Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные предпочтения молодёжи в условиях духовного кризиса

Поиск

Клишина М.В. к.ф.н., профессор кафедры СР и СПД, Оспан А.К, Ю-32

КЭУК (Караганда, Казахстан)

 

На сегодняшний день остро стоит вопрос о проблеме формирования мировоззрения молодежи. Ценности нынешней молодёжи могут ускорить развитие общества, или наоборот, могут затормозить его. Поэтому необходимо изучить ценностные представления молодёжи.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день есть много проблем, связанных с моральными установками молодёжи, проблемы с формированием ценностей. Остро стоят вопросы о духовности молодёжи.

Что же такое ценности? Для одних людей ценности – это результаты материальной или духовной деятельности, для других – это какие-либо идеалы, цели и представления. Можно сказать, что ценности – это какие-либо значимые установки в жизни человека. К ценностям в жизни человека можно отнести: материальные блага, справедливость, жизнь, здоровье, семья, общение, красота, знания и т.д

Ценностные предпочтения формируют взгляды людей, их отношение к окружающей действительности. На них могут влиять самые различные факторы: семья, друзья, какие либо предметы, необходимые для удовлетворения духовных потребностей (например газеты, книги и т.д) [1].

Ценностные предпочтения формируются с процессом осмысления человеком окружающей обстановки. Он решает для себя, что является правильным и неправильным, справедливым и несправедливым, переживает различные явления, происходящие в его жизни, задумывается о смысле жизни [2].

Для большинства людей (в частности, для молодёжи) основными ценностями всегда являлись: семья, счастье, здоровье, мир и процветание, равноправие во всех сферах. К сожалению, сейчас ценностные установки начинают меняться и на первое место все более выдвигаются материальные блага (например, деньги), а все остальное, включая семью и здоровье отходит на второй план. Для молодых людей важное место сейчас занимают материальные ценности, а не духовные. Если раньше молодёжь помимо семьи выдвигала на первый план такие ценности как здоровье, дружба, развитие, то сейчас это – успех, стремление к материальному благополучию.

Бывает и так, что молодых людей не интересует ничего из вышеперечисленного. Им все равно, что сейчас происходит в мире, их ничего не волнует и не беспокоит. Это куда серьезнее. Можно сказать, происходит духовная деградация. Есть и другая проблема. В условиях духовного кризиса молодые люди испытывают некую дизориентацию. Они неспособны четко осознавать действительность, и при таком состоянии молодёжь подвержена воздействию множества негативных факторов.

Рост негативной тенденции в духовной сфере молодёжи (в большей части среди подростков) может также объясняться воспитанием в семье, а точнее недостатком такового. Не каждая семья может достойно воспитать своих детей и все это сказывается позднее. Также на формирование взглядов и предпочтений очень сильно влияет СМИ, в частности телевидение. Молодежь зачастую принимает за истину все то, что демонстрирует телевидение. Все перечисленные факторы дурно влияют на молодёжь и их ценностные установки. Все это способствует росту преступности, шовинизма, формированию каких-либо радикальных взглядов [4].

Один из факторов, влияющих на ценностные установки молодёжи - религиозный фактор. К сожалению, в силу неокрепшего сознания и сильной восприимчивости молодёжи, они очень часто подпадают под влияние религиозной пропаганды. Молодёжь в процессе своего умственного и морального развития, проходят социальный и гражданский этапы взросления. Именно на этих этапах, когда у молодого человека происходит формирование жизненных принципов и ориентиров, когда происходит социализация в обществе, молодые люди особенно сильно подвергаются влиянию радикальных идей со стороны идеологов экстремизма и терроризма.

Эти субъекты, пользуясь психической неустойчивостью, несформировавшимся сознанием молодёжи, можно сказать “промывают мозги” молодым людям. В итоге молодёжь вливается в ряды террористических и экстремистских группировок. Для людей, подвергшихся такому влиянию наиболее сильно, нет таких установок и ценностей как у подавляющей части населения. У них другие приоритеты и взгляды. Они считают своим приоритетом – свое понимание религии, а главной задачей – распространение и продвижение своих идей любыми способами.

