Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 36: культура италии в XVI - первой половине XVII В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ренессанс = наивысший расцвет в 1 ¼ XVI в. Высокое возрождение. К концу столетия – угасание, хотя некоторые традиции видны и в 1 ½ XVII в. К 30 XVI в. в искусстве и литературе сложилась придворно-аристократическая линия маньеризма, отмеченная стремлением к формализации достижений мастеров ренессансной культуры. Изощренность, грация, виртуозность. Во 2 ½ XVI в. одновременно с Ренессансом и маньеризмом, усиление воздействия на общество официальной церковной литературы и культуры (католическая реакция). 1 ½ XVII в. – период, когда клерикальная и придворно-аристократическая культура сближаются в рамках нового стиля – культура барокко. XVI в. – важнейший эволюционный этап возрождения. Не только гуманитарные знания, но и натурфилософия, естествознание, музыка, театр охвачены им. Политическая мысль Николо Макиавелли (1469-1527) Секретарь одной из канцелярий в Севильи. После реставрации Медичи отстранен от работы, 1513-1520 в изгнании. В это время пишет “Государь” (“Князь”), “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “Историю Флоренции”. Идея “сильного государя”, способного решить задачу централизованного государства в Италии. Для достижения этой цели считал допустимыми любые средства, лишь бы на благо отечества. Единственная мораль – с позиции общегосударственных интересов. На него влиял гражданский гуманизм с принципами патриотизма и общественного долга. Заложил основы полит. теории, основывающейся на осмыслении действительности, на конкретном государственном опыте без идеализации. Создал последовательно светское учение о государстве. Как историк дал новый импульс секуляризации исторической мысли: в “Истории Флоренции” связывал гражданские свободы с активностью народа; беды – от своекорыстия знати. Подчеркивал роль сильной личности. Творцом “нового принципата” может стать только подлинный герой. Воля, ум, решительность и т.д. Качества нужны каждому, чтобы противоборствовать Фортуне. Антиклерикализм. Беда Италии в том, что церковь в течение столетий рвется к светской власти. Поддерживает суеверия и глупости. Комедия “Мандрагора” - антиобраз монаха. Франческо Гвиччардини (1483-1540). “История Италии”, “История Флоренции”. Идея сплочения для отпора внешним врагам. “Заметки о делах политических и гражданских”. Гуманистическая этика, моральные максимы поведения (учиться, извлекать выгоду из знания, быть реалистом). Реализм, рационализм, индивидуализм. Бальдасаре Кастильони “Придворный” = нравы двора герцога Урбино. Достоинство человека, внутренняя независимость, прекрасная внешность, благородная душа. Вводит понятие “грация” для всего – для суждений, для манер, облика. Антон Франческо Дони Писатель. Пытался понять причины социальных язв Италии. Анализ военных поражений Италии. Нужна ли ЧС? Проект идеального об-ва без нее (собственность коллективная; труд обязательный). Томмазо Кампанелла 33 года в тюрьме по обвинениям в заговоре и ересях. Сочинил там “Город Солнца”. “Город Солнца” - тип итальянского города-респбулики. ЧС нет. Имущество коллективное. Труд обязательный. В ходе образования выясняются склонности и после школы человек работает там, к чему его больше влечет. Руководят страной самые мудрые и знающие. Все развиваются духовно и физически. Семьи нет, свободы в личной жизни нет. Проявлять индивидуальность трудно, жизненный уклад дисциплинирован и унифицирован. ЛИТЕРАТУРА. Прочные позиции завоевывает итальянский язык в литературе и драматургии. Данте, Петрарка, Бокаччо писали еще на флорентийском диалекте, но в XVI в. он обретает статус общенационального языка культура. 1582 первый большой словарь итальянского языка. Развитие ренессансной культуры стимулировалось книгопечатанием, особенно в Венеции. Типография Альдо Мануция. Также Падуя, Рим, Флоренция. Церковь = “Индекс запрещенных книг”. Много сделала, чтобы ренессансная культура угасла. К концу столетия на смену возрождению пришло барокко с тягой к пышности. Самый известный – Людовико Ариосто. Поэма “Неистовый Орландо”. Также много комедий. Приключения героев поэмы – воспевания свободного, благородного человека возрождения. Орландо = Роланд. Беззаветно сражается за справедливость. Светская поэма. Радость земной жизни, полнота чувств и наслаждений, пародирование загробного