Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости

Поиск

Вопросы:
1. Возраст ранней зрелости, понятие «Молодость» как социально-историческая категория.
o Границы возраста.
o Кризис молодости.
2. Развитие личности в возрасте ранней зрелости.
o Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций.
o Становление индивидуального жизненного стиля.
3. Социальная активность в молодости.
o Человек для самого себя и для других.
4. Любовь, брак, создание семьи в молодости.
5. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса.
6. Общепсихологическая характеристика возраста средней зрелости (в чём суть понятий «взрослость», «зрелость»)
o Границы возраста.
o Проблемы переходов от возраста к возрасту.
o Кризис середины жизни
7. Акмеология.
8. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности.
9. Расширение сферы социальной активности и социальной ответственности в зрелости.
10. Общая характеристика периода старения и старости.
o Границы и стадии возраста.
o Биологические аспекты геронтогенеза.
11. Психологическое переживание старения и старости.
12. Изменения в функционировании психических функций в старости.
13. Изменение структуры социальной активности в старости.
o Проблема одиночества.
14. Особенности эмоциональная сферы в старости.
15. Особенности личности пожилого (старого) человека.
o Типы старения.
16. Личностные новообразования в старости.
17. Изменения в структуре мотивации в старческом возрасте.
18. Изменения временной перспективы в старости.
19. Феномен смерти.
20. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания.
o Проблема "жизни после жизни".
21. Смерть как кризис индивидуальной жизни.
o Основные показатели смерти.
o Этические аспекты эвтаназии.
22. Психологические аспекты умирания.
23. Танатотерапия.

Литература для конспектирования:
1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.373-382
а) возникновение акмеологии;
б) границы и структура возраста зрелости;
в) результаты исследования.
2. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.382-396
а) необходимость построения современной периодизации онтогенетического развития;
б) принципы и проблемы построения возрастной периодизации;
в) изменения, происходящие с человеком в период зрелости;

Рефераты:
1. Развитие идентичности в зрелом возрасте: стадии шесть – восемь по Э.Эриксону
2. Проблема самоактуализации личности
3. Динамика интеллектуального развития взрослых
4. Личность и коллектив
5. Долгожители и их особенности
6. Отношение к старости в различных странах
7. Р. Моуди о смерти
8. Тема смерти в работах С.Грофа

Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. -- М.: Академия, 1997.
4. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.
6. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

