Модели теоретического обоснования СР: Психолого-ориентированные, Социолого-ориентированные, Комплексные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели теоретического обоснования СР: Психолого-ориентированные, Социолого-ориентированные, Комплексные



Основные модели теоретического обоснования практики СР отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах СР.

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание СР, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов возникающих у клиентов.

Все эти модели могут быть сведены к 3 группам теорий:

1) Психолого-ориентированные;

2) Социолого-ориентированные;

3) Комплексные.

· Основу психолого-ориентированного подхода составляет познание закономерностей психического развития и статуса человека в обществе.

Эти модели СР получают распространение в связи с тем, что их современная стратегия ориентирует СР на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации.

Анализ технологий современной СР показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на псоходиагностическом направлении теории СР. Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой более 40 лет назад профессионально разрабатывалась модель практики СР. Основные понятия этой теории опираются на психоанализ. Одним из ее достоинств является интегративность. Интегративность позволяет СР-ам в разных ситуациях использовать разные технологии и методики. Отношения СР-ка и клиента в рамках этой модели включают такие компоненты, как: индивидуализация клиента, оценка возникающей проблемы, ее диагностика и использование не директивной терапевтической технологии оказания помощи.

Экзистенциальная модель. В основу этой модели СР положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпритирует свои представления об окружающем его мире, как он оценивает свой социальный статус.

СР-ки, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (семья) и непосредственно его социальном окружении, считая, что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются именно там.

Эту модель можно эффективно использовать и при работе с категориями социального риска. Важной является работа по изменению смысла жизни клиента.

Гуманистическая модель. Принцип: «Стремление СР-ка помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира».

СР-к старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремлении сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации.

Здесь следует использовать технологию «активного слушания». СР-к ч/з общение должен донести до клиента, что понять себя и свои проблемы можно только ч/з понимание отношения к другим.

Некоторые представители этого подхода предлагают использование медитации, как способа познания себя и своих возможностей. Основная задача СР-ка - изменение позиции клиента.

Бихевиористский подход. Основной идеей является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством различного рода стимулов. Эту модель называют «психологией поведения». Психологическое содержание действий здесь сводится к следующему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысляя получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. В связи с этим целесообразность человека как объекта постигнута как система культурных образцов, которым подражает личность. А с другой стороны СР-к тоже может стать образцом поведения.

· Психологические модели СР.

К этим моделям относятся кризисинтервентная, проблемно-ориентированная, психосоциальная и др. Их особенность, в том числе и в целостном сознании постижения человека, связана с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи».

Практически все модели этого вила описывают воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде, соотнося с психологической теорией Фрейда.

Объект познания - клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого человека на его современное состояние, противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться успехов.

· Социолого-ориентированные модели.

Сводятся к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

«Модели жизни» экологической теории. В теории систем принято различать проблемы, которые становятся объектом исследования различных наук, т.е. носят междисциплинарный характер, и проблемы лежащие на «границах» социальной системы. Некоторые авторы предлагают выделить самостоятельную «границу» м/у социальной системой и организмом, значимость которой очевидна в таких областях, как разные аспекты. Пограничные связи м/у психологическими и социальными системами рассматриваются социальной психологией. Нарушение этих связей приводит к дезадаптации индивида.

Примером нарушения адаптивного равновесия, приводящего к стрессам и создающего различные социально-психологические проблемы, могут служить изменения соц. статуса, перестройка личностно-жизненного пространства, которые происходят в частности у беженцев.

СР-к должен учитывать существующие в регионе соц. факторы и условия, и выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания и обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки. Таким образом СР-к воздействует не только на клиента, но и на среду обитания.

Социально-радикальная модель. В основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с криминализацией по расовым признакам и др.)

Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью (например: ребенок, душевнобольной)

Технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать развитию активности многих угнетенных, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов. Эта технология используется с целью повышения самоконтроля, его личной ответственности. Делает большой акцент на участие властных структур, классовой принадлежности.

