Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Поиск
Раздражители Рефлексы
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные - вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

 

2) ориентировочные рефлексы - направлены на контакт с раздражителем;

У новорожденного зафиксирован зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света и поворачивание головы и глаз к мягкому свету: в солнечный день в комнатах родильных домов все головы повернуты к окнам, а если в сумерках медленно водить перед глазами новорожденного зажженную свечу, то глаза начинают двигаться вслед за ней. На 1-2 неделе жизни ребенок способен поворачивать голову за медленно движущимся объектом, находящимся от него на расстоянии 20-30 см. На 2-3 неделе появляется конвергенция, и не 3-5 неделе – зрительное сосредоточение. Вначале ребенок удерживает взор не более 5 с., но уже на 2-м мес. длительность увеличивается до нескольких минут.

3) ориентировочно-пищевые рефлексы.

У новорожденного имеется система пищевых рефлексов: механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов, которые легко вызываются прикосновение к уголкам губ и слизистой оболочке языка ребенка. Во время сосания все остальные движения и реакции тормозятся. Отечественные исследователи новорожденности и младенческого возраста М.П.Денисова и Н.Л.Фигурин называли это «реакцией пищевого сосредоточения». Сосательный рефлекс актуализируется у новорожденного всегда, когда какой-либо предмет попадает в рот (соска, палец, кончик подушки).

Кроме этого у ребенка есть ряд неврологических реакций:

1) сосательный рефлекс,

2) цеплятельный рефлекс,

3) рефлекс отталкивания (прикосновение к подошвам ножек вызывает реакцию ползания, если положить ребенка животом вниз и приложить ладонь к подошвам, он оттолкнется и слегка продвинется вперед),

4) реакции лабиринтного сосредоточения (Л.С.Выготский), которые отмечаются уже на 9-й день: при покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся (возникает «лабиринтное (слуховое) сосредоточение»).

Ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, но есть некоторые, на основе которых ничего не развивается, это атавистические рефлексы. К ним относят цеплятельный, рефлекс отталкивания, реакция Моро (обхватывающий рефлекс), рефлекс «автоматической ходьбы», рефлекс плавания.

Психическое развитие ребенка в период новорожденности

Поведение новорожденного фрагментарно, оно состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов, вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются быстро, автоматически и никак не контролируются произвольно.

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Л.С.Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим. Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

Второй: жизнь новорожденного, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной но и психической. В качестве аргумента в пользу этого – факт готовности ЦНС к обслуживанию психических проявлений, новорожденный реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, в целом развиты все виды анализаторов. К моменту рождения состояние ЦНС обеспечивает начало его психической жизни.

Ведущая деятельность - эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущения недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чув­ственные эмоциональные состояния или эмоционально подчерк­нутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зри­тельное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне про­является в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорко­выми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находит­ся в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец ново­рожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразо­вание - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят от­рицательный характер. Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка - это об­ращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденно­сти - комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ре­бенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двига­тельное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потреб­ность в общении с взрослым складывается в период новорожденно­сти под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрос­лыми (B.C. Мухина); потребность во впечатлениях (Л.И. Божович).

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливае взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, изда громкие звуки и начинает улыбаться - комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

 

Период младенчества

Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5-2 месяца- 1год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность мла­денца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального об­щения - речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Вы­готский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведе­ние опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5-2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движе­ния младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объе­диняющим ощущение. 1 месяц - поднимает подбородок. 2 меся­ца- поднимает грудь. 3 месяца- тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца - сидит с поддержкой. 5-6 меся­цев - хватает рукой предметы. 7 месяцев - сидит без посторонней помощи. 8 месяцев - садится без посторонней помощи. 9 месяцев -стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев - ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев - ходит, держась одной рукой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.011 с.)