Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными



Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (закон «О занятости населения в РФ).

Рынок труда - система социально-экономических отношений между работниками и предпринимателями по поводу включения первых в процесс общественного производства через механизм спроса и предложения.

Рынок труда - процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.

Рынок труда бывает: внешний, внутренний, циркулирующий.

Внешний рынок труда - это экономическое пространство, на котором люди обменивают свой труд на зарплату и др. ценности, которые нанимают и готовы им предоставить в обмен на их трудовые услуги.

Внутренний рынок труда - охватывает государство, регион, муниципальные образования. Определяется спросом на рабочую силу и предложением. Существует на предприятии и организации.

Циркулирующий рынок труда - свободная рабочая сила (безработные + рынок труда).

Виды рынка труда:

потенциальный РТ - на нем выступают те кто впервые предлагают свой труд. Главная роль - качество образования.

РТ отдельных профессий.

Международный РТ.

Российская классификация РТ (Павленко):

сравнительно немногочисленный, но стабильный отряд высоко профессионально руководящих работников.

Кадровые рабочие и служащие, которые поддержаны действию законов конкуренции.

Рабочие тех отраслей промышленности, которых может затронуть структурная перестройка и сокращение производства.

Работники трудоемких отраслей с высоким уровнем производительности труда в основном в сфере услуг.

Наиболее уязвимые категории трудящихся (молодежь, пожилые люди, инвалиды, женщины).

Признаки сегментации РТ: квалификационно - зарплатный, социально-демографический, профессионально-отраслевой.

Характеристика современного РТ - гибкий РТ, где спрос и предложение находятся в оптимальной зависимости соответствующей нуждам и потребностям современного производства; гибкая организация производственного процесса: неполный рабочий день, дробление ставок, подвижность смен и т.д.; гибкость в регулировании зарплаты; гибкость регулирования выпускаемой продукции.

Важнейшими элементами РТ являются спрос и предложение. Под спросом понимается потребность предприятия в работниках определенной профессии и квалификации.

Под предложением - потребность работников при действующих ставках зарплаты в оплачиваемой работе.

Современный РТ не является абсолютно свободным и стихийным. Он регулируются посредством различных инструментов: законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.

Безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающего работать населения.

Классификация безработицы и ее виды:

Структурная безработица связана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпуска продукции ряда отраслей.

Технологическая безработица связана с переходом к новым поколениям техники и технологий механизации и автоматизацией ручного труда (часть рабочих рук оказывается ненужной, требуются люди нового уровня квалификации).

Экономическая или циклическая безработица - носит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюктуры, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе или связана с цикличным характером экономики, увеличением количества товаропроизводителей, конкуренции между собой приведет к увеличению числа предприятий, терпящих банкротство, вынужденных перепрофилировать производство или закрыться. Следовательно, вырастает безработица, она неизбежна и является органической составной частью рыночных отношений. Ликвидировать эту форму безработицы невозможно, оказывать подготовку (переквалификация, трудоустройство, пособия).

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы в ближайшем будущем (временный промежуток между уходом человека с одной работы и приходом на др.).

Застойная безработица - работник формально числится на работе, но находится в неоплачиваемом срочном или бессрочном отпуске.

Молодежная безработица - возникает после окончания средней школы (если не удалось поступить в ВУЗ) и после получения профессионального образования.

Женская безработица - возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на РТ: женщины несут социальный груз (декрет, больничные по уходу за ребенком).

Последствия безработицы:

Негативное воздействие на общественное развитие (доказана зависимость между ростом безработицы и суицидом, между увеличением количества новорожденных с различными аномалиями и уровнем занятости населения).

Политические последствия: рост соц.-политической напряженности, угроза соц. взрыва, нарастание политического экстремизма, политическая апатия и недоверие во власть как гаранта соблюдения прав человека, обострение межнациональных проблем.

