ТОП 10:

Тема 1. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ



 

Бенефиций(лат. beneficium благодеяние) – земельное владение в Западной Европе в раннем средневековье, пожалованное королем или крупным феодалом в пожизненное пользование вассалу (без права наследования) на условиях несения определенной службы.

«Варварские королевства» –государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях ее распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствие в то время устоявшегося правила престолонаследия. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто меняли свои места расположения. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения. Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование.

Великое переселение народов – условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV – VII вв., главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Оно заложило основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

Вече(от «вещать» говорить) – народное собрание в Древней и средне­вековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Воз­никло из племенных собраний славян. Являлось формой управле­ния во многих городах — центрах отдельных земель.

Воевода – военачальник. В качестве начальника княжеской дружины или главы народного ополчения воевода упоминается в русских лето­писях с X в.

Волость – земельное владение, получаемое во временное пользование от великого князя.

Восточные славяне– одна из трех основных групп древних славян, обра­зовавшихся после распада их этнической и языковой общности. Сложилась в VI—IX вв. на территории Восточной Европы, стала основой населения Древней Руси.

Вотчина – вид земельной собственности (наследственное семейное или корпоративное владение), возникший в X - XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII - XV вв. основная форма землевладения. С конца XV в. бытовала наряду с поместьем, с которым слилась в начале XVIII в. в один вид - имение. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания.

Вселенские соборы –собрания преимущественно епископата христианской Церкви в ее вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

Газават(ар. «священная война») – война мусульман на религиозной почве против «неверных», т.е. немусульман.

Двоеверие –православно-языческий синкретизм после принятия христианства Киевской Русью, т.е.слитность, нерасчлененность в мировоззрении христианской и языческой картин мира.

Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, позднее – князя (короля), привилегированный слой общества, который принимал активное участие в войнах, управлении госу­дарством и личным хозяйством князя.

Князь – вождь славянского племени, в IX—XV вв.— титул главы государ­ства-княжества.

Конунг (др.герм. kuningaz, др.-исл. konungr, др.-англ. cyning) – древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья конунг соответствует понятию король.

Натуральное хозяйство –тип хозяйства, при котором продукты труда про­изводятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи на рынке.

Подсечно-переложная система земледелия –примитивная система земледелия, при которой после вырубки леса и нескольких лет использования землю оставляли без обработки на 8 – 15 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок.

Племя– этническая и социальная общность людей. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим язы­ком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди.

Полюдье – дань, собираемая князем с дружиной с покоренных племен.

Посадник – глава городской администрации в Великом Новгороде. Назначался князем или вы­бирался на вече.

Римское право – правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи.

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, об­щее родовое имя. Объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых родовыми ста­рейшинами.

Славяне –крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общнос­тью происхождения и близостью языков. В ее состав входят славяне восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македон­цы, черногорцы, босняки).

Смерды – социальный слой в Древнерусском государстве. Существуют три точки зрения о положении смердов в древнерусском обществе: 1) это вся масса сельского населения, которая постепенно из сво­бодной становится зависимой; 2) это крестьяне, сидевшие на го­сударственной земле и обложенные данью; 3) это особая группа зависимого, полусвободного населения.

Соседская община (сельская община) –союз неродственных семей, жив­ших в одном поселке (селе, деревне), которых объединяло совмест­ное владение землей; общиной управлял сход домохозяев и из­бранный на нем староста.

Староста –в Древней Руси представитель низшей княжеской админист­рации, обычно из холопов.

Теократия (греч. θεός Бог и κράτος управлять) – 1) политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства; 2) форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства; 3) система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам.

Теория стационарного бандита –социологическая концепция, разработанная в 1990-е гг. американскими экономистами институциональной школы – Мэнкуром Олсоном и Мартином Макгиром. Олсон, изучив влияние на экономическое развитие различных типов правления (тирании, анархии и демократии), выдвинул концепцию государства как «оседлого бандита». Смысл ее заключается в уподоблении политики авторитарного государства логике и поведению бандита, постоянно проживающего на определенной территории: «оседлый (стационарный) бандит» в отличие от «бродячего бандита» имеет стимулы к поддержке благосостояния и развития экономики. Стационарный бандит заинтересован в защите населения от набегов бродячих бандитов и бандитов, контролирующих соседние территории. Ему выгодно даже предоставить некоторые базовые услуги, например, безопасность, чтобы люди, которые живут на его собственной территории, кормили его долгосрочно.

Тиуны –княжеские или боярские слуги, управлявшие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах в XI—XV вв. В от­дельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

Трехполье – севооборот с чередованием пара, озимых и яровых культур. Применялся в крестьянских хозяйствах дореволюционной России и других стран. Заменен многопольным севооборотом.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.005 с.)