рая. “Аркадия” (1502) Саннадзаро – пасторальный жанр. Идеализированное представление о гармонии человека и природы. “Азоланские беседы” (много раз переиздавалось; 1-е изд. – 1505) Пьетро Бембо. Диалоги на итальянском в прозе и поэзии. Неоплатонические идеи любви и красоты. Божественное происхождение красоты, постепенная трансформация чувственной красоты в духовную. Один из теоретиков итальянского языка (тосканский диалект). Призывал обращаться к Петрарке и Бокаччо. В стиле Петрарки – многие лирические стихи Бембо. Начало петраркизма. Маттео Банделло. Продолжает традиции реалистической новеллы Бокаччо. Заимствовал историю Ромео и Джульетты у Шекспира. Образы сеньоров и слуг, ироничные портреты клириков. Торквато Тассо. Придворный поэт Феррары. “Освобожденный Иерусалим” (1580). Отразил кризис гуманистического возрождения в условиях католической реакции. Добро и зло – воюющие отряды христиан и сарацин. Идея христианского долга. Человек всецело подчинен божественному промыслу. НО рыцари-герои поэмы любят сарацинских девушек = элемент Возрождения. Аскетизм христианского войска vs любовь героев. Бенвенуто Челлини. “Жизнеописание”. Жизнь, подчиненная свободному творчеству. Ремесленник, ставший знаменитым ювелиром и скульптором. Выразительно и эмоционально. Философия Ренессансный неоплатонизм. Учение о любви и красоте приземлялось. Подчеркивалась роль человеческих переживаний. Любовная философия доступна для любого читателя благодаря книгопечатанию. В университетах – аристотелизм. Пьетро Помпонации Преподавал философию Аристотеля в университетах Падуи и Болоньи. Считал истину результатом рационального знания. Независимость философии от религии. “Трактат о бессмертии души” = вывод о смертности души (не страх перед загробным воздаянием, а добродетель при жизни должны служить ориентиром). Осужден инквизицией, еле спасся. Спас лично папа Лев X. Ренессансная натурфилософия Джироламо Кордано. Бернардино Тилезио. Франческо Патрици. Джордано Бруно. Пантеизм. Поиски нового метода познания. У природы свои законы. Надо ее изучать без оглядок на теологию. Трактат Тилезио “О природе вещей согласно ее собственным началам”. Бог вынесен за пределы картины мира. Создал и самоустранился. Патрици. “Новая философия Вселенной”. Пантеизм. Спорит с Аристотелем. Вселенная = слияние Бога и мира (Вселенная = Бог). Попал в “Индекс запрещенных книг”. Еле спасся. Бруно. Критикует схоластику. Институты католической церкви. В 1576 покинул монастырь. Странствовал по городам Италии. Читал лекции в Сорбонне и Оксфорде. Университеты Германии. “Пир на пепле”. О бесконечности вселенной и мирах. “Изгнание торжествующего зверя”. Ниспровергатель устоев. 1591 арестован в Италии, куда ненадолго вернулся. Допросы и пытки – 9 лет. 1600 приговорен к сожжению. Единство и бесконечность вселенной. Множественность миров. Гелиоцентризм. Материя активна, движется. У природы есть душа, которая и заставляет материю двигаться. Части материи – “монады”. Цель – постижение природы. Атеист. Джулио Чезаре Ванини. Монах. Доктор права. Читал лекции в европейских университетах “О чудесных тайнах природы” и “Амфитеатр вечного провидения”. Усомнился в вечности души, божественности Иисуса. Бог = природа. Мир един и вечен. Религия – удобное средство держать в страхе народ. 1617 Сорбонна его осудила и вынесла решение о предании книг огню. Бежал в Тулузу, но там пойман инквизицией и сожжен. Наука. Леонардо да Винчи – 1452-1519 – анатомия, ботаника, физика, математика, гидравлика, инженерное дело. Основы аналитического метода – разложения сложного на простые единицы, разложение природных явлений на простые единицы в ходе эксперимента. Огромность возможностей разума, разумность принципов природы. Принципы отражают свойственные действительности численные отношения – ключ к их пониманию математика. Нет науки вне математики (Леонардо). Хотел применить математику к изучению человеческого тела. Дружил с математиком Паччоли. Подготовил рисунки к его труду о божественной пропорции. Паччоли – математик – изучение всех явлений действительности через математику. Учение о пропорциях. Принципы построения правильных многоугольников и многогранников. Джироламо Кардано – медик, математик, “Комментарии к Гиппократу”. Новые идеи в алгебре. Открыл способ решения уравнений 3 и 4 степени. Джироламо Фракасторо - учение об инфекциях (ввел термин). Оспа, чума, малярия. Галилео Галилей – 1564-1642 – преподавал математику в ун-тах Пизы и Падуи. Изобрел телескоп и наблюдал светила. Открыл фазы Венеры, спутники Юпитера, кольца Сатурна, горы на Луне, пятна на Солнце, описал “Учение о небесных телах” - гелиоцентрист. “Звездный вестник” и “Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой”. 