Основная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,1997. – 704 с.
  2. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возр. и пед. психологии /под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.2. – М., 1981. – С.121–125.
  3. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Психология развития: Хрестоматия. – СПб., Питер, – 2001. с.12-23.
  4. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.115-123.
  5. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.373-382.
  6. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития / Принцип развития в психологии. – М.,1978. – С.3–20.
  7. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. – 1994. – № 3.
  8. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С.86–99.
  9. Аснин В.И. Об условиях надежности психолого–педагогического эксперимента // Хрестоматия по возр. и пед. психологии /под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.1. – М., 1980. – С.220–228.
  10. Басов М.Я. Иллюстрированная схема конкретных проявлений качественных особенностей психических функций в поведении ребенка дошкольного возраста // Хрестоматия по возр. и пед. психологии / под ред И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.1. – М., 1980. – С.18–23.
  11. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000.
  12. Би Х. Развитие ребенка. – СПб, 2004. – 768 с.
  13. Бодалев А.А. Вершина в развитии личности взрослого человека. –М.,1998.
  14. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерности его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – № 3.
  15. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.,1988. – 336с.
  16. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. Детская психология. М., 1984. – Т.4. – С.376–385.
  17. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: В 6т.– Вопросы теории и истории. – М.,1982. – Т.1. – С.109–131.
  18. Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6т. Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 340–367.
  19. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр.соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 318–339.
  20. Выготский Л.С. Основное новообразование младенческого возраста // Собр. соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 303–310.
  21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1977. – С.361–365.
  22. Выготский Л.С. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте // Собр. соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 280–282.
  23. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 368–375.
  24. Выготский Л.С. Период новорожденности // Собр. соч.: В 6т. – Детская психология. – М.,1984. – Т.4. – С. 269–280.
  25. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.
  26. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1988.
  27. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. – № 2.
  28. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996. – 348с.
  29. Иващенко Ф.И. Трудовой поступок школьника. – Мн., 1989.
  30. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. – Мн.,1997. – 240с.
  31. Карандашев Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. – Мн.,1993. – 184с.
  32. Козлов А.А. Старость: Социальная разобщенность или целостность?: Теории и традиции западной социальной геронтологии // Мир психологии. – 1992. – № 2.
  33. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Мн.: Университетское, 1999.
  34. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
  35. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб, 2005. – 940 с.
  36. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. – 1999. – № 2.
  37. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
  38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: из–во УРАО, 1997. – 176с.
  39. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
  40. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.
  41. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. – М.,1977. – С.206–213.
  42. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.
  43. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.
  44. Лидерс Л.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его спихологическом содержании // Психология зрелости и старения. – 2000. – № 2.
  45. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
  46. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984. – С. 77–91.
  47. Лысюк Л.Г. Становление продуктивного целеполагания у детей 2 – 4 лет в онтогенезе: Дисс.... д-ра психол. наук.: 19.00.13. – Мн., 1997. – 188 с.
  48. Маерс Д. Внутриутробное развитие / Психология. – Мн.,1997.
  49. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М., 1998. – 272с.
  50. Мессен П., Когнер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. – М., 1982. –С. 182–186.
  51. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. Учебное пособие. – М.,1981. – 84с.
  52. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.,1998. – 488с.
  53. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. – 272с.
  54. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
  55. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1996. – 374 с.
  56. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой и др. – М., 1995.
  57. Панько Е. А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф. И. Иващенко, Я. Л. Коломинского. – Мн.: Выш. школа, 1980. – С. 3 – 24.
  58. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. – М., 1977. – С. 379–385.
  59. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
  60. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А.И.Щербакова. – М., 1987. – 255с.
  61. Примерная программа психолого-педагогической практики "Первые дни ребенка в школе" для студентов выпускных курсов – Мн.,1989 – С.27–29.
  62. Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978.
  63. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. – 1999. – № 2.
  64. Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
  65. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с.
  66. Рожина Л.Н. Идентификация с литературным героем как фактор формирования личности школьника // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 65–73.
  67. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
  68. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация психического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5.
  69. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. – С–П., 1995. – С. 56–67., 112–122.
  70. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб., 2002. – 256 с.
  71. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки //Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. – М.,1977. – С.229–236.
  72. Фролькис В.В. Старение и старость // Биология старения. – М., 1982.
  73. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.1. – М.,1981. – 292с.
  74. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.2. – М.,1981. – 304с.
  75. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. – М.,1977. – 527с.
  76. Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. – 1999.
  77. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: Счастливое и безболезненное. – М., 1996.
  78. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры // Избранные психол. труды. – М.,1989. – С. 326–351.

 

Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.С. Тысяча фактов из жизни людей (с возможными психологическими обьяснениями). – Мн.,1998. – 120с.
  2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Л.,1974. – 136 с.
  3. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М., 1991.
  4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
  5. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. – 2000. – № 6. – С.51–56.
  6. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Мн.: Выш. школа, 2004. – 1–2 с.
  7. Белоус А.Н. Проблема развития памяти на ранних этапах онтогенеза в исследованиях белорусских психологов // развитие психологии в Беларуси: история и современность. – Мн., 2000.
  8. Березовин Н.Н., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. – Мн., 1975.
  9. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1976. – N6. – С.45–53.
  10. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1978. – N4. – С.23–35.
  11. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1979. – N2. – С.47–56.
  12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1979. – N4. – С.23–34.
  13. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка (Дошкольный возраст). – Мн.: Нар. Асвета, 1974. – 128 с.
  14. Белановская О.В. Психология личности: Учеб. пособие. – Мн.: БГПУ им. М.Танека, 2001. – 226 с.
  15. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения. – Мн.,1997. – 160с.
  16. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969.
  17. Веракса Н.В. Формирование пространственно–временных представлений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1977.
  18. Возрастные особенности психического развития детей / Под ре. М.И. Лисиной. – М., 1982.
  19. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. – М.,1978. – 118с.
  20. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственой деятельности // Хрестоматия по возр. и пед. психологии /под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч.2. – М.,1981. – С.97–100.
  21. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. – № 1–2.
  22. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1997.
  23. Драгунова Т.В. Подросток. – М.,1976. – 49с.
  24. Карандашев Ю.Н. Самосознание личности и развитие произвольных функций в дошкольном возрасте //Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн., 1987. – С. 3–10.
  25. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.,1979. – С. 31–43.
  26. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335с.
  27. Коссов Б.Б. Личность: теория и диагностика и развитие. – М.: Академический проект, 2000. – 240 с.
  28. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / под. ред. М.В.Гамезо. – М.,1982. – С.44–58.
  29. Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. – М.: Учпедгиз, 1962. – 279с.
  30. Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (дневник бабушки) //Вопросы психологии. – 1996. – N3. – С.
  31. Мир детства: Дошкольник. – М.: Педагогика, 1981. – 256с.
  32. Мир детства: Младший школьник. – М.: Педагогика, 1981. – 400с.
  33. Мир детства: Подросток. – М.: Педагогика, 1981. – 360с.
  34. Ниемела П.В. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека //Проблемы психологии личности. – М.,1982.
  35. Орлов А.Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии //Вопросы психологии. – 1981. – N1. – С.147–155.
  36. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно–психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979. – 88с.
  37. Панько Е.А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии /Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии /Под общ. ред. Ф.И.Иващенко, Я.Л.Коломинского. – Мн.,1980. – С.3–24.
  38. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды.– М.,1969.– С.61–233.
  39. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – СПб., 1997.
  40. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопросы психологии. – 1998. – N2. – С.3–10.
  41. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возр. и пед. психологии /под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – Ч. 2. – М.,1981. – С. 207–211.
  42. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. – М, 2004. – 496 с.
  43. Сафин В.Ф., Ников Г.Г. Психологический аспект самоопределения личности //Психол. журнал. – 1984. – Т.5. – N4. – С.65–73.
  44. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) /Под ред. А.А.Кроника. – М.,1993. – 112с.
  45. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С.37–49.
  46. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. – 1996. – N5. – С.38–51.
  47. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособ. для вузов. – М.: Школа–Пресс, 1995. – 384 с.
  48. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. –– М.: Школьная Пресса, 2000.
  49. Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет. – М.: Школа–Пресс, 1997.
  50. Старжинская Н.С. Построение процесса усвоения близко родственного языка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С.45–50.
  51. Степанова Е. И. Психология взрослых – основа акмеологии. – СПб.: СПб. акмеологическая академия, 1995. – 168 с.
  52. Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. –– СПб.: Алетейя, 2000.
  53. Сознательное и бессознательное//Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды/Сост.Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская.– СПб.,1996.– С.15–26.
  54. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.
  55. Толстых А. Возрасты жизни. – М., 1988. – С. 165–221.
  56. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994. – С. 147–176.
  57. Финькевич Л.В. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов: Республ. межведомств. научн. сборник / Под ред. Б.А.Бенедиктова, Р.И.Водейко, Ф.И.Иващенко, Я.Л.Коломинского и др. – Мн.: Народная асвета, 1987. – Вып. 8. – С. 25–31.
  58. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже: Пер. с фр. – М.: Просвещение,
  59. Флэйк–Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М.С.Мацковского. – М.: Центр человеческих ценностей, 1993. – 511 с.
  60. Фонарева С.В. Развитие предметных действий ребенка. – М., 1968.
  61. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.
  62. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. –– М.: Педагогика, 1989.
  63. Хелльбрюгге Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. – Мн.,1997.
  64. Филиппова Г.Г. Сравнительно–психологическое исследование комплекса оживления //Вопросы психологии. – 1998. – N6. – С.24–35.
  65. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принцип развития в психологии. – М.,1978. – С.316–335.
  66. Шахова И.П. Практикум по лабораторно–практическим работам курса "Возрастная психология". – Воронеж,1998. – 144с.
  67. Шахвердов Г.Г. О возрастных особенностях физического и психического развития детей. – Л., 1958. – 35с.
  68. Шихи Гейл. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ. – СПб.,1999. – 436с.

