Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Период реформации и постреформации около 1500-1700 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин "Реформация" используется историками и богословами по отношению к западноевропейскому движению, в центре которого стояли такие фигуры, как Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин, озабоченные нравственным, богословским и организационным реформированием христианской Церкви. На первом этапе, до 1525 г. можно считать, что Реформация сосредотачивалась вокруг Мартина Лютера и Виттенбергского университета, расположенного на территории современной северо-восточной Германии. Однако, в 1520-х гг. движение стало набирать силу, вначале независимо от каких-либо особых центров, а затем в швейцарском городе Цюрихе. Вследствие определенного ряда событий, цюрихская Реформация постепенно подверглась политическим и богословским изменениям и впоследствии стала ассоциироваться в первую очередь с городом Женевой (ныне частью современной Швейцарии, а в то время независимым городом-государством) и личностью Жана Кальвина. Реформационное движение отличалось сложностью и неоднородностью, а его цели далеко выходили за рамки реформирования доктрины Церкви. Оно обращалось к основополагающим социальным, политическим и экономическим вопросам, которые слишком сложны для подробного рассмотрения на страницах настоящей книги. Направления Реформации в различных странах отличалась друг от друга: в одних основное внимание уделялось богословским вопросам (например в Германии), в то время как в других они привлекли к себе незначительный интерес (например в Англии). Откликаясь на события Реформации, католическая церковь стала наводить порядок в собственном доме. Папе Павлу III, которому долгое время мешала собрать собор политическая нестабильность в Европе, возникшая из-за напряженности между Францией и Германией, наконец удалось созвать Тридентский Собор (1545 г.). Собор поставил перед собой задачу прояснения католической богословской мысли и обрядов, и их защиты от евангелических оппонентов. Сама Реформация представляла собой западноевропейское явление, которое сосредоточилось главным образом в центральной и северной частях этого региона, хотя кальвинизм проник на востоке до самой Венгрии. Однако, эмиграция большого количества людей в Северную Америку, которая, начиная с 1600 г., стала приобретать все больший масштаб, привела к переносу в этот регион постреформационного протестантского и католического богословия. Гарвардский колледж представляет пример раннего центра богословского образования в Новой Англии. Общество Иисуса также начало активную миссионерскую деятельность на Дальнем Востоке, включая Индию, Китай и Японию. Христианское богословие стало постепенно выходить за рамки Западной Европы и превращаться в глобальное явление - тенденция, которая окончательно утвердилась в современный период, к которому мы вскоре обратимся. Сейчас же мы хотели бы обратить внимание на рассмотрение терминов, связанных с периодами Реформации и Постреформации. ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ Термин "Реформация" имеет несколько значений, и, поэтому, полезно провести разграничение между ними. В этом определении могут присутствовать четыре элемента, каждый из которых будет кратко рассмотрен ниже: лютеранство; реформатская церковь, часто называемая "кальвинизмом"; "радикальная Реформация", до сих пор часто называемая "анабаптизмом"; и "Контрреформация" или "католическая Реформация". В самом широком смысле, термин "Реформация" используется по отношению ко всем четырем движениям. Этот термин также часто используется в более ограниченном смысле, обозначая "протестантскую Реформацию", исключая Реформацию католическую. В этом смысле он обозначает три вышеуказанные протестантские движения. Во многих научных работах, однако, термин "Реформация" используется в отношении так называемой "магистерской Реформации" или "Реформации основного течения" - то есть связанной с лютеранской и реформатской церквами, включая англиканство и исключая анабаптистов. Необычная фраза "магистерская Реформация" требует некоторых пояснений. Фраза привлекает внимание к отношениям, которые сложились у реформаторов основного течения со светскими властями, например князьями, магистратами или городскими советами. В то время как радикальные реформаторы считали, что эта власть не должна иметь авторитета в Церкви, реформаторы основного течения утверждали, что Церковь, по крайней мере в некоторой степени, подвластна светским органам власти. Магистрат имел право авторитета в Церкви, точно так же как Церковь могла полагаться на авторитет магистрата в поддержании дисциплины, подавлении