Стадии приближения смерти (Э. Кюблер-Росс, 1969) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии приближения смерти (Э. Кюблер-Росс, 1969)



отрицани е

 

гнев

«торг»

депрессия

принятие

 

Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно.

Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?». Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям или судьбе вообще.

Торг. Человек ищет способы продления своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие обращаются к Богу, Обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь.

Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и разлуке с родными и близкими.

Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойствие в ожидании конца.

Жизнь уходит поэтапно – в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Е. М. Пэттисон (Е. М. Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса:

* социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться на самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей;

* психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца, экстравертированное сознание угасает, уступая место измененному состоянию сознания и эффекту «вне собственного тела», появляющемуся под воздействием эндорфинов – собственных «наркотиков» мозга (R. Moody, 1976);

* мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма;

* физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абстрактно-логическое мышление — особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

Адаптация определяется как приспособление к окружающей среде. Два вида адаптации: 1) аккомодация – процесс приспособления субъекта к объекту, то есть подчинение себя внешней среде; пассивное приспособление; 2) ассимиляция – приспособление среды, объекта к себе; активное приспособление.

Акме — дословно «вершина». В психологии акме — вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Акмеология (греч. акте — высшая степень чего-либо, расцвет) — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни.

Болезнь Альцгеймера — вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых

Ведущая деятельность – вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Ведущая деятельность – деятельность, в которой вызревают основные психические новообразования, формирующаяся личность приобретает новые черты психологического облика. Не просто деятельность, которой более всего по времени занимается человек. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой диффе­ренцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в ко­торой формируются или перестраиваются частные психические про­цессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мыш­ление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и пси­хологические особенности личности на данной стадии развития (Е.Е.Сапогова).

Ведущим фактором психического развития является специально организованный процесс передачи социального опыта, то есть обучение и воспитание.

Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Возраст – временная характеристика онтогенетического развития человека. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся общими (не индивидуальными) закономерностями физиологических и психологических изменений для всех нормально развитых людей.

Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей.

Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Геронтогенез — один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет.

Гетерохронность - неравномерность развития, разновременная последовательность в развитии различных функций как физиологических, так и психических.

Госпитализм (франц. hospital — больница) — синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

Движущими силами психического развития являются противоречия между новыми потребностями и способами (возможностями) их удовлетворения.

Деменция (приобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Она часто связана со старческим возрастом и может вызываться множеством причин — прямых или косвенных.

Депривация — лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Дифференциация — сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.

Дооперационалъная стадия — один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.

Дооперационное мышление — понятие, используемое Ж. Пиаже для обозначения стадии развития мышления ребенка (2 до 7 лет), главной особенностью которой является активный процесс интериоризации внешних действий с предметами и формирование наглядных представлений.

Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию.

Жизненный путь история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Зона ближайшего развития — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.

Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.

Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.

Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.

Кризис возраста – особый, относительно непродолжительный по времени (до года) период онтогенеза, характеризующийся резкими психическими изменениями [из опор].

Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

Критические периоды детства – глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Для них характерно усиление гетерохронии и дисгармонии в развитии органов и систем как на морфологическом, так и на функциональном уровнях.

Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кординальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.

Критический период – период переломного развития, характеризующийся рассогласованностью в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием наряду с позитивными разрушительных тенденций. «Развитий здесь в отличие от устойчивых периодов совершает, скорее, разрушительную, чем созидательную работу». Критические периоды – «поворотные пункт в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса», когда «развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде (новообразования возраста).

Кросскулътуральные исследования (англ. cross — перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.

Кумулятивность развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Латентный (скрытый) период — период времени, в течение которого в силу определенных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.

Литический период – период спокойного развития. Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.

Метод возрастных срезов — методология проведения экспериментального исследования динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различным возрастным группам.

Метод поперечных срезов — методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и др. характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования несвязанных между собой групп людей, находящихся на различных временных отрезках деятельности.

Мотивация — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Моторика — движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.

Моторные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида.