1616 – запрещен церковью. 1633 – суд инквизиции. Признал убеждения ошибочными, но сохранил свои взгляды, последние годы жизни изучал механику, сопротивление материалов. Создал новую методологию науки, подчеркивал роль эксперимента. Театр и музыка. Возрождение комедии, трагедии. Трагедии – “Розамунда” Джованни Ручиллаи и “Софонисба” Джанджорджо Триссино. Розамунда – легеда о любви лангобардского короля Альбоино к королеве Розамунде. Сцены ужаса… Софонисба – спокойнее. “Орбекко” Джиральди Чинтио и “Гораци” Пьетро Аретино – композиционное совершенство, психологическая правдивость. Влияние римских комедиографов. “Каландро” кардинал Биббионо – заимствование из Плафта + наблюдения над действительностью + открытое воспевание чувственной любви “Белора” Анджело Беолько – крестьянская тема, мотивы фольклора. Джованни Мария Чекки и Джанбаттисто делла Порта = маньеристические традиции Традицию старизма, начатую комедией “Мандрогора” Маккиавелли, продолжил “Подсвечник” Джордано Бруно Вторая половина 16 века = пасторали, мелодрамы. Придворный театр и народная комедия “дель арте”. пастушеские драмы, “Аминта” Торквато Тассо и “Верный пастух” Джовани Батисто Гварини. Комедия “дель арте” - с. 16 в. – автора заменяют актеры-импровизаторы, представляющие традиционные типы маски - Арлекин, Коломбина, Пульчинелла, Панталлоне, Бригелло. Музыка Первые оперы – “Эвридика” Пери и “Ариадна” Монтеверди. “Орфей” - на текст Ручиллаи его же. Заслуга его – новый, экспрессивный стиль, драматичность в музыке. Палестрино – капельмейстер в соборе св.Петра в Риме. Мастер Полифонии, праздничного пения “а капелла”, обновил мадригал, новые формы церковного пения. 100 месс, Несколько сот матетов и мадригалов. 2 светских вокальных жанра – близкий к народной песне и связанный с полифонией, мадригалом. В создании мадригалов большую роль сыграл Бембо. Искусство Леонардо да Винчи – основоположник высокого Возрождения. Знания – потребность человека, считал он. Созидательные способности человека безграничны. Наивысшее проявление сил творчества – художник. Живопись и наука. Терия живописи (о перспективе, о пропорциях, о строении челов. тела). Воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного “Мадонна в скалах”, “Тайная вечеря”, “Мона Лиза”. Рафаэль – 1483-1520- стремление к синтезу, худ. обобщениям, радость земного бытия, совершенство композиции, соразмерность частей и целого, гармония мира и человека, “Сикстинская мадонна”, портреты современников, фрески в Ватикане. Микеланджело Буанаротти – 1475-1564 - эмоциональность, драматизм, мощное тело и дух против вражеских сил, трагизм “Давид”, потолок “Сикстинской капеллы”. “Моисей”, статуи рабов, капелла Медичи во Флоренции, “Страшный суд”. 16 век – центры худ. жизни – Рим, Флоренция, Венеция Джорджоне – 1477-1510 - единство человека и природы, поэтически созерцательные образы. “Гроза”, “Три философа,” “Сельский к.рт”, “Спящая Венера”. Тициан – 1480-1576 – станковая живопись. Портреты, пейзажи, мифология Реформатор иск-ва. Цветовая лепка формы, мастер колорита. “Даная”, “Венера с зеркалом”. Веронезе – монументальная живопись, пиры, торжества, празднества, образ жизни патрициата. и Тинторетто – массовые драматические сцены, образ народа – страдающего, борющегося. Маньеризм – новое направление – 20-40-е 16 века. Живопись – Понтормо, Пармиджанино, Баранзино, скульптур – Бенвенуто Челини. Рубеж 16-17 вв. – барокко. Два течения – братья Караччи, Рени. Идеализированные образы, декоративность. Караваджо и последователи – героизация образов, монументальность быта. Скульптура барокко –Бернини. Архитектура. Барокко. Общеитальянский стиль. Монументальность, синтез, гармония. Леонардо, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Микеланджело, Палладио. Палаццо, виллы, храмы, общественные здания. Ордерная система – выступающие пилястры, полуколонны. У Палладио ордер – гл. архит. принцип. Виллы вписаны в ландшафт. Барокко – грандиозность, декоративность, вычурность. Ордер – только средство для подчеркивания ритма и пластики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.011 с.) |