Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петрова Т.И., Курбангалеева З.Р.

Поиск

СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

 

Экологическое образование – одно из важных составляющих духовно-нравственного воспитания личности. Существуют проблемы, которые тормозят формирование и развитие экологического образования. Ученые и практики отмечают неэффективность экологического образования, несовершенство системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания. Серьезным тормозом развития системы экологического образования остается подготовка специалистов, так как во всех областях человеческой жизни требуются высококвалифицированные специалисты, владеющие не только глубокими знаниями, но и обладающие внутренней экологической культурой. Личность учителя, уровень его экологической культуры в значительной мере определяют успех в экологическом образовании учащихся. Учитель сможет формировать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде и здоровью, если сам будет обладать соответствующими знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями, мотивами и потребностями, обеспечивающими его собственную экологическую ответственность, активную жизненную позицию в охране окружающей среды родного края.

Личность учителя, его самобытность, самоценность, самореализация ставятся во главу угла при личностно-ориентированном подходе. Личностно-ориентированный подход исходит из признания уникальности субъектного опыта обучающегося, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Личностно-ориентированный подход к организации учебного процесса предполагает свободу выбора содержания и форм работы учителя в соответствии с его потребностями и возможностями, активность личности в обучении, организацию работы в соответствии с индивидуальным стилем деятельности, оценку собственного опыта, способность учителя к саморегуляции и самоконтролю. Совместная учебная деятельность предполагает наличие общей цели, отвечающей интересам каждого, распределение функций, координацию и кооперацию их действий по решению проблем, возможность активного участия и взаимодействия.

Важнейшими объектами стандартизации в экологическом образовании вузов являются структура и содержание. В свете современных представлений экология как научная область знаний имеет сложную структуру и междисциплинарное содержание. Методическая система экологического образования строится на основе взаимодействия всех дисциплин естественного цикла.

Реализация принципа интеграции позволяет выявить структурные компоненты междисциплинарного содержания, которые выступают центрами интеграции знаний тех или иных областей. Это биоэкология, геоэкология, глобальная экология, экология человека, социальная экология, природопользование. При этом интегративная функция названных областей экологического знания характеризуется с точки зрения взаимоотношений процессов специализации и универсализации знаний. Предметное поле экологических дисциплин, составляющих структуру экологии можно представить в виде систем различного иерархического уровня и имеющих различные виды связи: биоцентрические, комплексные, антропосоциоцентрические. Эту особенность важно учитывать в образовательном процессе. Экологическое образование студентов не всегда профессионально направлено, не всегда работает на достижение главной цели – на подготовку учителя к соответствующей работе в школе. Успешное экологическое образование невозможно без собственной экологической образованности учителя.

Такая работа по формированию экологического сознания экологической культуры проводится в рамках реализации системы профессиональной подготовки студентов Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». В экологическом образовании студентов отделения «Начальное образование» приоритет отдается естественно-научным дисциплинам, направленным на изучение природы, а также дисциплинам, непосредственно готовящим учителя к экологическому образованию школьников.

Курсы «Естествознание (ботаника, зоология, землеведение и краеведение)», «Естественнонаучная картина мира», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» изучаются по программам, в которых заложена экологизация содержания, системный подход к преемственному развитию экологических понятий, а также использование ряда приемов, способствующих качественному усвоению экологических знаний: причинно-следственное и мотивированное раскрытие экологических явлений при формировании и развитии экологических понятий; включение в объяснение экологических терминов и определений; использование лекций и практических занятий специального экологического содержания; обобщение и повторение знаний при изучении биологических понятий; активное включение местного природного материала, отражающего экологического явления.

Роль курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в экологическом образовании неоценима, так как именно на человека, его здоровье наибольшее влияние оказывает складывающаяся экологическая ситуация, и поэтому при изучении этой дисциплины более углубленно формируем понятие здорового образа жизни.

Курсы «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» и «Основы экологической культуры» включают изучение и практическое освоение методик и технологий организации разных форм природоохранной работы и экологического образования в школе: проведение экскурсий, игр, операций, эстафет, уроков, праздников, развлечений и других мероприятий. Студенты осваивают передовой отечественный и зарубежный опыт проведения таких игр и занятий.

Выпускники испытывают значительные затруднения в проведении практических занятий с детьми в окружающей их среде. С целью изменения сложившейся ситуации разработан спецкурс «Формирование социального мировоззрения у младших школьников», который имеет четко выраженный прикладной характер и профессиональную направленность.

Курс «Философия» рассматривает вопросы единства естественно-исторических и социальных процессов, исторический опыт взаимодействия человеческого общества и природы, о месте человека в биосфере.

