Вопрос 9: Германия накануне Реформации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9: Германия накануне Реформации



Вопрос 9: Германия накануне Реформации

Полит. строй в нач. XVI в. Немецкие земли - ядро Св. Рим. империи. Германия+Нидерланды+Бельгия+Люксембург+Австрия+Чехия+Бургундия. Формально –Швейцария+обл. в Сев. и Ср. Италии (самостоятельны). Глава избираемый король (7 князей-курф.). Может корон. как император. Обращ. к папе – необязат. (Макс. I Габсбург (1493-1519). Страна раздроблена. Князья, архиеп., аббаты и др. Светские и духовные имения. Имперские и вольные города (автономия от ex-сеньоров – еписк.). +рыцарские имения.

Рейхстаг. 3 курии: курфюрсты, светская и церковная знать, города. Двойственность полит. полож. князей – по отн. к монарху – сословн. группа, в собствен. влад. – монархи. На местах – ландтаги. Знать, духовенство, “земские” города, представ. некотор. крест. общин и “рынков”. Обсуждали схожие вопросы (война/мир, налоги, законы), но разных уровней. Города - магистраты (бургомистр, долж. лица, судьи). Сохранение “двухэтажности” гос. структуры – общеимперский и региональный уровни. Взаимодополнение и конкуренция. Централизация: общеимп. – слабо, княж. – прогрессир.

Эконом. развитие Демограф. и экон. →. Страна аграрная. Развита горная промышленность. Серебро, железо и сталь, медь. Наемный труд; паевые компании, княжеские инвестиции; регалии – налог на польз. недрами. Текстиль: → рассеянных мануфактур. Сукно, лен, бумазея. Экспорт. Мануфактуры: судостроение, пиво, книгопечатание. Внешняя торговля: Аугсбург и Нюрнберг. (Фуггеры, Вельзеры). Огромные капиталы. Ярмарки: Франкфурт-на-М., Лейпциг. Ганзейский Север + торгово-пром. Юг - нет единого рынка. → торг. с Прибалтикой (голландцы). Деревня На С-В был в осн. оброк. → торговли ганзейских городов зерном. Дворяне: расширять запашку! Согнать крестьян, барщину! (3 дня в неделю). С-З - мейерская аренда (крупными участками на 4 надела). Зажиточный крестьянин-мейер + батраки. Ю и Ю-З краткосрочная аренда + издольщина (до ½ урожая). “Посмертный побор”. Усиление имущ. расслоения. Нарушение законов человеческих и “божественных”. Борьба за “божественное право”. Социальная борьба 1476 проповедь пастуха Ганса Бейхама. Явление Богородицы. Труд, равенство. Тайные крест. об-ва “Башмака”. Йос Фриц. Упраздн. власти, дележ имущества церкви, ни чинша, ни десятины, свобода польз. общин. угодьями. “Божественное право”. Несколько заговоров, раскрыты. 1514 кр. союз “Бедный Конрад” (Вюртемберг). +горожане → налогов).

Требования ландтага и участия в нем кр. Подавлено. 1509-1514 восстания городских низов. Против магистратов, →налогов, распределения средств, бесконтрольности власти. Обвинения в адрес клира и церкви – со стороны всех слоев общества, по всей Германии. Католическая церковь Кризис. Подавили соборное движение, расширили и укреп. Папскую обл. Модерниз. фин. аппарат, → налоги, взаимодейств. банками и Фуггерами. Образ жизни – роскошь. Продажи бенефициев. Церк. строительство. В одних руках неск. бенефициев. В Германии у церкви 1/3 земель. Духовенство свободно от налогов, не подлежит светской юрисдикции. Ден. сборы – через Фуггеров. Десятины, сборы, плата за должности, за получение бенефиция, торговля “отпущением грехов” – индульг. 1510 Якоб Вимпфелинг по поручению имп. Макс. I: “Жалобы германской нации”: Огранич. платежей. Договор с папством, как во Франции. Провал.

