Вопрос 36: Культура Италии в XVI - первой половине XVII в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 36: Культура Италии в XVI - первой половине XVII в.



Ренессанс = наивысший расцвет в 1 ¼ XVI в. Высокое возрождение. К концу столетия – угасание, хотя некоторые традиции видны и в 1 ½ XVII в. К 30 XVI в. в искусстве и литературе сложилась придворно-аристократическая линия маньеризма, отмеченная стремлением к формализации достижений мастеров ренессансной культуры. Изощренность, грация, виртуозность. Во 2 ½ XVI в. одновременно с Ренессансом и маньеризмом, усиление воздействия на общество официальной церковной литературы и культуры (католическая реакция). 1 ½ XVII в. – период, когда клерикальная и придворно-аристократическая культура сближаются в рамках нового стиля – культура барокко. XVI в. – важнейший эволюционный этап возрождения. Не только гуманитарные знания, но и натурфилософия, естествознание, музыка, театр охвачены им.

Политическая мысль Николо Макиавелли (1469-1527 ) Секретарь одной из канцелярий в Севильи. После реставрации Медичи отстранен от работы, 1513-1520 в изгнании. В это время пишет “Государь” (“Князь”), “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “Историю Флоренции”. Идея “сильного государя”, способного решить задачу централизованного государства в Италии. Для достижения этой цели считал допустимыми любые средства, лишь бы на благо отечества. Единственная мораль – с позиции общегосударственных интересов. На него влиял гражданский гуманизм с принципами патриотизма и общественного долга. Заложил основы полит. теории, основывающейся на осмыслении действительности, на конкретном государственном опыте без идеализации. Создал последовательно светское учение о государстве. Как историк дал новый импульс секуляризации исторической мысли: в “Истории Флоренции” связывал гражданские свободы с активностью народа; беды – от своекорыстия знати. Подчеркивал роль сильной личности. Творцом “нового принципата” может стать только подлинный герой. Воля, ум, решительность и т.д. Качества нужны каждому, чтобы противоборствовать Фортуне. Антиклерикализм. Беда Италии в том, что церковь в течение столетий рвется к светской власти. Поддерживает суеверия и глупости. Комедия “Мандрагора” - антиобраз монаха. Франческо Гвиччардини (1483-1540). “История Италии”, “История Флоренции”. Идея сплочения для отпора внешним врагам. “Заметки о делах политических и гражданских”. Гуманистическая этика, моральные максимы поведения (учиться, извлекать выгоду из знания, быть реалистом). Реализм, рационализм, индивидуализм. Бальдасаре Кастильони “Придворный” = нравы двора герцога Урбино. Достоинство человека, внутренняя независимость, прекрасная внешность, благородная душа. Вводит понятие “грация” для всего – для суждений, для манер, облика. Антон Франческо Дони Писатель. Пытался понять причины социальных язв Италии. Анализ военных поражений Италии. Нужна ли ЧС? Проект идеального об-ва без нее (собственность коллективная; труд обязательный). Томмазо Кампанелла 33 года в тюрьме по обвинениям в заговоре и ересях. Сочинил там “Город Солнца”. “Город Солнца” - тип итальянского города-респбулики. ЧС нет. Имущество коллективное. Труд обязательный. В ходе образования выясняются склонности и после школы человек работает там, к чему его больше влечет. Руководят страной самые мудрые и знающие. Все развиваются духовно и физически. Семьи нет, свободы в личной жизни нет. Проявлять индивидуальность трудно, жизненный уклад дисциплинирован и унифицирован.