Экономические последствия: растет потребность в ресурсах для оказания гос. соц. помощи, снижаются поступления от налогов, падение покупательного спроса, уменьшение товарного производства, снижается цена труда.

Социальные последствия: отчаяние, бессилие, растерянность людей потерявших работу; страдает семья, снижает жизненный уровень и соц. возможности всех ее членов, ведет к разрушению семьи из-за повышенной конфликтности, снижение порога терпимости, жестокое обращение с детьми (дети с девиантным поведением в семьях безработных встречаются чаще).

Обостряется проблема девиантного поведения: алкоголизация и наркотизация общества, рост проституции, бездомности и преступности.

Показатели измерения безработицы:

Уровень и продолжительность (длительная безработица от 6 месяцев).

Закон «О занятости населения в РФ» (ст. 3).

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Положение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органами служб занятости паспорта, трудовой книжки и др. документов удостоверяющих его проф. квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Для впервые ищущих работу, не имеющих профессии - паспорт, документ об образовании (в течении 10 дней признаются безработными при невозможности предоставить им подходящей работы).

Не могут быть признаны безработными граждане: не достигшие 16 летнего возраста, пенсионерам по старости (по возрасту) за выслугу лет, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах служб занятости в целях поиска работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть представлена одна и та же работа дважды; не явившемуся без уважительной причины в течение 10 дней со дня их регистрации в органы СЗ, а также не явившихся в срок, установленный органами СЗ для регистрации их как безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; лица, которые представили документы, содержащие ложные сведения об отсутствии работы и заработка. В ст. 2 закона «О занятости» в 2003 г. внесена поправка: занятыми считаются граждане зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Было принято добавление в связи с принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалиды 1 и 2 группы чтобы быть признаны безработными, необходимо иметь трудовую рекомендацию МСЭК.

Социальная защита безработных граждан:

В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, юридическую консультацию, психолог. помощь; квотирование рабочих мест для слабоконкурентых социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь.

Экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение; льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество мест для слабоконкурентных слоев населения, либо для создания новых рабочих мест; поддержка и стимулирование мелкого и среднего предпринимательства.

Проблемы в сфере занятости призвана решить Федеральная целевая программа содействия занятости, определяющая основные направления и приоритеты гос. политики занятости на 1998-2000 г.г. Цель - обеспечить сбалансированность подхода к решению экономических и социальных проблем, т.е. повысить гибкость рынка труда, смягчить соц. последствия неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, создать условия для скорейшего трудоустройства безработных.

Государственная федеральная служба занятости населения:

Ее структура - Министерство СЗН (Туринский), Министерство труда и соц. развития - Министерство здравоохранения и соц. развития.

Отделения Министерства раньше назывались департаментами, сейчас - агентства.

Службу возглавляет руководитель агентства по труду и занятости.

При Правительстве РФ существовал - государственный фонд занятости (внебюджетный), он складывался из страховых взносов населения, из отчислений из гос. бюджета, пожертвований частных лиц и организаций. В 2001 г. государственный фонд занятости ликвидирован (10 лет работая).

Государственная служба занятости финансировалась из федерального бюджета, а с 2001 на 95% и 5% из регионального бюджета, теперь почти вся система соц. защиты финансируется из регионального бюджета (с 2004) и из федерального (5%).

Высшим органом управления политикой занятости населения является Федеральное агентство по труду и занятости, региональные, муниципальные, районные СЗН.

Центры занятости населения (биржи труда) - это местный орган государственной СЗН, непосредственно контактирующий с клиентами; основное связующее звено СЗН с населением.

Вытесняющие (региональные и федеральные) СЗН занимаются разработкой гос. политикой занятости; разработкой фед. и регион. программ по профилактике и преодолению безработицы и управлением местных (муниципальных) СЗН. Инспекция системных служб занятости.