 

Вопрос 29-30: Особенности англ. абсол. Политика Тюдоров.(1485-1603).

После войны Алой и Белой роз. Победа при Босуорте над Рич. III. Генрих 7 (1485-1509) Ланкастер, женился на Елиз. Йоркской. Расчетлив. Позиции корол. власти слабы. Сровнял с землей замки, разогнал кланы. Конфиск. земли – в казну. Скопил огромное состояние. Ликвидировал суд. права лордов. Новые отношения м. короной и дворянством. Уцелевшие лояльны. Насаждают новую аристократию (из нью джентри). Двор– шир. возможности карьеры. Генрих VIII 1509-1547. Продолжил централизацию. Созданы Совет Севера и Совет Уэльса. Просвященное правление. Деспот. В англ. полит. теории – в этой стране “смешанная монархия”. В согласии с сословиями, в союзе с парламентом, подчиняясь законам. Г8: проабсолютист. Реформа гос. управления. Рост бюрокр. аппарата. Глав. администр. орган -Тайный совет (выделился из Королевского), ведал всем. Прообраз кабинета министров. Укрепление суд. системы – корол. суды. “Звездная палата” - борьба с оппозицией. На местах - шерифы (назначались) и мировые судьи (избирались из дворянства). Особенность англ. абсол. – отсутствие постоянной армии. Личная гвардия. Наемники и призыв дворян. Местные отряды йомены и фримены. Флот: король поощрял судостроение. Особенность АА: сохранение позиции Парламента в управлении. Не только вотировал налоги, но и постоянно обсуждал экон. и соц. политику, религия, даже престолонаследие. Двухпалатный. Палата общин группировались около ведущих гос. деятелей.

В течение 16 в. положение общин укрепилось (упрочение new gentry). “Парламентские свободы”. Елизавета: в совершенстве ренессансное искусство управления. Пользовалась терминами “обществ. благо”, “интересы нации”, ездила по стране, встречалась с подданными, выступала с программн. речами в парламенте. Культ Елизаветы. Золотой век абсол. и его экон. политики. Лицензии и патенты на новые технологии. Протекционизм: тамож. политика, благоприят. вывозу. Испанская, Моск, Балт. торг. компании, Гвинейская, Левант, Ост-Индская. Елизавета вкладывала свои средства. Вытеснение ганзейских купцов. Торг. монополии раздавались частным лицам. С 90-х лозунг FreeTrade. Религ. урегулирование 1558-1603 Дочь Болейн и Г8. Для католиков внебрачная. Серединный путь: восстан. англик. церковь, но структура и обрядность близки катол. Символ веры 1571 “39 статей”: положение об оправдании верой, два таинства – крещение и причащение. Елизавета – религ. мир.

С католиков требовалась подписка о признании королевы главой ц. – допуск к степеням и должностям. Кальвинизм пресекался. 1642 в Шотл. Мария Стюарт, правит М. Лотарингская. Опиралась на Францию. В Шотл. распростр. кальвинизм. Джон Нокс. Союз кальв. “Ковенант” сверж. королевы-католички, изгнание французов. Война м. кальв. и катол. Елизавета вступила. 1560 поражение Марии. Эдинбургский договор. Шотландией управл. Англия. 1569 Сев. Англия, восстание католиков за Марию. Для протестантов Елизавета – символ нац. независ. 1587 казнь Марии Стюарт. Филипп II: планы интервенции. Дрейк в Кадиссе, потопил флот. Англ. корабли более маневр, лучше вооруж. 1588 “Непоб. Армада”, 130. Дрейк постепенно атаковал. Не дал соед. с подкреплением. Утверждение Англии как морской державы. Полит. кризис партия мира (против борьбы с Испанией) и партия войны (Эссекс, 1601 – мятеж, подавили). В Парламенте – требов. свободы слова. Подчеркивали лояльность королеве. Смерть Елизаветы 1603: Яков I Стюарт (1603-1625). Сторонник абсолютизма в крайней форме.