Марксистская модель. В основе лежит понимание деятельности СР как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае на первое место выдвигается такая СР как социальный контроль, а в другом - роль социального стабилизатора, соц. адвоката, соц. врача.

СР в этой модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такая модель была эффективна при решении целого ряда социальных проблем.

· Социологические теории сводятся к познанию закономерностей соц. развития и структурирования общества. На развитие социологической теории в СР большое влияние оказали Милль, спенсер.

· Комплексно-ориентированные теории.

Ролевая теория: возникновение этой теории связано с именем Я.Л. Морено, основателем социометрии, ч/з которую он пытался описать межличностные отношения.

Дж. Мид считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря способности людей формировать представления о самих себе как об объектах воспитания: каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. может представить как он выглядит в глазах других людей.

Представление о личностных ролях, используемых в ролевой модели, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами. Ролевая модель включает в себя проблемы клиента, связанные с вопросом о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого.

Соц. роль - это поведение, которое от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Кроме соц. ролей люди исполняют и межличностные роли. Порой м/у социальными и межличностными ролями возникают противоречия.

Ролевую игру СР-к может использовать для коррекции поведения клиента. Ролевая теория служит для СР одной из форм соц. объяснения, а приобщение к таким соц. ролям, как семейные, профессиональные и родительские, обуславливают формирование личности и ее поведение.

Одной из методик ролевой теории является психодрама, где создаются условия, при которых индивидуумы исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Ситуативно-ролевая игра может использоваться в процессе подготовки СР-ка. Он может выступать в роли посредника, либо наставника.

Социально-педагогическая модель. В ее основе лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека. На процесс соц. становления человека влияют разнообразные соц. факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут формироваться неадекватные соц. качества личности, приводящие к конфликтам.

Процесс социализации является институционализированным и реализуется ч/з систему соц. институтов. Эта модель может рассматриваться и на уровне структурном и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества. Именно школа начинает формировать соц. статус человека. Ч/з нее реализуются такие функции СР как профилактическая, прогностическая, соц. контроля.

Таким образом СР-ки должны регулировать отношения общества и школы как системы образования и воспитания.

Когнитивная модель. Одним из принципов этой модели является то, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся. Особая популярность в начале 80-х годов, т.к. вырос интерес к такой методике, как консультирование.

Для повышения эффективности консультирования СР-ам важно знать особенности мышления клиента.

В этой модели выявляются возможности регуляции соц. поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков. Одной из методик в процессе консультирования является объяснение.

Данная модель чаще используется при работе по месту жительства. Когнитивная модель в процессе адаптации включает 3 фазы:

1) Реакция на внешний мир Я-клиента, его целями и стремлениями.

2) Стабилизация положения в соц. среде.

3) Выявление потребностей клиента в соответствии с имеющимися целями и установками.

Все СР-ки несут ответственность за характер и уровень услуг, за те изменения его личности, которые он прогнозирует. Клиенту может быть рекомендована методика самоанализа. Одна из проблем СР-ка использующего эту модель - разрешение конфликтов, природа которых может быть различна (конфликт м/у «я»).

Взаимосвязь СР с науками.

1) С социальной экологией.

Двойная фокусировка ее и на природе и на человеке, обуславливает экологическую сущность СР. Она позволяет определить отношения м/у организмами и их окружением. Для этого необходимы знания не только социологии и психологии, но и биологии, которая помогает понять как функционирует человеческий организм.

2) С медициной.

Многие программы обучения СР-к требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например профессия трудотерапевта (специалист работающий с инвалидами), предусматривает получение знаний в области медицины и реабилитационного консультирования.

3) С социальной педагогикой.

Соц. педагогика - это наука о воспитании. В принципе всех социальных педагогов можно считать СР-ми.

Соц. педагогика изучает социализацию человека, а СР может исправлять ошибки социализации.

Человек может быть жертвой социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением).

В соц. практике уже давно существуют спец. учреждения для лечения и содержания инвалидов, воспитания сирот, перевоспитания нарушителей.

В русле СР объектами внимания становятся жертвы неблагоприятных условий социализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.022 с.)