Познакомиться со сложным, многообразным миром природы Башкортостана, научиться ориентироваться в нем, проводить самостоятельные наблюдения и применять доступные меры по охране окружающей среды – все это обеспечит правильное проведение полевой практики и экологических экскурсий со студентами первого и третьего курсов отделения начального образования. Активная форма познания природы обеспечивает восприятие явлений и их природных объектов в естественном виде. Важным резервом формирования профессионально-экологической культуры учителя начальных классов считаем учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу. Для студентов разработана система исследовательских заданий, которые они выполняют во время учебной полевой практики. На этой практике студенты первого курса привлекаются к инвентаризации флоры и фауны Башкортостана.

Студенты на педагогической практике проводят мероприятия экологического содержания: беседы, классные часы, недели экологии, инсценированные уроки-обобщения, внеклассные экологические праздники, интегрированные уроки-театры, объединяя уроки литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии. Такие занятия способствуют лучшему пониманию и усвоению учащимися сути современных экологических проблем, возникающих и развивающихся среди них и вокруг них.

На старших курсах, в условиях курсового проектирования, исследования студентов предусматривают изучение опыта работы учителей по решению задач экологического образования младших школьников, участие в организации работы экологических и природоведческих кружков. Оригинальные и серьезные творческие разработки студентов служат базой для написания выпускных квалификационных работ.

Вся эта работа способствует формированию экологического мышления и экологической культуры студентов БашГУ и более успешной их деятельности по воспитанию детей младшего школьного возраста. А это значит, что в значительной мере решается задача развития у детей экологического мышления и экологического образования.

Библиографический указатель:

1.Петрова Т.И., Петров С.С. Экологическое образование младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Стерлитамак: СГПИ, 2003. - 103 с.

 

 

УДК 159.9.07

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Резяпова Р.А., СФ БашГУ, г.Стерлитамак

 

Ценностные ориентации - это осознанный устойчивый выбор личностью определенных общественных ценностей. Подростковый и юношеский возраст являются периодом активного становления самосознания личности, поиском ответа на вопрос «Кто Я?», в процессе которого личность "примеряет на себя" ценности различных групп и, в конечном счете, выбирает для себя наиболее подходящие, позволяющие оптимально сочетать индивидуальное и социальное во взаимодействии с окружающим миром.

А.Г. Здравомыслов писал: «Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии». Ценностные ориентации не существуют в сознании каждого человека как отдельные категории, они объединяются в структуры, имеющие строгую иерархию. При этом важно, какие именно ценностные ориентации оказываются доминирующими, центральными, системообразующими. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность, упорядоченную по степени важности [2, с. 241].

М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По мнению М. Рокича, ценности личности характеризуются следующими признаками:

-истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

-влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

-общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

-все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

-ценности организованы в системы [3, с. 93].

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что личность особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

Е.С. Волков находил, что ценностные ориентации являются сознательный регуляторами социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности.

Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По выводам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности вводит переживание того, что она выше какой-то другой». Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает формирование индивидуальной ценностной иерархии.

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного формирования и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение завоевывают его внутренние движущие силы, способствующие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. Этапность формирования системы ценностных ориентации, занимая значительное место в ряде теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития.

Н.В. Светлова на основе различий в содержании ценностей выделяет три этапа в развитии ценностных ориентаций у современных российских подростков. На первом этапе иерархическая система ценностных ориентаций начинает складываться (10-12 лет). В ней преобладает блок конкретных жизненных ценностей, ориентированных на личную жизнь и межличностные отношения: семья, здоровье, любовь, друзья и др. А общечеловеческие ценности – активная деятельная жизнь, творчество, терпимость – являются непопулярными. На втором этапе (12-14 лет) этические ценности – честность, развитие общества, счастье других, доброта – становятся значимыми. А непопулярной – приспособление. Такую альтруистическую направленность автор связывает с ориентацией средних подростков на активное освоение социальных ролей и утверждение своей активности в сфере межличностных отношений со сверстниками. Третий этап (13–17 лет) связан с переструктурированием системы ценностных ориентаций. Уменьшается значимость этических ценностей и начинают доминировать ценности прагматизма и индивидуализма – уверенность в себе, богатая жизнь и др. По мнению исследователя, это вызвано современными культурными факторами и возрастными изменениями, определяемые возникновением новых потребностей самоопределения и выработки мировоззрения [4, с. 21].