ереси и сохранении порядка. Фраза "магистерская Реформация" призвана привлечь внимание к близкой связи между светской властью и Церковью, которая находилась в центре реформационной деятельности таких авторов, как Мартин Лютер и Мартин Букер. В ходе чтения книг по христианскому богословию можно столкнуться со всеми тремя значениями термина "Реформация". Термин "магистерская Реформация" в настоящее время все больше используется по отношению к первым двум аспектам (то есть "лютеранство" и "реформатская церковь"), а термин "радикальная Реформация" - по отношению к третьему аспекту ("анабаптизм"). Термин "протестант" требует некоторых комментариев. Он возник после рейхстага в Шпейере (февраль 1529 г.), который проголосовал за прекращение терпимости к лютеранству в Германии. В апреле того же года шесть немецких князей и четырнадцать городов протестовали против этого шага, отстаивая свободу совести и права религиозных меньшинств. Термин "протестант" происходит от этого протеста. Поэтому, не совсем правильно употреблять этот термин по отношению к конкретным людям до апреля 1529 г., или говорить о событиях, произошедших до этого времени как о "протестантской Реформации". Термин "евангелический" часто употребляется применительно к реформацион-ным кругам Виттенберга и других мест (например Франции или Швейцарии) до этой даты. Хотя термин "протестантский" часто используется цо отношению к этому раннему периоду, такое употребление можно назвать в строгом смысле этого слова, анахронизмом. Лютеранская Реформация Лютеранская Реформация связана, в первую очередь, с немецкими Территориями и убедительным личным влиянием одной харизматической личности - Мартина Лютера. Лютера особенно волновала доктрина оправдания, которая составляла центр его богословской мысли. Лютеранская Реформация была первоначально академическим движением, заинтересованным, в первую очередь, в реформировании преподавания богословия в Виттенбергском университете. В Виттенберге находился Малозначительный университет, и реформы, проведенные Лютером и его коллегами на богословском факультете, привлекли мало внимания. Именно личная деятельность Лютера - например, вывешивание его знаменитых "95 тезисов" (31 октября 1517 г.) - привлекла значительный интерес широкой общественности к виттенбергским идеям. "95 тезисов" представляли собой протест против практики продажи индульгенций с целью сбора средств на строительство базилики Св. Петра в Риме. Теория, лежащая в основе продажи индульгенций, выглядела явно запутанной, однако, представляется, что она базировалась на идее о благодарности грешника за прощение грехов. После получения грешниками уверения в прощении грехов церковью, действующей от имени Христа, они вполне естественно захотят каким-нибудь положительным образом выразить свою благодарность. Постепенно, жертвование денег на благотворительность, в том числе и непосредственно церкви, стало считаться нормальным способом выражения благодарности за прощение. Следует осознать, что это не понималось как покупка прощения грешником. Жертвование денег представлялось результатом, а не условием прощения. Однако, ко времени Лютера эта практика получила неправильное истолкование. Люди, казалось, поверили, что индульгенция - быстрый и удобный способ приобретения прощения грехов. Лютер протестовал. Прощение представляло собой изменение отношений между грешником и Богом, а не финансовую спекуляцию. Идея о прощении грехов по благодати превратилась в идею о покупке божественного благоволения. В строгом смысле слова, лютеранская Реформация началась лишь в 1522 г., когда Лютер возвратился в Виттенберг после вынужденной изоляции в Вартбурге. На заседании рейхстага в Вормсе в 1521 г. Лютер подвергся осуждению за "лжеучение". Опасаясь за его жизнь, определенные высокопоставленные сторонники тайно перевезли его в замок, известный как Вартбург, где он оставался до тех пор, пока угроза его жизни не миновала. В его отсутствие Андреас Боденштейн фон Карлштадт, один из академических коллег Лютера по Виттенбергскому университету начал проводить в Виттенберге реформы, которые, казалось, перерождалась в хаос. Убежденный в том, что его присутствие необходимо для спасения дела Реформации от неумелых действий Карлштадта, Лютер покинул свое убежище и возвратился в Виттенберг. На этой стадии, намерения Лютера по академической реформе превратились в намерения реформировать Церковь и общество. Областью деятельности Лютера уже не был университетский мир идей; он оказался в положении лидера религиозного, социального и политического реформационного движения, которое казалось некоторым современникам путем к новому социальному и религиозному порядку в