Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этническая толерантность как условие конструктивного типа межэтнического взаимодействияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Абдуллина Л.Б., СФ БашГУ, г. Стерлитамак История исследований проблематики межнациональных отношений, межэтнической конфликтности в нашей стране насчитывает около двадцати лет. Вместе с тем, до сих пор этническая толерантность личности как проблема и предмет психологического исследования определена нечетко. Под межэтническими отношениями традиционно понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями, которые проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы [1]. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот, приводя к возникновению межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов, росту этнических миграций. Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, недоверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Межэтническая напряженность зависит от ряда факторов: 1)истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной межэтнической напряженности); 2)уровня экономического развития сторон, занимаемого представителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональных и социальных группах, доминирования различных форм собственности, уровня жизни и т.д.); 3)структуры культурного развития нации - преобладания сельского или городского населения, уровня образования и профессиональной квалификации. В современной этнопсихологической литературе этническая толерантность понимается как личностное образование, входящее в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенном смысле формируется в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп [1]. Интолерантность или нетерпимость - является проявлением противоположным толерантности. Ее основой является повышенная чувствительность к лицам других национальностей. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, или просто за то, что он существует. Такую нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью нетерпимости и превосходства. Речь идет, скорее, об индивидуальном и коллективном «комплексе превосходства», который, начинаясь с неприятия, отторжения и принижения иных форм образа жизни, может привести к различным проявлениям реализации этого комплекса, в том числе и к геноциду. Нетерпимость определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Это путь к господству и уничтожению, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Нетерпимости ненавистны любые инновации, так как они отвергают или изменяют старые модели. Оценка степени этнической интолерантности возможна на основе уровня «негативизма», межэтнических установочных образований (стереотипов, предубеждений, предрассудков), уровня порога эмоционального реагирования на инонациональное окружение, различных форм агрессивности и враждебных реакций по отношению к иноэтническим группам [2]. Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает комплекс превосходства над «чужими», «другими». Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Национально-культурные движения, способствующие возрождению языка и культуры малых народов России - это, безусловно, прогрессивное явление нашего времени, и согласно данным исследования, представители всех опрошенных этнических групп относятся к этому положительно. Необходимо, чтобы этот интерес к культуре своего народа способствовал формированию позитивной этнической идентичности, а не муссировал тему взаимных прошлых обид, опыта национального унижения, дискриминации и т.д., поскольку это - негативные компоненты этнической идентичности, лежащие в основе этнической интолерантности. На этническую толерантность, определяемую как принятие этнокультурных различий и исключение развития этнофобий и межэтнических конфронтаций, оказывают действие такие социально-психологическое факторы, как: 1) степень этнокультурной компетентности; 2) психологическая готовность к межкультурному диалогу; 3) опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. На проявление этнической интолерантности в поликультурных регионах России оказывают влияние и такие факторы, как уровень воспринимаемой дискриминации и религиозности. Чем выше первый показатель, тем более выражена этническая интолерантность, поскольку он может быть как отражением объективного ущемления прав некоторых этнических групп, так и субъективным ощущением более низкого статуса своей этнической группы по сравнению с другими, но в любом случае для человека - это реальность, которую он переживает как объективную. Высокий уровень религиозности также может способствовать проявлению общей этнической интолерантности, выполнять функцию межгрупповой дифференциации, поиска более четкой культурной определенности. Но это не следует понимать так, что религия и конфессиональная идентичность угрожают этнической толерантности, поскольку в нормативной системе каждой религии наряду с догматами, отстаивающими право на «истинность» и четкое отделение от других конфессий, есть положения, призывающие к миру и терпимости, а настоящая вера несовместима с человеконенавистничеством. Наличие групп с отличающимися культурой и религией является, с одной стороны, провоцирующим, а с другой, - стабилизирующим фактором, а отношение к инокультурным группам служит показателем подлинной этнической и религиозной толерантности в поликультурном регионе, требующей личностных усилий и преодоления значимости разделения по этническому и конфессиональному признакам. Для представителей групп меньшинств этническая и религиозная принадлежность более значимы и чаще выступают в качестве дифференцирующих факторов, чем для представителей доминирующей в численном или культурном отношении группы. Важным показателем конструктивной основы взаимоотношений этнических групп выступает их ценностно-ориентационное единство. Дисбаланс, рассогласование ценностных ориентаций, непонимание на уровне ценностей - явный потенциал для социально-психологического дистанцирования и межгрупповой конфликтности. Известно что, будучи внутренними регуляторами поведения, ценности как интериоризированные нормы играют существенную роль во взаимодействии этносов. С позиций ценностно-смыслового подхода проблема толерантности представляется как проблема личностных установок, стереотипов, ценностей и смыслов, поскольку именно они, с одной стороны, детерминируют внутренний мир личности, ее ощущения и переживания, а с другой, - являются мотивационно-регулирующими коррелятами, определяющими реальное поведение личности (Б.