Моторные способности — свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Мудрость — экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам; глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Мультиинфарктная деменция (МИД) — снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Научение – выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у ребенка формируются человеческие формы поведения и отражения действительности, процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру. Научение – основной, связанный с развитием процесс изменения индивидуума в результате приобретения личного опыта или упражнения (Г.Крайг).

Нормативные события — события, наступление которых ожидается в определенное время и переживается большинством людей.

Новообразования возраста – психологические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.

Ортогенез –теория развития живой природы (автор термина и теории – биолог Т. Эймер), согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе,

Основные психические новообразования – психические проявления, формирование которых связано с тем или иным этапом развития (биологического и психического), связанные с определенным возрастом.

Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.

Подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова.

Преформизм – представление психического развития по принципу эмбрионального развития. Лат. praeformo – заранее образую, предобразую. Учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (из опор).

Психологический возраст – характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и др. (по А.А.Реану).

Психология развития изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Она сосредотачивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит (А.А.Реан).

Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды (Г.Крайг). Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния. Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Выделяют физическое, психическое, социальное и духовное развитие человека (Л.Д.Столяренко). Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (А.А. Реан).

Рост процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции (А.А.Реан). Рост – увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости (Г.Крайг). Рост представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно одномерный количественный способ рассмотрения процессов развития (по Ю.Н.Карандашеву). Психологическое понятие роста охватывает наряду с количественными физическими изменениями множественный прирост знаний, умений, памяти, интересов и т.д., то есть числовые или измеряемые одномерные психические изменения.

Сензитивность возраста – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Сензитивность возрастная – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее ропределенному возрастному периоду (А.А.Реан).

Сензитивный период – биологически запрограммированый возрастной период значительно повышенной чувствительности для определенных внешних воздействий (по Ю.Н.Карандашеву).

Сензитивный период – наиболее благоприятный возрастной период для формирования определенных свойств и процессов психической деятельности. Это период повышенной чувствительности к определенным воздействиям, он имеет временный, преходящий характер. Сензитивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств (А.А.Реан).

Слабоумие – стойкое, малообратимое снижение интеллектуальной деятельности, которое вызвано атрофическими процессами в ЦНС. Выявлено порядка 50-70 причин слабоумия.

Созревание понимаются процессы регуляции развития, спонтанно протекающие под управлением эндогенно генерируемых импульсов роста и детерминируемые эндогенными факторами. Зависят от созревания прежде всего физические изменения. Процессы созревания создают исходные предпосылки для многочисленных процессов развития и ограничивают влияние экзогенных факторов. Нередко о созревании говорят в переносном смысле; тогда целесообразнее использовать термин «готовность» (по Ю.Н.Карандашеву). Созревание – процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом (Г.Крайг). Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума. Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций (А.А.Реан).

Социализация процесс и результат присвоения ребенком социального опыта (ценностей, норм, правил поведения) по мере его психического, интеллектуального и личностного развития. Социализация – этим понятием описывается все, относящееся к влиянию соцокультурных факторов на развитие в смысле врастания в нормы поведения и переживания, существующие в окружающей культуре или обществе. С точки зрения подрастающего поколения речь идет о социальном становлении, а сточки зрения общества – о процессе социального формирования. Процесс социализации протекает как научение через интеракцию, коммуникацию и освоение ролей в контексте общественно закрепленных ценностных представлений и норм. Освоение общественных стандартов описывается в рамках ролевой теории и понятия задачи развития. Социализация рассматривается сегодня как преимущественно двунаправленный процесс взаимовлияния между субъектом и средой (по Ю.Н.Карандашеву).

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие человека [из опор].

Социальное развитие (социализация) процесс усвоения человеком социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми (из опор).

Социальный возраст – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста (А.А.Реан).

Субъективный возраст – за основу взято самоощущение человека, то есть к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку хронологической оси проецирует (Ю.Н.Карандашев).

Физическое развитие человека – созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма.

Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни.

Этология (êthos – греч. характер, нравы) – наука о биологических основах поведения животных, занимается главным образом анализом генетически обусловленных (инстинктивных) компонентов поведения и проблемами их эволюции.

Я-концепция — обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Я-образ — совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.126 с.)