Духовный кризис в нынешней обстановке в целом проявляется в том, что происходит разложение моральных и нравственных установок, молодёжь становится либо полностью безразличной к окружающей действительности, либо придерживаются тех взглядов, которые полностью противоположны нравственности (т.е. придерживаются каких-либо установок, которые противоречат понятию гуманности).

К сожалению, примером может послужить факт, что многие молодые люди подвергаясь влиянию со стороны экстремистских группировок, бросая все, включая свою семью и друзей, вступают в эти самые группировки, а многие из них становятся террористами.

Чтобы избежать таких последствий необходимо вовлекать молодёжь в общественную жизнь страны, проводить какую-либо просветительскую работу с ними, оказывать моральную поддержку. Семье и близким друзьям молодых людей стоит проявлять больше внимания, ведь зачастую бывает и так, что недостаток внимания оказывается одним из тех факторов, которые дурно влияют на ценностные установки молодежи. Особенности экономики в рыночных условиях такие, что коренным образом необходимо пересматривать:

-систему ценностей, позволяющих выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;

-культуру мышления, представляющую собой духовное образование и характеризующую меру социального развития и чувства ответственности;

-интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности.

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать главной задачей любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни [5].Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности.

Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании цивилизованного осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть существующие условия жизнедеятельности. [6].

Подводя итоги, можно выделить следующие проблемы, влияющие на молодёжь:

-приоритет (т.е. первостепенное значение) материальных ценностей перед духовными;

-безразличие молодёжи к окружающей действительности, к различным общественным проблемам. Их апатия (т.е. нежелание принимать какие-либо решения или совершать действия для развития общества, или для их собственного развития);

-дезориентация молодёжи;

-подверженность чужому влиянию по причине несформировавшейся и неокрепшей психики;

-недостаток внимания.

Всё это сказывается на психо-эмоциальном состоянии молодых людей, оказывает влияние на их дальнейшие поступки и действия. В зависимости от всех этих факторов, молодые люди принимают определённые решения, которые могут определить их дальнейшую жизнь. Поэтому следует обратить внимание на то, как происходит формирование тех или иных взглядов и убеждений молодёжи.

Изучение проблем ценностных предпочтений молодежи, их нравственных и моральных установок необходимо в связи с нарастающей девиантностью молодёжи в последнее время. Подобное исследование поможет выяснить причины морального разложения молодёжи, и возможно предотвратить нежелательные последствия, связанные с этим разложением.

Библиографический указатель:

 

1.А.В Петров Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. 28. 09. 2008

2.Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 4. 04. 2007 №4

3. Канагатова А.М. О современной молодежи Казахстана. 25. 08. 2010

4.Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 2011. 5 СОЦИС: 24. 12. 2010 год

5.Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., “Наука”, №2 2001, с. 87-92, 22. 04. 2013

6.Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи: Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

 

 

УДК 316.7 (574)

РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО

Клишина М.В., к.ф.н., профессор, Кинсфатер А.С., гр. Ю-22

КЭУК, Караганда, Казахстан

 

В качестве структурообразующей основы культуры, религии, искусства выступают различные «ментальные» элементы: ценности (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, П.А. Сорокин), символы (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский), мифы (А.Ф. Лосев), картины мира (В.С. Степин),скрипты (Р. Харре, К. Герген), идеалы (В.Е. Давидович, В.П. Бранский). Однако, для постижения сути любой культуры недостаточно знать, из каких частей она состоит, важно понять, каковы принципы их взаимодействия и, соответственно, результаты системного взаимодействия – т.е. какова та или иная культура как целостность.

Понимание исторического взаимодействия религии и искусства во многом зависит от интерпретации их генезиса. Вопрос о соотношении религии и искусства и мере как их взаимодействия так и воздействия на людей в условиях современной десекуляризации приобретает все большую актульность. Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для теории, так и для практики формирования культуры межконфессионального общения.