Литература для обязательного углубленного изучения

1. Александрова М. Д. Геронтогенез человека // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С. 406-436.

2. Басов М.Я. Проблема развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 7-16.

3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 120-131.

4. Валлон А. Факторы психического развития ребенка // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С. 46-56.

5. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изда­тельство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – С. 283-288.

6. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М., 1984. – с.244-268.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функции // Собрание сочинений в 6-ти т. Т.3 / Под ред. Д.Б.Эльконина – М., 1984. – с.133-163.

8. Ганзен В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский кол­лектив сотрудников кафедры психологии развития и дифферен­циальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С. 81-97.

9. Д.И. Фельдштейн. Детство как социально-психологическийфеномен социума и особое состояние развития // Хрестоматия по возрастной психологии. –М.: Изда­тельство «Институт практической психологии»; Во­ронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – С. 21-47.

10. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Во­ронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 288-290.

11. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С. 34-46.

12. Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 7-50.

13. Карандашев Ю. Н. Новые подходы к теории психического развития // Новые подходы к теории психического развития / Адукацыя і выхаванне – 1992. – № 9, с.54-61, №10, с.40-45.

14. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С.18-21.

15. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 280-283.

16. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.64-75.

17. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 4.-7

18. Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология старости и старения. Хрестоматия: для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / Составители О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С. 131-135

19. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 69-176.

20. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология старости и старения. Хрестоматия: для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / Составители О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.127-131.

21. Рубинштейн С. Л. Обучение и развитие //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1945-1979 гг./ Под ред. Ильясова, Ляудис. – М.: МГУ, 1981. – с.186-195.

22. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.91-108.

23. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Во­ронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 333-350.

24. Степанова Е. И. Психология взрослых // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский кол­лектив сотрудников кафедры психологии развития и дифферен­циальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С. 335-343.

25. Фельдштейн Д. И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 21-47.

  1. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. – М.: МПСИ, Флинта. – 1997. – 160 с.

27. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 201-242.

28. Эльконин Д.Б.. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 76-181.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ

Периодизация развития ребёнка в трудах Ж-Ж.Руссо
Периодизация развития ребёнка в трудах Я. А. Коменского
Чарльз Дарвин - учёный и человек.
Иван Михайлович Сеченов и его вклад в психологическую науку.
Иван Петрович Павлов и его вклад в психологическую науку.
Движущие силы развития - сравнение различных теорий развития;
Периодизация психического развития - сравнение различных теорий развития;
Биологическое и социальное в различных теориях развития.
Ранний бихевиоризм и его представители.
Жизнь Дж.Уотсона и его роль в теории бихевиоризма.
Роль бихевиористического направления в современной психологической науке.
Критический взгляд на психоаналитическую теорию: плюсы и минусы.
Практическое использование психоаналитической теории.
Когнитивное направление как альтернатива психоанализу
Дж. Келли и его роль в когнитивном направлении
Когнитивное направление как альтернатива бихевиоризму
Л.С. Выготский и его школа
Советская психология в довоенный период
Кризис новорожденности
Кризис 1-го года жизни
Кризис 11-12 лет
Разработка проблемы периодизации взрослого возраста в психологии
Особенности протекания родов, их влияние на младенца.
Недоношенность и её последствия для ребёнка.
Влияние алкоголя, никотина на развитие ребёнка в утробе матери.
Что такое синдром внезапной детской смерти (СВДС)?
Госпитализм у ребёнка.
Ранний возраст с точки зрения психоанализа
Дооперациональная стадия развития мышления в теории Ж.Пиаже
Особенности кризиса 3-х лет
Готовность к школьному обучению
Кризис 7-ми лет
Дошкольный возраст с точки зрения различных психологических теорий
Л.С. Выготский о воображении младшего школьника
Ж.Пиаже о мышлении младшего школьника
Л. Кольберг о моральном развитии младшего школьника
И.С. Кон о юношеской сексуальности
Идентификация личности и путаница ролей – пятая стадия развития идентичности по Э. Эриксону
Развитие идентичности в зрелом возрасте: стадии шесть – восемь по Э.Эриксону
Проблема самоактуализации личности
Динамика интеллектуального развития взрослых
Личность и коллектив
Долгожители и их особенности
Отношение к старости в различных странах
Р. Моуди о смерти
Тема смерти в работах С.Грофа

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. Предмет психологии развития.

