Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психосоциальная работа как теоретическая модель и практикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психосоциальная работа - это работа, которая указывает на способы решения проблем. Психосоциальная работа в практике СР занимает значительное место, т.к. СР-к должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание, также различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; уметь оказывать первичную социальную поддержку нуждающимся; постоянно общаться с людьми, обремененными психологическими проблемами. СР-к должен владеть принципами психологически правильного общения. В практике СР одно из центральных мест принадлежит индивидуальной беседе с клиентом. Нередко в помощи СР-ка нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния, у них как правило наблюдаются тенденции в сфере психики (агрессия, депрессия, аутизм). Объекты психосоциальной работы - это люди, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей. В ПСР объект и субъект совпадают - это человек. Теоретическим основанием ПСР является психодинамика, которая сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпритациях, начиная с Фрейда. Разумеется, сегодня психодинамические интерпритации поведения людей являются составной частью современного психологического знания. Однако это знание и разработка на его основе психодинамической модели СР, характеризуемой чаще всего в качестве психосоциальной, обусловили возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий СР, оказания психосоциальной помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы. ПСР опирается на несколько оновополагающих постулатов (компонентов): 1) СР-к в контексте отношений с клиентом должен исходить из того, что клиент не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению. 2) Воздействие СР-ка на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение и статус. Важным фактором психосоциальной работы является признание принципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в конкретной группе, среде обитания клиента. 3) ПСР оказывается полезной в процессе осуществления конкретной помощи отдельному индивиду. 4) ПСР предполагает возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредствам воздействия на его внутренний мир. Особый акцент в ПСР делается на понимание того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека. При этом СР-к должен учесть собственные психологические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения. Психосоциальное влияние в СР включает в себя несколько этапов: 1) Изучение проблемы клиента; 2) Анализ особенностей соц. положения и психологического склада, чувств клиента; 3) Сближение, установление контакта СР-ка и клиента; 4) Осмысление основных событий жизни клиента. Влияние последних на проблемы, которые переживает человек; 5) Планирование согласованных действий СР-ка и клиента на основе завоевания доверия; 6) Совместная деятельность социума и клиента по решению проблемы. Истоки психологических теорий восходят к Фрейду, который впервые описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение и личность. Он утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, в негативном детстве. Сознание, подсознание и бессознательное - 3 уровня психического. Именно на бессознательном уровне находятся основные детерминанты личности, псих. энергии, побуждений (например: бессознательное чувство вины). Адлер выстроил собственное понимание бессознательного содержания личности, сущность которого состоит в признании господства индивидуализма. Когда человек выполняет свою жизненную цель, он стремится быть «особым человеком», поднимаясь над своим комплексом неполноценности, от которого хочет избавиться с помощью цели. Индивидуальная психология Адлера кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности (врожденное). Юнг последователь Фрейда. Описал коллективное бессознательное - то, что накоплено человечеством, глубинные психологические образования, которые передаются от поколения к другому в виде архетипов (архетипы - это образования, существующие уже при рождении ребенка и содержащие опыт предшествующих поколений). Именно архетипы направляют и организуют психику. Архетипы - символы, мифы, традиции. Эту структуру можно назвать Сверх - Я. Гуманистическое направление в психологии возникло и активно стало развиваться в последних десятилетиях. К этому направлению относят концепции Роджерса, Маслоу (гуманистический подход), Франкла (экзистенциональный подход), Перлса (гештальт - традиции). Важность рассмотрения вкладов в СР этих психологических подходов трудно переоценить по 2м причинам: 1) в своей основе сущность, содержание и методы СР являются гуманными. 2) подходы позволяют понять человека как целостную систему (личность), находящуюся во взаимодействии со своим окружением. Сущность гуманистической психологии Роджерса - акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решения. В основе такого подхода человек, его предназначение жить и действовать. Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: 1 уровень - (низший) естественные биологические потребности человека; 2 уровень - потребность в безопасности, опеке, знании, самовыражении; 3 уровень - потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Экзистенциональная психология дает возможность в СР с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые обеспечивают ему определенное существование. Примером могут служить теоретические построения и практика Франкла. Важнейшим стремлением личности он считал - обретение смысла жизни. Для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значительнее его отношение к случившемуся. ПСР с людьми автор назвал логотерапией - помочь найти смысл жизни и цель жизни индивида, понять как человек конструирует свой мир. Гештальт - психология. Основоположник - Перлс. В основе его подхода прежде всего непосредственные чувства и переживания, актуальный опыт. Личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Гештальт - психологи полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Черты ПСР: 1) приверженность традиционным знаниям и приемам. 2) готовность к переменам по мере появления новых знаний, приемов, идей и методов. Бихевиористский подход - основной идеей данной разновидности теоретического видения СР является утверждение, что поведение человека определяется в его существующих чертах с взаимодействием окружающей среды, которые контролируют его посредством различного рода стимулов - «Психология поведения». Психологическое вмешательство является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизнедеятельности людей. Решающее значение в работе с клиентами отводится психологическим условиям, четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, в решении рамок их реализации, демонстрации опыта решения проблем. Продиагностировать проблему клиента можно с помощью ответов на вопросы клиента (беседа). Наблюдение (особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни), психологические процедуры (тесты). Проблемой психологического вмешательства и диагностики является то, что клиент сам не хочет решать свои проблемы и не доверяет СР-ку. Психосоциальные технологии: 1) Социально- психологический тренинг - это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. 2) Семейная психотерапия - это особый вид психотерапии, направленный на психологическую коррекцию отношений и на устранение психологических расстройств в семье. 3) Индивидуальная психотерапия - это непосредственный психотерапевтический контакт специалиста и клиента, с целью изменения отношений пациента к социальному окружению и собственной личности. 4) Групповая психотерапия - это направление психотерапии, использующее особенности поведения людей в группе в целях разрешения их психологических проблем. 5) Игротерапия - это вид терапии, направленный на преодоление психологического кризиса с помощью игры. 6) Психотерапия - это комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека с целью психологической коррекции психики человека и психологической помощи психически здоровым. 7) Социотерапия - это система методов воздействия на соц. поведение, использующихся для коррекции всех форм отклонений. Профилактическая ПСР заключается в просветительской деятельности и передаче знаний (например: беседы в школах для родителей об особенностях заболеваний). Работа по оказанию ПС помощи является индивидуально направленной, систематизированной и структурированной, должна носить адресный, комплексный характер. Специфика ПСР: 1. в образовании - психологическая помощь детям (распад семьи, неуспеваемость в школе, страхи, воровство). Контроль за ходом психологического развития ребенка. 2. в здравоохранении. 3. в сфере оказания соц. услуг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.01 с.) |