Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами

Поиск

Миграционные процессы в современном мире во многом определяют экономический и социальный облик большинства государств.

Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80-х - начале 90-хх годов и не потеряли своей значимости и по сей день. Вооруженные конфликты на территории РФ к середине 90-х годов пополнили поток мигрантов из республик ближнего зарубежья и вынужденными переселенцами из зоны военных действий в Чеченской республике.

Термин «миграция населения» (от латинского - переселение) означает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев.

Выделяют 4 основных типа миграции:

1) Эпизодическую (поездки на отдых, учебу); - возвратный тип.

2) Маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно); - возвратный тип

3) Сезонную (лесозаготовки) - возвратный тип.

4) Безвозвратный тип миграции.

По степени управляемости различают:

1) Организованную миграцию (осуществляемую при участии государственных или общественных органов); в 50-е годы - освоение целины, направленная путевками комсомола на строительство важных объектов и др.

2) Неорганизованную/ стихийная (осуществляется силами и средствами самих мигрантов).

По отношению к перемещению различают:

1) Добровольную (осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, получения образования).

2) Вынужденную (из-за военных действий, природных катаклизмов, промышленных аварий).

3) Принудительную (например: сталинские депортации народов).

Миграцию разделяют на:

1) Внутреннюю (кто перемещается в пределах одного государства).

2) Внешнюю (эмиграция и иммиграция). Выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное место жительства или на длительный срок.

Причины миграции:

- Резкое ухудшение межнациональных отношений;

- Спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных;

- Врожденная потребность людей искать достойное применение своих сил и способностей, стремление к лучшей жизни, профессиональному росту, повышению заработка.

Все эти факторы с ростом безработицы обуславливают проблему миграции беженцев и вынужденных переселенцев.

Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказания помощи переселенцам. В 1993 году приняты законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».

Беженцем являются прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства, вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также к определенной соц. группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица, человечества или др.

Вынужденный переселенец - это гражданин, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства, либо на территории РФ, вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенным соц. группам, лицам, массовыми нарушениями общественного порядка и др. обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденными переселенцами также может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям изложенным выше.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица.

С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.

В июле 1992 года были сформулированы положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации.

Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказания помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой.

Миграционная политика - это совокупность соц.-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационных прав и соц.-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и соц. адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Приоритетными направлениями миграционной политики являются:

1) Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами.

2) Управление миграционными процессами РФ, регулирование выезда и въезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков.

3) Содействие соц.-экономической адаптации и интеграции мигрантов путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

4) Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

1) Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации.

2) Распределение средств из бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием.

3) Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства.

4) Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции.

5) Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства.

6) Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране.

7) Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывших или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимает участие службы занятости.

Существует также несколько общественных фондов призванных заниматься вопросами миграции: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, т.е. уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать (строительная бригада, объединения фермеров), основательно разработавших конкретные планы, в т.ч. и идею возрождения угасших русских деревень.

Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам показывает, что только путем четкой и слаженной работы и государства и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

18 января 1995 года Правительство РФ приняло Постановление «О реализации Федеральной миграционной программы» предусматривающее:

1) Разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых, детей-сирот.

2) Участие органов СЗН в разработке адаптационных программ.

3) Разработку предложений по методической разработке программы профориентации.

4) Разработку предложений по освидетельствованию мигрантов по МСЭК.

5) Разработку системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока.

6) Разработку международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции.

7) Реализация мероприятий по соц. адаптации и трудовой реинтеграции.

После присоединения России в ноябре 1992 года к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев, а также принятия законов РФ «О беженцах и вынужденных переселенцах», перед нашей страной встала глобальная проблема: определить за короткий срок статус сотен тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу объективных и субъективных причин находятся и продолжают прибывать на нашу территорию с нарушениями паспортно-визового режима фактически бесконтрольно.

Указанная категория иностранцев включает в себя, в основном, граждан из государств дальнего зарубежья: афганцы, иранцы, вьетнамцы, китайцы и др. Количество подобных лиц не поддается точному учету и контролю. Основная масса этой категории иностранных граждан рассматривает Россию в качестве транзитного пункта и пытается любыми способами выехать в различные капиталистические страны, избегая в большинстве своем учета и регистрации.

