Реформация и Контрреформация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация и Контрреформация.



Абсолютная монархия.

Россия: укрепление самодержавия.

Международные отношения в Европе и внешняя политика России в XVI в.

I. Вопросы для повторения лекции.

1.1. Какова связь между Великими географическими открытиями и развитием капитализма в Европе в XVI в.?

1.2. Назовите примеры технических нововведений и изобретений XVI столетия, способствовавших быстрому обновлении производства.

1.3. В чем состоит главный итог экономического развития эпохи первоначального накопления?

1.4. Укажите причины и последствия «революции цен» в Европе XVI – начала XVII вв.

1.5. Какие социальные процессы происходили в европейском обществе в эпоху генезиса капитализма?

2.1. К каким положениям сводится идеология Реформации?

2.2. Перечислите основные направления идеологии Реформации. Чем они различаются и что в них общего?

2.3. В каких мероприятиях римско-католической церкви выразилась Котрреформация?

2.4. Определите главные результаты Реформации в Европе.

3.1. Приведите трактовку абсолютной монархии в отечественной историографии.

3.2. Назовите основные черты европейского абсолютизма.

II. Тестовые вопросы

1. Значение рыцарского сословия в социальной жизни Западной Европы XVI в. упало в связи с

1) революцией цен;

2) Реформацией;

3) огораживаниями общинных земель;

4) применением огнестрельного оружия.

 

2. Теологическое учение о двойном предопределении создал

1) Мартин Лютер;

2) Ульрих Цвингли;

3) Жан Кальвин;

4) Джон Уэсли.

 

3. Завершением Реформации в Европе историческая наука признает

1) Тридентский собор 1545 г.;

2) введение григорианского календаря с 1582 г.;

3) начало Английской буржуазной революции;

4) окончание Тридцатилетней войны и Вестфальский мир 1648 г.

 

4. Значение принятие Иваном IV титула царя для внутренней политики России заключалось в том, что этот титул

1) означал установление абсолютизма в стране;

2) подрывал почву для притязания удельных князей на власть;

3) объединял бояр, дворян и духовенство в единое сословие

феодалов;

4) способствовал усилению закрепощения крестьянства.

 

5. Заповедные лета – это

1) срок, в течение которого помещики могли возвращать своих

беглых крестьян;

2) срок погашения долговых обязательств в русском праве;

3) запрет на религиозные праздники в Московской Руси;

4) срок, в течение которого запрещался выход крестьян от

помещиков в Юрьев день.

 

6. Наибольшие число жертв опричного террора было во время

1) разорения Москвы крымскими татарами в 1571 г.;

2) конфликта Ивана Грозного с митрополитом Филиппом;

3) новгородского похода Ивана Грозного 1570 г.;

4) получения Иваном Грозным письма от Андрея Курбского,

содержавшего обвинение царя в деспотизме.

 

7. В Ливонской войне Россия вела военные действия против

1) Ливонского ордена;

2) Речи Посполитой;

3) Швеции;

4) всех перечисленных государств.

 

III. Дискуссионные вопросы.

1. Известно, что идеи Реформации реализовались в Северо-Восточной и Юго-Западной частях Германии, Нидерландах, Швейцарии, Англии. Контрреформация победила в Испании, Италии, Польше, Чехии, южной Германии. Закономерен ли такой итог этих драматических процессов в истории Европы XVI–XVII вв.?

2. Известно, что современниками русского царя Ивана IV были короли Франции Генрих III и Карл IX, английские монархи Генрих VIII, Мария Кровавая, Елизавета I, испанский король Филипп II, на совести, которых были десятки тысяч жертв на почве религиозной розни. Тем не менее в представлении европейцев (в том числе и в наше время) прочно утвердился стереотип о том, что Иван Грозный являлся самым жестоким правителем в Европе XVI века. Чем это можно объяснить?

 

IV. Темы докладов и сообщений.

1. Технологическая революция в Западной Европе XVI в. и ее социальные последствия.

2. Идеология протестантизма и экономическое лидерство Голландии и Англии в новое время.

3. Внешняя политика Московского государства при Иване Грозном.

 

 

 

 

ТЕМА 4. XVII ВЕК: МАНУФАКТУРНЫЙ КАПИТАЛИЗМ

И «СТАРЫЙ ПОРЯДОК» В ЕВРОПЕ

Вопросы:

Английская революция и начало мировой гегемонии Британии.

Экономика и социально-политическая жизнь Европы в XVII в.

Создание крепостнической системы в России.

Российское государство в XVII веке: от сословно- представительной монархии к абсолютной.