2. Понятия направления, теории и модели психического развития

3. Направление социализации в исследовании психического развития

4. Когнитивное направление в исследовании психического развития

5. Идеи развития в структурно-генетической теории Ж.Пиаже

6. Идеи развития в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского

7. Психоаналитическое направление в исследовании психического развития

8. Экзогенное направление в исследовании психического развития

9. Эндогенное направление в исследовании психического развития

10. Направление саморазвития в исследовании психического развития

11. Эко-психологические теории развития

12. Принцип системности в современной психологии. Идея системности в теории Л.С.Выготского.

13. Общесистемные требования к модели развития

14. Понятие периодизации. Л.С.Выготский о критериях периодизации психического развития

15. Группы периодизаций детского развития. Достоинства и недостатки.

16. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.

17. Определение понятий сензитивного, литического и критического периодов развития

18. Понятия социальной ситуации развития, ведущей функций и возрастного новообразования

19. Механизм интериоризации психической функции

20. Понятия функции, подфункции, возрастного новообразования и формы поведения

21. Понятия ведущей и базовой психических функций

22. Феномен детства

23. Традиционные взгляды на пренатальный возраст.

24. Развитие в герминальном периоде пренатального возраста

25. Структурно-морфологическое развитие в эмбриональном периоде пренатального возраста

26. Физиологическое развитие в фетальном периоде пренатального возраста

27. Возрастной кризис новорожденности. Общепсихологическая характеристика новорожденности

28. Предпосылки перехода от пренатального возраста к младенческому

29. Общепсихологическая характеристика младенчества. Социальная ситуация развития в младенчестве

30. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве

31. Основное психологическое новообразование младенческого возраста

32. Развитие форм общения младенца. Развитие понимаемой речи и говорения.

33. Особенности эмоциональной жизни младенца

34. Возрастной кризис 1-го года

35. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему

36. Развитие психических функций в раннем возрасте

37. Общение и деятельность в раннем возрасте

38. Эмоциональное и личностное развитие в раннем возрасте

39. Возрастной кризис 3 лет

40. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному.

41. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста

42. Развитие речи. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками.

43. Становление личности в дошкольном возрасте

44. Познавательное развитие дошкольника.

45. Развитие психологической готовности к школьному обучению.

46. Возрастной кризис 7 лет.

47. Традиционные взгляды на младший школьный возраст. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному.

48. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

49. Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте.

50. Развитие личности младшего школьника.

51. Общепсихологическая характеристика отрочества. Исследования отрочества в психологии.

52. Подростковый кризис. Виды взрослости.

53. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте. Особенности личности подростка. Становление идентичности.

54. Юность в контексте жизненного пути личности, Психологические трактовки юности.

55. Развитие интеллектуальной сферы. Нравственное и эмоциональное развитие в юношеском возрасте.

56. Особенности развития личности в юношеском возрасте.

57. Структура взрослых возрастов

58. Взрослые возрастные кризисы

59. Акмеология. Проблемы переходов от возраста к возрас­ту.

60. Молодость как социально-историческая категория. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости

61. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.

62. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости. Мотивационные установки периода ранней взрослости.

63. Развитие личности в ранней взрослости. Становление индивидуального жизненного стиля.

64. Кризис молодости.

65. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.

66. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.

67. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни

68. Развитие когнитивной сферы в период средней взрослости.

69. Развитие аффективной сферы в период средней взрослости.

70. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.

71. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости.

72. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

73. Общая характеристика периода старения и старости. Биологические аспекты геронтогенеза.

74. Измене­ния в функционировании психических функций. Изменение струк­туры социальной активности в старости.

75. Проблема одиноче­ства. Эмоциональная сфера в старости.

76. Особенности личнос­ти пожилого (старого) человека. Личностные новообразования в старости.

77. Теории старения. Основные типы приспособления к старости.

78. Кризис конца жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.014 с.)