В тоже время среди иностранных граждан и лиц без гражданства, находящееся в настоящее время на российской территории, имеются желающие получить статус беженца в России, политическое убежище и натурализоваться, кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами. К этой категории относятся лица, прибывшие в страну для ведения незаконной коммерческой деятельности, включая торговлю оружием, наркотиками, незаконную переправку рабочей силы в страны Западной Европы.

Проблема неконтролируемой миграции обостряет криминогенную обстановку и наносит ущерб безопасности страны. Для решения проблем, связанных с незаконной иммиграцией, необходимо создать систему действенного контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора места жительства.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня.

Пока в системе органов СЗН еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако, ее создание - настоятельная потребность.

Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.

В настоящее время органами СЗН ведется разносторонняя работа с мигрантами. СР-ки помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личностных, социальных, экономических, правовых и других проблем, содействию в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.

В СР с мигрантами выделяются 2 основных вида:

1) Практическая СР (работа с конкретным человеком, группой людей, нуждающихся в соц. помощи).

2) Организационная работа (организация работы соц. службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).

Практическая СР с мигрантами проводится по следующим направлениям:

1) Социальное направление. Работа осуществляется в контексте с различными ведомствами, в т.ч. - Пенсионные фондом, включая в себя:

- соц. консультации,

- проведение мероприятий по соц. реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;

- выявление лиц, особо нуждающихся в соц. помощи;

- соц. диагностика; помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;

- содействии организации групп самопомощи и взаимопомощи.

- выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей; профилактика девиантного поведения.

- организация культурно - досуговой работа с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;

- профилактика бездомности (включая содействие в получение общежитии, собственного жилья).

- профилактика детской беспризорности (устройство детей в детские дома и дома-интернаты).

- содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций.

- взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.

2) Социально-информационное направление. Работа осуществляется в контакте со СМИ:

- информирование мигрантов о деятельности соц. служб.

- сбор информации о мигрантах (в т.ч. и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной СР с данной категорией населения.

- информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (через СМИ) в целях установления мигрантами устойчивых соц. связей.

- содействие адекватному освещению в СМИ темы миграции.

3) Социально-психологическое направление. Работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения:

- психологическая коррекция и помощь в соц. адаптации.

- психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса; психопрофилактика стресса.

- проведение психологических тренингов; обучение аутотренингам и психологической саморегуляции; психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов; псих. диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.

4) Социально-педагогическое направление. Работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка:

- проведение консультаций по вопросам семьи и воспитания детей.

- социально-педагогическая работа с детьми и подростками.

- специализированная (коррекционная) соц.-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам; соц.-педагогическая помощь детям и подросткам имеющим проблемы в обучении.

- контроль за получением образования детьми и подростками из семьи мигрантов.

- профессиональная консультация и содействие получению проф. образования подростками и молодежью.

- профилактика девиантного поведения.

- проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.

5) Медико-социальное направление со службами здравоохранения:

- медико-социальная консультация.

- оказание медико-соц. помощи, содействие в проведении диспансеризации мигрантов.

- контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм соц. гигиены.

- помощь в оформлении страховых полисов, выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специальных мед.-соц. консультаций.

- соц.-психиатрическая диагностика и помощь.

- - оказание содействия в приобретении лекарств и др. медицинских средств.

- финансовая помощь на лечение.

- контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.

6) Соц.-правовое направление. Работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами:

- защита прав мигрантов.

- предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях.

- социально-правовая консультация.

7) Финансовое направление - оказание стартовой помощи (предоставление ссуд).

- предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.

8) Социально-экономическое направление:

- консультация по соц.-экономическим вопросам.

- предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности

- содействие в повышении доходов.

9) Материальное направление. Работа с общественными организациями.

- предоставление продуктовой и вещевой помощи, иной натуральной помощи (лекарства, строительных материалов).

10) Социально-трудовое направление (со службами занятости):

- оказание содействия в получении основной и дополнительной работы.

- оказание содействия в открытии собственного дела.

- консультирование по вопросам труда, занятости, профориентации, помощь в профориентационной подготовке и переподготовке.

Главной задачей соц. служб при работе с мигрантами является сведение к минимизации тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом и злом, спасти экономику региона и привести к соц. взрыву. Соц. службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладеть средствами, с помощью которых можно осуществить управление этими процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль соц. деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.014 с.)