Европе. Фактически, программа реформ Лютера была гораздо более консервативна, чем программы его реформатских коллег, таких как Ульрих Цвингли. Кроме того, ей сопутствовал значительно меньший успех чем ожидалось. Движение осталось привязанным к немецким территориям и, не считая Скандинавии, так и не добилось признания в зарубежных землях, которые казались уже созревшими яблоками, готовыми упасть к его ногам. Лютеровское понимание роли "благочестивого князя" (что обеспечивало власть монарха над Церковью), похоже, не получило ожидаемого признания, особенно в свете республиканских настроений таких реформатских мыслителей как Кальвин. Англия оказывается в этом отношении особенно показательной: здесь, как и в Нидерландах, протестантское богословие явилось продолжателем реформатских, а не лютеранских идей. Кальвинистская Реформация Истоки кальвинистской Реформации, которая породила реформатские церкви (например пресвитериан) лежат в Швейцарской федерации. В то время как лютеранская Реформация возникла в академической обстановке, реформатская церковь обязана своим происхождением ряду попыток реформировать нравственный облик и богослужение церкви (но не обязательно ее учение) в соответствии с библейской моделью. Следует подчеркнуть, что, хотя именно Кальвин придал этому типу Реформации его характерный стиль, его истоки следует искать у более ранних реформаторов, таких как Ульрих Цвингли и Генрих Буллингер из города Цюриха. Хотя большинство ранних реформатских богословов, таких как Цвингли, происходило из академической среды, их реформационная деятельность не была академической по своей природе. Она была обращена к церкви в том виде, в каком она существовала в таких швейцарских городах как Цюрих, Берн и Базель. В то время как Лютер был убежден, что доктрина оправдания имела центральное значение для его программы социальных и религиозных реформ, ранние реформатские мыслители проявляли относительно мало интереса к доктринам вообще, не говоря уже о какой-либо одной доктрине. Их реформационная деятельность носила организационный, социальный и этический характер, во многом сходной с требованиями реформ, которые доносились из гуманистических кругов. Обычно считается, что консолидация реформатской церкви началась со стабилизацией цюрихской Реформации после смерти Цвингли в битве (1531 г.) при его преемнике Генрихе Буллингере, и закончилась в период деятельности Жана Кальвина в Женеве в 1550-е годы. Постепеннее смещение центра реформатской церкви (первоначально из Цюриха в Берн, а затем из Берна в Женеву) произошло в течение 1520-х - 1560-х гг., и в конце концов утвердило преобладание в реформатской церкви города Женевы, его политической системы (республика) и религиозных мыслителей (первоначально Жана Кальвина, а после его смерти Теодора Безы). Данная тенденция закрепилась благодаря учреждению Женевской академии (основана в 1559 г.), которая начала подготовку реформатских пасторов и служителей. Термин "кальвинизм" часто употребляется по отношению к религиозным идеям реформатской церкви. Хотя такая практика все еще достаточно распространена в литературе о Реформации, становится все более очевидным, что реформатское богословие конца XVI в. основывается на источниках, отличающихся от идей самого Кальвина. Обозначение реформатской мысли конца XVI и XVII вв. термином "кальвинизм" предполагает, что она отождествляется с мыслями Кальвина, однако в настоящее время общепризнанно, что идеи Кальвина незаметно изменены его преемниками. Сейчас ученые предпочитают использовать термин "реформатский", как по отношению к церквам (в основном в Швейцарии, Нидерландах и Германии), так и к религиозным мыслителям (таким как Теодор Беза, Вильям Перкинс и Джон Оуэн), которые основывались на знаменитом учебнике Кальвина "Наставление в христианской вере" или на церковных документах (например знаменитом Гейдельбергском катехизисе), также связанных с ним. Из трех составных частей протестантской Реформации - лютеранства, реформатства, или кальвинизма, и анабаптизма - именно реформатское крыло имеет особое значение для англоязычного мира. Пуританство, которое столь явственно фигурировало в английской истории XVII в. и имело такое основополагающее значение для религиозных и политических взглядов Новой Англии в семнадцатом веке и далее, представляет собой особую форму реформатского христианства. Для того, чтобы понять религиозную и политическую историю Новой Англии и мысли таких авторов, как Джонатан Эдварде, необходимо освоить хотя бы некоторые богословские взгляды и часть религиозного мировоззрения пуританства, лежащие в основе их социальных и политических настроений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.01 с.) |