Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и технологии социальной работы

Поиск

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

_______________ П. Д. Кухарчик

«______»________________ 2012 г.

Регистрационный № УД-_______/уч.

 

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа государственного экзамена для специальности:

1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

 

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

 

В. П. Аберган, доцент кафедры социальной работы УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

кандидат педагогических наук, доцент

 

Е.А. Носова, доцент кафедры социальной работы УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

кандидат педагогических наук, доцент

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

М.Г.Волнистая, заведующий кафедрой философии и методологии университетского образования Республиканского института высшей школы, кандидат социологических наук, доцент

Л.И. Лесун, доцент кафедры социальной педагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой социальной работы (протокол № 3 от 25.09. 2012)

Заведующий кафедрой ___________ Е.А. Носова

 

Научно-методическим советом факультета СПТ (протокол № 2 от 16.10.2012)

Председатель ____________ А.В. Касович

 

 

Научно-методическим советом БГПУ (протокол № 1 от 30.10. 2012).

 

 

Оформление программы государственного экзамена и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Методист учебно-методического управления БГПУ________ Е.А. Кравченко

 

Ответственный за редакцию: А. И. Тесля

Ответственный за выпуск: Е. А. Носова

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена «Методы и технологии социальной работы» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта специальности 1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность). Она раскрывает теоретико-методологические и практико-ориентированные основы социально-технологической деятельности специалиста социальной работы.

Программа государственного экзамена «Методы и технологии социальной работы» имеет комплексный характер и содержит материал следующих учебных дисциплин: «Методы и технологии социальной работы», «Психологическая диагностика», «Методология и методы исследований в социальной работе», «Педагогические системы и технологии», «Основы индивидуальной и групповой психотерапии», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Реабилитология», «Социокультурная деятельность», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе», «Социально-педагогическая профилактика правонарушений», «Социальная работа с инвалидами», «Социальная работа с мигрантами», «Социально-педагогическое сопровождение выпускников ДИУ», «Социальная работа с пожилыми людьми», «Социальная работа с дезадаптированными подростками», «Социальная работа с семьей».

Цель государственного экзамена «Методы и технологии социальной работы» – определить качество подготовки выпускников по специальности 1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Содержание программы включает:

· теоретические основы технологии социальной работы: технологический процесс, типы и виды технологий социальной работы, инструментарий технологий социальной работы, модель технологической деятельности;

· общие технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная экспертиза, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальная коррекция и терапия, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная реабилитация, социальная опека и попечительство, социальная профилактика, социальное проектирование;

· методы социальной работы: педагогические, психологические, организационно-управленческие, медицинские, экономические, культурно-досуговые.

· технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности с учетом ведомственной специфики: в учреждениях социальной защиты, в учреждениях образования, в учреждениях здравоохранения, в пенитенциарных заведениях;

· технологии социальной работы с различными группами населения: с семьей; с детьми, с молодежью; с пожилыми людьми, с лицами без определенного места жительства, с мигрантами и этническими общностями; с женщинами; с военнослужащими, с инвалидами и их семьями.

С учетом направления подготовки специалистов социальной работы – социально-педагогическая деятельность – в программе существенное внимание уделено социально-педагогическим технологиям работы с семьей, детьми, молодежью.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Технология социальной работы как наука, учебная дисциплина,

Практика. Основные функции технологии социальной работы

Понятие технологии социальной работы как науки. Прикладной характер социально-технологического знания. Особенности технологии социальной работы. Технология социальной работы как учебная дисциплина: цели, задачи. Значение социально-технологической подготовки специалиста социальной работы.

Технология социальной работы как вид практической деятельности. Тактические и стратегические технологии социальной работы в практике деятельности социозащитных учреждений и организаций. Основные функции технологии социальной работы.

 

Инструментарий технологий социальной работы: понятие, виды и характеристика основного и вспомогательного инструментария

Понятие инструментария в технологии социальной работы, его роль и значение. Характеристика основного и вспомогательного инструментария. Особенности применения инструментария в технологическом процессе.

 

3. Технологический процесс: сущность, содержание, особенности. Характеристика основных этапов

Социальный процесс и его формы: объектная, субъектная и технологическая. Сущность технологического процесса. Определение технологического процесса и его специфики в социальной сфере.

Динамическая, структурная и факторная составляющие технологического процесса. Технологический процесс в системе пространственных и временных координат. Направленное воздействие на социальные процессы в практике социальной работы.

Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Разработка и конструирование технологий социальной работы; характеристика основных принципов: системности, оптимальности, модальности, рациональности, перманентности, личностного подхода, аттракции, альтруизма.

Типология социальных технологий и их характеристика

Типология – наука о многообразии. Объективные предпосылки многообразия социальных технологий. Значение типологии социальных технологий. Глобальные, государственные, индивидуальные проблемы и технологии их решения. Характеристика основных типов социальных технологий.

 

Классификация технологий социальной работы и их характеристика

Принципы и основания классификации технологий социальной работы. Характеристика основных типов и видов технологий социальной работы: общие и частные технологии; технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности; инновационные и традиционные технологии и др.

 

6. Понятие цели и целеполагания в технологическом процессе. Стратегическое и тактическое планирование в социальной работе

Целеполагание как важнейший этап и процедура технологии социальной работы. Цель и ее значение в социальной деятельности. Требования к цели: конкретность, реальность, контролируемость.

Метод «Дерево целей» / «Дерево решений» как стратегическое планирование в социальной работе, способ реализации принципа системности. Характеристика основных этапов метода: формирование генеральной цели, определение результатов, разработка сценариев развития социального объекта, определение ресурсов. Правила построения «Дерева целей».

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

_______________ П. Д. Кухарчик

«______»________________ 2012 г.

Регистрационный № УД-_______/уч.

 

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа государственного экзамена для специальности:

1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

 

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

 

В. П. Аберган, доцент кафедры социальной работы УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

кандидат педагогических наук, доцент

 

Е.А. Носова, доцент кафедры социальной работы УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»,

кандидат педагогических наук, доцент

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

М.Г.Волнистая, заведующий кафедрой философии и методологии университетского образования Республиканского института высшей школы, кандидат социологических наук, доцент

Л.И. Лесун, доцент кафедры социальной педагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой социальной работы (протокол № 3 от 25.09. 2012)

Заведующий кафедрой ___________ Е.А. Носова

 

Научно-методическим советом факультета СПТ (протокол № 2 от 16.10.2012)

Председатель ____________ А.В. Касович

 

 

Научно-методическим советом БГПУ (протокол № 1 от 30.10. 2012).

 

 

Оформление программы государственного экзамена и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Методист учебно-методического управления БГПУ________ Е.А. Кравченко

 

Ответственный за редакцию: А. И. Тесля

Ответственный за выпуск: Е. А. Носова

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена «Методы и технологии социальной работы» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта специальности 1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность). Она раскрывает теоретико-методологические и практико-ориентированные основы социально-технологической деятельности специалиста социальной работы.

Программа государственного экзамена «Методы и технологии социальной работы» имеет комплексный характер и содержит материал следующих учебных дисциплин: «Методы и технологии социальной работы», «Психологическая диагностика», «Методология и методы исследований в социальной работе», «Педагогические системы и технологии», «Основы индивидуальной и групповой психотерапии», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Реабилитология», «Социокультурная деятельность», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе», «Социально-педагогическая профилактика правонарушений», «Социальная работа с инвалидами», «Социальная работа с мигрантами», «Социально-педагогическое сопровождение выпускников ДИУ», «Социальная работа с пожилыми людьми», «Социальная работа с дезадаптированными подростками», «Социальная работа с семьей».

Цель государственного экзамена «Методы и технологии социальной работы» – определить качество подготовки выпускников по специальности 1-86 01 01-01 – Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Содержание программы включает:

· теоретические основы технологии социальной работы: технологический процесс, типы и виды технологий социальной работы, инструментарий технологий социальной работы, модель технологической деятельности;

· общие технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная экспертиза, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальная коррекция и терапия, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная реабилитация, социальная опека и попечительство, социальная профилактика, социальное проектирование;

· методы социальной работы: педагогические, психологические, организационно-управленческие, медицинские, экономические, культурно-досуговые.

· технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности с учетом ведомственной специфики: в учреждениях социальной защиты, в учреждениях образования, в учреждениях здравоохранения, в пенитенциарных заведениях;

· технологии социальной работы с различными группами населения: с семьей; с детьми, с молодежью; с пожилыми людьми, с лицами без определенного места жительства, с мигрантами и этническими общностями; с женщинами; с военнослужащими, с инвалидами и их семьями.

С учетом направления подготовки специалистов социальной работы – социально-педагогическая деятельность – в программе существенное внимание уделено социально-педагогическим технологиям работы с семьей, детьми, молодежью.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1. Технология социальной работы как наука, учебная дисциплина,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.006 с.)