В состав районной СЗН включены: директор, диспетчер, регистратор, консультант по трудоустройству, специалист по проф. обучению, проф. консультант, юрисконсульт, сотрудник отдела соц. выплат, бухгалтер, сотрудник информационного отдела; сотрудник, ответственный за связи с работодателем.

Функции СЗН:

1) Организация профориентации (профориентация ведется как среди безработных уже работавших, так и среди молодежи еще не приступавшей к труду), проф. информирование, проф. консультирование (диагностика проф. важных качеств, проф. отбор, подбор), проведение психологического тренинга, взаимопомощь.

2) Проф. обучение и переобучение (информирование о ситуации на РТ; развитие учебных центров СЗН).

3) Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (издание справочно-информационного материала, объявления в СМИ, плакаты, буклеты; психодиагностика проф. способностей).

4) Информирование населения и работодателей о положении на РТ (о потребности в работниках; о лицах, ищущих работу и о возможностях проф. обучения), консультирование.

5) Организация общественных работ (материальная поддержка граждан, ищущих работу. Обществ. работы - это работы по благоустройству улиц, парков, мест отдыха (носит временный характер). Не лишает безработного статуса зарегистрированного безработного. Организуется СЗН и органами местного самоуправления.

6) Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан (14-17 лет).

7) Организация трудоустройства безработных граждан, нуждающихся в соц. помощи: молодежь (программа «Молодежная практика»), многодетные одинокие родители, инвалиды, военнослужащие уволенные и члены их семей, лица предпенсионного возраста, лица, освобожденные из мест лишения свободы, длительно безработные.

8) Соц. адаптация граждан на рынке труда (программы: «Клуб ищущих работу», «Новый старт», «Молодежная практика»). Цель программ - приобретение навыков поиска работы и сокращения сроков поиска работы; смягчение последствий длительной безработицы (справочники, стенды, аудио - видео техника, обучение навыкам поиска работы).

В программах участвуют: ищущие работу и безработные; безработные, ищущие длительный срок; преимущественно пользуются граждане безработные, особо нуждающиеся в соц. защите.

9) Содействие в организации предпринимательской деятельности (ознакомление с законом, информирование об организациях, которые занимаются вопросами предпринимательства). Взаимодействие с организациями, оказывающих услуги населению в этой области: «Бизнес инкубаторы», «Соц.-деловые центры» и др., разработка бизнес-планов.

10) Содействие в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности.

11) Оказание предувольнительных консультационных услуг, высвобожденным работникам (юридические консультации).

12) Мероприятия по содействию занятости населения.

Система регулирования занятости населения и ее структура:

Управление: федеральный уровень - региональный - местный - предприятия.

Законодательство: конституция РФ - закон «О занятости населения» - трудовой кодекс - подзаконные акты (программы).

Права и гарантии: минимальный размер з/п - условия труда - доступность проф. обучения и переобучения - пособия по безработице.

СЗ: органы регистрации и учета безработных - служба проф. ориентации - служба проф. обучения и переобучения - служба психолог. защиты безработных.

Министерство здравоохранения и соц. развития (Правительство РФ, возглавляет Зурабов).

Федер. служба по надзору в сфере защиты прав потребностей и благополучия человека.

ФС по надзору в сфере здравоохранения и соц. развития.

ФС по труду и занятости - территориальные органы по труду и занятости.

Федеральное агентство по здравоохранению и соц. развитию.

ФА по физкультуре, спорту и туризму.

Главный по труду и занятости - Тополин Максим Анатольевич.

Задачи СР-ка В СЗН:

Защита граждан, нуждающихся в особой соц. поддержке путем реализации их права на труд: дифференцированный подход к каждому случаю безработицы; квотирование и создание спец. рабочих мест (для инвалидов); отстаивание прав работников и повышенной ответственности предпринимателей и руководителей предприятий, защита граждан.

Адресная соц. помощь.

Воздействие на теневую занятость посредством повышения заинтересованности работодателей в переводе скрытой занятости в открытую.