Разгона Парламента в 1629, гражд. война 1642. Определял налоги, быстрый рост. Расходы на двор, казнокрадство. Недовольство. Внешняя политика: смена курса. 1604 мир с Испанией (недовольны протест.). Выдал дочь за Фридриха, князя Пфальца (протестанта). 1605 Пороховой заговор католиков. 1618 начало 30летней войны. Вступил в войну с Испанией (1625-1630), с Францией (1627-1629). Неудачи.

Вопрос 17: Кальвинизм.

Реформационное движение в Швейцарии – часть общего социально-политического и идеологического движения в Европе XVI в. Родило два реформационных течения – цвинглианство и кальвинизм. Цвинглианство порождено местными условиями и не вышло в основном за пределы кантонов. Кальвинизм вышел на широкую европейскую арену и получил быстрое распространение в странах, где развивались т-д отношения и формировалась буржуазия. Кальвинизм дал буржуазии те религиозно-философские и политические идеи, в которых она нуждалась в эпоху первоначального накопления. Под знаменем кальвинизма совершилась позже Нидерландская буржуазная революция.

Жан Кальвин и его учение После гибели в 1531 воплощение в жизнь в Швейцарии реформационных идей связано с именем Жана Кальвина (1509-1564). Его учение оказало сильнейшее влияние на реформацию не только в Швейцарии, но и во Франции и в других странах Европы. Родился в семье юриста. Образование – в Бурже и Орлеане. Поселился в Париже. Влияние Эразма Роттердамского и Ле Февра д’Этапля. 1534 порвал с католицизмом и покинул Францию. 1536 после гибели Цвингли издал труд “Наставление в христианской вере”, который потом много раз расширял. Систематизация идей реформации. 1536 Кальвин в Женеве. Город успел освободиться от власти господина-епископа и отстоял свободу в союзе с протестантским Берном. Кальвин возглавил сторонников реформации и активно проповедовал учение.

Учение Кальвина Личная жизнь Кальвина очень трудная. От природы слабый; много поклонников, мало друзей. В 31 год женился, но все дети умирали, не дожив до месяца. Через 9 лет умерла жена. С этого момента жил замкнуто и аскетично. Бог – творец и суверенный правитель мира. Миссия Христа – миссия искупителя. Учение о “двойном предопределении”: еще до сотворении мира Бог предначертал то, что должно совершиться, в т.ч. каждому человеку. Изменить этот приговор нельзя, но осознать можно. Т.е. существуют силы, не зависящие от желания человека. Нужно смиренно принимать любую волю божью. Чтобы соответствовать своему предназначению и предписанному свыше, нужно максимально полно реализовать свое “призвание” - дарования и возможности, заложенные богом. Бог дает каждому ориентир, знак, свидетельствующий о поддержке, поэтому нужно реализовывать себя во имя процветания. Процветание приведет к накоплению богатства (его ни в коей мере нельзя обретать ценою крови и пота других людей, нарушать заповедь “не укради”, грабить во время военных походов; нельзя проматывать богатство; нужно уметь делиться с бедняками). Человек, не сумевший реализовать себя, испытывает беду. Беду нужно сносить стойко, терпеливо. Нужно верить, что все равно знак бога над ним есть, можно выпутаться из беды и достичь процветания. Итог: стимуляция активности личности. Волевой напор в решениях. Рациональный подход к делу. Забота об успехе дела и аскетичности желаний. Каждый должен быть уверен в собственной избранности. Учение Кальвина о спасении и благочестии включало этику труда, умеренную аскезу светской жизни и прекрасно воспитывала внутреннюю дисциплину, собранность, житейские качества бойца и борца. Евхаристия (причастие) у Кальвина – не более чем символ в память о тайной вечере. Можно и не получать причастия, а все равно ощущать божью благодать. Сам по себе обряд не отрицал. Видел духовный характер этого действия. Церковный культ у Кальвина строгий, простой. Ни святых, ни мощей, ни реликвий, ни икон. Ни распятий, ни свечей, ни особых одежд у священников, ни органов. Центральный момент – молитва, проповедь, совместное пение псалмов, причастие. Новое церковное устройство, принципиально отличное от системы католической церкви. “Видимая церковь” = общины, в которых порядки республиканского типа, самоуправление. Руководители общин избираемые и контролируемые членами. 4 вида служб: пасторы (читают проповедь), доктора (блюдут чистоту учения), пресвиторы (старейшины, контроль церковной дисциплины), диаконы (контроль над церковным имуществом, пожертвования, забота о бедных). Дела общины – на Совете старейшин = Консистории. Догматические вопросы – на “конгрегациях” = собрания наставников. Общины автономны, но связь друг с другом для обмена опытом и согласованных действий. Формальное юридическое равенство, но в действительности влияние богатых сильнее.