Информативные результаты были получены нами при проведении исследований ценностей и ценностных ориентаций современных студентов в период за 2012-2013 годы. В исследовании приняли участие 1068 студентов средних профессиональных учебных заведений города Стерлитамак. В ходе работы были получены сведения о материальных и духовных ориентациях современного студенчества.

В числе наиболее приоритетных жизненных ценностей современного студенчества оказались семья, материальный достаток, настоящая любовь, друзья, успешная карьера. Таким образом, подтвердилось мнение о том, что современную молодежь в первую очередь волнуют личностные вопросы, а потом уже общественные. Поэтому такие ценности, как «общественное признание» и «польза обществу» попали в завершении данного списка.

Студенты хотят построить счастливую и крепкую семью (35,4%), есть тенденция в сторону уменьшения этих показателей по сравнению с результатами других годов (например, в 2009 году об этом мечтали 68,4% студентов, особенно студенты старших курсов).

Среди материальных ценностей были выделены ориентации на такие терминальные ценности, как личное здоровье, семья, материальное благополучие. Определилось, что состояние собственного здоровья является приоритетной ориентацией не для всех студентов. Если в школе спортом занимались 75-80% опрошенных, то в институте и колледже продолжили регулярные занятия только 10-15%).

Практически такие же данные были получены в ходе исследования Ю. Голиусовой в г. Москва. Согласно ее данным, в 2011 году 52% опрошенных студентов оценили состояние своего здоровья как хорошее, а большинство студенток (57%) -как нормальное. Однако в реальности присутствует пренебрежительное отношение студентов к собственному здоровью. В подтверждении этого автор приводит следующий факт: несмотря на то, что 22% студентов и 24% студенток имеют хронические заболевания, многие из них употребляют алкоголь (34% имеющих проблемы со здоровьем), курят (44%) от той же группы) и пробуют наркотики (43%). В 2002 году было проведено повторное исследование, результаты которого свидетельствуют о том, что основной вредной привычкой становится курение, а доля среди «хроников», употребляющих алкоголь и наркотики, уменьшается [1, с. 21].

Сегодня значительная часть молодых людей беспокоятся собственным материальным благополучием. Так, если среди студентов младших курсов о материальном достатке мечтают 64,8% респондентов, то среди старшекурсников - 66,7%). Та же тенденция наблюдается и в отношении к успешной карьере, которая неразрывно связана, по мнению студентов, с обеспеченной жизнью (58,2%) и 64,6% соответственно).В ходе исследования были получены данные, относительно инструментальных ценностей современного студенчества. Студенты рассчитывают добиться своих целей, в первую очередь, благодаря собственному профессионализму, мастерству и трудолюбию. Важное значение, по их мнению, сегодня имеют деньги и связи. В числе приоритетных инструментальных ценностей оказалось хорошее образование. Большинство студентов считают, что именно достойное образование в сочетании с активностью и энергичностью, являются залогом успеха.Так же в процессе исследования было выявлено, что отношение к инструментальным ценностям меняется с возрастом. Студенты старших курсов начинают по-новому смотреть на разные способы достижения своих целей.

Среди старшекурсников почти в два раза увеличивается, по сравнению со студентами младших курсов, число тех, кто рассчитывает на поддержку семьи. Если на первом, втором годах обучения на семью надеются 29,7% респондентов, то на третьем, четвертом и пятом - 41,5%. Среди качеств, стремящихся формировать в своем характере, студенты отметили ответственность, сочувствие к другим людям, трудолюбие. Затем были выбраны принципиальность и терпимость, Примечательно, что эти качества изменяются с возрастом.

Таким образом, с помощью опросника М. Рокича изучалась иерархия ценностных ориентаций студентов. Она выявлена как сформированная только у 38% студентов. В ходе исследования средних значений по выборке выявлено, что в системе терминальных ценностей в обеих выборках превалируют ценности индивидуализации: здоровье, надежные друзья, уверенность в себе, любовь, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь. В системе инструментальных наиболее значимы ценности, свидетельствующие о стремлении студентов к профессиональной самореализации: воспитанность, образованность, аккуратность и чистоплотность, жизнерадостность, твердая воля. На основе полученных данных по сформированности иерархии ценностных ориентаций можно констатировать, что она имеет недостаточную гуманистическую направленность.

Библиографический указатель:

1.Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества c. 5 // Социологическая наука и социальная практика. 2013. №3.

2.Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. -М.: Логос, 2010. - 410 с.

3.Рокич М. Природа человеческих ценностей. - N.Y., Свободная пресса, 1973. - 153 с.

4.Светлова, Н. В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средних школ: автореф. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Светлова. - М., 2003. - 19 с.

 

 

УДК 1.17

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.015 с.)