По специальности 040101.65 «Социальная работа»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 040101.65 «Социальная работа»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ

 

 

ПРОГРАММА

 

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

По специальности 040101.65 «Социальная работа»

Учебный год

 

Москва - 2011

Авторский коллектив:

Д.и.н., профессор Т.А.Дубровская

Д.п.н., профессор Л.В. Мардахаев

К.в.н., профессор В.Е. Макаров

Д.п.н. профессор, Н.М.Романенко

Д.и.н., профессор Л.И.Старовойтова

Д.п.н., профессор В.В. Сизикова

К.п.н., доцент Я.В.Лопатина

Программа утверждена на заседании выпускающей кафедры социальных технологий РГСУ «10» сентября 2011 года (Протокол №2)

Программа утверждена на Совете Факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ « 6» октября 2011 года (Протокол № 4).

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101.65 «Социальная работа»

 

 

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ

Освоение образовательных программ высшего профессио­нального образования завершается обязательной итоговой аттеста­цией выпускников, обучающихся по всем формам получения выс­шего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101.65 «Социальная работа» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения.

Целью итоговой государственной аттестации является уста­новление соответствия между требованиями государственного об­разовательного стандарта по специальности 040101.65 «Социальная работа» и фактическими знаниями, навыками и умениями выпуск­ников, полученными в процессе освоения образовательной про­граммы в Российском государственном социальном университете в период действия настоящего стандарта.

Целью итоговой государственной аттестации является установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических и практических междисциплинарных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Задачи аттестации:

· выявить уровень теоретической подготовки специалистов на междисциплинарном государственном экзамене по основным предметам цикла «Специальные дисциплины» и ряду дисциплин цикла «Общепрофессиональные дисциплины»;

· определить в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы степень профессионального применения тео­ретических знаний, умений и навыков выпускников в анализе актуальных проблем социальной работы.

· выявить достигнутую степень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалиста социальной работы, уровень его адаптации к сфере или объекту профессиональной мультидисциплинарной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания образовательной программы специалиста по специальности 040101.65 «Социальная ра­бота» заключаются в том, что выпускник по специальности «Соци­альная работа» по окончании обучения должен:

· получить системные знания, предусмотренные государст­венным образовательным стандартом;

· уметь применять знания в практике социальной работы, в различных организациях и подразделениях органов социальной за­щиты населения, региональных и муниципальных образований;

· сформировать необходимые компетенции, позволяющие осуществлять эффективную самореализацию личности в системе социальной работы;

· быть готовым к продолжению процесса обучения в аспи­рантуре

· и освоению различных образовательных программ допол­нительного образования в области социальной работы.

В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ФГОС ВПО) специалист должен знать:

· основные этапы и тенденции становления социальной работы как
социального института в России и за рубежом;

· понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни
социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

· сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий
социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· профессионально-этические, организационно-управленческие и
экономические основы и проблемы социальной работы;

· основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

· основы педагогической теории и деятельности, основные формы и
методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

· основы социальной медицины;

· основы правового обеспечения социальной работы;

Специалист должен уметь:

· проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов
социальной работы;

· участвовать в исследователъско-аналитической работе соответствующего уровня;

· участвовать в организации и проведении психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы;

· получать и обрабатывать информацию о системе социальной работы;

· использовать опыт практической работы в организациях и службах социальной зашиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

· организовывать и осуществлять управленческую деятельность в социальных учреждениях и службах.

Специалист должен владеть:

· основными методами социальной работы с отдельными лицами и
различными группами населения;

· основными методами рациональной организации труда, принятия
управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

· методикой координации непосредственной контактной социальной
работы проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

· методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и
мониторинговой работы;

· основными методами социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности;

· методами образовательно-воспитательной работы в социальных
учреждениях и службах;

· основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в со­став государственной аттестации, допускаются лица, успешно за­вершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности 040101 «Социальная работа» в соответствии с избранной специализацией.

Итоговая аттестация по специальности «Социальная работа» предусматривает сдачу государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

При условии успешного прохождения всех видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается квалификация «специалист по социальной работе» по специальности «социальная ра­бота», с соответствующей специализацией и выдается диплом госу­дарственного образца о высшем профессиональном образовании. Программа итоговой государственной аттестации устанавливает:

· равные возможности и требования для выпускников всех форм обучения;

· соответствие государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 040101 «Социальная работа»;

· четкую ориентацию на оценку уровня усвоения материала по всем циклам дисциплин Государственного образовательного стандарта;

· технологию и организацию государственной итоговой ат­тестации по указанной специальности.