Политическое учение Кальвина Государство установлено богом Þ правители должны служить обществу. Расходился с лютеранством в отношении к тиранам: служение человеку, по Кальвину, не может быть поставлено выше служения Богу, Þ если тиран-человек мешает делу веры – надо с ним бороться. Бог же сам накажет тирана, поэтому сопротивление власти тирана возможно только пассивное, без применения силы. И тем не менее: борьба против тирании = религиозная обязанность. Законно избранные представительные органы могут призвать христиан к открытому неповиновению власти вплоть до свержения тирана. Монархи редко бывают добры и компетентны, поэтому лучшая форма правления – олигархическая республика. Церковь должна быть автономна от контроля властей. Женева при Кальвине. Развитие Реформации в Швейцарии свершалось в рамках отдельных городов, Þ много местных особенностей. В Женеве, где Кальвин с 1541 оказывал влияние на политику магистрата, сложился режим теократического типа. Ни одно важное решения без него лично не принималось, хотя он не был даже гражданином Женевы. Строгая церковная дисциплина. Надзор за поведением и мыслями людей. Город разделен на кварталы, там – инспекции жилищ старейшинами общин. Запрет азартных игр, ругательств, чтения развлекательной литературы, танцы на пиршествах, музыка на процессиях, театр. Строго следили, чтобы все ходили на церковные службы. Ослушников – вон из города, даже казнили (58 казней за 6 лет присутствия в городе Кальвина, в том числе казнь эмигранта-врача Сервета, 76 изгнали). Нетерпимость Кальвина к инакомыслию = прозвище “женевский папа”. Парадокс: несмотря на жестокость, пользовался поддержкой большинства горожан – сам искренне верил и был благочестив. Город постоянно ожидал военного нападения со стороны католической Савойи. Сюда постоянно приезжали эмигранты из Италии. Женева казалась оазисом свободы. Никто не видел в Кальвине диктатора. Вне Швейцарии Женева считалась оплотом праведной веры: 60 книгопечатен. 1559 – Академия. Преподавание оказало влияние на развитие кальвинизма в Англии, Шотландии, Франции, Нидерландах, Венгрии, Польше. 1549 соглашение Кальвина и цюрихского продолжателя Цвингли Буллингера. После него кальвинизм стал выразителем специфики швейцарской реформационной церкви.

Кальвинизм в других странах Кальвинистские идеи особенно хорошо прижились во Франции, в городах. Первые реформистские церкви во Франции – в 1540-е, сначала в Эльзасе, в 1557 в Париже. Гонения на протестантов ускорили оформление их церквей. 1559, Париж – Синод реформистских церквей. Единый символ веры. Помимо Франции – в Венгрии, в горных районах Шотландии, слившись с цвинглианством, кальвинизм является основой реформатской церкви и распространен в США, Великобритании, Нидерландах.