ЛИТЕРАТУРА. Прочные позиции завоевывает итальянский язык в литературе и драматургии. Данте, Петрарка, Бокаччо писали еще на флорентийском диалекте, но в XVI в. он обретает статус общенационального языка культура. 1582 первый большой словарь итальянского языка. Развитие ренессансной культуры стимулировалось книгопечатанием, особенно в Венеции. Типография Альдо Мануция. Также Падуя, Рим, Флоренция. Церковь = “Индекс запрещенных книг”. Много сделала, чтобы ренессансная культура угасла. К концу столетия на смену возрождению пришло барокко с тягой к пышности. Самый известный – Людовико Ариосто. Поэма “Неистовый Орландо”. Также много комедий. Приключения героев поэмы – воспевания свободного, благородного человека возрождения. Орландо = Роланд. Беззаветно сражается за справедливость. Светская поэма. Радость земной жизни, полнота чувств и наслаждений, пародирование загробного рая. “Аркадия” (1502 ) Саннадзаро – пасторальный жанр. Идеализированное представление о гармонии человека и природы. “Азоланские беседы” (много раз переиздавалось; 1-е изд. – 1505) Пьетро Бембо. Диалоги на итальянском в прозе и поэзии. Неоплатонические идеи любви и красоты. Божественное происхождение красоты, постепенная трансформация чувственной красоты в духовную. Один из теоретиков итальянского языка (тосканский диалект). Призывал обращаться к Петрарке и Бокаччо. В стиле Петрарки – многие лирические стихи Бембо. Начало петраркизма. Маттео Банделло. Продолжает традиции реалистической новеллы Бокаччо. Заимствовал историю Ромео и Джульетты у Шекспира. Образы сеньоров и слуг, ироничные портреты клириков. Торквато Тассо. Придворный поэт Феррары. “Освобожденный Иерусалим” (1580). Отразил кризис гуманистического возрождения в условиях католической реакции. Добро и зло – воюющие отряды христиан и сарацин. Идея христианского долга. Человек всецело подчинен божественному промыслу. НО рыцари-герои поэмы любят сарацинских девушек = элемент Возрождения. Аскетизм христианского войска vs любовь героев. Бенвенуто Челлини. “Жизнеописание”. Жизнь, подчиненная свободному творчеству. Ремесленник, ставший знаменитым ювелиром и скульптором. Выразительно и эмоционально. Философия Ренессансный неоплатонизм. Учение о любви и красоте приземлялось. Подчеркивалась роль человеческих переживаний. Любовная философия доступна для любого читателя благодаря книгопечатанию. В университетах – аристотелизм. Пьетро Помпонации Преподавал философию Аристотеля в университетах Падуи и Болоньи. Считал истину результатом рационального знания. Независимость философии от религии. “Трактат о бессмертии души” = вывод о смертности души (не страх перед загробным воздаянием, а добродетель при жизни должны служить ориентиром). Осужден инквизицией, еле спасся. Спас лично папа Лев X. Ренессансная натурфилософия Джироламо Кордано. Бернардино Тилезио. Франческо Патрици. Джордано Бруно. Пантеизм. Поиски нового метода познания. У природы свои законы. Надо ее изучать без оглядок на теологию. Трактат Тилезио “О природе вещей согласно ее собственным началам”. Бог вынесен за пределы картины мира. Создал и самоустранился. Патрици. “Новая философия Вселенной”. Пантеизм. Спорит с Аристотелем. Вселенная = слияние Бога и мира (Вселенная = Бог). Попал в “Индекс запрещенных книг”. Еле спасся. Бруно. Критикует схоластику. Институты католической церкви. В 1576 покинул монастырь. Странствовал по городам Италии. Читал лекции в Сорбонне и Оксфорде. Университеты Германии. “Пир на пепле”. О бесконечности вселенной и мирах. “Изгнание торжествующего зверя”. Ниспровергатель устоев. 1591 арестован в Италии, куда ненадолго вернулся. Допросы и пытки – 9 лет. 1600 приговорен к сожжению. Единство и бесконечность вселенной. Множественность миров. Гелиоцентризм. Материя активна, движется. У природы есть душа, которая и заставляет материю двигаться. Части материи – “монады”. Цель – постижение природы. Атеист. Джулио Чезаре Ванини. Монах. Доктор права. Читал лекции в европейских университетах “О чудесных тайнах природы” и “Амфитеатр вечного провидения”. Усомнился в вечности души, божественности Иисуса. Бог = природа. Мир един и вечен. Религия – удобное средство держать в страхе народ. 1617 Сорбонна его осудила и вынесла решение о предании книг огню. Бежал в Тулузу, но там пойман инквизицией и сожжен.

Наука. Леонардо да Винчи – 1452-1519 – анатомия, ботаника, физика, математика, гидравлика, инженерное дело. Основы аналитического метода – разложения сложного на простые единицы, разложение природных явлений на простые единицы в ходе эксперимента. Огромность возможностей разума, разумность принципов природы. Принципы отражают свойственные действительности численные отношения – ключ к их пониманию математика. Нет науки вне математики (Леонардо). Хотел применить математику к изучению человеческого тела. Дружил с математиком Паччоли. Подготовил рисунки к его труду о божественной пропорции. Паччоли – математик – изучение всех явлений действительности через математику. Учение о пропорциях. Принципы построения правильных многоугольников и многогранников. Джироламо Кардано – медик, математик, “Комментарии к Гиппократу”. Новые идеи в алгебре. Открыл способ решения уравнений 3 и 4 степени. Джироламо Фракасторо - учение об инфекциях (ввел термин). Оспа, чума, малярия. Галилео Галилей – 1564-1642 – преподавал математику в ун-тах Пизы и Падуи. Изобрел телескоп и наблюдал светила. Открыл фазы Венеры, спутники Юпитера, кольца Сатурна, горы на Луне, пятна на Солнце, описал “Учение о небесных телах” - гелиоцентрист. “Звездный вестник” и “Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой”. 1616 – запрещен церковью. 1633 – суд инквизиции. Признал убеждения ошибочными, но сохранил свои взгляды, последние годы жизни изучал механику, сопротивление материалов. Создал новую методологию науки, подчеркивал роль эксперимента.