Государственный экзамен представляет собой первый этап ито­говой государственной аттестации выпускника специальности.

Целью государственного междисциплинарного экзамена является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. В соответствии с этим программа составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

На междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам выносятся такие группы проблем, ответ по которым позволил бы выявить степень:

1. полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области истории, теории и технологии социальной работы, ее общепрофессиональных и частнонаучных основ (включая профессиональную этику, конфликтологию, психологию, педагогику, социальную медицину, правовое обеспечение, менеджмент, гендерологию, феминологию, ювенологию, основы прогнозирования и проектирования и т.п.),

2. изучения опыта практической деятельности, организации и управления социальной работой в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения, организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической, социально-медицинской работы и т.п.;

3. овладения основными методами, технологиями и методиками социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения, в различных органах и учреждениях сфер профессиональной деятельности и т.д.

Цикл общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Антропология», «Основы социальной медицины», «Психоло­гия», «Социальная политика», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «Профессио­нально-этические основы социальной работы», «Педагогика», «Социология», «Социальная экология», «Организация, управление и администри­рование в социальной работе», «Экономические основы социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Конфликтоло­гия социальной работы», «Методика исследований в социальной работе» и «Социальная статистика».

Цикл специальных дисциплин Государственного образовательно­го стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Семьеведение», «Гендерология и феминология», «Социальная геронтология», «Проблемы социальной работы с молодежью», «Занятость населения и ее регулирование», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в сис­теме социальной работы», «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» и «Опыт организационно- административной работы в системе социальных служб».

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и закрепление, углубление и самопроверку приобретенных знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

· сущность феномена, лежащего в основе проблемы;

· место и роль феномена в жизнедеятельности общества, сис­теме социальной работы, его взаимосвязь с другими феноменами;

· основные характеристики феномена (детерминанты, стати­стические и другие данные), характеризующие его масштабность и зна­чимость;

· исторические, правовые, экономические, психологические и другие аспекты феномена;

· категориальный аппарат, используемый при изучении фено­мена;

· наиболее значимые подходы к определению и изучению фе­номена, важные исследования и достижения в данной области;

· основные способы и направления разрешения индивидуаль­ной и социальной проблематики, вызванной наличием данного фено­мена, с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта;

· перспективы развития феномена.

 

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экза­мену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изуче­нии различных феноменов, а значит уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного фено­мена, с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкрет­ной деятельности специалистов могут стать доказательством его про­фессиональной компетентности.

Сдача междисциплинарного экзамена проводится в устной форме по 2-м экзаменационным билетам. Один экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из разных разделов учебной программы. Второй билет содержит один практический вопрос, касающийся предназначения, целей, решаемых задач и примерной структуры организации и учреждения социального обслуживания либо практическая задача по действиям специалиста социальной работы в конкретной проблемной ситуации в отношении клиента социальной службы.

При ответе на каждый вопрос, поставленный в экзаменационных билетах, выпускник должен продемонстрировать свои знания комплекса учебных дисциплин, что позволит вынести заключе­ние об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

По результатам экзамена студентам выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворитель­но».

При оценке знаний студента учитывается степень усвоения им программных вопросов, глубина теоретических знаний и практических навыков, а также умение студента использовать в ответе нормативный и практиче­ский материал.

Оценка «отлично» выставляется за ответы, изложенные ло­гично, систематизировано в полном объеме; основные понятия, вы­воды и обобщения сформулированы определенно и доказательно.

Оценка «хорошо» выставляется за ответы, содержащие не­значительные пробелы в знаниях, отдельные недостатки в система­тизации или в обобщении материала, неточности в выводах.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответы, со­держащие значительные пробелы в усвоении материала, изложен­ные не систематизировано; выводы слабо аргументированы; в из­ложении материала и выводах допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответы, в которых не раскрыто содержание основного материала, нет обоб­щений и выводов.

