Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Рождение средневековой Европы

Поиск

 

Бенефиций (лат. beneficium благодеяние) – земельное владение в Западной Европе в раннем средневековье, пожалованное королем или крупным феодалом в пожизненное пользование вассалу (без права наследования) на условиях несения определенной службы.

«Варварские королевства» – государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях ее распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствие в то время устоявшегося правила престолонаследия. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто меняли свои места расположения. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения. Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование.

Великое переселение народов – условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV – VII вв., главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Оно заложило основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

Вече (от «вещать» говорить) – народное собрание в Древней и средне­вековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Воз­никло из племенных собраний славян. Являлось формой управле­ния во многих городах — центрах отдельных земель.

Воевода – военачальник. В качестве начальника княжеской дружины или главы народного ополчения воевода упоминается в русских лето­писях с X в.

Волость – земельное владение, получаемое во временное пользование от великого князя.

Восточные славяне – одна из трех основных групп древних славян, обра­зовавшихся после распада их этнической и языковой общности. Сложилась в VI—IX вв. на территории Восточной Европы, стала основой населения Древней Руси.

Вотчина – вид земельной собственности (наследственное семейное или корпоративное владение), возникший в X - XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII - XV вв. основная форма землевладения. С конца XV в. бытовала наряду с поместьем, с которым слилась в начале XVIII в. в один вид - имение. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания.

Вселенские соборы – собрания преимущественно епископата христианской Церкви в ее вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

Газават (ар. «священная война») – война мусульман на религиозной почве против «неверных», т.е. немусульман.

Двоеверие – православно-языческий синкретизм после принятия христианства Киевской Русью, т.е.слитность, нерасчлененность в мировоззрении христианской и языческой картин мира.

Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, позднее – князя (короля), привилегированный слой общества, который принимал активное участие в войнах, управлении госу­дарством и личным хозяйством князя.

Князь – вождь славянского племени, в IX—XV вв.— титул главы государ­ства-княжества.

Конунг (др.герм. kuningaz, др.-исл. konungr, др.-англ. cyning) – древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья конунг соответствует понятию король.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда про­изводятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи на рынке.

Подсечно-переложная система земледелия – примитивная система земледелия, при которой после вырубки леса и нескольких лет использования землю оставляли без обработки на 8 – 15 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок.

Племя – этническая и социальная общность людей. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим язы­ком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди.

Полюдье – дань, собираемая князем с дружиной с покоренных племен.

Посадник – глава городской администрации в Великом Новгороде. Назначался князем или вы­бирался на вече.

Римское право – правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи.

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, об­щее родовое имя. Объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых родовыми ста­рейшинами.

Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общнос­тью происхождения и близостью языков. В ее состав входят славяне восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македон­цы, черногорцы, босняки).

Смерды – социальный слой в Древнерусском государстве. Существуют три точки зрения о положении смердов в древнерусском обществе: 1) это вся масса сельского населения, которая постепенно из сво­бодной становится зависимой; 2) это крестьяне, сидевшие на го­сударственной земле и обложенные данью; 3) это особая группа зависимого, полусвободного населения.

Соседская община (сельская община) –союз неродственных семей, жив­ших в одном поселке (селе, деревне), которых объединяло совмест­ное владение землей; общиной управлял сход домохозяев и из­бранный на нем староста.

Староста – в Древней Руси представитель низшей княжеской админист­рации, обычно из холопов.

Теократия (греч. θεός Бог и κράτος управлять) – 1) политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства; 2) форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства; 3) система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам.

Теория стационарного бандита – социологическая концепция, разработанная в 1990-е гг. американскими экономистами институциональной школы – Мэнкуром Олсоном и Мартином Макгиром. Олсон, изучив влияние на экономическое развитие различных типов правления (тирании, анархии и демократии), выдвинул концепцию государства как «оседлого бандита». Смысл ее заключается в уподоблении политики авторитарного государства логике и поведению бандита, постоянно проживающего на определенной территории: «оседлый (стационарный) бандит» в отличие от «бродячего бандита» имеет стимулы к поддержке благосостояния и развития экономики. Стационарный бандит заинтересован в защите населения от набегов бродячих бандитов и бандитов, контролирующих соседние территории. Ему выгодно даже предоставить некоторые базовые услуги, например, безопасность, чтобы люди, которые живут на его собственной территории, кормили его долгосрочно.

Тиуны – княжеские или боярские слуги, управлявшие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах в XI—XV вв. В от­дельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

Трехполье – севооборот с чередованием пара, озимых и яровых культур. Применялся в крестьянских хозяйствах дореволюционной России и других стран. Заменен многопольным севооборотом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.007 с.)