал военные действия против Ливонского ордена отнюдь не ради обеспечения выхода своей страна к Балтийскому морю и расширения европейской торговли России (как полагали советские историки). В ливонской политике Московского государства просматривается прежде всего стремление Грозного утвердить свой царский титул в международном праве. После быстрого захвата территории современных Латвии и Эстонии и прекращении существования Ливонского ордена (если придерживаться «экономического» подхода, следует признавать, что цель войны была достигнута), Иван IV надолго увяз в дебрях европейской дипломатии. В результате изнурительных военных действий ввиду полного истощения ресурсов царю пришлось отказаться от своих неумеренных планов в Прибалтике. В 1582 г. в Запольском Яме при участии представителей римского папы был заключен мир России с Речью Посполитой на основе обоюдного отказа сторон от достигнутых завоеваний. Четвертьвековое военное противостояние России с Западом стало сложным экзаменом как для верховного правителя Московского государства, так и для его подданных. Иван IV провалил это испытание с треском, что послужило внешней причиной национальной трагедии, именуемой Смутой и наступившей после смерти венценосного деспота. В XVI в. началось мировое лидерство Европы. Она вырвалась вперед, обогнав в своем развитии другие континенты. Человек цивилизации, по выражению выдающегося французского историка Ф.Броделя, «отбросил их на второй план, оставив далеко позади себя. Он как бы сгладил, обесценил успехи этих народов». Но и в самой Европе ее успехи имели обратную сторону. Длительная эволюция феодального общества еще не привела к его одряхлению. Открыв эру буржуазных революций, XVI век знал и феодальную реакцию. Во второй его половине «старый порядок» показал, каким мощным потенциалом и зарядом общественного противодействия он обладает. Капитализм рождался в недрах феодального общества. Их сосуществование было долгим и мучительным, приняв многообразные формы. Решающие исторические битвы новой социальной силы – буржуазии – за свое господство еще впереди. Свое завершение они найдут лишь в Великой французской революции.
.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.015 с.) |