Чтобы понять сущность того или иного социального явления, необходимо выяснить его происхождение. Вот почему проблема соотношения искусства и религии необходимо включает в себя и вопрос об их истоках, их происхождении, их соотношении на самых ранних этапах развития человечества.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Религия выполняет множество ролей в обществе и воздействует на умы всех слоев населения. Искусство тесно связано с религией, и также оказывает огромное воздействие на умы и души. Однако его вектор воздействия может быть неоднозначным. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства идеи могут проникнуть в самые различные слои населения.

Взаимодействие различных форм общественного сознания на протяжении истории было обусловлено многими объективными обстоятельствами. Оно определялось, в частности, тем, насколько вычленилась, специализировалась та человеческая деятельность, которая специфична для каждой из исследуемых форм сознания, насколько она получила свое институциональное закрепление в определенных социальных учреждениях и организациях.

Поскольку в первобытном обществе такой специализации еще не произошло (или она была в зародыше), исследователи сомневаются, можно ли говорить о взаимодействии в ту эпоху искусства и религии как сформировавшихся форм сознания, существующих отдельно одна от другой. Скорее здесь речь может идти лишь о взаимодействии отдельных элементов или сторон единого, целостного (и в этом смысле — синкретического) образования, именуемого духовной жизнью первобытного общества. Практически это означало, что эстетическая и религиозная деятельность людей еще не «разошлись», не обособились и реализовались в системе целостного мифологически-обрядового комплекса.

Однако из факта древнейшей нерасчлененности эстетической и религиозной (культовой) деятельности не следует вывод, что один из этих видов деятельности возник из другого, один породил другой, что социальные потребности, породившие зачатки искусства и религии, были не только отличны, но в определенном смысле даже противоположны.

В последующие исторические эпохи в классовом обществе взаимодействие форм общественного сознания в значительной мере определялось их внутренним содержанием, т. е. содержанием той деятельности, которая была специфична для определенного вида духовного производства. В этой связи тесное взаимопроникновение, подчас даже слияние искусства и религии на протяжении длительного исторического периода, особенно в эпоху средневековья, объясняется в значительной мере некоторыми общими особенностями эстетической и религиозной деятельности, искусства и религии, которые следует учитывать, ни в коей мере не игнорируя при этом принципиальных, коренных различий между ними. Образный, чувственно-наглядный характер религиозных мифов важен для понимания специфики религии и выявляет некоторые важные особенности происхождения и эволюции веры в сверхъестественное.

Для того чтобы сверхъестественная сущность стала предметом поклонения масс, ее необходимо представить в чувственно-конкретной, образной форме, которая чаще всего объективирована в определенных культовых объектах (фетиш, скульптурное изображение бога, икона и т. п.). Эта форма может быть зооморфной, или терраморфной (на ранних этапах развития религии), или позднее - антропоморфной, но во всех случаях люди поклоняются лишь богу или духу, который предстает перед ними в наглядном облике. Лишь богословы, на определенном этапе развития той или иной религии, создают абстрактные определения и формулы для обозначения божества.

«Практически-духовное» освоение мира в искусстве и религии отличается от теоретического, научного его освоения и в том плане, что первое всегда включает в себя субъективное отношение человека к миру, в то время как в структуру самого научного знания субъективный элемент не входит [1, с.753].

И в сфере искусства, и в религии чрезвычайно важную роль играет человеческая фантазия. Художественное творчество невозможно без фантазии, без воображения.

Возникновение и развитие религиозных представлений и верований также невозможно без деятельности человеческой фантазии. Уже в простейших (и наиболее древних) формах религиозных верований, например в магии, отчетливо заметна роль фантазии. Совершая магическое действие, первобытный человек связывает в своем сознании это действие с определенным, желательным для него результатом. В его сознании устанавливается вымышленная, фантастическая связь между двумя явлениями.

В последующем, в ходе дальнейшего исторического развития религии, люди начинают создавать фантастические образы сверхъестественных существ, наделенных сознанием и волей, духов, богов.

