Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии приближения смерти (Э. Кюблер-Росс, 1969)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
отрицани е
гнев «торг» депрессия принятие
Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно. Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?». Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям или судьбе вообще. Торг. Человек ищет способы продления своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие обращаются к Богу, Обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь. Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и разлуке с родными и близкими. Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойствие в ожидании конца. Жизнь уходит поэтапно – в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Е. М. Пэттисон (Е. М. Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса: * социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться на самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей; * психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца, экстравертированное сознание угасает, уступая место измененному состоянию сознания и эффекту «вне собственного тела», появляющемуся под воздействием эндорфинов – собственных «наркотиков» мозга (R. Moody, 1976); * мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма; * физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Абстрактно-логическое мышление — особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций. Адаптация определяется как приспособление к окружающей среде. Два вида адаптации: 1) аккомодация – процесс приспособления субъекта к объекту, то есть подчинение себя внешней среде; пассивное приспособление; 2) ассимиляция – приспособление среды, объекта к себе; активное приспособление. Акме — дословно «вершина». В психологии акме — вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности. Акмеология (греч. акте — высшая степень чего-либо, расцвет) — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности. Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни. Болезнь Альцгеймера — вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых Ведущая деятельность – вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Ведущая деятельность – деятельность, в которой вызревают основные психические новообразования, формирующаяся личность приобретает новые черты психологического облика. Не просто деятельность, которой более всего по времени занимается человек. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития (Е.Е.Сапогова). Ведущим фактором психического развития является специально организованный процесс передачи социального опыта, то есть обучение и воспитание. Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения. Возраст – временная характеристика онтогенетического развития человека. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся общими (не индивидуальными) закономерностями физиологических и психологических изменений для всех нормально развитых людей. Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей. Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств. Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др. Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию. Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль. Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов. Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма. Геронтогенез — один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет. Гетерохронность - неравномерность развития, разновременная последовательность в развитии различных функций как физиологических, так и психических. Госпитализм (франц. hospital — больница) — синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша. Движущими силами психического развития являются противоречия между новыми потребностями и способами (возможностями) их удовлетворения. Деменция (приобретенное слабоумие) — необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Она часто связана со старческим возрастом и может вызываться множеством причин — прямых или косвенных. Депривация — лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого. Дифференциация — сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы. Дооперационалъная стадия — один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет. Дооперационное мышление — понятие, используемое Ж. Пиаже для обозначения стадии развития мышления ребенка (2 до 7 лет), главной особенностью которой является активный процесс интериоризации внешних действий с предметами и формирование наглядных представлений. Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию. Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем. Зона ближайшего развития — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка. Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности. Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений. Инволюция личности — «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик. Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт. Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств. Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п. Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания. Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека. Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком. Кризис возраста – особый, относительно непродолжительный по времени (до года) период онтогенеза, характеризующийся резкими психическими изменениями [из опор]. Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. Критические периоды детства – глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Для них характерно усиление гетерохронии и дисгармонии в развитии органов и систем как на морфологическом, так и на функциональном уровнях. Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кординальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования. Критический период – период переломного развития, характеризующийся рассогласованностью в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием наряду с позитивными разрушительных тенденций. «Развитий здесь в отличие от устойчивых периодов совершает, скорее, разрушительную, чем созидательную работу». Критические периоды – «поворотные пункт в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса», когда «развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде (новообразования возраста). Кросскулътуральные исследования (англ. cross — перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры на эти явления. Кумулятивность развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии. Латентный (скрытый) период — период времени, в течение которого в силу определенных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением. Литический период – период спокойного развития. Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых. Метод возрастных срезов — методология проведения экспериментального исследования динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различным возрастным группам. Метод поперечных срезов — методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и др. характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования несвязанных между собой групп людей, находящихся на различных временных отрезках деятельности. Мотивация — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще. Моторика — движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой. Моторные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида. Моторные способности — свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой. Мудрость — экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам; глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Мультиинфарктная деменция (МИД) — снижение интеллектуального уровня, наступающее внезапно, в виде ряда неожиданных симптомов, вызываемое инсультом или серией микроинсультов. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Научение – выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у ребенка формируются человеческие формы поведения и отражения действительности, процесс превращения биологической особи в субъекта человеческого отношения к миру. Научение – основной, связанный с развитием процесс изменения индивидуума в результате приобретения личного опыта или упражнения (Г.Крайг). Нормативные события — события, наступление которых ожидается в определенное время и переживается большинством людей. Новообразования возраста – психологические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности. Ортогенез –теория развития живой природы (автор термина и теории – биолог Т. Эймер), согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе, Основные психические новообразования – психические проявления, формирование которых связано с тем или иным этапом развития (биологического и психического), связанные с определенным возрастом. Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач. Подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Преформизм – представление психического развития по принципу эмбрионального развития. Лат. praeformo – заранее образую, предобразую. Учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма. Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (из опор). Психологический возраст – характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и др. (по А.А.Реану). Психология развития – изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Она сосредотачивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит (А.А.Реан). Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды (Г.Крайг). Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния. Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Выделяют физическое, психическое, социальное и духовное развитие человека (Л.Д.Столяренко). Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (А.А. Реан). Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции (А.А.Реан). Рост – увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости (Г.Крайг). Рост представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно одномерный количественный способ рассмотрения процессов развития (по Ю.Н.Карандашеву). Психологическое понятие роста охватывает наряду с количественными физическими изменениями множественный прирост знаний, умений, памяти, интересов и т.д., то есть числовые или измеряемые одномерные психические изменения. Сензитивность возраста – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Сензитивность возрастная – оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее ропределенному возрастному периоду (А.А.Реан). Сензитивный период – биологически запрограммированый возрастной период значительно повышенной чувствительности для определенных внешних воздействий (по Ю.Н.Карандашеву). Сензитивный период – наиболее благоприятный возрастной период для формирования определенных свойств и процессов психической деятельности. Это период повышенной чувствительности к определенным воздействиям, он имеет временный, преходящий характер. Сензитивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств (А.А.Реан). Слабоумие – стойкое, малообратимое снижение интеллектуальной деятельности, которое вызвано атрофическими процессами в ЦНС. Выявлено порядка 50-70 причин слабоумия. Созревание – понимаются процессы регуляции развития, спонтанно протекающие под управлением эндогенно генерируемых импульсов роста и детерминируемые эндогенными факторами. Зависят от созревания прежде всего физические изменения. Процессы созревания создают исходные предпосылки для многочисленных процессов развития и ограничивают влияние экзогенных факторов. Нередко о созревании говорят в переносном смысле; тогда целесообразнее использовать термин «готовность» (по Ю.Н.Карандашеву). Созревание – процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом (Г.Крайг). Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума. Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций (А.А.Реан). Социализация – процесс и результат присвоения ребенком социального опыта (ценностей, норм, правил поведения) по мере его психического, интеллектуального и личностного развития. Социализация – этим понятием описывается все, относящееся к влиянию соцокультурных факторов на развитие в смысле врастания в нормы поведения и переживания, существующие в окружающей культуре или обществе. С точки зрения подрастающего поколения речь идет о социальном становлении, а сточки зрения общества – о процессе социального формирования. Процесс социализации протекает как научение через интеракцию, коммуникацию и освоение ролей в контексте общественно закрепленных ценностных представлений и норм. Освоение общественных стандартов описывается в рамках ролевой теории и понятия задачи развития. Социализация рассматривается сегодня как преимущественно двунаправленный процесс взаимовлияния между субъектом и средой (по Ю.Н.Карандашеву). Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие человека [из опор]. Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения человеком социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми (из опор). Социальный возраст – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста (А.А.Реан). Субъективный возраст – за основу взято самоощущение человека, то есть к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку хронологической оси проецирует (Ю.Н.Карандашев). Физическое развитие человека – созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма. Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни. Этология (êthos – греч. характер, нравы) – наука о биологических основах поведения животных, занимается главным образом анализом генетически обусловленных (инстинктивных) компонентов поведения и проблемами их эволюции. Я-концепция — обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе. Я-образ — совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.014 с.) |