Подготовка персонала на производстве и обеспечении, в результате этого более высокой конкурентоспособности персонала.

Стимулирование работодателей, создающих дополнительные рабочие места.

Информирование населения о свободных рабочих местах; информирование предпринимателей о незанятости специалистов различных профессий.

Проф. ориентация молодежи (учащихся) и безработных, а также проф. ориентация безработных в случае структурной безработицы.

Регистрация безработных и постановка их на учет в качестве безработных.

Изучение местного РТ.

Изучение материального положения безработных и их семей и оказание им необходимой помощи.

Психологическая защита и псих. адаптация безработных к новой жизненной ситуации.

Вывод: возможности специалиста по СР весьма ограничены если он действует индивидуально. Они повышаются, если он действует как посредник в сотрудничестве с др. специалистами и организациями.

Специалист по СР может: изменить отношение безработного к своей проблеме; облегчить ситуацию безработного и его состояние; вывести безработного из состояния безработицы.

По закону все граждане имеют право на соц. защиту.

Проф. консультационная работа: групповое проф. консультирование и индивидуальное.

Групповое проф. консультирование (глав. образом для школы) в СЗН - не главный метод, чаще всего с молодежью или определенными категориями безработных (женщин, военнослужащих) позволяет сэкономить время.

Групповые консультации разделяют на виды:

Справочно-информационного проф. консультирования (просвещение клиента по вопросам выбора профессии, проф. обучения, трудоустройство).

Формирующая (выявление уровня сформированности проф. планов клиента; уровня информированности о профессиях; изучение потребностей мотивационной сферы (интерес, склонности).

Медико-психологические.

Развивающие (применение активных методик работы в группе - имитационные ролевые игры, псих. игры и упражнения).

Корректирующие.

Индивидуальная проф. консультация является основным видом.

Задача: помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации. Сложность обусловлена тем, что в ней много неизвестных слагаемых, комбинированная.

Если информационная:

- профессии, которые интересуют клиента и осн. качества необходимые для работы.

- предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии.

- возможности обучения и переобучения.

- конъюнктура рынка труда.

- возможности индивид. деятельности и организации малого бизнеса.

Техника самостоятельного поиска работы.

Сегодня проблема трудоустройства является самой актуальной, особенно для молодежи.

Процесс получения работы целесообразно разбить на 4 этапа:

Поставить определенную и реальную цель.

Выяснение того, где и как искать нужную работу, доведение информации о себе до потенциального работодателя.

Прохождение собеседования = приглашение на работу.

Обсуждение и заключение трудового договора.

Для того, чтобы достичь цели, добиться успеха нужно уметь хорошо «падать» себя, показать себя с самой благоприятной для вас стороны.

Поиск работы сам по себе является работой: нормой считается если на 10 объявлений вы получите 1 приглашение, а из 10 собеседований - лишь 1 предложение работы. Нужно одновременно посылать резюме, самим давать объявления, обращаться не только в государственные, но и в частные фирмы по трудоустройству, рассказывать о своем поиске работы всем кому вы доверяете.

43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Преступление (ст. 14 УК) - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Наказание - это мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицам совершившим преступление.

Гуманность - человечность, человеколюбия, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Пенитенциарный - относящийся к уголовно наказуемом.

Пенитенциарная система (от лат. раскаяние) - включает систему правовых норм исправительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

Многолетняя мировая история становления и развития ПС определяется, главным образом, экономическими возможностями государства, историческими традициями, социально-психологическими особенностями и менталитетом нации.

Цели наказания:

1) Восстановление социальной справедливости (кара как сущность наказания, если ты причинил вред, то должен понести наказание).

2) Исправление осужденных (ст. 9 Уголовно-исправ. Кодекса) - формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормальным правилам человеческого общения и стимулирование правопослушного поведения.

Средства исправления: установленный порядок исполнения наказания, воспитательная работа, трудопрофилактическая подготовка, общественное воздействие, образование.