Вопрос 9: Германия накануне Реформации

Полит. строй в нач. XVI в. Немецкие земли - ядро Св. Рим. империи. Германия+Нидерланды+Бельгия+Люксембург+Австрия+Чехия+Бургундия. Формально –Швейцария+обл. в Сев. и Ср. Италии (самостоятельны). Глава избираемый король (7 князей-курф.). Может корон. как император. Обращ. к папе – необязат. (Макс. I Габсбург (1493-1519). Страна раздроблена. Князья, архиеп., аббаты и др. Светские и духовные имения. Имперские и вольные города (автономия от ex-сеньоров – еписк.). +рыцарские имения.

Рейхстаг. 3 курии: курфюрсты, светская и церковная знать, города. Двойственность полит. полож. князей – по отн. к монарху – сословн. группа, в собствен. влад. – монархи. На местах – ландтаги. Знать, духовенство, “земские” города, представ. некотор. крест. общин и “рынков”. Обсуждали схожие вопросы (война/мир, налоги, законы), но разных уровней. Города - магистраты (бургомистр, долж. лица, судьи). Сохранение “двухэтажности” гос. структуры – общеимперский и региональный уровни. Взаимодополнение и конкуренция. Централизация: общеимп. – слабо, княж. – прогрессир.

Эконом. развитие Демограф. и экон. →. Страна аграрная. Развита горная промышленность. Серебро, железо и сталь, медь. Наемный труд; паевые компании, княжеские инвестиции; регалии – налог на польз. недрами. Текстиль: → рассеянных мануфактур. Сукно, лен, бумазея. Экспорт. Мануфактуры: судостроение, пиво, книгопечатание. Внешняя торговля: Аугсбург и Нюрнберг. (Фуггеры, Вельзеры). Огромные капиталы. Ярмарки: Франкфурт-на-М., Лейпциг. Ганзейский Север + торгово-пром. Юг - нет единого рынка. → торг. с Прибалтикой (голландцы). Деревня На С-В был в осн. оброк. → торговли ганзейских городов зерном. Дворяне: расширять запашку! Согнать крестьян, барщину! (3 дня в неделю). С-З - мейерская аренда (крупными участками на 4 надела). Зажиточный крестьянин-мейер + батраки. Ю и Ю-З краткосрочная аренда + издольщина (до ½ урожая). “Посмертный побор”. Усиление имущ. расслоения. Нарушение законов человеческих и “божественных”. Борьба за “божественное право”. Социальная борьба 1476 проповедь пастуха Ганса Бейхама. Явление Богородицы. Труд, равенство. Тайные крест. об-ва “Башмака”. Йос Фриц. Упраздн. власти, дележ имущества церкви, ни чинша, ни десятины, свобода польз. общин. угодьями. “Божественное право”. Несколько заговоров, раскрыты. 1514 кр. союз “Бедный Конрад” (Вюртемберг). +горожане → налогов).

Требования ландтага и участия в нем кр. Подавлено. 1509-1514 восстания городских низов. Против магистратов, →налогов, распределения средств, бесконтрольности власти. Обвинения в адрес клира и церкви – со стороны всех слоев общества, по всей Германии. Католическая церковь Кризис. Подавили соборное движение, расширили и укреп. Папскую обл. Модерниз. фин. аппарат, → налоги, взаимодейств. банками и Фуггерами. Образ жизни – роскошь. Продажи бенефициев. Церк. строительство. В одних руках неск. бенефициев. В Германии у церкви 1/3 земель. Духовенство свободно от налогов, не подлежит светской юрисдикции. Ден. сборы – через Фуггеров. Десятины, сборы, плата за должности, за получение бенефиция, торговля “отпущением грехов” – индульг. 1510 Якоб Вимпфелинг по поручению имп. Макс. I: “Жалобы германской нации”: Огранич. платежей. Договор с папством, как во Франции. Провал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.01 с.)