Студенты, завершившие освоение основной образовательной программы, но не подтвердившие соответствие подготовки требо­ваниям ГОС ВПО при прохождении одного или нескольких итого­вых аттестационных испытаний, отчисляются в установленном по­рядке. Восстановление отчисленных студентов производится на ос­новании их личного заявления. Повторные итоговые аттестацион­ные испытания назначаются студенту на основании соответствующего приказа о восстановлении в РГСУ.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испыта­ний проводится не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения ИГА впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Студенты, успешно сдавшие государственный междисцип­линарный экзамен, допускаются к защите выпускной квалификаци­онной работы.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040101 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.

2. Сущность, содержание и цели государственной социальной помощи населению.

3. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения населения в РФ.

4. Принципы и закономерности социальной работы.

5. Теоретические парадигмы социальной работы.

6. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые основы.

7. Основные сферы, уровни, формы и методы социальной работы.

8. Система социальной защиты населения в РФ: основные направления деятельности и организационно-правовые формы.

9. Сущность эффективности в социальной работе

10. Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.

11. Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.

12. Объекты и субъекты социальной работы.

13. Актуальные проблемы развития теории социальной работы.

14. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.

15. Женщина и занятость: социальные аспекты.

16. Социальная работа как специфический вид практической деятельности и ее основные компоненты.

17. Социальная работа как система.

18. Статус женщины в современном обществе.

19. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.

20. Исторические модели социальной работы в России.

21. Исторические этапы становления социальной работы в России.

22. Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.

23. Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.

24. Развитие системы общественного призрения в конце XIX-нач. XX вв.

25. Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.

26. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.

27. Гендерные отношения в современном обществе.

28. Основные направления социальной работы в условиях реформирования России.

29. Основные модели социальной работы за рубежом (на примере зарубежной страны)

30. Коммуникации в социальной работе.

31. Профессиональный стресс. Причины профессионального стресса.

32. Сущность и содержание социальных технологий.

33. Сущность и классификация технологий социальной работы.

34. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы.

35. Сущность социального администрирования в современных организациях социального обслуживания.

36. Социальная работа как технологический процесс. Проблемы технологизации процессов социальной работы.

37. Виды, формы и методы технологий социальной работы.

38. Особенности служебной деятельности специалистов социальной работы.

39. Руководитель социальной службы. Сущность и содержание культуры труда руководителя.

40. Социальная диагностика как технология социальной работы, ее цели и способы проведения

41. Социальная адаптация как технология социальной работы. Виды социальной дезадаптации.

42. Игротехнологии в практике социальной работы, цели, задачи, содержание.

43. Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания.

44. Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.

45. Технология социальной экспертизы: сущность и формы.

46. Учреждения и предприятия социального обслуживания.

47. Сущность и технологии социального прогнозирования и моделирования.

48. Система управления социальной работой на муниципальном уровне, основные субъекты и объекты управления и их полномочия.

49. Технология социальной реабилитации: сущность и содержание.

50. Система управления социальной работой на федеральном уровне и полномочия органов власти в области социальной работы.

51. Система управления социальной работой на региональном уровне и полномочия органов власти в области социальной работы (на примере г. Москвы или Московской области).

52. Технология консультирования в социальной работе.

53. Технология посредничества в социальной работе.

54. Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факторы формирования.

55. Специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность.

56. Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.

57. Технология социальной работы с пожилыми гражданами.

58. Кадровое обеспечение социальных служб.

59. Мотивация и стимулирование деятельности персонала в социальной службе.

60. Технология социальной работы с инвалидами.

61. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.

62. Управление персоналом в социальной службе.

63. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.

64. Технологии социальной работы с безработными.

65. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах.

66. Регулирование и контроль в системе социальной работы.

67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.

68. Технологии социальной работы с молодыми семьями.

69. Специфика технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

70. Планирование в социальной службе как функция управления.

71. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений.

72. Технологии социальной работы на промышленном предприятии.

73. Особенности технологий социальной работы в сельской местности.

74. Виды учреждений социального обслуживания населения.

75. Субъекты, объекты, уровни и функции управления в социальной работе, их краткая характеристика.

76. Технологии социальной работы с бездомными.

77. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.

78. Управление социальной работой как одно из направлений социального менеджмента.

79. Основные цели, задачи и виды социального обслуживания.

80. Управление государственной системой социальных служб.

81. Сущность научной организации труда в социальной работе.

82. Социально-правовой статус социального работника.

83. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.

84. Технологии социальной работы с семьей группы риска.

85. Технологии социальной работы с наркозависимыми.

86. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы.

87. Организация медико-социальной помощи. Типы систем здравоохранения.

88. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.

89. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.

90. Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.

91. Сущность социально-медицинской работы.

92. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.

93. Профессионально-этические требования к личности руководителя социальной службы.

94. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.

95. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы.

96. Система социальной защиты населения.

97. Социальная политика государства: сущность и содержание.

98. Рынок социальных услуг: роль бизнеса в развитии социальной сферы.

99. Социальная работа как профессиональный вид деятельности. Система подготовки кадров для социальной работы.

100. Социокультурный фактор в социальной работе.

 


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040101.65

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.

Педагогические аспекты социализации личности. Образование. Педагогический процесс и его составляющие. Воспитание. Обучение. Развитие. Система и методы непрерывного образования. Система образовательных учреждений; организационно-методическое руководство современным учебно-воспитательным процессом; многофакторность современного образовательного процесса; интеграция воспитательных функций, возможностей школы и социальной среды.

Учреждения и предприятия социального обслуживания.

Социальная служба - институциональная форма управления в социальной работе. Определение социальной службы в соответствии с действующим законодательством. Признаки и функции социальной службы

Виды социальных служб. Предприятия социального обслуживания. Частная (негосударственная) система социальных служб. Социальная служба как бюджетное учреждение. Основные направления деятельности социальных служб Российской Федерации

Планирование в социальной службе как функция управления.

Сущность и виды планирования. Принципы планирования. Программно-целевое планирование. Организация планирования в социальной службе.

71. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений.

Понятие управленческого решения. Типология управленческих решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Организация процесса разработки управленческого решения. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив. Условия неопределенности и риска. Эффективность решений. Управленческие решения и ответственность. Методы принятия управленческих решений.

РАБОТЫ

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) - это письмен­ная, самостоятельно выполненная на заключительном этапе обуче­ния студентом выпускного курса работа, имеющая своими целями:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков выпускника по получаемой им специальности;

· выявление его способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;

· развитие навыков ведения выпускником самостоятельной работы и овладение им методикой научного исследования при ре­шении проблем и задач выпускной квалификационной работы;

· развитие навыков ведения выпускником самостоятельной работы при выполнении выпускной квалификационной работы;

· выявление умений выпускника по обобщению результатов работы, разработке практических рекомендаций в исследуемой об­ласти и применению их для решения конкретных практических за­дач.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом после прохождения преддипломной практики, в период подготовки к итоговой аттестации. Тематика ВКР предлагается в соответствии с ба­зовыми профессиональными дисциплинами и утверждается решением кафедр. После выбора темы за выпускником закрепляется науч­ный руководитель из числа профессорско-преподавательского состава. Консультации с руководителем проводятся по установленному гра­фику. Последовательность и методика работы над той или иной темой выпускной работы имеет свои особенности и определяется студентом совместно с руководителем.

Готовая сброшюрованная работа вместе с отзывом научного ру­ководителя, внешней рецензией, заданием на ВКР и дискетой, на кото­рой текст представлен в электронном формате, представляется на утверждение заведующему кафедры в установленные сроки. Работа считается допущенной к защите, если на нее получены положительный отзыв научного руководителя и положительная рецензия.

Публичная защита ВКР - это обязательная часть итоговой государственной аттестации выпускника. При ее успешном прове­дении выпускнику присваивается квалификация «специалист по социальной работе» по специальности «Социальная работа» и выда­ется государственный диплом о высшем профессиональном образо­вании. Студенту ВКР не возвращается, она хранится в архиве вуза.

Следует помнить, что за качество ВКР, за своевременное ее представление на кафедру и прохождение защиты на заседании ГАК несет ответственность сам студент.

Государственные образовательные стандарты высшего про­фессионального образования предъявляют к выпускным квалифика­ционным работам специалистов ряд требований.

ВКР по специальности 040101.65 «Социальная работа»представляет собой законченную разработку, в которой анализи­руются актуальные проблемы в области социальной работы, раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на мест­ном, региональном или федеральном уровнях. Особое внимание в ВКР должно быть уделено уяснению сущности социальной проблемы, составляющей предметное поле исследования, вы­движению рабочих гипотез по ее разрешению. Необходимо вы­делить, теоретически обосновать сущность и содержательное наполнение основных понятий, дать системно-структурную ха­рактеристику стоящих за ними реальных социальных проблем, процессов, явлений. При этом дипломная работа должна включать в себя признаки проектирования (замысел, предположения, рекомендации, варианты решений, расчеты и т.п.). Любая выпускная квалификационная работа по социальной работе должна быть и своего рода социальным проектом.