Исправление: юридическое с помощью ГУИН и психологическое - внутренне исправление самого человека.

3) Предупреждение или профилактика преступления:

а) общее - предупреждение при помощи др. лиц, которые следят за осужденными (родители, суд, приставы).

б) частные - предупреждение самими осужденными (на время наказания и на определенное время после наказания).

Особенности СР в местах лишения свободы:

- Она ведется внутри соц. организмов с высокой степенью закрытости и изолированности.

- Ее объектом являются лица с высоким индексом соц. неблагополучия и повышенной стрессогенностью.

- СР проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций (менталитетом тюремного персонала и менталитетом тюремного мира), при этом их представители не рассматривают СР как неотъемлемый и необходимый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли.

- СР неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея по сути, те же конечные цели, что и этот соц.-правовой институт.

- СР в условиях ПС не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, т.к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к высшему миру, его правилам и нормам. В отличие от сотрудников пенитенциарного персонала СР-к объективно вынужден занимать особое место: он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.

СР занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст. 6 Исправит. - труд. Кодекса перечислено 6 основных направлений перевоспитания заключенных.

- Режим отбывания наказания, т.е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания.

- Общественно полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей.

- Воспитательная работа (культурно-воспит., духовно-воспит., а также самовоспитание); общеобразовательная подготовка; проф. подготовка; оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений. Каждое из этих направлений содержит компоненты СР. однако СР необходимо рассматривать как самостоятельную деятельность, которая не является средством исправления и перевоспитания заключенных, а обеспечивает успешное развитие этих процессов. СР - самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту прав и интересов наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении СР необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.

ВИДЫ пенитенциарных учреждений:

Современная Российская ПС - это места предварительного заключения:

- Изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ), в них содержатся люди, подозреваемые в совершении преступления. Срок содержания от 10 до 30 суток.

- Следственные изоляторы (СИЗО), предназначены для содержания обвиняемых, в то числе тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговор в отношении которых еще не вступил в законную силу.

Учреждения, исправляющее наказание:

- Исправительно-трудовые колонии (ИТК) - основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы. ИТК бывают мужские (общего, строгого и особого, т.е. самого жесткого режима) и женские (общего и строгого режима).

- Воспитательно-трудовые колонии (ВТК) - содержание несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте от 14 до 18 лет, могут быть оставлены в возрасте до 21 года. ВТК бывают для мальчиков (общий и усиленный режимы) и девочек.

- Тюрьмы - учреждения с наиболее суровым режимом содержания. 2 вида режима - общий и строгий - в пределах одного учреждения.

- Исправительно-трудовые колонии (поселения) - места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы. Они делятся на категории: для осужденных за умышленные преступления и осужденных не более чем на 5 лет; для лиц твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительно-трудовых учреждений общего и строгого режима.

Уголовный кодекс РФ предусматривает создание еще 2 видов пенитенциарных учреждений в России: арестных домов для исполнения ареста на срок от 1 до 6 месяцев и мест отбывания ограничения свободы. Этими учреждениями ведает Главное управление исполнение наказания (ГУИН) - одно из 12 главных управлений в системе МВД.

Нормативно-правовая база СР в ПС - Конституция РФ, УК РФ, Исправительно-труд. Кодекс, закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».

ЦЕЛИ и СПЕЦИФМКА СР в ПУ:

- Развитие и укрепление социально полезных связей между заключенным и внешним миром.

- Повышение и развитие соц. статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с др. людьми, помощь в изменении соц. статуса.

- Помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношении, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой, влекли бы наименьшие физиологические, этические и социальные издержки для наказуемого.

- Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания.

- Помощь в социальном развитии заключенного (повышение его социальной культуры, развития соц. потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля.

- Содействие заключенным в получении помощи специалистов в частности в области психологии, психиатрии и т.д.