Российское государство и православная церковь в XVII в. Церковный раскол.

I. Вопросы для повторения лекции.

1. 1. Назовите основные результаты Английской революции XVII в.

1.2. Каковы причины победы Англии в ее военно-морском и экономическом противостоянии с Голландией в последней трети XVII в.?

2.1. По каким регионам можно типологизировать экономику Европы после победы Английской революции?

2.2. В чем выразилась особенность абсолютизма во Франции во второй половине XVII в.

2.3. Какова связь между возникновением европейского капиталистического рынка и «вторым изданием крепостничества» в странах Центральной и Восточной Европы?

2.4. С какого исторического события следует вести отсчет нисходящей стадии в эволюции европейского абсолютизма?

3.1. Представляла ли экономика России в XVII в. самостоятельную и самодостаточную систему или примыкала к одному из регионов складывавшегося европейского рынка?

3.2. Укажите этапы формирования крепостного права в России.

3.3. Как и почему изменилась структура российского экспорта в XVII в.?

4.1. Какова оценка современной исторической науки «Смутного времени» в России?

4.2. В чем состояли последствия Смуты для общественного развития России в XVII в.?

4.3. Определите основной вектор политического курса династии Романовых в XVII столетии.

4.3. Почему в механизме государственного строя России XVII в. не находилось места для Земского собора?

4.4. В чем выразилась централизация системы управления российским государством в эпоху первых Романовых?

4.5. Какое место в истории русского права занимает Соборное уложение 1649 г.?

5.1. Каковы причины проведения церковной реформы в России середины XVII в.? Кто был ее инициатором?

5.2. Что было общего и в чем состояло различие в видении церковной реформы царской и патриаршей властями?

5.3. Почему Аввакум и его сторонники открыто выступили против церковной реформы?

5.4. Каковы, по вашему мнению, причины неудачи церковной реформы?

 

II. Тестовые вопросы.

1. Режим конституционной монархии в Англии законодательно устанавливал (и)

1) «Билль о правах» 1689 г.;

2) «Трехгодичный акт» 1694 г.;

3) «Акт о престолонаследии» 1701 г.

4) все перечисленные правовые акты.

 

2. Новым суверенным государством, появившимся на политической карте Европы по окончании Тридцатилетней войны, была

1) Голландия;

2) Бельгия;

3) Швейцария;

4) Польша.

 

3. Россия с точки зрения классификации территории Европы середины XVII в. на экономические регионы относилась к

1) раннебуржуазному региону;

2) региону с необратимым развитием капитализма;

3) региону обратимого развития капитализма;

4) региону крепостного права.

 

4. Крепостное право, утвержденное Соборным Уложением 1649г., юридически означало:

1) право собственности помещика на жизнь и имущество своих крестьян;

2) право помещика бессрочно искать и возвращать в поместье своих беглых крестьян;

3) право помещика взимать налоги со своих крестьян;

4) право суда помещика над своими крестьянами, совершившими уголовное преступление.

 

5. Михаил Романов был избран Земским собором 1613 г. на престол потому что он

1) был ставленником бояр;

2) стал компромиссной фигурой между социальными группами;

3) пользовался поддержкой населения провинций;

4) являлся дальним родственником династии Рюриковичей.

6. Полки «иноземного строя» русской армии получили свое название в связи с тем, что

1) в них служили наемники-иностранцы;

2) они формировались по образцу европейских армий;

3) их командный состав был исключительно иностранного происхождения;

4) они участвовали в военных действиях за рубежом на стороне стран-союзниц России.

 

7. На Большом церковном соборе 1666г. в Москве высшие священные иерархи, осудив протопопа Аввакума и его сторонников, назвали их:

1) староверами;

2) бунтарями;

3) раскольниками и еретиками;

4) инакомыслящими.

 

III. Дискуссионные вопросы.

1. Сравните абсолютистские режимы в Европе XVI и XVII веков. Что в них общего и в чем заключается принципиальное различие?

2. В отечественной историографии постоянные дискуссии вызывает вопрос об оценке места XVII столетия в русской истории. Одни исследователи, называя его «новым периодом», считают, что Россия от окончания Смуты до 1680-х гг. переживала время неуклонного подъема как в политическом, так и в экономическом отношении. Поэтому, по их мнению, у страны были все возможности дальнейшего развития эволюционным путем. Для других XVII столетие представляется «бунташным веком», чередой городских восстаний и острых политических кризисов. Отсюда делался вывод об объективной необходимости петровских реформ.

Какая из двух позиций вам представляется более убедительной и почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.017 с.)