Главным признаком всякой религии является вера в сверхъестественное, т. е. вера в реальное существование созданных человеческой фантазией существ, свойств и отношений. Итак, фантазия - необходимый элемент как искусства, так и религии. Д.И. Писарев писал, что существует мечта, которая возбуждает в человеке его активность, ведет его вперед, к достижению реальных целей, мобилизует его чувства и волю. И есть мечта иного рода, расслабляющая человека, уводящая его в сторону от реальной действительности, отупляющая его сознание [2, с. 148].

Художественная фантазия по своей природе принадлежит к фантазии первого вида. Она способствует более глубокому и полному постижению действительности, реальных человеческих характеров и социальных отношений. Даже тогда, когда образы искусства сугубо фантастичны, т. е. изображают такие существа и события, которых не было и быть не могло (например, фантастические образы народных сказок, былин и т. п.), эти образы не рассматриваются в рамках искусства как нечто реально существующее, а выступают лишь как особый художественный способ отображения реальных людей, их отношений, характеров, поведения. Известный немецкий философ материалист Людвиг Фейербах по этому поводу писал:,,...искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные" [3,с. 693].

Религиозная фантазия не просто создает вымышленные, иллюзорные образы и представления, она обязательно включает в себя веру в реальность этих фантастических образов. Вне веры в реальность сверхъестественных образов религия невозможна. При этом следует учитывать, что религиозный человек верит не только в реальность бога (или иных сверхъестественных существ), он верит в то, что бог якобы может повлиять на его жизнь, на его судьбу в реальном или в иллюзорном,,потустороннем" мире. Поэтому он в свою очередь пытается воздействовать на сверхъестественное с помощью особых действий, которые первоначально носили магический характер, а впоследствии оказались направлены на то, чтобы „умилостивить" божество, вымолить у него избавление от страданий и лишений. На этой основе возникает религиозный культ как система особых действий, которые, по убеждению верующих, могут и должны повлиять на сверхъестественное. Следовательно, религиозная фантазия не только выдает свои творения за реальность, она предполагает и обязательное культовое поклонение этим творениям. Ничего подобного нет в сфере искусства.

В процессе исторического развития происходит нередко перемещение одних и тех же образов и мифов из сферы религии в сферу искусства. Так, например, древнегреческие мифы были в свое время важным элементом религии древних эллинов, впоследствии же превратились в художественные произведения, популярность которых сохранилась до наших дней.

Общие моменты, свойственные искусству и религии, не исчерпываются чувственно-наглядным, образным отображением действительности и особой ролью в них фантазии, воображения. И художественное освоение действительности в искусстве, и религиозное отношение к миру невозможны без человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Таким образом, как эстетическое отношение к миру, так и религиозное необходимо включают в себя определенные чувства и переживания. В этом проявляется нечто общее, сближающее данные формы сознания, содействующее их связи и взаимопроникновению в определенные эпохи.

Сказанное не означает, что между эстетическими и религиозными чувствами нет принципиальных различий.

Эстетические чувства направлены всегда на реальный объект. Таким объектом может быть природа, предмет труда или бытового обихода, наконец, произведение искусства - картина, статуя, драма, роман, поэма, кинофильм и т. д. [4, с. 231].

Религия, философия и искусство наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодействия и взаимовлияния. Причем взаимодействие это рассматривается на уровне развитых форм художественного и религиозного сознания, т.е. в аспекте философско-эстетического, теоретического анализа.

В процессе длительного исторического развития и взаимодействия искусства и религии возникала определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств. Причем каждая из мировых религий ввела в свою структуру ту или иную систему искусств и на уровне представлений, и на уровне настроений, и на уровне действий.

Однако в каждой религии, как правило, доминирует один из этих уровней, что создает совершенно неповторимую и специфическую атмосферу духовной вообще и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия. Когда искусство начинает пронизывать все уровни религиозного сознания, это способствует процессу деформации структуры целостного религиозного организма.

Вместе с тем в процессе этого взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют общие принципы организации данной системы искусств. Хотя этот процесс складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг церкви.