- Организация и обеспечение СЗ тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т.д.).

- Помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство).

- Помощь в разрешении и изображении конфликтных ситуаций.

- Соц. развитие и прогноз развития учреждения.

- Содействие социально-правовой защищенности персонала.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНЫЕ СВЯЗИ ОСУЖДЕННЫХ и их значение.

Основным связующим звеном между заключенными и внешним миром являются его социальные связи.

Формы содержания соц. полезных связей: переписка, отправление и получение денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, телефонные переговоры, предоставление свиданий, отпуск за пределами мест лишения свободы, вступление в брак, участие в гражданско-правовых сделках. Некоторые способы связи прямо запрещены законом: нелегальная передача предметов, писем и т.д.. Как правило, нелегально в зону передаются наркотики и алкогольные напитки, а в СИЗО или из СИЗО - информация, направленная на воспрепятствование расследованию дела. До 1995 г. была запрещена переписка лиц, содержащихся в СИЗО. В настоящее время количество писем, отправляемых и получаемых не ограничивается. Заключенные имеют право получать и отправлять денежные переводы родственникам и иным лицам, в СИЗО ограничения на количество передач отсутствует, однако действует ограничение по весу, количество передач зависит от вида и режима учреждения. 12 посылок или передач в год получают: инвалиды 1 и 2 группы, тяжело больные осужденные, женщины имеющие детей в доме матери и ребенка при ИТУ и беременных женщин (независимо от вида режима).

Перечень предметов, разрешенных передаче и хранению указываются на входе в колонию. Свидания предоставляются как с родственниками, так и с иными лицами. В СИЗО таким правом располагают только несовершеннолетние. В колонии- получение свидания является правом осужденного.

Для осуществления телефонного разговора осужденный пишет заявление на имя начальника ИТУ, оно регистрируется в книге учета (до 15 минут разговора за 1 раз). Телефонные переговоры могут предоставляться в кредит. Формой социально-полезных связей является предоставление отпуска с краткосрочным выездом за пределы мест лишения свободы. Могут быть разрешены осужденным: в случае тяжелой болезни или смерти кого-нибудь из близких родственников - на срок до 7 суток (не считая времени в пути); в случае стихийного бедствия, причинившего ущерб заключенному или его семье - на срок до 7 суток; осужденным женщинам, имеющих детей, для устройства детей у родственников, опекунов или в детские учреждения - на срок не более 15 суток.; осужденным, переведенным на улучшение условий содержания - один раз в год, в период отпуска. Осужденным, находящимся в ИТУ строгого режима, такие выезды могу быть разрешены только по отбытым или не менее 2/3 срока наказания по согласованию с прокурором.

Проводятся систематические проверки практики предоставления осужденным права на выезд в период отпуска за пределы ИТУ.

Заключенные имеют право участвовать в гражданско-правовых сделках, в т.ч. заключаются договоры в страховании со страховыми агентами, приобретать сертификаты и ценные бумаги, открывать лицевые счета в отделениях сбербанка (ст. 82 УИК РФ). Оформлять доверенности, а также вступать в брак и расторгать брак, участвовать в судьбе своих детей через своих родственников, либо органов опеки и попечительства. Решать вопрос о направлении своих несовершеннолетних детей к родственникам, опекунам, в детские учреждения; дети в возрасте до 3 лет могут проживать со своими матерями, отбывающими наказания.

Регистрация брака, заключенного в СИЗО проводится при наличии разрешения лица или органа, в производстве которого находится дело. Документы о семейном положении заключенного, отсутствующие в его личном деле, обязаны предоставить родственники. Регистрация брака производится в помещении СИЗО в присутствии не более 2 свидетелей.

Заключенные не имеют права распоряжаться своим имуществом, в т.ч. выдавать доверенности на распоряжение или пользование им др. лицами, если на это имущество наложен арест.