Г. Ананьев, У. Билски, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут, Ш. Шварц, В.А. Хащенко и др.). И от того, каковы они, зависит не только устойчивость личности к конфликтам, но и само умение признать и принять людей разных взглядов, этносов, культур, способность человека жить в «мире непохожих людей и идей» (по А.Г. Асмолову), умение сохранить собственную ценность и понять непреходящую ценность другого человека [2]. В современной этнопсихологии формирование этнической толерантности - интолерантности связывается с изучением процесса аккультурации. Аккультурация означает взаимоприспособление, адаптацию, а этническая толерантность, а также сопутствующая ей позитивная этническая идентичность, являются «социально-психологическими показателями успешной аккультурации на психологическом уровне». Толерантность как система установок, личностных и групповых ценностей, определяющих позитивное отношение к многообразию мира и к различиям, берет свое начало в исследованиях авторитарной личности классиков психологии - Э. Фромма, Т. Адорно и его коллег, а также Г. Олпорта. Специфика межэтнического взаимодействия в поликультурном регионе требует более высокого уровня анализа. Рассматривая поликультурный регион как социальную систему, в которой каждая группа - ее элемент, можно понять суть процессов интеграции и дифференциации этнических групп как этапов развития системы. С этой точки зрения поликультурные регионы с длительным периодом совместного сосуществования этнических групп представляют собой довольно сбалансированные системы, в которых интегративные процессы превалируют над процессами дифференциации и в которых большей частью существуют так называемые надэтнические общности регионального типа, несущие в себе некий «сплав» культурных характеристик населяющих их этнических групп: знание языков, элементов традиционных культур, обычаев и норм поведения. Для таких регионов характерен высокий уровень базовой этнической толерантности и отсутствие серьезных межэтнических конфликтов. Таким образом, стратегии межкультурного взаимодействия нацелены на сохранение или обретение позитивной и четкой этнической идентичности как основы этнической толерантности (на индивидуальном и групповом уровнях), а также - на сбалансирование системы межгруппового взаимодействия (на уровне поликультурного региона). Это способствует сохранению этнического многообразия. Очевидным становится то, что этническая толерантность может играть разную роль. Для одних она - одобрение различий (это непременная добродетель), и с этой точки зрения толерантное общество - цель, достойная того, чтобы к ней стремиться. Для других это или вынужденная, или временная мера. Именно поэтому особо актуальным становится развитие толерантного самосознания, которое является предпосылкой межкультурной толерантности. Одним из важнейших механизмов поддержки толерантного отношения этнических субъектов в таком крупном государстве как Россия, становится распространение полных и достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях населяющих ее народов, которые помогают преодолевать ксенофобию и негативные этнические стереотипы, обогащают духовный мир россиян, формируют установки на межнациональное согласие и сотрудничество, личностные контакты и культурное взаимодействие. В настоящее время практическая психология накопила значительный арсенал методик, приемов и упражнений, направленных на формирование этнической толерантности. Среди эффективных методов, направленных на повышение уровня этнической толерантности выделяют культурные ассимиляторы. Первым и более распространенным названием данной техники было название «культурный ассимилятор» - одна из кросс-культурных техник, получившая наиболее широкое распространение во многих странах мира. Она воплощает атрибутивный подход. Цель при использовании данного метода научить человека видеть ситуацию с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Согласно данным многочисленных исследований, эмигранты, прибывшие на постоянное жительство, более склонны к ассимиляции, чем временно пребывающие в данной стране, люди, эмигрирующие в целях получения образования и экономических, ассимилируются довольно легко, в то время как беженцы ассимилируются гораздо дольше и с большими трудностями. Успешная адаптация представляет собой не ассимиляцию с чужой культурой, а процесс достижения социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной. Неудачи и проблемы при адаптации в новой культуре необходимо рассматривать как отсутствие определенных знаний и навыков, поэтому должно быть организовано не приспособление человека к новой культуре, а приобретение им знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа без разрыва с собственной культурой. Библиографический указатель: 1.Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2004г.] / [сост. Н.Н. Мазняк, В.К. Кузнецова, И.Б. Белая]. - СПб., 2005. 2.Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Педагогика. - 2002. - №7.
УДК 316.7 (574)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.009 с.) |