Так, в XIII в. н.э. Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав систему осьмогласия, что в какой-то степени способствовало в дальнейшем созданию системы церковного пения [5, с.63].

Таким искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Слово в так называемых священных книгах мировых религий обладает образной, эмоциональной убедительностью. Определяющее значение слова во всех элементах христианского культа подчеркивают и сами богословы, в частности богословы Русской Православной Церкви. Д.Алеманов пишет: «…Богослужение… надеется через употребление пения в числе других средств лучше выполнить свою задачу, состоящую в питании верующих «глаголами жизни».

Таким образом, четко определяется задача богослужения, состоящая в организации верующих вокруг священного слова, т.к. вознесение молитв в форме хорового пения делало прихожан не только присутствующими при обряде, не только созерцателями и слушателями, но и активными соучастниками религиозного культа.

Так, Филон Александрийский видел троякость смысла слова Священного Писания:

1) чувственное (буквальное);

2) отвлеченно-нравоучительное;

3) идеально-мистическое, или таинственное.

Все эти три уровня воздействовали, соответственно на тело, душу и дух [6, с.357].

В этом воздействии Филон Александрийский отдавал предпочтение последнему – идеально-мистическому смыслу слова.

Религия немыслима без определенной системы обрядов, праздников, строго разработанных принципов церковной литургии в стенах храма, торжественных служб и шествий. И все это должно обладать определенной эстетической привлекательностью, эмоционально волновать верующего, возбуждать в нем религиозные настроения и чувства. Именно поэтому церковь должна была обращаться к формам драматического действия, к созданию религиозных драматических представлений. Такое религиозное театрализованное представление должно было проходить в соответствующей эстетической среде, в соответствующем интерьере и экстерьере.

Такая эстетическая среда создавалась церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия.

Казалось бы, эта сложная система взаимодействия искусства и религии должна была создать устойчивую и внутренне непротиворечивую основу религиозно-эстетической жизни. Реальный процесс взаимодействия мировых религий и искусства, конечно, создал определенную целостность, функционирующую в основном на уровне культурно-духовном и социальном.

Вместе с тем в системе искусств той или иной религии существовало не только синтезирующее, но и ведущее искусство – такое искусство, которое определяло принцип функционирования данной художественной системы, ее реальную жизнь.

Вся жизнь человечества неразрывно связана с религией и искусством, причем эти две категории развивались в течение веков взаимно переплетаясь, обладая общим свойством громадного воздействия на умы и души.

Искусство черпало образы и сюжеты из религиозных источников, религия использовала методы искусства и его произведения для выполнения своей миссии, в целом же они выполняли зачастую одну задачу – задачу пробуждения и воспитания гуманистических идеалов.

Конечно же воздействие искусства не тождественно влиянию религии, у них различные задачи, но общее - это то, что они оказывают огромное влияние на развитие общества.

Искусство довольно сходно с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Таким образом, философия, религия, искусство являются составными частями одного целого, формирующего и воздействующего на нашу жизнь.

Но при этом надо понимать, что если не принимать во внимание общее благо, идеалы добра и любви, искусство и религия выполнят деструктивную роль: принесут в мир оскудение, уничтожение, гибель сделанного до него, саморазрушение. Эта лжетворческая деятельность дает ответ не на «призывы Бога, а на призыв Сатаны». Последствия его могут быть крупными и яркими, но всегда ужасными. Она заряжена энергией отрицания, ведет к распаду, откату назад и противостоит предназначению эстетического творчества и культурообразующей функции религии.

Библиографический указатель:

1.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. – 816с.

2.Писарев Д.И. Соч. В 4-х т. М., 1956, т. 3.

3.Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, т. 2.

4.Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20-ти т. М., 1964, т. 15.

5.Яковлев Е.Г. Эстетика М: Гардарики,2004 - 464с.

6.Бычков В.В. Проблема образа в византийской эстетике//Вестник моск. Ун-та. Серия Философия, 1972 №1

УДК 316.7 (574)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.011 с.)