ТЕХНОЛОГИИ СР, НАПРАВ-Е НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ и развитие социально-полезных связей:

1) Розыск родственников и иных лиц - путем направления запроса в паспортный стол ОВД по месту последней регистрации этих лиц. В запросе указывается полные анкетные данные разыскиваемых, а также место, куда они могли выбыть.

2) Интервьюирование прибывших на свидание родственников - с целью получения дополнительной информации о заключенном. В случае, если у него обнаруживаются социально-психологические проблемы, а также для повышения эффективности СР с ним.

3) Активация связи заключенного с его малолетними детьми, братьями или сестрами - путем установления переписки с работниками детских учреждений или родственниками, на воспитании у которых они находятся.

4) Сюрприз для заключенного - в случае, если СР-к знает о приблежающемся дне рождении родственника заключенного или близкого человека и поможет достать поздравительную открытку или конверт, переправить адресату небольшой подарок.

5) Восстановление социально-полезных связей заключенного с родственником или другим близким ему человеком - лучше всего в преддверии дня рождения заключенного или праздничного дня (в письмо положить фотографию заключенного). Следует учесть, что некоторые связи не могут вызвать позитивных последствий для заключенного и его следует оберегать от таких связей.

6) Преодоление препятствия к предоставлению заключенному права на свидание, получение посылки (передачи) или телефонного разговора.

7) Телефонные переговоры - как с теми родственниками, которые не контактируют с заключенным, так и с теми, которые поддерживают интенсивную связь с заключенным, обнаруживающими признаки социального неблагополучия.

8) Установление и улучшение отношений с семьями заключенных путем посещения этих семей лицами, отбывшими наказание, с которыми у СР-ка сложился рабочий контакт и которые предварительно проинструктированы о цели посещения и характере решаемых при посещении проблем.

9) Наличие под рукой списка и адресов СМИ, служб знакомств, которые оказывают бесплатные услуги в публикации объявлений, адресов глав и органов администрации тех административных образований, жители которых составляют основной контингент обслуживаемого СР-ком учреждения, списка семей, которые в первую очередь следует посетить.

10) Ведение экрана динамики социально-полезных связей, в котором указывается список заключенных, чьи связи подлежат активизации показатели социально-полезных связей (количество свиданий, посылок, писем, их качественные характеристики) на момент начала СР с клиентом, показатели его соц. благополучия (вкл. количество поощрений и взысканий), изменение показателей соц.-полезных связей и соц. благополучия в росте проводимой СР.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА (дополнение):

В соответствии с УК РФ применяются следующие меры:

1) условно-досрочное освобождение.

2) замена отбытой части наказания более мягкой.

3) освобождение от наказания в связи с тяжелым соматическим заболеванием.

4) амнистия (ст. 64 УК РФ)

5) помилование

6) изменение условий отбывания наказания.

7) перевод в другие исправительные учреждения.

8) поощрение.

Меры для отрицательно характеризующихся - эта категория не оправдана законодательством.

Осн. права осужденных:

-получать информацию о своих правах и обязанностях.

-распоряжаться личным временем предусмотренным распорядком дня.

-на охрану здоровья; участие в культурно-массовых мероприятиях.

-пользоваться услугами адвокатов

-обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и вышестоящему начальству.

-свобода вероисповедания.

Осужденные обязаны:

-выполнять требования учреждения.

-соблюдать распорядок дня

-являться на вызов к администрации

-проводить мед. освидетельствования с целью обнаружения инфекц. заболеваний.

-бережно относиться к имуществу

-соблюдать правила безопасности

-носить одежду определенного образца с нумерным знаком

-принимать участие в благоустройстве

Осужденным запрещается:

- нарушать линию охраны объекта или территории

- выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков жилищных и производственных зон

-приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами не предусмотренных перечнем

-курить в неположенных местах

-наносить себе и другим телесные повреждения

-давать клички другим, занавешивать спальные места, приготавливать и употреблять пищу в неподготовленных местах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.123 с.)