Театр и музыка. Возрождение комедии, трагедии. Трагедии – “Розамунда” Джованни Ручиллаи и “Софонисба” Джанджорджо Триссино. Розамунда – легеда о любви лангобардского короля Альбоино к королеве Розамунде. Сцены ужаса… Софонисба – спокойнее. “Орбекко” Джиральди Чинтио и “Гораци” Пьетро Аретино – композиционное совершенство, психологическая правдивость. Влияние римских комедиографов. “Каландро” кардинал Биббионо – заимствование из Плафта + наблюдения над действительностью + открытое воспевание чувственной любви “Белора” Анджело Беолько – крестьянская тема, мотивы фольклора. Джованни Мария Чекки и Джанбаттисто делла Порта = маньеристические традиции Традицию старизма, начатую комедией “Мандрогора” Маккиавелли, продолжил “Подсвечник” Джордано Бруно Вторая половина 16 века = пасторали, мелодрамы. Придворный театр и народная комедия “дель арте”. пастушеские драмы, “Аминта” Торквато Тассо и “Верный пастух” Джовани Батисто Гварини. Комедия “дель арте” - с. 16 в. – автора заменяют актеры-импровизаторы, представляющие традиционные типы маски - Арлекин , Коломбина, Пульчинелла, Панталлоне, Бригелло. Музыка Первые оперы – “Эвридика” Пери и “Ариадна” Монтеверди. “Орфей” - на текст Ручиллаи его же. Заслуга его – новый, экспрессивный стиль, драматичность в музыке. Палестрино – капельмейстер в соборе св.Петра в Риме. Мастер Полифонии, праздничного пения “а капелла”, обновил мадригал, новые формы церковного пения. 100 месс, Несколько сот матетов и мадригалов. 2 светских вокальных жанра – близкий к народной песне и связанный с полифонией, мадригалом. В создании мадригалов большую роль сыграл Бембо. Искусство Леонардо да Винчи – основоположник высокого Возрождения. Знания – потребность человека, считал он. Созидательные способности человека безграничны. Наивысшее проявление сил творчества – художник.

Живопись и наука. Терия живописи (о перспективе, о пропорциях, о строении челов. тела). Воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного “Мадонна в скалах”, “Тайная вечеря”, “Мона Лиза”. Рафаэль – 1483-1520- стремление к синтезу, худ. обобщениям, радость земного бытия, совершенство композиции, соразмерность частей и целого, гармония мира и человека, “Сикстинская мадонна”, портреты современников, фрески в Ватикане. Микеланджело Буанаротти – 1475-1564 - эмоциональность, драматизм, мощное тело и дух против вражеских сил, трагизм “Давид”, потолок “Сикстинской капеллы”. “Моисей”, статуи рабов, капелла Медичи во Флоренции , “Страшный суд”. 16 век – центры худ. жизни – Рим, Флоренция, Венеция Джорджоне – 1477-1510 - единство человека и природы, поэтически созерцательные образы. “Гроза”, “Три философа,” “Сельский к.рт”, “Спящая Венера”. Тициан – 1480-1576 – станковая живопись. Портреты, пейзажи, мифология Реформатор иск-ва. Цветовая лепка формы, мастер колорита. “Даная”, “Венера с зеркалом”. Веронезе – монументальная живопись, пиры, торжества, празднества, образ жизни патрициата. и Тинторетто – массовые драматические сцены, образ народа – страдающего, борющегося. Маньеризм – новое направление – 20-40-е 16 века. Живопись – Понтормо, Пармиджанино, Баранзино, скульптур – Бенвенуто Челини. Рубеж 16-17 вв. – барокко. Два течения – братья Караччи, Рени. Идеализированные образы, декоративность . Караваджо и последователи – героизация образов, монументальность быта. Скульптура барокко –Бернини. Архитектура. Барокко. Общеитальянский стиль. Монументальность, синтез, гармония. Леонардо, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Микеланджело, Палладио. Палаццо, виллы, храмы, общественные здания. Ордерная система – выступающие пилястры, полуколонны. У Палладио ордер – гл. архит. принцип. Виллы вписаны в ландшафт. Барокко – грандиозность, декоративность, вычурность. Ордер – только средство для подчеркивания ритма и пластики.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.018 с.)