Студенту предоставляется право выбора темы дипломного исследования. Научный руководитель (консультант) определяется кафедрой в зависимости от выбранной студентом темы дипломного исследования и с учетом пожеланий выпускника. По представлению кафедры, по которой студент решил писать дипломную работу, тема дипломной работы и научный руководитель дипломника утверждаются приказом ректора вуза. Руководителем может быть выдано задание на выпускную квалификационную работу установленного вузом образца. В этом задании обозначается тема и ее цель и задачи, перечень подлежащих разработке вопросов (план работы), указывается календарный план поэтапного выполнения дипломной работы, возможные консультанты по различным разделам работы, срок сдачи студентом законченной работы, дата выдачи задания. Задание подписывается студентом и его научным руководителем. Контроль за ходом дипломного исследования осуществляют научный руководитель, кафедра, деканат.

Квалификационная работа специалиста по социальной ра­боте должна дать представление о том, насколько студент овла­дел методом научного анализа сложных явлений социальной действительности, показать творческое применение теории и ме­тодологических принципов исследования. Выпускная работа отражает умение студента делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекоменда­ции по совершенствованию социальной сферы. Работа должна носить завершенный, творческий характер, отражать умение сту­дента использовать оригинальные документы, материалы экспе­римента.

Общими требованиями к ВКР являются:

· высокий теоретический уровень, отражающий степень подготовленности специалиста с высшим образованием;

· элементы самостоятельности и новизны;

· освещение дискуссионных вопросов теории и практики;

· привлечение практического (фактического) материала;

· четкая и логичная структура;

· связное изложение содержания;

· аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

Выпускная работа должна отражать умения студента делать теоретические обобщения, подбирать адекватные методы сбора и обработки информации, анализа полученных данных, давать обос­нованные предложения и рекомендации.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна иметь четкую структуру и включать в себя:

- введение,

- 2-3 главы (раздела),

- заключение,

- список использованной литературы,

- приложения (при необходимости).

Во введении автор должен обосновать актуальность своей темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет исследования, его цели и задачи, а также гипотезу. В главах работы (разделах) автор раскрывает и анализирует наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы и способы ее решения. В заключении кратко подводятся итоги исследования и выдвигаются конкретные предложения. Особое значение придается практическому применению результатов исследуемой проблемы.

ВКР оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, схем и других материалов, иллюстрирующих отдельные его положения. При написании ВКР используется научный стиль изло­жения, текст грамотно оформляется в соответствии с установлен­ными требованиями, правильно выполняются библиографические ссылки. Обязательной частью текста является список использован­ных источников.

Основные критерии оценки ВКР:

«Отлично»выставляется за следующую ВКР:

· работа носит исследовательский характер, содержит грамот­но изложенную теоретическую базу, содержательный анализ прак­тического материала; характеризуется логичным изложением мате­риала с соответствующими выводами и обоснованными предложе­ниями;

· при защите работы студент показывает глубокие знания во­просов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные рекомендации, использует демонстрационный мате­риал; свободно и полно отвечает на поставленные вопросы;

· на работу имеются положительные отзывы научного руко­водителя и она оценивается на «отлично» рецензентом.

«Хорошо»выставляется за следующую выпускную работу:

· ВКР носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный анализ практического материала. Характеризуется не вполне системным изложением материала. Выводы по работе носят правильный, но не вполне развернутый характер;

· ВКР позитивно характеризуется научным руководителем и оценивается как «хорошая» в рецензии;

· при защите студент в целом показывает знания вопросов те­мы, умеет привлекать данные своего исследования, вносит свои ре­комендации; Во время доклада используется демонстрационный материал, студент без особых затруднений отвечает на поставлен­ные вопросы.

«Удовлетворительно»выставляется за следующую ВКР:

· носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу и базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором. В работе просматривается непоследовательность изложения материа­ла, представлены недостаточно обоснованные утверждения;

· в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методики анализа;

· при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно»выставляется за следующую ВКР:

· она не носит исследовательского характера, не содержит анали



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.014 с.)